Чемпионская пресс-конференция Макса Ферстаппена

После триумфального финиша в Гран При Японии, который Макс Ферстаппен выиграл более чем уверенно, он провёл специальную пресс-конференцию уже в качестве чемпиона мира 2022 года.

Вопрос: Этот сезон сложился для вас просто прекрасно. Эмоции, которые вы сейчас испытываете, выиграв титул, отличаются от прошлогодних?
Макс Ферстаппен: Да, сейчас они совершенно другие. В том числе и потому, что совсем по-другому проходит весь сезон. Начнём с того, что сейчас мы выступаем на совершенно иных машинах, и характер гонок тоже иной. Кроме того, конечно, надо учесть число выигранных нами гонок.

Но каждая победа давалась по-своему. Например, в прошлом году всё очень сильно зависело от результатов квалификации, обычно они были основой побед. Но сейчас можно пробиваться вперёд и отыгрывать позиции, даже если вы получаете штрафы за замену двигателя. Так что год был действительно весёлый.

Безусловно, этот сезон также был по-своему совершенно особенным, и думаю, что мне будет очень трудно его повторить. Поэтому мы должны по-настоящему ценить наши достижения и постараться получить максимум удовольствия. Мы и так его получали, но, наверное, можно позволить себе порадоваться нашей победе ещё больше.

Вопрос: А тот факт, что вы выиграли титул именно в Сузуке, на домашней трассе Honda?
Макс Ферстаппен: Это вообще идеально. Поэтому сейчас настроение просто прекрасное, и не только потому, что мы сотрудничаем с Honda, с компанией, с которой работаем уже несколько лет, но и потому, что всё произошло на глазах многочисленных японских болельщиков.

Ведь когда мы только начинали работать с Honda, большинство людей говорили, что мы сумасшедшие, что у нас ничего не получится, поскольку тогда эта компания переживала тяжёлые времена. Но японские мотористы никогда не сдавались, самоотверженно трудились ради того, чтобы добиться успеха, и этот успех пришёл.

Конечно, мы были очень конкурентоспособными уже в прошлом году, но в 2022-м все сложилось ещё лучше. Поэтому я по-настоящему горжусь всей нашей командой и горжусь достижениями Honda, продемонстрировавшей именно такой настрой.

Когда вас критикуют, вам приходится непросто, поскольку уровень прессинга всегда высокий, и люди многого от вас ждут, поэтому вы должны показывать результаты. Но в Honda сохраняли спокойствие, знали, что нужно делать, и в итоге посмотрите, чего мы вместе добились.

Вопрос: Можете выбрать самый яркий момент сезона?
Макс Ферстаппен: Думаю, я бы выбрал бельгийский этап. Полагаю, в Спа мы добились просто тотального доминирования, а такие уик-энды бывают очень редко. Особенно отчётливо я это почувствовал, когда в тот вечер вернулся домой, начал вспоминать события уик-энда и осознал, что это было безумно здорово.

Вопрос: А были ли трудные моменты?
Макс Ферстаппен: Основные неприятности происходили в начале сезона, когда у нас было несколько сходов, ведь даже в не самой удачной гонке можно заработать очки. А сход – это худшее, что может произойти.

Вопрос: В какой момент сезона вы подумали: «Да, я могу выиграть титул»?
Макс Ферстаппен: Было несколько моментов, когда я думал, что у нас хорошие шансы на победу. Полагаю, так было после Гран При Франции, когда наше преимущество в чемпионате существенно выросло. У нас весьма конкурентоспособная машина, и хотя я понимал, что в предстоящих гонках нас ждёт очень острое соперничество, уже было понятно, что преимущество настолько велико, что мы его не упустим.

Вопрос: Red Bull Racing в шаге от победы в Кубке конструкторов – насколько для вас важно выиграть чемпионат ещё и в командном зачёте?
Макс Ферстаппен: Конечно, важно, это наша следующая цель. Безусловно, я готов полностью выложиться, чтобы её добиться, чтобы мы выиграли ещё и Кубок конструкторов.

Вопрос: Вы сказали, что это не только ваш титул – что это признание работы всей команды. Если вспомнить начало сезона в Бахрейне: какие ожидания у вас тогда были? Вы ожидали, что будете настолько конкурентоспособны при новом техническом регламенте? Вероятно, в прошлом году команда полностью выложилась и довольно поздно занялась проектом новой машины – позже, чем, например, Ferrari и многие другие команды?
Макс Ферстаппен: Да, естественно, когда вы ведёте столь напряжённую борьбу, другие команды, которые в ней не участвуют, могут приступить к работе несколько раньше, ведь продолжение соперничества им уже мало что даст. Поэтому мы всегда были готовы к тому, что в начале сезона у нас могут быть сложности. Но думаю, что даже в начале чемпионата мы были приятно удивлены тем, насколько мы конкурентоспособны.

А вообще, даже если вам не удаётся выступать на том уровне, на каком хочется выступать, всегда важно зарабатывать очки, а у нас это не получалось. Конечно, это несколько расстраивало. Разумеется, мы были недовольны, но продолжали верить, что всё получится, сохраняли спокойствие, модернизировали машину, избавились от лишнего веса шасси и продолжали идти к прежней цели. Именно поэтому мы победили.

Вопрос: После неоднозначной концовки прошлогоднего сезона в Абу-Даби сейчас вы выиграли чемпионат в совершенно иной манере, демонстрируя подавляющее преимущество по ходу всего сезона. Значит ли это, что, завоевав второй титул, вы испытываете более глубокое удовлетворение?
Макс Ферстаппен: Как я уже говорил, ощущения совсем иные, потому что весь сезон складывался по-другому. Но я хочу сказать, что уже в прошлом году победа в чемпионате доставила совершенно особые переживания. А в этом году машины совсем другие, и мы добились более эффективной работы с командой.

Да, начало года было непростым, но я думаю, что потом мы отлично справлялись с делом, прилагая именно коллективные усилия. Мы почти не допускали ошибок. Поэтому я бы не стал сравнивать эти два года.

Вопрос: Как вы считаете, в этом году вы выступали на более высоком уровне, чем в 2021-м?
Макс Ферстаппен: Сложно сказать. Вы всегда оглядываетесь назад, думая, что можно было сделать лучше, хотите стать более совершенным. Но вы не робот, все допускают ошибки – и вы тоже. Важно стремиться свести их к минимуму, уменьшить степень риска в каких-то ситуациях. И да, иногда получается, иногда нет. Думаю, в этом году всё получилось.

Вопрос: В прошлом году после титула в Абу-Даби вы сказали, что главная цель достигнута, а все последующие успехи станут бонусом. Какова ваша цель сейчас, что вы собираетесь делать дальше?
Макс Ферстаппен: У меня есть ещё несколько лет в Формуле 1, надеюсь, мы будем не менее конкурентоспособны. Я хочу выигрывать гонки и титулы, хотя это уже не изменит того, чего я достиг.

Я действительно этим горжусь. Но я думаю, что все в команде и все, кто с нами работает, заслуживают большего. Думаю, мы способны на ещё более успешные сезоны.

Вопрос: После финиша все были в замешательстве по поводу количества очков. В какой момент вы поняли, что сегодня вечером стали чемпионом мира?
Макс Ферстаппен: По ходу гонки я понятия не имел, что они решат с очками. Целью была победа в гонке. Финишировав, я сказал: «Потрясающая гонка. Много очков, но я всё ещё не чемпион». Затем я давал интервью после финиша, и вдруг мои механики начали аплодировать. И я спросил: «Что происходит?»

Потом я понял, что Серхио стал вторым вместо Шарля, но по-прежнему не понимал, получим мы полные очки, половинные или какие-нибудь 75%. И тут Том Вуд [медиаделегат FIA] сказал, что я стал чемпионом мира. И мы начали праздновать.

Потом вдруг люди стали говорить: «Нет, у тебя недостаточно очков». Но в итоге их оказалось достаточно и я снова стал чемпионом мира!

Вопрос: Очевидно, что этот сезон складывался для вас иначе, чем прошлогодний. После неудач в первых Гран При пришлось перестроиться. Поначалу ваша машина была не самой быстрой, но статистика побед получилась потрясающей…
Макс Ферстаппен: Люди всегда ждут от вас большего, но для меня это ничего не меняет. Я не думаю, что стал более быстрым гонщиком, на этом этапе карьеры вы вряд ли найдёте ещё одну или две десятых за счёт пилотирования. Нужно извлечь уроки из предыдущих сезонов и использовать этот опыт на практике. В некоторых ситуациях вы порой действуете быстрее просто потому, что уже знаете, как с ними справляться.

По ходу сезона наша машина не была самой быстрой в квалификациях, имела лишний вес, что тоже не помогало. Но в этом году с новыми машинами многое изменилось. Если прежде вы много времени уделяли подготовке к квалификации, поскольку обгонять было сложно, то сейчас даже после не самой удачной субботы вы знали, что в воскресенье сможете обгонять. Это прекрасное качество новых машин.

Если бы в прошлом году у нас были такие проблемы в квалификациях, как в этом, мы не были бы столь конкурентоспособны. А в этом году поул отнюдь не гарантировал победу, которых мы одержали немало.

Вопрос: Вы выиграли на домашней трассе в Зандфорте, сегодня – на домашней для Honda Сузуке, впереди домашний для Серхио этап в Мексике. Чего вы от него ждёте?
Макс Ферстаппен: Мне всегда нравилось выступать в Мехико. Там низкое сцепление с трассой, по ощущениям она больше похожа на картодром. Посмотрим, как там поведёт себя наша новая машина.

Это домашняя трасса для Серхио, так что Red Bull получит отличную поддержку. Там важна максимальная скорость, а у нас в этом году с этим нет проблем.

Важно заставить шины хорошо работать на быстром круге и добиться, чтобы они не слишком сильно изнашивались на дистанции. Факторов всегда множество, но этот этап я с нетерпением жду.

Вопрос: Вы уже говорили, что два титула оставили у вас разные ощущения, но всё же – какой из них был приятнее?
Макс Ферстаппен: Первый титул всегда приносит самые яркие эмоции, а этот сезон сложился успешнее с точки зрения эффективности машины.

Вопрос: В прошлом году вы выиграли титул в последней гонке, а в этом сезоне планомерно к нему шли. Значит ли это, что и эмоции сейчас другие?
Макс Ферстаппен: Да, эмоции другие. В прошлом году мы не знали, чем всё закончится, вплоть до финиша последней гонки. Наша машина в той фазе сезона была не самой быстрой. В этом году всё иначе, но и первый и второй титул завоевать было очень приятно. Вы всегда чувствуете прессинг, на каждом круге атакуете на пределе возможностей. Я очень доволен тем, как прошёл этот сезон.

Вопрос: Макс, как вы отпразднуете эту победу? Останетесь в Японии или вернетесь домой, в Монако?
Макс Ферстаппен: Перед приездом в Японию я уже запланировал возвращение домой. До конца сезона ещё четыре гоночных уик-энда, чтобы это отпраздновать. Серьёзного прессинга больше нет, но я хочу выиграть максимум гонок в этом сезоне, полностью использовать потенциал нашей машины.

Вы не знаете, будет ли возможность побеждать в следующем году или позже. Так что я непременно постараюсь выиграть ещё несколько гонок в этом году.

Вопрос: Если судить по ситуации в чемпионате, то вы сейчас доминируете, но в начале сезона у вас не было такого огромного преимущества в очках. Вы или команда удивлены таким преимуществом? Я помню, как после гонки в Мельбурне вы сказали: «Теперь нам нужно 46 гонок, чтобы стать чемпионами в этом сезоне».
Макс Ферстаппен: Да, в то время мы были расстроены, но если сейчас оценивать сезон и то, насколько машины близки по своим характеристикам, такое преимущество по очкам очень удивляет. Однако если посмотреть на то, как развивались события непосредственно в гонках, то многое станет объяснимо.

Конечно, я рад, что всё так сложилось. С другой стороны, мне, конечно, нравится плотная борьба. Надеюсь, она у нас будет в следующем сезоне.

Вопрос: Гонки в Бахрейне и Австралии получились самыми неприятными, и команде пришлось как-то реагировать на случившееся. Можно представить, что моральный дух был не самым высоким, но как вам удалось всё преодолеть? Каким получился этот опыт?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, мы были очень расстроены, но знали, что должны быстро всё исправить. И говоря откровенно, мы чувствовали себя нормально, не было такого, чтобы команда опустила руки. Все говорили, что сезон длинный, и многое может произойти. Я говорил, что это абсолютная правда, нам нужно всё исправить, и тогда любой результат станет возможен.

Что мне действительно нравится в команде, так это то, что никто не впал в пессимизм. Конечно, все были огорчены произошедшим, но все были предельно мотивированы, чтобы исправить ситуацию. Да, можно себе позволить день или два походить расстроенным, но затем ты начинаешь думать, как всё исправить и двигаться вперёд. И ты приезжаешь на следующую гонку и вновь начинаешь улыбаться.

У нас с командой одинаковые цели, что здорово. Мне нравится, что и в дни успеха, и в дни неудач отношения в команде не меняются. Я считаю, что такой подход работает, поскольку позволяет сохранять концентрацию. Разумеется, здорово выиграть все эти гонки и завоевать титул, но завтра мы проснёмся с мыслью, что хотим побеждать ещё. Таков менталитет команды.

Вопрос: Вы можете рассказать, чем уникальны японские болельщики? Своей страстью или чем-то ещё?
Макс Ферстаппен: Да, они любят автоспорт, любят Формулу 1, и всегда одеваются по случаю. Мне очень нравится в Японии. В первую очередь, здесь потрясающая трасса и болельщики, которые каждый вечер ждут тебя у отеля. Возможно, они даже ночуют в своих машинах, чтобы утром встретить тебя вновь. Они очень преданные. Возвращаться в Японию всегда приятно, именно поэтому трёхлетняя пауза между японскими гонками тянулась очень долго.

Вопрос: Макс, я знаю, что ещё слишком рано задавать этот вопрос, но в следующем году вам предстоит защищать титул в продолжительном и напряжённом сезоне из 24-х этапов. Вы не боитесь начинать следующий сезон? Какой у вас настрой после того, как борьба в этом году уже завершена?
Макс Ферстаппен: Да, нас ждёт длинный сезон. Мне этот сезон кажется достаточно длинным, но посмотрим. Думаю, как команда мы попробуем как можно лучше подготовиться и постараемся приблизиться к той форме, которую продемонстрировали в этом сезоне. Да, это будет сложно, но я возлагаю большие надежды на людей в команде и на то, что мы вновь сможем создать действительно хорошую машину.

Вопрос: Вы когда-нибудь думали, что сможете выиграть несколько титулов в таком стиле? Вы считаете, что сможете завоевать ещё больше титулов?
Макс Ферстаппен: Это будет зависеть от развития ситуации в ближайшие годы, согласны? В команде собрана очень хорошая группа специалистов, которые отлично сработались. Теперь очень важно удержать их вместе, от этого многое зависит. Если нам это удастся, то, полагаю, они смогут многого достичь. Если в моём распоряжении будет конкурентоспособная машина, то я уверен, что мы продолжим в этом же стиле.

Но многое зависит и от того, кто будут нашими соперниками. Я верю в команду и надеюсь, что в следующие годы мы одержим ещё больше побед и, потенциально, завоюем ещё больше титулов.

Вопрос: Макс, вы провели фантастический сезон, но каково его выиграть в столь запутанных обстоятельствах? Какие уроки должна извлечь Формула 1 из сложившейся ситуации, когда после финиша вы не знали, сколько заработали очков? Разве не должна система начисления очков быть максимально понятной?
Макс Ферстаппен: Честно говоря, я не против небольшой путаницы. Мне вообще всё это показалось забавным, ведь в конечном итоге ничего не изменится, согласны? Когда я пересёк финишную черту, то даже при полных очках не стал бы чемпионом [при условии второго места Шарля Леклера]. Так что при таком сценарии путаница с очками ни на что не влияла.

Что касается ясности правил, то очевидно, что ситуация была сложной из-за погоды и числа пройденных кругов. Кроме того, существует разница, между финишем и остановкой гонки красными флагами и невозможности её продолжить.

Я считаю, что нет ничего хорошего в том, когда правил недостаточно, но нет и ничего хорошего, когда правил слишком много. Очень сложно найти золотую середину.

FIA
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё