Джеки Стюарт: Слишком много гонок? Да это смешно!

Джеки Стюарт

В интервью Auto Motor und Sport легендарный шотландец рассуждал о доминировании Mercedes, жалобах на слишком длинный календарь и героях сегодняшнего дня...

Вопрос: Чего вы ждете от нынешнего сезона Формулы 1?
Джеки Стюарт: Единственное, чего я опасаюсь – продолжения доминирования Mercedes. Я действительно надеюсь, что в Ferrari смогли прибавить настолько, чтобы бросить им вызов. Я хочу видеть и серьёзный прогресс мотористов Renault – Формула 1 нуждается в серьезном уровне конкуренции. В Mercedes отлично поработали, но люди перестают интересоваться гонками, если результат всегда одинаковый.

Вопрос: Но ведь доминирование было и в прошлом. Почему сейчас зрители не готовы мириться с таким положением вещей?
Джеки Стюарт: Болельщики готовы принять успех гонщика, но не команды. Так было даже во времена доминирования Ferrari – все знали, что Михаэль Шумахер выиграет у Рубенса Баррикелло.

Вопрос: Что для вас означала первая гонка сезона, когда вы сами выступали в Формуле 1?
Джеки Стюарт: Это было захватывающе, но часто еще до начала сезона мы выходили на старт внезачетных этапов, например Гонки чемпионов в Брэндс-Хэтче или International Trophy в Сильверстоуне. Таким образом, еще до начала чемпионата команды получали представление о том, на что реально способна машина. Для гонщиков первый Гран При никогда не был первой гонкой года.

Вопрос: 21 гонка в календаре – это много или мало?
Джеки Стюарт: Когда современные гонщики говорят, что будут полностью вымотаны после 21 Гран При, эти слова вызывают у меня смех. В 1971-м, когда я стал чемпионом мира, я 86 раз пересек Атлантику – я выступал в гонках серии CanAm, давал интервью американскому телевидению, у меня были обязательства перед Ford. Я гонялся в Формуле 1, Формуле 2, в гонках GT, в Индианаполисе. Я хочу сказать, что сегодняшние пилоты живут в раю. Даже Стирлингу Моссу в 1950-е приходилось участвовать в большем числе гонок.

Вопрос: Вы завершили гоночную карьеру в 1973-м, но все эти годы так или иначе поддерживали связь с Формулой 1. Почему?
Джеки Стюарт: Я люблю спорт, людей, гоночную культуру, интернационализм. Формула 1 – большой плавильный котел для многих национальностей и разных людей. Нет ничего более захватывающего, чем гоночная машина, несущаяся на скорости в 300 км/ч в нескольких миллиметрах от стены. Ошибки, поломки, аварии – все это имеет свое очарование. Не поймите меня неправильно, никто не хочет, чтобы погибали гонщики, но люди хотят острых ощущений. Мне повезло, что спорт достаточно благосклонно отнесся ко мне, и теперь я хочу дать что-то взамен.

Вопрос: Вы по-прежнему испытываете эмоции, когда смотрите гонки?
Джеки Стюарт: О, да. Я часто думаю, почему гонщик атакует в тот или иной момент, хотя ему следовало бы попробовать обогнать в следующем повороте. Великие пилоты отличаются от остальных тем, что заранее готовят свой маневр, и противник просто не может ничего им противопоставить.

Мне повезло, что до начала гоночной карьеры я профессионально занимался стрельбой. Это научило меня дисциплине, не поддаваться эмоциям, просчитывать свои действия. В этом плане сегодня ничего не изменилось. Конечно, технологии стали другими, но за рулем по-прежнему сидит человек. Все гонщики мыслят по-разному.

Вопрос: Например?
Джеки Стюарт: Гонщиков можно разделить на несколько категорий. Есть те, кто готов биться головой о стену, а есть те, кто побеждает за счет тактики. К ним относились Рудольф Караччиола, Хуан-Мануэль Фанхио и Джим Кларк. Ален Прост, Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель тоже принадлежат к этому типу пилотов. Совсем другими были Тацио Нуволари или Айртон Сенна – они хотели получить все и сразу. Они пилотировали агрессивно и много работали рулем. Я же всегда старался спрямить повороты.

Вопрос: К какой категории относятся пилоты Mercedes?
Джеки Стюарт: Я не уверен, к какой категории относится Льюис, но Нико входит в число гонщиков, которые добиваются своего за счет стратегии. Однако Льюис может найти большую скорость там, где, казалось, это уже невозможно.

Вопрос: На ваш взгляд, Формула 1 сейчас в кризисе?
Джеки Стюарт: Посмотрите – все видят только плохое, и я готов признать, что отрывы между командами достаточно высокие, а уровень конкуренции оставляет желать лучшего, но в Формуле 1 много привлекательных факторов.

Если сейчас и есть проблемы, то они точно такие же, как и 15 лет назад, когда Михаэль Шумахер выигрывал все подряд. Спорт в хорошей форме. В мире по-прежнему все завязано на автомобилях, поэтому любой автовладелец – потенциальный клиент Формулы 1. В ближайшем будущем я не вижу альтернативы автомобильному транспорту.

Вопрос: Формула 1 пытается остановить снижение популярности, внедряя все новые и новые правила. Это правильный путь?
Джеки Стюарт: Ситуацию можно рассматривать двояко. Например, оценим новый формат квалификации. Люди моего поколения говорят, что он слишком сложный, что нужно вернуться к прежнему варианту. А молодежь сразу приняла перемены, поскольку у них другой способ мышления. Мы всегда проводим параллели с прошлым, но примите эти перемены как нечто новое.

Я могу сказать только одно – совсем скоро в Формулу 1 придут всемирно известные компании в качестве глобальных партнеров. Этого бы не произошло, если бы чемпионат находился в кризисе.

Вопрос: В современной Формуле 1 достаточно героев?
Джеки Стюарт: Думаю, Льюиса Хэмилтона можно назвать героем. Себастьян Феттель ведет себя довольно скромно. Кими Райкконен, вероятно, более популярен, чем эти двое, хотя он практически не говорит. Он просто популярен.

Вопрос: Льюис Хэмилтон рассказывает о своей жизни в социальных сетях. Если бы в ваши годы были такие возможности, вы бы тоже выставляли свою жизнь напоказ?
Джеки Стюарт: Вероятно, я бы был скромнее. Например, у меня никогда не было своего сайта просто потому, что я не могу представить, что кого-то может заинтересовать, что делает Джеки Стюарт каждую минуту. Однако я немного старомоден, а Льюис – дитя своего времени. Таков современный мир, и я считаю, что мы должны представлять спорт на всех уровнях. Не следует критиковать пилотов, если вам кажется, что они ведут яркую жизнь.

Вопрос: Вы всегда выступали за безопасность в Формуле 1. Что вы думаете о защите Halo?
Джеки Стюарт: Антикрылья на машинах тоже поначалу выглядели смешно, но мы привыкли к ним. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы сделать ещё один шаг вперед с точки зрения безопасности. Я считаю правильным стремление обезопасить себя от несчастных случаев, даже если они случаются очень редко. Если Halo может спасти чью-то жизнь, мы должны быть благодарны появлению этой системы.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё