Изола: Цель в том, чтобы упростить гонщикам задачу

Марио Изола

Руководитель гоночного подразделения Pirelli Марио Изола рассказал об итогах сезона, о некоторых выводах, которые шинники сделали после тестов в Абу-Даби, и о планах на 2018 год.

Вопрос: Позади новый сезон с новыми машинами и новой резиной – как бы вы его оценили?
Марио Изола: Из-за всех этих перемен в 2017 году нам предстояло серьёзное испытание. В ходе зимних тестов мы получили ответы не на все вопросы. Изначально предполагалось, что новые машины должны проходить круг по трассе в Барселоне на пять секунд быстрее, чем в 2015-м. Но уже на зимних тестах они поехали на шесть секунд быстрее.

Но всё зависело от трассы, поскольку в основном машины стали лучше справляться с быстрыми и среднескоростными поворотами, где сцепление с асфальтом увеличивается и за счёт шин, и за счёт прижимной силы. Нам пришлось решать совершенно иные задачи: если семь лет назад нас попросили разработать резину, подверженную деградации, чтобы увеличить число пит-стопов, то новая цель состояла в том, чтобы создать шины, устойчивые к износу, которые не должны перегреваться, чтобы гонщики могли атаковать.

Поэтому нам пришлось полностью пересмотреть составы резины, применить новые материалы. Это было непросто, но я доволен результатом и думаю, что мы справились с задачей.

Вопрос: Задача создать шины, которые бы отличались стабильностью характеристик, была однозначно выполнена. Но вы не считаете, что в Pirelli при этом действовали излишне консервативно?
Марио Изола: Мы решили занять такую позицию, поскольку у нас не было полной информации о скоростных возможностях машин. Но также мы хотели продемонстрировать, что Pirelli может выпускать шины, которые изнашиваются не столь быстро и меньше подвержены перегреву.

Но всегда надо учитывать такой фактор, как прижимная сила. Когда одна машина вплотную преследует другую, прижим снижается, и этот эффект невозможно компенсировать только за счёт шин. Мы действовали консервативно, особенно в начале сезона, когда у нас вообще не было информации. Во второй половине чемпионата мы стали смелее подходить к выбору составов, но при этом были ограничены пятью вариантами, омологированными до начала сезона. У нас была возможность добавить в линейку более мягкие составы, и это будет сделано в 2018 году.

Вопрос: Но вы добавили два новых состава: с одной стороны, появятся шины HyperSoft, с другой – SuperHard. Для чего?
Марио Изола: Это позволяет действовать более гибко. Чем больше составов – тем шире выбор. Тесты в Абу-Даби после окончания сезона были очень важными, поскольку нам нужна была информация о разнице в скорости между шинами разных составов, а также их сопротивляемости износу. Яс-Марина – отличная трасса для тестов резины HyperSoft. В случае с Medium дело обстояло несколько сложнее, но испытания этого состава тоже были в какой-то мере репрезентативными.

Что касается двух самых жёстких составов, то по ним мы никакой информации не получили. В любом случае, SuperHard – это просто запасной вариант. Данные, собранные по более мягким шинам, очень помогут нам определиться с выбором составов для гонок 2018 года.

Есть ещё один момент: мы предлагаем более широкий спектр составов, а команды, учитывая это, могут действовать более агрессивно при разработке новых машин.

Вопрос: Можно ли по итогам тестов в Абу-Даби прийти к выводу, что разница в скорости между составами на расчётном уровне?
Марио Изола: Я бы сказал, что да, хотя мы пока проанализировали не все собранные данные. Разумеется, мы увидели, что уровень сцепления вырос. Разница между Soft, SuperSoft и UltraSoft, возможно, несколько меньше, чем мы ожидали. Это значит, что она меньше секунды на круге.

Шины HyperSoft очень мягкие, обеспечивают очень хорошее сцепление с трассой. Разумеется, при этом они быстрее изнашиваются. Но в режиме квалификации мы видим очень заметную разницу в скорости. Если говорить о более длинных сериях, то думаю, что HyperSoft выдержит не больше десяти или двенадцати кругов. Но это нормально, именно так мы и рассчитывали, разрабатывая этот состав. Все понимают, что он создан специально для городских трасс.

Вопрос: Мы увидим HyperSoft только на таких трассах?
Марио Изола: Понятно, что он будет использоваться в Монако, но я не исключаю, что также в Баку, Монреале и Шпильберге. Насчёт Сингапура я не уверен: это городская трасса, но на ней 23 поворота, а гонка проходит в условиях жары.

По поводу трассы в Сочи тоже есть сомнения, поскольку там в затяжном третьем повороте передняя правая шина загружается очень сильно. Из-за этого поворота там нужна резина, устойчивая к механическим нагрузкам, хотя на остальной части трассы проблем быть не должно. На тестах HyperSoft оказались единственными шинами, на которых мы наблюдали некоторые признаки гранулирования, но пузырения резины замечено не было. Новый профиль передних шин и их новая структура позволили добиться более равномерного распределения тепла в районе пятна контакта.

Вопрос: Насколько HyperSoft быстрее UltraSoft образца 2017 года?
Марио Изола: Вероятно, на 1,5 секунды. В Абу-Даби шины HyperSoft оказались на секунду быстрее SuperSoft, который будет использоваться в следующем сезоне. Кроме того, надо учесть, что по ходу сезона команды ведут доработку машин, и результаты прохождения кругов улучшаются примерно на секунду.

Вопрос: Pirelli часто критикуют за то, что с вашими шинами сложно работать. Новичкам Формулы 1 труднее адаптироваться к поведению резины, чем к машинам. Есть ли возможность разработать шины, которые обеспечивали бы высокие скорости, но разобраться с ними было бы проще?
Марио Изола: Тут надо говорить о рабочем диапазоне температур, который у каждого состава свой. У каждой шины – свой пик эффективности. Самый верхний участок кривой, описывающей поведение той или иной шины, можно сделать более острым или более пологим. Но всегда будет фаза прогрева, пик эффективности, а после него начинается перегрев. Это нормально для любой резины.

Но в следующем сезоне мы кое-что изменим. У шин Soft уже в 2017-м был более широкий рабочий диапазон. На его основе мы разработали новые составы, которые тоже отличаются более широким температурным диапазоном.

Объяснить природу этого явления с технической точки зрения довольно сложно, но наша цель в том, чтобы облегчить гонщикам задачу удерживать резину в этом диапазоне. Хотя, конечно, у нас более двадцати разных трасс, 20 разных гонщиков, 10 машин и т.д. Всё это непросто.

Вопрос: Pirelli – монопольный поставщик резины командам Формулы 1, следовательно, отсутствие конкуренции должно как-то сказываться на вашей работе? Получается, вы не обязаны гнаться за максимальным качеством?
Марио Изола: Мы работаем с командами, с FIA и с руководством Формулы 1, стараясь производить настолько качественную продукцию, насколько это возможно. Все команды используют наши шины, поэтому мы не заинтересованы в том, чтобы предоставить преимущество какой-то одной из них. Для нас важнее повысить качество шоу в целом. В ситуации, когда между шинниками идёт открытая конкуренция, вы поставляете резину лишь нескольким командам, концентрируясь только на улучшении её параметров.

Мы рады возможности сотрудничать со всеми в интересах всего спорта, а не в интересах конкретной команды или гонщика. Всё это довольно сложно, но, по-моему, у нас уже накоплен немалый опыт. Впрочем, если побеседовать с 20 разными людьми, вы услышите 20 разных мнений. Невозможно выпускать шины, которые бы в равной мере устраивали всех.

Текст: . Источник: Motorsport-Magazin
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё