Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Барселоне

Инженеры Формулы 1 испытывают к барселонской трассе сложные чувства: это и любовь, и ненависть одновременно. Circuit de Catalunya они знают, прежде всего, по предсезонным тестам, которые проводятся там уже многие годы, однако считают каталонское кольцо по-своему загадочным. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможной тактике команд в Гран При Испании, опираясь на опыт и знания Марка Гиллана, бывшего главного инженера Williams, а также информацию, полученную от стратегов ведущих команд и специалистов Pirelli.

Circuit de Catalunya – загадочная трасса, где постоянно меняются температурные условия, а также сила и направление ветра. Машина может радовать скоростью утром, но днем оказаться неконкурентоспособной, хотя никакие настройки на ней не менялись.

Гран При Испании – первая гонка европейской фазы сезона, и именно сюда команды привозят свои первые значительные технические новинки, на создание которых потребовалось 10-12 недель работы в аэродинамической трубе. Поэтому у всех большие ожидания, которые, разумеется, не всегда сбываются…

Трасса отличается разнообразием поворотов и очень подходит для проверки аэродинамической эффективности машины. Заключительный сектор с его характерными медленными поворотами – самый важный. Именно здесь больше всего можно отыграть или потерять. На основе скорости машины на этом секторе часто делают прогнозы ее эффективности на трассе в Монако, где пройдет следующий этап чемпионата.

В этом году в Барселоне будут использоваться шины Medium и Hard, хотя в прошлом году Pirelli привезла на гонку шины мягкого и жесткого составов. Нынешний выбор резины должен повлиять на выбор тактики. В Pirelli изменили характеристики состава Hard, приблизив его к прошлогодней версии, но при этом на пятничных тренировках каждая команда получит дополнительный комплект такой резины, чтобы гонщики смогли проехать побольше кругов и лучше адаптироваться.

Характеристики трассы

Circuit de Catalunya: 4,65 км. Дистанция гонки: 66 кругов = 307 км; 16 поворотов – эта трасса считается лучшим местом для проверки эффективности аэродинамики, благодаря комбинации скоростных и среднескоростных поворотов.

Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 317 км/час с активированной системой DRS и 305 км/час – без нее.

На полном газу гонщики проходят 60% круга, в режиме торможения – 12%, что довольно мало. 8 зон торможения, износ тормозов – средний или низкий. Для прохождения дистанции требуется 154 кг топлива (это довольно много). Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере в среднем 0,40 секунды на круге. Расход топлива: 2,6 кг на один круг. Потеря времени на пит-стопе – 19,8 секунды.

Расстановка сил

В Барселоне всегда была крайне важна квалификация: победы в 12 последних гонках доставались обладателям поул-позиций. Введение систем DRS позволило значительно улучшить ситуацию с обгонами, которые на этой трассе всегда были проблемой.

В 2013-м году Red Bull Racing завоевала два поула и две победы; победа и три подиума на счету у Lotus, два поула и два подиума – у Mercedes, а также одна победа – у Ferrari.

Скорее всего, многие команды представят в Барселоне серьезные технические новинки, в частности, модернизированные крылья, днище, а также выхлопные системы и связанные с ними компоненты. Эффективный комплекс обновлений может позволить отыграть на трассе в Барселоне до 0,3 – 0,4 секунды на круге.

Если говорить о форме гонщиков применительно к испанской трассе, то здесь добивались побед Фелипе Масса, Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Пастор Мальдонадо, Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель и Марк Уэббер. Льюису Хэмилтону подниматься на верхнюю ступень подиума в Барселоне не удавалось ни разу.

Прогноз погоды

Долгосрочный прогноз обещал неплохую погоду с температурами в районе 20 градусов и относительно небольшую вероятность дождя. Часто на ситуацию на трассе влияет такой фактор, как ветер: его резкие порывы могут отражаться на балансе машины, особенно на последнем секторе.

Шины и другие факторы

В Pirelli выбрали для Барселоны шины составов Hard и Medium. На каталонском кольце резина испытывает весьма серьезные нагрузки, и самым сложным является 3-й поворот. Его проходят на скорости 240 км/час, машина находится внутри поворота в течение 4 секунд, и передняя левая шина подвергается суровым перегрузкам. Причем, поверхность асфальта отличается высокой абразивностью.

В прошлом году Pirelli привозила в Испанию шины Hard и Soft, тогда как в этом году команды получат Hard и Medium. После четырех первых гонок сезона жесткий состав был изменен, и теперь он ближе к прошлогодней версии Hard, а именно эти шины были предпочтительным вариантом для Гран При Испании год назад. Температуры, ожидаемые в этот уик-энд, говорят о том, что жесткая резина будет работать в идеальных условиях.

Разница между Hard и Medium должна быть на уровне 0,5 – 0,8 секунды на круге.

На пятничных тренировках очень важно будет понять, сколько кругов выдержат оба состава: от этого будет зависеть тактика квалификации, и команды постараются сохранить новые комплекты того состава, который будет предпочтительным для гонки.

Из-за нескольких скоростных поворотов шины с правой стороны будут изнашиваться сильнее, особенно передняя, и как только они начнут терять скорость, надо будет ехать в боксы.

Число и вероятное время пит-стопов

Поскольку в распоряжении команд такая же резина Hard, как в прошлом сезоне, и шины Medium образца 2013 года, вероятно, мы увидим разные тактические схемы, как с двумя, так и с тремя пит-стопами. Для того чтобы сработала тактика двух пит-стопов, команда должна провести первый из них на 14-м или 15-м круге, тогда как при трех пит-стопах гонщику придется сворачивать в боксы примерно на 10-м круге.

Вероятно, вариант с тремя пит-стопами выглядит предпочтительнее, и тогда замену резины нужно будет проводить на 10-м, 26-м и 44-м кругах.

Вероятность появления автомобиля безопасности

В гонках, проводившихся на этой трассе с 2003-го года, автомобиль безопасности выезжал пять раз, и в четырех случаях это было связано с инцидентами на первом круге.

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.