Переписка между Michelin и FIA в Индианаполисе...

Пятница

Когда на свободных заездах в пятницу развернуло Рикардо Зонту, а спустя несколько минут Toyota Ральфа Шумахера ударилась об ограждение на бэнкинге, никто и подумать не мог, сколь серьезными будет последствия этих аварий. После того, как поврежденную машину Ральфа доставили в боксы представители Michelin сразу попросили команды увеличить давление в шинах, обещая назавтра опубликовать отчет о причинах аварии...

С отчетом вышли проблемы, в лаборатории Michelin не смогли смоделировать ситуацию и затребовали все комплекты резины, которые выезжали на трассу в пятницу. Выяснилось, что проблемы возникали при разных сочетаниях настроек шасси и давления, причем сразу у нескольких команд. В результате субботние свободные заезды выглядели очень необычно - гонщики срезали бэнкинг, проезжали через боксы и возвращались на трассу. В Michelin говорили о рекомендациях для команд, но они носили частный характер, ничего не гарантируя. В перерыве между свободными заездами появилось первое официальное заявление Michelin...

Michelin: "После вчерашней аварии Ральфа Шумахера инженеры проверили все шины, участвовавшие на свободных заездах, параллельно работы шли на базе в Клермон-Ферран и мы не смогли воспроизвести ситуацию, которая привела к аварии. Мы объяснили это своим партнерам и представителям FIA. Безопасность гонщиков - приоритетная задача, поэтому мы рассматриваем возможность отправки со склада другого состава резины, который должен выдержать дистанцию гонки".

Команды будут выступать на другой резине? Журналисты рванули к представителю закона - Чарли Уайтингу, который мгновенно заявил, что в этом случае будут нарушены сразу четыре пункта регламента - команды используют разную резину в квалификации и гонке, два состава резины принадлежат к разным спецификациям, превышено количество комплектов резины на уик-энд и в субботу команды не смогут заявить резину на гонку. Он же подтвердил еще один пункт регламента, который говорит о том, что FIA может отменить гонку, если в ней участвует менее 12 машин.

Квалификацию команды проехали по обычному графику, учтя рекомендации Michelin. Гонщики жаловались на плохую управляемость и недостаточный контакт с трассой из-за увеличенного давления в шинах, но Ярно Трулли выиграл поул, не побоявшись разогнать свою Toyota, несмотря на две пятничных аварии этой машины. Использованную на свободных заездах резину Michelin шинники сразу отправили в американскую лабораторию для анализа.

Суббота

Ночь выдалась жаркая. Редкие комментарии ничего не меняли, под утро возникла еще одна проблема - машина безопасности, команды попросили FIA изменить регламент, поскольку резкое снижение скорости по ходу гонки приведет в остыванию шин и снижению давления, а после рестарта возрастает риск возникновения аварийной ситуации... Тогда же появилось предложение о строительстве шиканы между 12 и 13-м поворотом, правда от этого явно бы пострадали клиенты Bridgestone, но клиенты Michelin готовы были отказаться от очков и дать соперникам преимущество на старте, лишь бы гонка прошла в полном составе

Первым официальным сообщением в день гонки стала переписка между Michelin и FIA, опубликованная на официальном сайте федерации в качестве ответа на предложения команд...

Чарли Уатингу, директору гонки и делегату безопасности FIA

18.06.2005. Суббота. Индианаполис

Дорогой мистер Уайтинг,

Проанализировав отказ резины на свободных заездах Гран При США мы не смогли идентифицировать источник проблем. Действующий регламент не разрешает смену резины, предписывая проводить гонку на комплектах, которые использовались во время квалификации.

Исключительно в интересах безопасности компания Michelin информировала своих клиентов о том, что она не в состоянии гарантировать безопасность всех комплектов резины, если не будет ограничена скорость в 13-м повороте. Мы сожалеем о сложившейся ситуации, надеемся на понимание со стороны FIA и готовы предоставить любую необходимую информацию.

Пьер Дюпаскье, Michelin Motorsport Director
Ник Шоррок, Director of Michelin F1 activities

Копии: Берни Экклстоун, Michelin, Рон Деннис (West McLaren-Mercedes),
Флавио Бриаторе (Renault F1), Фрэнк Уильямс (BMW WilliamsF1),
Петер Заубер (Sauber Petronas), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)
Ник Фрай (BAR Honda), Джон Хауэтт (Panasonic Toyota Racing)

Ответ Чарли Уайтинга на письмо представителей Michelin...

Дорогой мистер Дюпаскье, дорогой мистер Шоррок

19.06.2005. Суббота. Индианаполис

Мы получили ваше письмо от 18 июня и удивлены возникновением подобных проблем. Как вы знаете, каждой из команд разрешается привести на Гран При два различных типа резины, чтобы гарантировать наличие запасного варианта (обычно менее эффективного) на случай возникновения непредвиденных ситуаций. Нам трудно понять, почему в Индианаполисе у команд нет такого резерва и эта ситуация будет рассмотрена в соответствии со статьей 151c Международного Спортивного Кодекса.

Без сомнения вы сообщите командам максимальную безопасную скорость в 13-м повороте, а мы в свою очередь попросим их о том, чтобы не создавать проблем другим участникам гонки.

Представители некоторых команд обсуждали с нами вопрос проведения гонки на резине, которая не использовалась во время квалификации. Это прямое нарушение регламента, которое относится к компетенции стюардов. Речь не идет об исключении из гонки, но он должен быть достаточно эффективен, чтобы предотвратить возможность отказа от выступлений на квалификационной резине в будущем.

Другой вариант подразумевает замену резины во время гонки (вы ведь проинформировали команды, что гарантируете безопасность шин лишь на протяжении десяти кругов гонки). Если технический делегат и стюарды будут уверены в том, что замена резины вызвана заботой о безопасности и ни одна из команд не получит преимущества, то такие действия не будут наказаны штрафом. Если речь идет о замене шин на состав, не соответствующий выбранному типу резины, то стюарды рассмотрят вопрос наказания за такую замену.

К нам поступили предложения и размещении шиканы в 13-м повороте, но я уверен, что вы понимаете абсурдность этого предложения. Мы не можем изменять трассу из-за того, что у некоторых команд возникли проблемы, это было бы прямым нарушением регламента и несправедливо по отношению к тем, кто приехал в Индианаполис с нормальной резиной.

Искренне ваш, Чарли Уайтинг, FIA Formula One Race Director

Копии: Берни Экклстоун, Michelin, Рон Деннис (West McLaren-Mercedes),
Флавио Бриаторе (Renault F1), Фрэнк Уильямс (BMW WilliamsF1),
Петер Заубер (Sauber Petronas), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)
Ник Фрай (BAR Honda), Джон Хауэтт (Panasonic Toyota Racing),
Жан Тодт (Ferrari), Колин Коллес (Jordan), Пол Стоддарт (Minardi)

В результате ситуация выглядела следующим образом:

Оставив на машине субботний комплект гонщики могли проехать гонку, соблюдая ограничение скорости на бэнкинге.

Сменив резину перед стартом на барселонскую команды были бы оштрафованы, но эта резина не тестировалась в Индианаполисе, пусть даже теоретически ее можно было признать запасной.

Команды могли менять задние шины каждые десять кругов, но это шесть пит-стопов во время гонки, без всяких гарантий безопасности.

Эти варианты подтвердил в своем очередном письме Чарли Уайтинг: "Как мы уже говорили у ваших команд есть выбор между ограничением скорости в 12 и 13-м повороте, заменой резины на привезенную вами (что будет наказано) или неоднократной замены резины по ходу гонки (по соображениям безопасности. В этой ситуации FIA больше нечего добавить, выбор за командами".

Ход дальнейших событий воскресного утра можно реконструировать лишь по слухам - журналисты видели, как представителей всех команд (кроме Ferrari) собрал Берни Экклстоун, потом он отправился в боксы Ferrari и лишь за час до намеченного старта Гран При стало известно о том, что команды договорились о сооружении временной шиканы в 13-м повороте, которая ограничит скорость машин на бэнкинге. Без этой шиканы представители Michelin отказывались участвовать в гонке. Берни Экклстоун вручил Ferrari ультиматум о сооружении шиканы, подписанный всеми командами (в том числе и клиентами Bridgestone - Jordan и Minardi), причем клиенты Michelin отказывались от очков и готовы были предоставить соперникам необходимое преимущество на старте.

За 55 минут до старта появилось еще одно заявление Michelin: "Две наши лаборатории, во Франции и США на протяжении последних 24 часов искали причину проблем с резиной у машин Toyota. Учитывая комбинацию скорости и естественной прижимной силы на бэнкинге мы не можем гарантировать отсутствие подобных инцидентов по ходу гонки, а соответственно и гарантировать безопасность гонщиков. Компания Michelin при полной поддержке своих партнеров просит FIA об установке шиканы, которая ограничит скорость в 12-м повороте. При этих условиях команды смогут провести гонку с резиной, которую они использовали во время квалификации. Это требование отвечает интересам безопасности Гран При и болельщиков чемпионата".

Сэм Майкл, Williams: "Единственный выход из сложившейся ситуации - строительство шиканы в 12-м повороте, которая ограничит скорость машин на бэнкинге, с этим согласились девять команд из десяти. Если она не будет построена, мы не покинем боксы, пусть Ferrari гоняется в одиночестве".

В Ferrari отказывались от комментариев, справедливо ссылаясь на то, что решение подобных вопросов находится в юрисдикции FIA, а точку поставил Макс Мосли, наложивший вето на строительство шиканы.

Воскресенье

За полчаса до старта на трассу выехали две Ferrari, остальные отсиживались в боксах, но через двадцать минут все машины стояли на стартовом поле. На вопрос корреспондента Premiere о том, состоится ли старт гонки Берни Экклстоун ответил: "Конечно, вы же видите - все машины стоят на старте"...

За пять минут до старта Кристиан Хорнер все же сказал, каким будет этот Гран При: "Michelin не разрешает нам участвовать в гонках, так что проехав формировочный круг мы вернемся в боксы". Сбылся самый необычный прогноз и нам предстояло увидеть борьбу за подиум между гонщиками Jordan и Minardi.

Проехав формировочный круг клиенты Michelin вернулись в боксы, оставив на стартовом поле шесть машин - Ferrari, Jordan и Minardi. Старт. Трибуны реагировали на происходящее весьма нервно, а гонщики команд Michelin следили за ходом гонки в боксах, пока их боссы готовили заявление для прессы.

Заявление команд-клиентов Michelin: "Мы глубоко сожалеем о произошедшем на Гран При США и хотели бы извиниться перед болельщиками, телезрителями и спонсорами за отказ от участия гонке. После аварии Ральфа Шумахера в пятницу представители Michelin сообщили нам, что ни одна из шин, доступных командам, не может использоваться в гонке, если искусственно не уменьшить скорость в 13-м повороте. Мы доверяем компетентности Michelin, поэтому команды приняли к исполнению их письменное заявление о том, что выступать на этой резине, если трасса не будет переоборудована, слишком опасно для гонщиков.

Эта информация поступила командам в 6.30 утра в день гонки, после этого мы пытались найти безопасное решение проблемы, анализируя все возможные варианты. Единственным практическим предложением стало строительство шиканы перед 13-м поворотом и девять команд из десяти его поддержали, причем клиенты Michelin готовы были отказаться от очков или дать преимущество соперникам на старте. К сожалению все эти предложения были отклонены FIA.

Безопасность - приоритетная задача любой команды и FIA, к сожалению после этого мы были вынуждены последовать рекомендации Michelin, отказавшись от участия в гонке. Мы понимаем, насколько важна гонка в Америке для Формулы 1, но мы не смогли принять в ней участия".

Гонку выиграл Михаэль Шумахер, Тьяго Монтейро поднялся на подиум, две команды-аутсайдера заработали важные очки, а после финиша все жаловались на FIA и извинялись перед болельщиками...

Владельцы Indianapolis Motor Speedway принесли извинения болельщикам за испорченную гонку. Они действительно ничего не могли изменить, поэтому просто опубликовали в тексте официального сообщения адреса Michelin, FIA и FOM, дабы те знали, куда жаловаться...

Пол Стоддарт, Minardi: "Прежде всего я хочу извиниться перед болельщиками за фарс, свидетелями которого они стали. Формула 1 должна ставить спортивные интересы выше политических, но сегодня политика оказалась важнее. Девять команд из десяти договорились о строительстве временной шиканы, но эту идею отклонил президент FIA Макс Мосли и команды решили отказаться от гонки. Я поддерживаю клиентов Michelin, мы приняли решение о том, что Minardi все же примет участие в гонке после того, как на трассу выехали машины Jordan.

Надеюсь уроки этого Гран При останутся в истории. Мы могли принять решение, которое позволило бы провести гонку и в этих сложных условиях, но Ferrari и FIA посчитали, что эти проблемы их не касаются".

Отказавшись от гонки семь команд, воспользовавшись проблемами с резиной, в очередной раз противопоставили себя FIA. Это политическое решение не могло остаться без последствий со стороны федерации, но об этом поговорим в следующий раз...

После гонки

Отказ от участия в гонке сразу семи команд чемпионата, которые к тому же всячески игнорировали предложения об обсуждении регламента и вообще вели себя слишком самостоятельно, не мог остаться без ответа со стороны FIA.

Эдриан Ньюи, McLaren: "Самая большая неудача Гран При США - отказ FIA от сотрудничества с командами. Проблема с резиной - это частность, обычная техническая неурядица, которые часто встречаются в гонках, но FIA исключила себя из числа тех, кто хотел найти компромисс".

Пресс-служба федерации перешла в наступление уже в понедельник, опубликовав заявление, в котором просто повторялось то, что неоднократно озвучивалось по ходу уик-энда...

"Причина провала гонки абсолютно ясна. Каждой команде разрешается использование двух типов резины, обычно один из них более эффективен, другой - более надежен.

Очевидно ни одна из команд Michelin не привезла с собой резервный состав резины, точнее такой состав в день гонки прислали из Франции, но и он оказался опасным. Вместо бойкота, который в первую очередь ударил по американским болельщикам и телезрителям, командам следовало просто снижать скорость в 13-м повороте.

Со своей стороны мы были готовы отслеживать скорость машин, штрафуя гонщиков за ее превышение, однако команды предложили построить шикану, которая замедлила бы и клиентов Bridgestone, которые не испытывали проблем с резиной".

По горячим следам федерация вызвала на ковер представителей семи команд и Michelin, назначив заседание Всемирного Спортивного Совета на 29 июня. Парижская Площадь Согласия за свою историю видела много интересного - сначала революционеры рубили головы, потом революционерам... Мгновенно возникла старая песня о монополизации поставок резины, правда шинники сразу отреагировали ответным заявлением.

Пьер Дюпаскье, Michelin: "Мы настолько преданы Формуле 1, столько отдаем гонкам, что никаких сомнений в наших обязательствах перед чемпионатом быть не может. Сегодня многие говорят, что этих проблем не возникло бы в том случае, если бы резину для чемпионата поставляла одна компания, но на прошлой неделе в Токоно проходил этап серии NASCAR, испорченный серьезной аварией, вызванной отказом колеса, между тем резину для NASCAR поставляет одна компания. Монополия на поставку резины не решит всех проблем, главное в нашем бизнесе - быть честным перед самим собой".

Во вторник появилось еще одно заявление, якобы продиктованное тем, что некоторые из документов, адресованных семи командам попали в прессу. "Дабы сохранить атмосферу открытости" федерация опубликовала копии семи идентичных факсов, отправленных в офисы команд. Рон Деннис получил вот этот документ...

Сэр, вы вызываетесь на заседание Всемирного Спортивного Совета FIA, который пройдет в Париже 29 июня 2005 года (75008, Париж, Площадь Согласия, 8. Комната "Salle du Comite"), где вы должны будете ответить на обвинения по следующим пунктам:

- отсутствие подходящей резины
- неправомерный отказ от участия в гонке
- неправомерный отказ от ограничения скорости, которое позволило бы безопасно провести гонку на имеющейся резине
- сговор с другими командами и возвращение в боксы по окончании формировочного круга, повлекшие за собой искажение образа
Формулы 1.

Более подробные материалы будут отправлены вам в ближайшие 48 часов. Если вы хотите что-то прокомментировать до заседания, то ваши комментарии получат все члены Совета.

Тем временем организаторы Гран При Франции и Великобритании заручились гарантиями со стороны Michelin, шинники заявили, что проблемы с резиной в США носили частный характер и на европейских трассах ничего подобного не произойдет. Появились слухи о том, что BAR может пострадать больше других, ведь после скандала с топливными баками на команде висела отсроченная полугодичная дисквалификация.

Несмотря на обвинения со стороны команд Макс Мосли дистанцировался от ответственности: "Я не принимаю обвинений по поводу произошедшего на Гран При США, если бы я отвечал за команды или шинников, то никаких проблем бы не было. А вот команды должны заплатить болельщикам за потерянную гонку, компенсировав им потерянное удовольствие от свидания с Формулой 1".

За несколько дней до заседания пресс-служба Michelin опубликовала заключение специалистов компании по поводу произошедшего в Индианаполисе. Французы признали, что динамические нагрузки на заднюю левую шину в злополучном 13-м повороте превзошли все расчеты инженеров Michelin. Вместе с тем, качество материала, из которого сделаны шины, никаких нареканий на вызывает.

Буквально накануне заседания Совета руководство Michelin заявило о своем решении компенсировать расходы болельщиков, купивших билеты на Гран При США и предложить им 20 тысяч бесплатных билетов на этот Гран При в следующем году. В FIA выразили свое удовлетворение этим фактом, но вины с шинников не сняли. Семь команд-клиентов Michelin заявили о том, что по итогам заседания соберут пресс-конференцию, где выступят с общим заявлением.

Среда 29 июня могла стать черным днем в истории Формулы 1, все зависело от решения Спортивного Совета и реакции команд, которые (со слов Пола Стоддарта) пригрозили бойкотом, если наказание будет слишком серьезным. Боссы команд собрались в офисе FIA на Площади Согласия...

Решение Совета FIA оказалось неожиданным - команды признаны виновными по двум пунктам обвинения за произошедшее в Индианаполисе, но наказание будет определено на следующем плановом заседании Совета, в сентябре 2005 года, с учетом мер, принятых командами и шинниками по минимизации последствий скандала с резиной на Гран При США.

Подтверждены два пункта обвинения из пяти - отсутствие резервного комплекта резины и отказ от участия в гонке, остальные обвинения - отказ от ограничения скорости в шикане, заговор по поводу заезда в боксы после формировочного круга и несообщение стюардам гонки о своем решении, сняты с команд.

Ситуация в Индианаполисе не повлияет на отсроченную дисквалификацию BAR, поскольку речь идет о совершенно разных нарушениях.

Наказать Michelin федерации не может - компания не считается участником чемпионата, они лишь официальный поставщик резины.

Макс Мосли: "Мы решили отложить наказание по двум пунктам обвинения, окончательное решение будет принято после того, как мы увидим меры, предпринятые командами для предотвращения повторения подобной ситуации и компенсации болельщикам с их стороны. Немедленное наказание кажется мне несправедливым, но если к сентябрю ничего не изменится, мы примем серьезные меры. Я хочу дать командам время.

Мы не можем оштрафовать Michelin, хотя именно они несут ответственность за произошедшее, но федерация может косвенно влиять на поставщиков резины через их партнеров. Мы надеемся, что меры предложенные шинниками по поводу компенсации болельщикам Гран При США будут приняты, а команды сделают все, чтобы предотвратить повторение подобной ситуации в будущем.

Мы запросили у Michelin информацию об отказах резины за последние два года, есть подозрение, что проблемы с боковинами колес возникали и в прошлом, этот вопрос нуждается в серьезном анализе. Если технический отдел FIA и независимые эксперты придут к выводу, что эти шины опасны, то мы будем вынуждены запретить использование резины Michelin".

В FIA не смогли найти компромисс, который позволил бы провести гонку в Индианаполисе, но такой компромисс был найден на заседании Совета. Команды отменили пресс-конференцию, выпустив вместо этого заявление для прессы, подписанное BAR, Williams, Renault, Sauber, McLaren и Toyota. Представители Red Bull поставили свою подпись через три недели, накануне Гран При Великобритании.

"Мы разочарованы решением Всемирного Спортивного Совета FIA, подтвердившего обвинения по двум пунктам из пяти после проблем с резиной в Индианаполисе.

1. Нас обвинили в том, что мы не смогли гарантировать наличие подходящей резины, но в этом вопросе команды полностью полагаются на Michelin - это официальный поставщик резины, одобренный FIA и производитель, авторитет которого признан во всем мире. В Michelin взяли на себя ответственность за поставку неподходящей резины, при этом в решении Совета говориться о том, что "у команд действительно были серьезные, смягчающие вину, обстоятельства". Именно эти обстоятельства говорят о том, что команды не могут быть ответственны за произошедшее.

2. Нас обвиняли в неправомерном отказе от участия в Гран При, несмотря на возможность проезда через боксы на каждом круге Гран При США для исключения бэнкинга или ограничения скорости на нем. Это обвинение было снято, но как в таком случае нас могут обвинять в отказе от гонки? Команды не могли участвовать в Гран При, поскольку условия гонки признаны опасными и в любом случае это не было бы той гонкой, которая удовлетворила бы болельщиков.

Команды намерены добиваться оправдания по обоим пунктам обвинения. Мы объяснили Совету, что письменное заявление Michelin об опасности участия в Гран При, лишило нас возможности выбора, любое другое решение, кроме отказа от гонки, было бы безответственным, с чем согласились 19 действующих гонщиков чемпионата.

Команды сожалеют о том, что американские болельщики не увидели гонку с участием всех десяти команд и выражают благодарность тем, кто поддержал нашу позицию в интересах безопасности. Команды довольны тем, что компания Michelin готова компенсировать затраты тем, кто купил билеты и с нетерпением ждут начала очередного Гран При".

Если говорить о финансовых потерях Michelin, то в FIA настаивали на том, чтобы французские шинники полностью компенсировали все затраты на Гран При США, а Пьер Дюпаскье заявил журналистам, что речь может идти только о возвращении денег за билеты и покупке 20 тысяч билетов на следующую гонку в Индианаполисе. Таким образом сумма компенсации по мнению FIA должна составить 50 миллионов долларов, а в Michelin хотят ограничится 15 миллионами.

Команды-клиенты Michelin собирались даже провести дополнительную, внезачетную гонку в Индианаполисе, сразу после финального Гран При сезона, но президент Indianapolis Motor Speedway отклонил эту идею : "Никакой гонки в Индианаполисе этой осенью не будет. Нам нужно сосредоточиться на решении реальных проблем, а не придумывать альтернативу".

Двумя неделями позже клиенты Michelin смогли убедить FIA в своей невиновности. Сенат FIA сегодня заслушал доводы Рона Денниса (представлявшего интересы шести команд) и Кристиана Хорнера (представлявшего Red Bull) и рекомендовал Спортивному Совету снять с команд обвинение за произошедшее в Индианаполисе.

"Рассмотрев факты, представленные Деннисом и Хорнером, Сенат пришел к выводу, что команды не могли участвовать в гонке поскольку были связаны контрактными обязательствам. Поставщик резины явно запретил им проводить гонку на имеющейся конфигурации трассы, а по спортивным и юридическим соображениям FIA не могла разрешить изменение этой конфигурации.

В случае любого нарушения действующих правил и контрактных обязательств федерация и команды попали бы в серьезные юридические неприятности на территории США, поэтому обвинения в адрес команд должны быть сняты, как не соответствующие интересам спорта.

Сенат рекомендует Спортивному Совету отменить решение от 29 июня и отправит Совету соответствующий факс в ближайшие дни".

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.