Французская мечта : хроника заката

Алан Прост
Prost Grand Prix
83 старта 35 очков 7405 кругов 35434.83 км
37 кругов лидирования или 159.95 км 2 мест - 2
3 мест - 1 4 мест - 2 5 мест - 2 6 мест - 9
1997 6 место - 21 очко (Панис - 16, Трулли - 3, Накано - 2)
1998 9 место - 1 очко (Трулли)
1999 7 место - 9 очков (Трулли - 7, О. Панис - 2)
2000 0 очков
2001 9 место - 4 очка (Алези)
За команду выступало девять пилотов, четверо набрали очки
1. Панис - 18 2. Трулли - 11 3. Алези - 4 4. Накано - 2

В первые дни января (пока у нас еще продолжались новогодние праздники) на гоночных трассах возобновилась активная работа. Но пока одни команды составляли графики тестов, Ален Прост продолжал борьбу за Великую французскую мечту - национальную команду Формулы 1.

22 ноября 2001 года версальский апелляционный суд ввел в команде Prost GP кризисное управление, назначив шестимесячный срок для урегулирования отношений с кредиторами. Накануне хозяин команды встречался с ее персоналом на базе команды в пригороде Парижа, а позже (в день введения судом кризисного управления) дал пресс-конференцию. Подтвердив наличие долгов (200 миллионов франков, то есть около 35 миллионов долларов), он отметил, что вообще-то финансовое здоровье команды намного лучше, чем год назад. И тем не менее он решился пойти на внешнее управление, рассчитывая формализовать отношения с кредиторами и тем самым упросить свою позицию в переговорах с потенциальными спонсорами.

Прост признал, что и он допустил ошибку, сделав ставку на национальные интересы. "Если и есть ошибка, которую можно полностью отнести на мой счет, то она заключается в том, что я попытался развернуть этот проект во Франции, не имея партнеров, которые действительно были бы заинтересованы в его успехе". Плюс к тому во Франции действуют жесткие законы по охране труда, переработки не допускаются и приходится укладываться в регламентированные рабочие часы, теряя темп по сравнению с соперниками.

По словам хозяина французской команды на сезон необходимо собрать бюджет примерно в 70 миллионов долларов, 85% из которых должны внести спонсоры. "Сегодня это настоящая головная боль, особенно если учесть, что рекламные бюджеты были урезаны на 40 процентов, - говорит Прост. - Наше положение совсем не такое, как у других команд, особенно потому, что деньги нам необходимы немедленно, а время действует против нас".

По мнению Проста, порядок распределения доходов должен быть изменен, чтобы изменить такое положение вещей. "Спонсоры читают в газетах, что львиная доля доходов достается только большим автомобильным компаниям, и потому они, естественно, не хотят иметь дело с нами".

"Нам нужен крупный спонсор, - заявил Прост. - Это то, чего у нас не было с самого начала. С его появлением нам легче будет разобраться с остальными нашими проблемами".

При этом, Прост высоко оценил позицию команды Ferrari, с которой сотрудничает с прошлого года, отметив, что, благодаря их участливому отношению и доверию, а также результатам, показанным гонщиками Prost в минувшем сезоне (4 очка, девятое место), удалось обеспечить значительную часть бюджета на 2002 год. Прост также сообщил, что рассчитывает на услуги Хайнца-Харальда Френтцена, который терпеливо дожидался прояснения ситуации в команде.

Сразу после пресс-конференции на официальном сайте команды было опубликовано открытое письмо Проста.

Ален Прост

Дорогой друг!

В течении последних нескольких недель о нашей команде было сказано очень много. Но не ждите от меня немедленного ответа. Вы все знаете, в каком положении оказалась команда, потому что наверняка ознакомились с моей пресс-конференцией. У меня нет сомнений в том, что вы сделали надлежащие выводы.

Я еще раз хочу подтвердить вам свое горячее желание гарантировать жизнеспособность нашей команды. На новой базе, с новыми инвесторами, но с прежней страстью и верой. Я борюсь в том числе и за вас, за тех, кто был вместе с нами.

Я оценил итоги нашей встречи в Маньи-Кур 5 сентября и никогда не забуду об общении между сотрудниками команды и членами клуба. Я получил много писем поддержки по электронной почте, прочел много откликов на нашем сайте. Неоценимую поддержку получил от тех, кто собрался около нашей базы 22 ноября, в трудный день для команды Prost.

Мы продолжаем работать на перспективу, изучаем различные предложения, Несколько фирм уже заявили о своем желании сотрудничать с нами, но до тех пор, пока все договора не будут подписаны, я не стану делать никаких сообщений. Я надеюсь, что скоро смогу объявить вам о нашем решении.

Я по прежнему уверен в том, что Prost - сильная команда, потенциал которой остался нереализованным. Надеюсь, сезон 2002 года мы начнем в хорошей форме. Конструкторский отдел команды продолжает работать над АР05, новая машина будет большим шагом вперед. Если мы не успеем подготовить ее к гонке в Австралии, то начнем сезон с АР04 и через 2 или 3 этапа выпустим на трассу АР05. Позвольте напомнить, что АР04 показал высокую надежность и возможность для модернизации, показав четвертое время в Спа, в августе 2001 года. Окончательное решение будет принято в ближайшие дни.

Я уже говорил на пресс-конференции 22 ноября, мы начали это дело вместе и должны продолжать вместе. Сомкнем ряды. В жизни бывают такие моменты, когда мы нуждаемся друг в друге, сегодня я рассчитываю на вас. Если нам дано преодолеть эти трудности, то мы их преодолеем вместе и станем еще сильнее.

Хоть и Ален Прост при каждом своем заявлении проявлял спокойствие, это никак не уменьшало спекуляции на тему будущих спонсоров французской команды. Прост утверждал, что у него была пара-тройка вариантов, но переговоры по ним затягивались, а времени уже почти не осталось. "Мы имеем дело с людьми, которые слишком долго раздумывают и вообще ведут себя слишком осторожно", - огорчается Прост.

Так Ален Прост, сообщил журналистам Financial Times, что его главные надежды на спасение летом были связаны с принцем Аль Валидом. Молодой саудовский миллиардер, большой поклонник скорости, всерьез намеревался вступить в Формулу 1 в качестве партнера Алена Проста и даже внес на счет его команды депозит, однако после 11 сентября 2001 года сделка стала невозможной по политическим причинам.

Основой второго варианта послужили переговоры с Филипом де Лэем (Philip de Laey), представителем бельгийского семейства, которому принадлежит солидный пакет акций международного пивного концерна Interbrew, о продаже команды Prost. Начатые несколько месяцев назад, они начинали приобретать конкретные формы (к примеру, возможная структура команды с переводом управления и службы маркетинга в Канаду, но сохранением базы в Гийянукуре, рассчитывались суммы залогов для потенциальных инвесторов и спонсоров и т.п.).

К этому варианту подкрепилось также интересное предложение от канадской группы Vector, которая готова была предложить команде и свои моторы! Vector объявила о своих претензиях на Формулу 1 около двух лет назад, но не сумела заинтересовать своими разработками никого из менеджеров команд, выступающих в чемпионате мира. Интерес у ее менеджеров судя по всему не пропал. Больше того, по словам Марка Бордо, исполнительного директора Vector, еще полтора года назад компания заключила соглашение Филипом де Лэем, представляющим одного из крупнейших акционеров пивной компании Interbrew, согласно которому Vector имеет право вето на переговоры Interbrew c Prost.

Однако дата следующего заседания суда приближалась. Владелец французской команды должен был предстать перед триумвиратом арбитров Версальского арбитражного суда с отчетом о том, какие предложения от спонсоров поступили за истекший период. Было условленно, что если решение не будет найдено до 14 января, Prost GP может стать наглядным примером того, что маленьким частным командам места в Формуле 1 не осталось.

Дело даже дошло до того, что около 200 сотрудников команды Prost GP, решили собраться в четверг 4 января в Париже, чтобы попытаться спасти свою компанию. Встреча произошла в 2 часа дня местного времени перед зданием министерства промышленности с целью привлечь внимание европейских промышленников. Люди в шарфах и бейсболках с символикой Prost развернули плакаты с надписями, призывающими обратить внимание на умирающую команду. "Наша команда - это не один Ален Прост, это две сотни высоко квалифицированных сотрудников, - говорили демонстранты корреспондентам информационных агентств. - Мы не просим у правительства денег. Мы лишь хотим привлечь к себе внимание. Мы считаем, что команда вполне может существовать и может остаться при этом стопроцентно французской".

По словам пресс-секретаря у команды было от трех до десяти потенциальных спонсоров. Более точное число Ален Прост назвать отказался, объясняя это нежеланием распалять ненужные страсти.

Тем временем представители других команд явно выражали сочувствия происходящему в Prost GP. Ибо ничем другим помощь в этой ситуации не могли.

"Если кому-то и по силам вывести команду из того состояния, в каком она сейчас оказалась, то только Алену Просту. В прошлом он не раз демонстрировал бойцовский характер", - так комментировал Оливье Панис ситуацию, сложившуюся вокруг команды Prost, в которой он дебютировал в 1994 году (она носила тогда имя Ligier) и провел шесть сезонов, одержав свою единственную победу.

"Я очень огорчен теми неудачами, которые сыпались на команду в минувшие годы, и сочувствую Алену Просту и его ребятам. Формуле 1 нужны такие команды как Prost, но все, что я могу для них сделать, это пожелать удачи и найти спонсора до Гран При Австралии, что позволит им вместе со всеми выйти на старт".

Все это время оставалась под вопросом и судьба Х.Х.Френтцена. Однако уже были слухи, утверждающие, что он продолжит выступления в Формуле-1 в команде Arrows, заменив там Йоса Ферстаппена. При этом Йос Ферстаппен мог попасть в состав Minardi в напарники Алексу Йонгу - (Пол Стоддарт не раз говорил о необходимости приглашения в команду опытного пилота) Но и Minardi на ближайшие тесты пригласила сразу трёх молодых пилотов – Антонио Гарсиа, Бобби Матео и Френка Монтани. Таким образом, оставались подвешенными контракты нескольких гонщиков.

Но Хайнц-Харальд выжидал до последнего. О втором пилоте пока было рано говорить (Томаш Энге предпочел Ф3000, а Лучано Бурти уже подписал контракт тест-пилота с Ferrari).

В это же время, наверно как результат демонстрации сотрудников французской команды, появились слухи о том, что будущее команды Prost может быть обеспечено группой французских инвесторов, готовых вложить в нее 40 млн. долларов (44.65 млн.евро). Так, неназванный источник сообщил AFP, что первая встреча состоялась.

При этом основной упор делался на то, что эта группа, состоящая из промышленников и бизнесменов, предпочтет иметь в команде, которой владеет 4х-кратный чемпион мира, основную долю. "Наше исследование показало, что команда Формулы-1 может оказаться хорошим объектом для помещения капитала", - заявил один из представителей группы, пожелавший остаться неназванным. - "По согласованию с временным управляющим на этой неделе должна состояться еще одна встреча, где продолжатся переговоры. Эта команда имеет технический потенциал."

Ален Прост давал понять, что для его команды, действительно появился свет в конце тоннеля. Отвечая на вопросы корреспондента Радио Монте-Карло, "Профессор" заявил: "Я не могу дать никаких гарантий, но настроен довольно оптимистично. Мы ведем переговоры с четырьмя или пятью инвесторами. Все упирается в деньги. Сезон Формулы 1 стоит от 55 до 65 миллионов долларов. Часть покрывает доходами от продажи прав на телетрансляции, часть - спонсорами. Если кто-то внесет на наш счет 30-40 миллионов, проблем у команды не будет вообще. Я хотел бы верить в то, что мы сохраним команду и третьего марта в Мельбурне, надеюсь, на старте будут стоять два Prost".

Все ждали 15 января, когда Версальский суд в очередной раз будет оценивать ситуацию вокруг французской команды. Прост дал понять, что она на сегодня выглядит не столь критично, как в ноябре, проблема лишь в том, что кое-кто из новых партнеров не спешит исполнить свои обязательства: "месяц назад мы подписали два соглашения, одно из которых - очень серьезное. Но деньги пока не поступили, и именно потому лучше воздержаться от каких-либо заявлений".

Однако один вопрос для Prost уже был решен: "Мы будем выступать с двигателями Ferrari, благодаря помощи, которую оказал нам Жан Тодт - в этом нет никаких сомнений".

Хотя еще до 15 января были слухи, что организаторы Гран При Австралии получили рекомендации не спешить с подготовкой двух дополнительных боксов.

Вторник, 15.01.2002

Вопреки предположениям средств массовой информации никаких новостей о судьбе Prost GP во вторник не появилось. "15-е января - дата условная, - пояснял пресс-служба команды. - Мы сами ее определили, как очередной рубеж, подойти к которому мы должны в ином качестве. На самом деле работа продолжает непрерывно, мэтр Мишель изучает материалы, которые мы предоставляем, а какая-то ясность может появиться лишь к концу недели или в начале следующей".

Между тем, тон высказываний представителей команды становился все более спокойным, заявления наполнены осторожным оптимизмом. Косвенным подтверждением тому, что ситуация в Prost скоро должна была измениться, видимо, можно было считать заявление Хуба Роттенгаттера, менеджера Йоса Ферстаппена, сообщившего посетителям персонального сайта голландского гонщика, что никаких перемен в его карьере в ближайшее время не ожидалось: "Его контракт подтвержден еще летом и потому нет нужды делать это еще раз. Команда не делает заявлений, потому что ей это, видимо, не нужно. Ну а я твердо уверен, что Йос продолжит выступления за Arrows".

Понедельник, 21.01.2002

Состоялась еще одна встреча с потенциальными инвесторами, итоги которой могут быть объявлены не раньше среды. Как уже сообщалось ранее, у Проста для решения финансовых проблем своей команды предложения от инвесторов есть. Последнее из них, как предполагается, поступило 14 января от группы итальянцев, которых представляет известный в гоночном мире менеджер Чезаре Фьорио.

Понедельник, 28.01.2002

Чуда не произошло. Версальский суд объявил о ликвидации команды Prost. Имущество команды будет распродано, а вырученные средства пойдут на оплату долгов. Из разных информационных агентств можно было получить не только разные интервью Алена, но разнообразные комментарии на тему банкротства его команды.

Ален Прост: "Для меня это не слишком большой сюрприз, и я не считаю это решение наказанием. Вердикт суда означает наш провал, и я должен принять его, но все мысли сейчас о команде. Мы построили настоящую команду, наверное, наилучшим образом, но нам не хватило финансовых возможностей. Несколько месяцев и даже лет меня нещадно критиковали, и теперь можно сказать, что это решение стало чуть ли не облегчением. Меня линчевали пару последних недель, и я вижу в этом провал всей Франции. С нами не связывался ни один французский инвестор. Мы будто пустое место в Формуле-1. Я попытаюсь вернуться. Но в данный момент хотелось бы думать о команде и сотрудниках. Так что забудьте обо мне".

Кстати, долгов у Prost было меньше, чем показали бухгалтеры команды - примерно 110 миллионов франков, а не 200. "Для Формулы 1 это мелочь, - грустно пожимал плечами Прост. - Не спрашивайте, чем я буду заниматься в будущем. Я вернусь! Но сегодня меня занимает только моя команда. Мы сумели построить настоящую команду и мне не все равно, что с ней будет, какая судьба ждет ее сотрудников. А обо мне пока забудьте!"

Ален Прост и Берни Экклстоун

Ален Прост: "В последние месяцы я получил слишком много ударов в спину и сегодняшнее решение суда вызвало у меня чувство облегчения. Конечно, прежде всего это моя неудача, но мы построили хорошую команду, у которой просто не хватило денег. Больше всего проблем было дома, во Франции, пресса ополчилась против нас, команда делала все, чтобы заинтересовать французских инвесторов, но никаких реальных предложений мы не получили. Тем не менее я сделаю все, чтобы вернуть Prost в чемпионат."

Комментарии международной прессы и участников чемпионата Ф1, посвященные уходу команды Prost, не очень-то радуют бывшего владельца команды. Да, есть сочувствующие, те, кто считает, что Алену просто не повезло - он взялся за руководство своей командой не в самый подходящий для этого момент. Но гораздо больше тех, кто уверен, что в катастрофе Прост виноват сам: взялся не за свое дело и не справился. Во Франции стенаний по случаю провала "национального" проекта почти не слышно, только официальные лица высказывают сдержанное сожаление в связи с этим. В самом деле, ведь триколор подхватила крупнейшая автомобильная компания Франции Renault!

Ники Лауда: "Его команда шла не тем путем и не в то время. Если вы не показываете результаты, то при прочном экономическом положении у вас есть шанс справиться с вашими проблемами. Но частные команды, такие как Prost, которые не имеют за спиной крупных промышленников, испытывают эту проблему вдвойне. Небольшим частным командам предстоит серьезная борьба за выживание. Формула-1 не катится под откос, но некоторым командам будет очень трудно".

Пол Стоддарт: "Очень жаль, что Prost уходит, хоть это и означает, что нам достанется больше денег. Это - тревожный звонок для нашего спорта. Не думаю, что в этом году одна из команд повторит судьбу Prost, но если какая-нибудь команда потеряет основного спонсора, или, не дай Бог, случится что-нибудь наподобие событий 11 сентября, то неизвестно, как могут пойти дела. В перспективе, чтобы гарантировать выживание команд, необходимо пересмотреть вопрос распределения денег в Формуле-1, чтобы быть уверенными, что каждый получает достаточно".

Мауро Джентайл, представитель команды Porsche Italia (из интервью Bloomberg): "Управляя командой, нельзя рисковать так, как гонщик на трассе. Работа гонщика и работа менеджера - разные вещи. Чрезмерная любовь Алена Проста к Формуле-1 мешала ему трезво рассуждать".

Коррадо Провера, глава Peugeot Sport: "Мы не жалеем, что в свое время покинули Формулу-1. Это было верное решения, учитывая резкое возрастание издержек в современном автоспорте".

И вот уже совсем недавно, французский еженедельный журнал AutoHebdo опубликовал интервью с Аленом Простом, в котором бывший владелец французской команды попытался объяснить, что же на самом деле произошло с его детищем. Прост не отрицает собственных ошибок, однако уверен в том, что совершал их только по собственной наивности и из-за отсутствия необходимого опыта.

"Моей первой ошибкой было хорошее отношение к Peugeot, - рассказывает француз. - Рон Денис еще в 1994 году предугадал развитие событий в этой компании и разорвал с ней контракт. Для него это было легко, потому что у Рона был в запасе Mercedes-Benz. Моей же ошибкой стало нежелание сделать усилие над собой и сказать наконец "нет".

Кстати, тот же Денис в интервью журналу F1 Racing аккуратно намекнул, что Просту не стоит взваливать собственную вину на плечи других людей: "Я считаю, что из бывших гонщиков крайне редко получаются хорошие менеджеры. Пилоты стремятся к собственным победам. Они должны быть такими, а руководитель таким быть не может. Хорошему боссу нужно все время контролировать ситуацию и подхватывать лучшие идеи подчиненных, которых у него, поверьте, очень много. Странно, что всех так удивляет, что профессиональный пилот не обладает подобными навыками".

Прост сообщил журналистам AutoHebdo, что по крайней мере пять крупных компаний предлагали его команде спонсорство, однако так и не сделали следующего шага. Особенно обидно, по словам француза, было отказаться от сделки с американской компанией, предложившей решить все проблемы команды и дать ей возможность все так же базироваться на родине четырехкратного чемпиона мира. Ален сказал, что им просто не хватило времени для того, чтобы окончательно урегулировать все вопросы.

Прост также остался очень недоволен поступком интернет-портала "Yahoo!", подписавшего с ним 100-миллионный контракт на три года и отказавшегося от него уже через несколько месяцев из-за известной истории с падением акций хай-тек компаний на бирже NASDAC.

Еще одной большой своей ошибкой Прост считает назначение Алена Дженкинса на пост технического директора своей "конюшни": "Я работал с ним в McLaren, и он казался мне приятным, открытым и доступным человеком. Придя в Prost Grand Prix он замкнулся и, что самое ужасное, начал чинить препятствия всему французскому. Дженкинс разрушил все то, что Бернар Дюдо сумел построить вместе с командой и ее болельщиками. Его назначение - сумасшедшая ошибка, катастрофа, с которой я покончил настолько быстро, насколько смог".

Прост также не поленился раскритиковать своего бывшего партнера Педро-Пауло Диница, назвав его "не слишком серьезным ребенком, за которого все решает его папа". Ален припомнил один случай, когда он со своими адвокатами ждал Диница для того, чтобы подписать контракт, а экс-пилот в тот же самый момент приятно проводил время на своей яхте в Сен-Тропез.

Не преминул великий француз пройтись и по родному правительству, припомнив ему легализацию 35-часовой рабочей недели, социальные проблемы и в то же время беспринципную поддержку концерна Renault, владельцем 30% акций которого является государство. Проста изрядно возмутил как факт покупки автомобильным гигантом команды Benetton, так и полная невозмутимость органов власти, которые могли и должны были, по мнению Алена, этому воспрепятствовать. Прост, команда которого перенесла три налоговых следствия и одно разбирательство со стороны социальных служб, был, по его словам, "поражен тем, что творится на его родине" и сказал, что "начинает куда лучше понимать англосаксов и даже итальянцев"!

Двести с лишним человек персонала оказались на бирже труда. Впрочем, бывший менеджер Prost Джон Уолтон нашел пристанище в Minardi. Возможно, в других командах Формулы 1 объявится кто-то еще. Ну а то, что будет с имуществом команды - совсем другая история. Будем надеяться, что время все расставит по местам.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё