Алан МакНиш: "Я привык делать свою работу"

Алан Макниш

Специально для журнала "Гран При". Д.Бухаров. Октябрь 2001 года.

Донингтон, октябрь 1987 года. На влажной от дождя асфальтовой дорожке перед боксами рядом с "формулами" в красно-белой раскраске от "Мальборо" стоят шестеро гонщиков, приехавших сюда ради крайне важного в своей карьере события: компания "Филип Морис" представляла миру лучших молодых пилотов, лауреатов своей премии. Француз, немец, два британца и два финна. Жан Алези и Фолькер Вайдлер получили путевку в чемпионат " Формулы 3000", Эдди Эрвайн и Юрки Ярвилехто (позже взявший для себя гоночный псевдоним JJLehto) - в британский чемпионат "Формулы-3". Будущему двукратному чемпиону "Формулы 1" Мике Хаккинену в 1988 году предстояло выступать в чемпионате "Vauxhall Lotus Challenge". А в качестве его напарника был избран самый молодой в этой компании: на фоне своих товарищей 17-летний Алан Макниш выглядел прямо-таки мальчишкой из-за своего маленького роста и остренького детского личика.

Сегодня четверо из этой шестерки уже навсегда расстались с Формулой 1. Эдди Ирвайн готовится к своему, возможно, последнему сезону. А вот Макнишу, на таланте которого спортивные журналисты зарабатывали себе гонорары еще в начале 90-х годов, только предстоит дебют в Больших призах. Свой первый Гран При он проведет в 32 года - случай для современной Формулы 1 невиданный! Ове Андерсон, президент "Toyota Motorsport", принял на себя огромную ответственность, решившись усадить в кокпит одной из своих машин великовозрастного дебютанта. Однако он знал, что делает.

Алан Макниш родился 29 декабря 1969 года в шотландском местечке Дамфриз. Начало карьеры было стандартным: Алан вырос за рулем карта и уже в 11 лет начал свою публичную биографию с победы в юношеском чемпионате Шотландии по картингу. Первая пятилетка гоночной карьеры была действительно ударной, ни сезона без победы. Сплошные успехи в британских и шотландских картинговых боях различной весовой категории, три титула чемпиона Великобритании и шесть - чемпиона Шотландии. Нужно было двигаться дальше. К 17 годам Макниш выиграл все, что можно было выиграть на британских островах за рулем карта и перешел в "Формулу-Форд".

Одна из первых фотографий. Макниш. Картинг. Апрель 1982-го.
Одна из первых фотографий. Алан Макниш. Картинг. Апрель 1982-го.

Повышение классности чемпионата никак не повлияло на результативность шотландца, сезон 1987 года Макниш закончил на втором месте в юниорском и на третьем во взрослом чемпионате Великобритании. Заняв пятое место в "Фестивале Формулы-Форд", своеобразном ежегодном смотре молодых талантов, Алан обратил на себя внимание прессы, газеты стали писать о молодом и быстром британском гонщике, которого ждет блестящая карьера. В этот момент "Филип Морис" и предоставила ему свой грант.

Высокое доверие МакНиш оправдал на сто процентов. Британский чемпионат Vauxhall Lotus он выиграл с первой попытки, пять раз за сезон поднявшись на верхнюю ступеньку подиума, чем и заслужил титул самого перспективного молодого пилота по мнению BRDC (British Racing Drivers' Club), организации солидной, как все британское, и никогда не разбрасывающейся лишними наградами. Мика Хаккинен в общем зачете занял лишь второе место (зато выиграл Европейский чемпионат). Многочисленные островные спортивные издания почти единодушно назвали Макниша "Лучшим новичком" и "Открытием года", все двери были открыты, казалось впереди безоблачное будущее.

Нет ничего удивительного и в том, что перед началом сезона 1989 года Алан получил приглашение от настоящей топ-команды британского чемпионата Формулы 3 - West Surrey Racing. Пяти побед оказалось недостаточно для того, чтобы завоевать титул, на его машине был установлен не самый лучший мотор - "Mugen". Алан занял второе место, пропустив на первую строчку Дэвида Брэбхэма (а одним из соперников, кстати, был Мика Сало, сегодняшний напарник шотландца по "Тойоте"). Тем не менее авторитетный британский еженедельник "Autosport" назвал шотландца надеждой нации и наградил титулом "Лучшего национального пилота" по итогам года. Карьера стремительно развивалась по восходящей, сезон 1990 года обещал блестящие перспективы. Шотландец подписал контракт с командой DAMS на выступления в чемпионате Европы Формулы 3000, а также стал тест-пилотом "McLaren", команды, только одержавшей победы как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов "Формулы-1".

1990-й. Алан Макниш - тест-пилот
1990-й. Алан Макниш - тест-пилот "Макларен"

И снова Донингтон, где 22 апреля 1990 года стартовал сезон Формулы 3000. Среди соперников знакомые лица: молодые Хайнц-Харальд Френтцен, Дэймон Хилл, Эдди Ирвайн. Увы, на сей раз визит на старую британскую трассу завершился для МакНиша трагедией, осложнившей его продвижение по карьерной лестнице. На первом круге произошла серьезная авария, после столкновения с соперником Алан вылетел с трассы, его машина перемахнула заграждения и врезалась в толпу. Гонщик отделался сотрясением мозга, но один из зрителей погиб. Ему удалось в этом году одержать победы в Силверстоуне и Брэндс-Хетч, добыть четвертое место по итогам сезона, но злополучная авария в Донингтоне стала поворотной точкой карьеры шотландца. Следующие чемпионаты принесли разочарование, команда, сохранившая верность компании "Lola", ничего не могла противопоставить соперникам, в массовом порядке переходившим на "Reynard". В 1991-м Макниш всего один раз попал в призовую шестерку. Годом позже он подписал контракт с "Onyx", но заболел и вынужден был пропустить почти весь чемпионат.

Формула 1 была все это время совсем рядом, после трех лет работы тест-пилотом McLaren, в 1993-м МакНиш получил аналогичный контракт в "Бенеттон". Его авторитет испытателя был непререкаем, но шансов попасть в число боевых пилотов у Алана не было. Как знать, останься он в ""Бенеттон"", именно МакНиша, а не Йоса Ферстаппена выпустили бы на старт первых гонок 1994 года, когда на предсезонных тестах получил серьезную травму напарник Михаэля Шумахера ДжейДжей Лехто.

1990-й. Алан Макниш - тест-пилот
1990-й. Алан Макниш - тест-пилот "Бенеттон"

К тому времени Алан уже принял приглашение "Лолы", предпринимавшей очередную отчаянную попытку прорваться в Формулу 1. Проект не состоялся и сезон 1995 года шотландец снова провел в "Формуле-3000", выступая за команду Пола Стюарта, Paul Stewart Racing. Второе и третье место в гонках по ходу сезона подтвердили, что Алан совершенно не растратил своего умения, однако и в 1996 году двери "Формулы-1" для него не раскрылись. И вновь тесты за "Бенеттон", команду, переживавшую серьезный кризис после ухода Михаэля Шумахера.

Продолжение

Другие новости