Обзор гоночного уик-энда: Четвертая неделя января…

Зима в самом разгаре, а автоспортивный сезон-2008 уже вовсю набирает обороты. На повестке дня – гонки в Монте-Карло, Дубае, Дайтоне и Чусовом…

WRC: некоронованный король

В чемпионате мира по ралли межсезонье совсем короткое – промежуток между заключительным этапом чемпионата-2007 и первой гонкой в 2008-м - лишь 53 дня, которые команды и гонщики посвятили тестам и подготовке к новому сезону. Сезон традиционно стартовал в Монте-Карло – это легендарное ралли, на старт которого в этом году вышло полсотни экипажей, состоялось уже в 76-й раз.

Сможет ли кто-нибудь после ухода из гонок двукратного чемпиона мира финна Маркуса Гронхольма бросить вызов чемпиону мира четырех последних лет Себастьену Лёбу? Вот, главный вопрос, которым задавались болельщики перед началом сезона. И ралли Монте-Карло дало на него однозначно отрицательный ответ.

Лёб на Citroen буквально сокрушил оппозицию, захватив лидерство уже на втором допе и не упуская его до самого финиша, на котором он привез ближайшему сопернику более двух с половиной минут! Для Себа эта победа стала рекордной, пятой подряд в королевском княжестве. Более того, если бы не досадный штраф в гонке 2002 года, то француз был бы уже шестикратным триумфатором ралли Монте-Карло!

Новый лидер Ford Микко Хирвонен финишировал вторым и на протяжении всей гонки тщетно пытался угнаться за Лёбом. Более того, если бы не ошибка второго пилота Citroen Дани Сордо, допущенная молодым испанцем в субботу, финну пришлось бы потесниться на третью ступеньку подиума. «Бронза» же в итоге досталась – и это неожиданность – Крису Аткинсону на Subaru. Австралиец не только переиграл своего более опытного и титулованного напарника Петтера Сольберга, но и завоевал второй в карьере подиум, на который в японской команде даже не надеялись, ведь за весь прошлый сезон «Плеяды» лишь дважды попадали в первую тройку! Сейчас все надежды «Синих стрел» связаны с абсолютно новой моделью, хэтчбеком Subaru Impreza WRC2008, дебют которой в гонках ожидается ближе к середине сезона.

Сольберг дополнил общую позитивную картину от выступлений Subaru в Монте-Карло, заняв пятое место. Между двумя автомобилями японской команды смог вклиниться Франсуа Дюваль из частной «конюшни» Stobart Ford. Его дуэль с Аткинсоном за третье место стало, пожалуй, главным украшением первого этапа WRC. Перед последним допом, который был проложен по трассе Формулы 1, их разделяло всего 1,1 секунды. На этом суперспецучастке Дюваль и Аткинсон показали абсолютно одинаковое время, и «бронза» досталась все же австралийцу.

Партнер Дюваля по Stobart Ford Джанлуиджи Галли, вернувшийся в этом году к постоянным выступлениям в чемпионате мира, также провел отличную гонку и добавил в копилку своей команды еще два очка за шестое место. А сенсационное седьмое место на ралли Монте-Карло завоевал французский «частник» Жан-Мари Кюоку на Peugeot 206!

Но, пожалуй, главным событием гонки стало восьмое место дебютанта WRC, двукратного чемпиона мира молодежного первенства шведа Пера-Гуннара Андерссона на новом Suzuki SX4 WRC. Японской команде, для которой ралли Монте-Карло стало всего лишь третьим стартом в мировом чемпионате, за короткое межсезонье удалось добиться впечатляющего прогресса – если в прошлом году «эс-икс-четвертые» постоянно ломались и безнадежно уступали соперникам в скорости, то сейчас эта разница уже не столь велика. Еще есть над чем работать, надежность машины оставляет желать лучшего – об этом свидетельствуют сход Тони Гардемайстера, также имевшего шансы попасть в очки, и механические проблемы, преследовавшие Андерссона. Но прогресс, как говорится, на лицо!

Главным разочарованием ралли Монте-Карло стал новобранец заводской команды Ford Яри-Матти Латвала. Уже на первом допе, зацепив стену и проколов шину, он потерял целых четыре минуты и откатился далеко назад. Еще дальше его откинули проблемы с гидравликой, ну а закончился этот невеселый дебют молодого финна в «Голубом овале» сходом из-за поврежденной подвески. Правда, Латвала, как и Сордо, по системе SupeRally получив несколько минут штрафа, продолжили борьбу в финальный день соревнования, но выше десятого места им подняться не удалось.

Итак, неужели после столь напряженного сезона-2007 нам предстоит самый скучный чемпионат, победитель которого заранее известен? Не будем спешить с выводами, ведь Лёб и в предыдущие годы не знал себе равных в Монте-Карло. Уже на следующем этапе в Швеции все может быть по-другому – скандинавы там традиционно очень быстры…

GP2 Asia: блестящий дебют

Дебютный этап азиатского чемпионата GP2, стартовавшего в минувшие выходные в Дубае, прошел под знаком одного гонщика – Ромена Грожана. Действующий чемпион европейской F3 уже на тестах продемонстрировал великолепную форму и подтвердил ее по ходу уик-энда. Сначала француз, защищающий цвета ART Grand Prix, завоевал поул, который без труда реализовал в победу в первой из двух гонок.

Во второй, соответственно, ему пришлось стартовать с восьмой позиции, но и это не остановило Грожана на пути к победе. Пару мест он отыграл уже к первому повороту, затем совершил еще несколько красивых обгонов, воспользовался ошибками соперников и снова финишировал первым! Победный дубль в дебютном этапе GP2 еще никто не зарабатывал, а последний раз один пилот выигрывал обе гонки уик-энда летом 2006-го. Этим гонщиком был Льюис Хэмилтон, и сейчас многие уже спешат прочить столь же успешное будущее и Грожану…

«Во второй гонке я рассчитывал на подиум, но о победе и не мечтал, - делился впечатлениями француз. – Но в итоге все сложилось удачно, и я вновь стал первым. Впрочем, для меня это ничего не меняет: я продолжаю учиться и теперь концентрируюсь на успешное выступление в Индонезии».

В первой гонке вместе с Грожаном на подиум поднялись Бруно Сенна и Энди Соучек – по результатам предсезонных тестов от них ждали высоких результатов. А вот подиум спринта оказался неожиданным – там компанию Грожану составили малаец Файруз Фаузи и индиец Карун Чандхок. Что ж, организаторы серии должны быть довольны – главная задача по подготовке молодых азиатских пилотов к Формуле 1 выполняется.

Разумеется, интерес российских болельщиков был связан с выступлением Виталия Петрова. К сожалению, из-за постоянно преследовавших россиянина еще по ходу тестов проблем с коробкой передач он не сумел проехать квалификационный круг и не вышел на старт пятничной гонки. Из-за этого в субботнем спринте Виталию пришлось стартовать с последнего ряда. На этот раз техника не подвела, а Петров блестяще прорвался на девятое место, доказав, что вполне может бороться в GP2 Asia за высокие места. При условии, что машина позволит это сделать…

Speedcar: еще один дебют

В Дубае состоялся и еще один дебют - серии Speedcar, этакого азиатского аналога NASCAR, где пилоты выступают на похожих 600-сильных сток-карах. Главная изюминка - участие бывших пилотов Формулы 1. Правда, если быть справедливым, назвать это дебютом нельзя, ибо еще в ноябре там же, в Дубае, состоялись две демонстрационные гонки: первый заезд тогда выиграл Джонни Херберт, а во втором успех отпраздновал Жан Алези.

Но ни тому, ни другому на этот раз удача не улыбнулась. В минувшие выходные в Дубае не знал себе равных другой экс-пилот Формулы 1 – итальянец Джанни Морбиделли. Автор сенсационного подиума за рулем слабого Arrows на Гран При Австралии’95 доминировал весь уик-энд: поул и победа в обеих гонках. Причем, если в первом заезде Джанни лидировал от старта до финиша, то второй по правилам реверсивного старта начинал лишь с восьмой позиции, что не помешало ему вновь прибыть к финишу раньше остальных. Правда, очков в копилку чемпионата за эти победы Морбиделли не получил – этап в Дубае организаторы серии решили сделать незачетным, а борьба за титул начнется с гонок, которые пройдут через три недели в индонезийском Сентуле.

А вот другие бывшие гонщики Формулы 1, выступающие в серии Speedcar, порадовать своих болельщиков не смогли. Жан Алези, которого приехал поддержать (а заодно поучаствовать в открытии небоскреба своего имени) его давний друг Михаэль Шумахер, в первой гонке финишировал только шестым, а во втором заезде сошел уже на четвертом круге. Бывший напарник Шумахера по Benetton Джонни Херберт стал девятым в пятницу, а в субботу поучаствовал в двух столкновениях и до финиша не добрался.

Стефан Йоханссон, сбивший оленя на своем McLaren во время тренировки перед Гран При Австрии’85, в первой гонке финишировал восьмым, благодаря чему получил право стартовать с поула во втором заезде. Вот только реализовать преимущество первого стартового места опытный швед не сумел – уже на первом круге он потерял лидерство, а на втором столкнулся с Хербертом и вынужден был сойти с дистанции. А в первой гонке Йоханссон столкнулся с другим бывшим гонщиком Формулы 1 – Юкио Катаямой. Это привело к сходу японца, а во второй гонке Катаяма все же сумел добраться до клетчатого флага – на пятом и последнем из финишировавших пилотов месте. Кстати, на следующем этапе к этой пятерке присоединится еще один экс-пилот F1 – индиец Нараин Картикеян, пропустивший гонки в Дубае.

Зато в ОАЭ смогли отличиться другие гонщики. Например, пилот DTM Матиас Лауда, сын трехкратного чемпиона мира Ники Лауды, записал на свой счет сразу два подиума – в первой гонке австриец финишировал третьим позади аса кузовных гонок Уве Альцена, а по итогам второго заезда поднялся на вторую ступень подиума. Но настоящей сенсацией этапа в Дубае стал местный гонщик Хашер аль-Мактум, который не затерялся в компании таких именитых спортсменов, и смог завоевать «бронзу» в субботней гонке!

24 часа Дайтоны: хет-трик Чипа Гэнасси

Интересно, что история знаменитого суточного марафона в американской Дайтоне началась… с трехчасовых гонок. В 1962 году, спустя три года после открытия на трассы, на Daytona International Speedway состоялся этап чемпионата мира спортивных машин протяженностью 180 минут. Ее победителем стал известный американец Ден Герни. Причем незадолго до финиша на его уверенно лидировавшем Lotus сломался мотор, а по правилам длинных гонок, чтобы получить классификацию, нужно обязательно пересечь финишную черту. И тогда хитрый Герни остановил свою машину на вершине бэнгинга, дождался истечения трех часов и на «нейтралке» пересек линию финиша, одержав победу!

Через год дистанция гонки увеличилась и составила уже 12 часов – это было вдвое длиннее классических в те времена 1000-километровых гонок в Спа, Монце и Нюрбургринге. Но на этом организаторы марафона в Дайтоне не остановились – в 1966-м они провели первую суточную гонку, которая в скором времени встала в один ряд по престижности с известными европейскими 24-часовыми марафонами в Ле-Мане, Спа и на Нюрбургринге. Правда в 1972-м из-за потрясшего Штаты энергетического кризиса ее дистанция была сокращена до шести часов, а через два года ее и вовсе пришлось отменить – к счастью, больше таких случаев в истории «24-х часов Дайтоны» не было.

Главное отличие «24-х часов Дайтоны», до 1982-го являвшихся этапом чемпионата мира среди спорткаров, а ныне – «жемчужина» американской серии Grand-Am, от европейских марафонов в том, что трасса гонки частично проложена по знаменитому овалу, а частично - внутри него.

Машины, участвующие в чемпионате Grand-Am, не имеют ничего общего с «ле-мановскими» сериями. Они разделены на две категории – прототипы и GT. Шасси для первого класса строят специализирующиеся на этом фирмы Riley, Doran, Fabcar и Crawford, на которые устанавливаются моторы Pontiac, Lexus и Porsche. В категории GT выступают более привычные автомобили вроде Porsche 996 GT3, BMW M3 и Mazda RX-8.

В этом году 24-часовая гонка в Дайтоне состоялась уже в 46-й раз, и вновь, как и в предыдущие два года, победу в ней отпраздновал коллектив Чипа Гэнасси. Экипаж Хуан-Пабло Монтойи, Дарио Франкитти, Скотта Пруетта и Мемо Ройаса лидировал на протяжении 252 из 695 кругов дистанции, всю гонку провел в лидирующем круге и одержал уверенную победу, опередив на финише ближайших преследователей – Алекса Герни (сына, кстати говоря, того самого Дена Герни, который был назначен главным судьей в этой гонке и вручал кубок победителям), Джона Фогарти, Джимми Вассера и Джимми Джонсона - на два с лишним круга.

Судьба гонки решилась, по сути, за три с половиной часа до ее финиша, когда отказал двигатель на автомобиле лидировавшей Michael Shank Racing. После этого завоевать победный хет-трик Chip Ganassi Racing помешать уже никто не мог. Ну, а Монтойя теперь может похвастать уникальным для «24-ч часов Дайтоны» достижением – два старта и две победы. Для Пруетта этот успех также стал вторым подряд, а вот Франкитти и Ройас одержали победу впервые.

В классе GT уверенную победу одержали Рафаэль Матос, Ник Хэм, Сильвен Тремблэй и Дэвид Хэскелл на Mazda RX-8. Их экипаж стартовал с поула и, несмотря на несколько разворотов и вылетов с трассы, благополучно добрался до финиша первым, опередив ближайших преследователей на целых семь кругов.

Ралли Ермак: Новиков начинает…

Одновременно с чемпионатом мира стартовало и российское первенство по ралли. Первый этап прошел в Чусовом, что в Пермском крае. Уверенную победу на ралли Ермак одержал вице-чемпион прошлого года 17-летний Евгений Новиков, выигравший за рулем Subaru восемь спецучастков из 13-ти. Финишировавший вторым действующий чемпион Евгений Вертунов на Subaru уступил победителю целую минуту. Замкнул тройку призеров экс-чемпион Андрей Жигунов, который из-за травмы штурмана старался не атаковать сверх меры, но, тем не менее, выиграл три допа и уступил Вертунову менее минуты.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.