Гран При России: Пресс-конференция в воскресенье

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Макс Ферстаппен (Red Bull Racing)
3. Карлос Сайнс (Ferrari)

Интервью на трассе

Вопрос: (Дэймон Хилл) Льюис, вы одержали сотую победу в Формуле 1! Что вы чувствуете?
Льюис Хэмилтон: Прежде всего, спасибо болельщикам за теплый приём и поддержку! Погода выдалась не идеальная, но какую гонку она нам подарила!

Потребовалось немало времени, чтобы всё-таки одержать сотую победу – я уже начинал сомневаться, что это когда-нибудь случится! Ландо действовал великолепно и был невероятно быстр. Мне было немного досадно ехать позади своей предыдущей команды, но с моторами Mercedes они правда выступают очень здорово.

На последних кругах наша команда среагировала отлично. Я не хотел отпускать Ландо, но не знал, чего ждать от погоды. Спасибо всем сотрудникам Mercedes на трассе и на базе! Сотая победа – это невероятно!

Вопрос: (Дэймон Хилл) После квалификации вы были очень недовольны собой. Победа принесла облегчение?
Льюис Хэмилтон: Вчера я был недоволен тем, как сработал. Я раз за разом смотрел видеозапись, ошибки были незначительными, но всё равно получилось не идеально. Проснувшись сегодня утром, я был невероятно заряжен на результат. Немного беспокоили боли в шее, мне вновь помогла Анжела, мой физиотерапевт, без неё за две недели с Гран При Италии я вряд ли вернулся бы в оптимальную форму.

Гонка выдалась непростой. Я потерял несколько позиций на старте, когда старался избежать неприятностей. Макс сработал блестяще и смог пробиться с последнего места на второе, нам не удалось разом отыграть у него много очков.

Вопрос: (Дэймон Хилл) Вас удивило, что Макс сумел пробиться так высоко? Да, он уступал вам довольно много, но потом начался дождь, и всем пришлось решать, продолжать ли на сликах, или перейти на промежуточные шины.
Льюис Хэмилтон: Не уверен, что без дождя я сумел бы обогнать Ландо, он держал отличный темп и оставил за собой быстрейший круг в гонке. Шанс мог представиться разве что в трафике, или если бы Ландо допустил ошибку, а он не ошибался.

Потом начался дождь, ситуация была неопределенной, и здесь мне остается в очередной раз поблагодарить команду за то, что среагировала блестяще. На результаты парней позади я повлиять не могу, Макс выступил фантастически, но я рад опередить его на несколько очков.

Вопрос: (Дэймон Хилл) Макс, вам удалось пробиться с последнего места на второе! Возможно, отчасти помог дождь, но было ли у вас по ходу гонки ощущение, что финишировать в первой тройке не удастся? Несколько раз вы оказывались в плотной группе и подолгу не могли провести обгон.
Макс Ферстаппен: Когда мы решили перейти на промежуточную резину, было нелегко на круге перед заездом в боксы: в какой-то момент трасса стала очень скользкой. Но мы правильно выбрали время пит-стопа. Если бы я перешел на промежуточные шины кругом раньше, то уже к третьему сектору они были бы совершенно изношены.

Я рад, что финишировал вторым после старта с последней позиции. Гонка была непростой, ведь здесь сложно обгонять. Если застрять в трафике, легко повредить шины. К счастью, дождь помог нам отыграть позиции в конце гонки.

Вопрос: (Дэймон Хилл) Была ли у вас мысль, что в этой гонке вряд ли удастся заработать много очков? Вы очень рады второму месту, не так ли?
Макс Ферстаппен: При всех назначенных штрафах я финишировал всего на одну позицию ниже Льюиса, это не так уж и плохо. Я не ожидал такого результата, когда проснулся утром.

Вопрос: (Дэймон Хилл) В этот раз вам не удалось побороться с Льюисом колесо в колесо, но вы наверняка рады, что чисто проехали гонку и заработали немало очков...
Макс Ферстаппен: Да, особенно при старте с последнего места. Первый отрезок получился богатым на события, все вокруг активно боролись между собой – надо было избегать инцидентов и без проблем провести гонку. По-моему, мы отлично справились. Ключевую роль сыграло решение перейти на промежуточную резину.

Вопрос: (Дэймон Хилл) Карлос, вы какое-то время лидировали в гонке!
Карлос Сайнс: Мне удалось хорошо тронуться с места, важно было не потерять позицию по отношению к Джорджу Расселлу. Затем я пристроился позади McLaren Ландо Норриса и предпринял попытку атаки по внешнему радиусу во 2-м повороте – и всё получилось идеально!

После этого, к сожалению, резина начала гранулироваться, наши дела ухудшились, появились серьёзные проблемы. Пришлось очень рано перейти на жёсткие шины, и надо было прилагать серьёзные усилия, чтобы их беречь, а под конец пошёл дождь, причём в самый неподходящий момент, когда резина уже была сильно изношена. Но мы вовремя приняли правильное решение перейти на промежуточные шины, что позволило вернуться на 3-ю позицию. Я считаю, что в целом мы уверенно провели гонку.

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, какая гонка! Есть много моментов, которые хочется обсудить, но начнем с главного – для вас это сотая победа в карьере! Фантастическое достижение, что оно для вас значит?
Льюис Хэмилтон: Я мог только мечтать так долго выступать в гонках, сражаться с настолько талантливыми соперниками, одерживать победы и прогрессировать вместе с Mercedes. Я горжусь всем, чего мы добились на трассе и вне её, сегодня особенный момент для всех, кто разделил со мной этот путь.

Со мной всегда моя небольшая, но невероятная команда – мои родные, мой физиотерапевт Анжела, водитель Отмар, телохранитель Ллойд. Перечислять можно долго, притом некоторые из этих людей со мной с того момента, как мне исполнилось восемнадцать. Я всегда буду благодарен им за поддержку и веру в меня, как благодарен своим родителям и особенно отцу. Вчера вечером он позвонил мне точно так же, как звонил перед моей первой гонкой, когда мне было восемь лет, чтобы поддержать и добавить уверенности.

Как уже было сказано, я начинал сомневаться, удастся ли когда-нибудь одержать сотую победу. Я благодарю за поддержку своих болельщиков в России и по всему миру, без них это достижение не состоялось бы.

Вопрос: Перейдем к сегодняшней гонке. Чьим было решение перейти на промежуточные шины незадолго до финиша, вашим или команды? Кажется, после первого приглашения в боксы вы предпочли остаться на трассе.
Льюис Хэмилтон: Я не могу приписать себе это потрясающее решение, его предложила команда. Я долгое время ехал в одиночестве, не знал, насколько далеко впереди находится Ландо Норрис, и старался каждый круг проезжать в максимальном темпе. Опередив на втором отрезке Даниэля Риккардо и еще нескольких гонщиков, я всё-таки догнал Ландо, но он оказался невероятно быстр и здорово сдерживал натиск.

Когда начался дождь, скользко было только в пятом и седьмом поворотах, на других участках сцепление оставалось достаточным. На одном из кругов Ландо выехал за пределы трассы в пятом повороте, и я подумал: «Отлично, нужно оставаться на трассе, он наверняка ошибется снова, и я постараюсь его обогнать!»

Когда команда позвала меня на пит-стоп, я ответил: «Но ведь Ландо совсем рядом!» После пит-стопа у меня осталось бы всего три круга, чтобы отыграть двадцать четыре секунды, это казалось невыполнимой задачей – в общем, я не принял предложение и продолжил гонку на сликах. Правда, на следующем круге дождь усилился, и это убедило меня всё-таки свернуть за промежуточными шинами.

Вопрос: Льюис, мы видели, как после финиша вы беседовали с Ландо. Вы выразили ему сочувствие и постарались поддержать?
Льюис Хэмилтон: Разумеется. Ландо очень молод, у него впереди немало побед. В квалификации на влажной трассе он сработал великолепно, у него есть всё, чтобы стать лидером команды. McLaren выиграли предыдущую гонку в Монце, сегодня одолеть их было непросто, но в конце всё решило доверие: я полностью положился на команду, как не раз полагался за все годы нашего сотрудничества. Маятник легко мог качнуться в любую сторону, но в команде сумели предвидеть, что дождь усилится, и среагировали верно. Конечно, мне тоже пришлось постараться, чтобы после пит-стопа перехватить лидерство и выиграть гонку. Великолепный результат всегда достигается совместными усилиями!

Вопрос: Макс, вы продемонстрировали безупречный пилотаж и сумели прорваться с последнего места. Наверное, для вас это второе место сродни победе?
Макс Ферстаппен: Я был очень рад, когда вторым пересёк линию финиша. Всем известно, насколько сложно обгонять в современной Формуле 1 и особенно в нынешнем сезоне, когда команды из середины пелотона очень быстры. Да, мне удалось отыграть много мест, но временами я просто упирался в машины впереди и долго не мог провести атаку. С шинами сегодня тоже было непросто: они быстро начинали гранулироваться, уровень сцепления сразу падал, и атаковать становилось еще труднее.

Но я сохранял спокойствие, старался держаться за машинами впереди, а когда начался дождь, мы среагировали здорово и очень вовремя перешли на промежуточные шины. Если бы их поставили кругом ранее, они успели бы совершенно износиться, так как на двух третях трассы асфальт еще оставался сухим. Это решение помогло прорваться с седьмого места на второе, отличный результат!

Вопрос: Кто предложил перейти на промежуточные шины, вы или команда?
Макс Ферстаппен: Когда едешь на сликах, и начинает накрапывать дождь, всё решают ощущения гонщика, так что команда постоянно спрашивала меня о ситуации на трассе. В такие моменты эффективная коммуникация особенно важна, потому инженеры снова и снова задавали вопросы, а я не всегда мог нажать кнопку связи и ответить им, поскольку старался удержать машину на трассе.

За круг до пит-стопа мне казалось, что можно продолжать на сликах, так как темп упал не так уж сильно, но на круге пит-стопа сохранять контроль над машиной стало слишком сложно, я сказал команде – кажется, нам пора в боксы, и мне ответили – хорошо, заезжай. Момент для смены шин был выбран абсолютно верно.

Вопрос: Нам показалось, что было еще два момента, которые, возможно, заставили вас понервничать. На прогревочном круге вы сообщили команде, что у вас не работает батарея, хотя её заменили буквально в этот уик-энд. Что произошло?
Макс Ферстаппен: Ничего, просто мы ехали слишком медленно. Как только я попробовал разогнаться, тут же выяснилось, что с батареей всё в порядке.

Вопрос: Еще один момент был на десятом круге, когда вы едва не столкнулись с Шарлем Леклером. Насколько опасной была та ситуация?
Макс Ферстаппен: Шарль как раз боролся с Себастьяном Феттелем, и от второго к седьмому повороту они мчались бок о бок. Я ехал на некотором расстоянии, но поскольку парни сражались между собой, их темп чуть упал, а мне удалось здорово разогнаться на выходе из пятого поворота и подобраться ближе. Шарль попытался провести обгон, но промахнулся мимо апекса, и Себастьян вернул себе позицию.

Похоже, Шарль не знал, что я настолько близко к нему, и в следующий момент резко бросил машину вправо, едва не зацепив моё переднее антикрыло. К счастью, обошлось, но момент был не из приятных.

Вопрос: Карлос, для вас это пятый подиум в Формуле 1! Насколько вы довольны результатом?
Карлос Сайнс: Очень доволен, ведь в какой-то момент мне казалось, что у нас всё идет не так. Я легко лидировал первые семь-восемь кругов, но потом шины Medium стали гранулироваться, сильно потеряли в эффективности, и я уступил позицию Ландо Норрису. Потом я одним из первых отправился на пит-стоп, вернулся на трассу позади Валттери Боттаса и надолго застрял в плотной группе машин.

Я думал, что подиум вне досягаемости, но за десять кругов до финиша внезапно оказался третьим впереди Серхио Переса и сказал себе: «Вот мой шанс, нужно удержать позицию!»

С шинами Hard у меня был хороший темп, но вскоре стал накрапывать дождь. Поначалу он был только в пятом и седьмом поворотах, и тем, кто ехал на Hard, было особенно трудно удержать машину на трассе. Парням на Medium явно было проще, и я даже думал, не перейти ли вовсе на Soft, но в итоге на последние четыре круга мы решили поставить промежуточные шины, и это сработало. В общем, получилось неплохо, разве что было больше трудностей, чем я мог ожидать, когда перехватил лидерство во втором повороте гонки.

Вопрос: Расскажите о старте. Нам показалось, что машина Ландо Норриса чуть лучше сорвалась с места...
Карлос Сайнс: Я стартовал настолько здорово, насколько это в принципе было возможно с грязной стороны трассы. Мы знаем, что в Сочи стартовать с чистой стороны намного выгоднее, и пусть мы с Льюисом среагировали хорошо, Ландо, Джордж и Даниэль разогнались быстрее. Мне удалось поравняться с Джорджем, мы едва не соприкоснулись колесами и ждали, кому достанется слипстрим от машины Ландо. Ландо немного сместился вправо, подарив слипстрим мне, я воспользовался моментом, предельно поздно затормозил перед вторым поворотом и обогнал McLaren с внешней стороны. После квалификации я говорил, что попытаюсь, и сегодня сдержал слово!

Впервые в карьере я возглавил гонку уже во втором повороте. Поначалу всё складывалось неплохо, но потом начались сложности с гранулированием шин, временами приходилось экономить топливо. Стало труднее, чем я мог предполагать, но первой задачей было выйти в лидеры уже на старте, хотя бы с этим я справился.

Вопросы по видеосвязи

Вопрос: (Силья Рулле) Макс, сегодня вам удалось отыграть восемнадцать мест. Подобное удалось Михаэлю Шумахеру в Спа в 2011-м, когда он отыграл девятнадцать. Вспоминали ли вы сегодня ту гонку?
Макс Ферстаппен: Когда это было? В 2011-м? Не уверен, что я смотрел ту гонку! Наверное, Льюис знает о ней больше, а мы с Карлосом в то время…

Льюис Хэмилтон: Учились ходить на горшок!

Макс Ферстаппен: Я правда не помню.

Карлос Сайнс: Где это было?

Вопрос: В Спа.
Карлос Сайнс: Наверное, мы в то время еще ходили в подгузник!

Льюис Хэмилтон: Странно.

Макс Ферстаппен: Там был дождь? Я не знаю, в каких условиях прошла гонка.

Льюис Хэмилтон: Какой, говорите, год?

Макс Ферстаппен: 2011-й. Мы все знаем, что Михаэлю удавались впечатляющие гонки.

Льюис Хэмилтон: Видимо, та гонка сложилась для меня не лучшим образом, раз я её не помню.

Макс Ферстаппен: Я не думал о каких-то событиях в прошлом. В конце концов, ты выступаешь здесь и сейчас и сам решаешь свои задачи. Каждый год на одной и той же трассе ситуация складывается по-разному, сегодня для меня было важно избежать неприятностей, потому я старался отыграть позиции, но действовал максимально безопасно. Похоже, получилось неплохо.

Вопрос: (Алекс Калинаускас) Льюис, еще до того, как начался дождь, вы довольно быстро догнали Ландо Норриса, но потом на протяжении нескольких кругов безуспешно пытались его пройти. Смогли бы вы провести атаку, если бы обошлось без дождя? Возможно, вы выжидали момент, заряжали батарею и берегли шины для решающего маневра?
Льюис Хэмилтон: Какое-то время я действительно берёг шины, но потом увидел, что идёт уже 42-й круг гонки, и начал прессинг. Правда, вышло так, как с Даниэлем Риккардо в начале гонки, требовалась гораздо большая разница в скорости, чтобы всё-таки провести обгон. McLaren были очень быстры на прямых и здорово разгонялись на выходе из последнего поворота – не знаю, удалось бы мне подобраться довольно близко и атаковать. Кажется, как только я подобрался на расстояние, позволяющее задействовать DRS, начал накрапывать дождь. Думаю, обогнать Ландо в любом случае было бы непросто, он был слишком быстр на прямых.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Льюис, насколько вас беспокоит тот факт, что в Монце и Сочи ваша команда не смогла воспользоваться ситуацией и взять от обеих гонок максимум?
Льюис Хэмилтон: Знаете, было гораздо больше гонок, в которых мы не добились максимального результата, но мы всё-таки продолжаем борьбу в обоих зачетах чемпионата. Есть много моментов, в которых мы постараемся добиться прогресса, нужно сохранять позитивный настрой и делать всё, что в наших силах.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Макс, для вас гонка выдалась хаотичной. Поначалу всё складывалось неплохо, потом заметно хуже, а в конце снова хорошо. Почему вы так рано отправились на пит-стоп, который отбросил вас обратно в трафик? И каким образом Фернандо Алонсо смог обогнать вас вскоре после своего пит-стопа?
Макс Ферстаппен: Мне пришлось отправиться на пит-стоп, так как после продолжительной борьбы в трафике шины потеряли эффективность. Наверное, было лучше вовсе стартовать на Medium, но я не ожидал, что шины Hard так быстро сдадут. Сегодня им пришлось непросто, особенно если учесть, что я стартовал из последних рядов и атаковал агрессивно, чтобы как можно быстрее пройти более медленные машины. Когда резина стала терять эффективность, я не мог атаковать в том же ритме, но и перейти на тактику с двумя пит-стопами мы тоже не могли, так как на пит-лейн здесь теряется слишком много времени. В общем, вариантов особо не было, я перешёл на Medium и понимал, что с этими шинами ехать до финиша будет непросто.

Опять же, не стоит забывать, что перед моим пит-стопом за мной неподалеку ехал Шарль Леклер, который после своей смены шин выехал в трафик и какое-то время вовсе был четырнадцатым. Так что не думаю, будто мы ошиблись со стратегией, просто с такой работой шин наши возможности были весьма ограничены. Если бы не дождь, я финишировал бы шестым или седьмым и в принципе был бы доволен, поскольку с таким гранулированием, как сегодня, вряд ли смог добиться большего при старте с последнего места. Ну а когда пошел дождь, мы сориентировались идеально.

Что до Фернандо, он обогнал меня просто потому, что у него на тот момент шины были свежее.

Вопрос: (Иисус Балсейро) Карлос, вы использовали свой шанс и смогли в полной мере насладиться подиумом! Можно ли сказать, что это самый приятный подиум из всех, что были у вас в Формуле 1?
Карлос Сайнс: Момент, безусловно, очень приятный. Из-за смены команды и необходимости адаптироваться к новой машине сезон изначально обещал быть непростым, но с Ferrari я уже заработал три подиума – согласитесь, не так уж плохо! Для меня этот уик-энд, пожалуй, лучший за Ferrari, я здорово выступил в квалификации, уверенно стартовал в гонке и всю дистанцию держал хороший темп. Надеюсь, так будет и дальше.

И всё-таки нам нужно уделить внимание многим моментам, например, работе с шинами. Еще не помешало бы иметь больше скорости, чтобы не чувствовать себя уязвимым, когда лидируешь в гонке. Надеюсь, когда я в следующий раз окажусь на первой позиции, у меня не будет таких сложностей с передними шинами, как сегодня, и мы не будем так много уступать соперникам на прямых. Мы должны продолжать работать, чтобы стать той командой, какой хотим быть – командой-победительницей. Сегодня мы сумели перехватить лидерство, но не довели дело до победы. Надеюсь, когда представится следующий шанс, я получу больше удовольствия от гонки и финиширую первым.

Вопрос: (Лоуренс Эдмондсон) Вопрос для Льюиса и Макса. В личном зачете вас разделяют два очка, а впереди финальная треть сезона. Вам известны сильные и слабые стороны ваших машин, вы знаете, на каких трассах предстоит выступать. Как вы оцениваете свои шансы на титул?
Льюис Хэмилтон: Выиграть титул будет очень непросто, ведь две трети сезона у Red Bull Racing было явное преимущество. Нам обоим и нашим командам пришлось иметь дело с разными ситуациями, но точку ставить рано, в оставшихся гонках будет разыграно еще немало очков. Нас ждет немало интересных трасс, и я ожидаю, что сражение по-прежнему будет плотным. Надеюсь, у меня получится провести несколько успешных гонок.

Макс Ферстаппен: Мои шансы 50/50. Либо выиграю титул, либо нет.

Вопрос: (Алекс Калинаускас) Льюис, мой вопрос о 100-й победе. Какое место занимает это достижение среди других ваших успехов? Прошло немало времени с тех пор, как вы в 99-й раз выиграли гонку – это было еще в июле, в Сильверстоуне. Думали ли вы об этом во время летнего перерыва?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, не думал. В Сильверстоуне мне было особенно приятно победить перед британскими болельщиками, в тот уик-энд они впервые с начала пандемии собрались на трибунах в невероятном количестве. А во время летнего перерыва гонки – последнее, о чем хочется думать, так что я думал о других вещах. Конечно, когда сезон продолжился, я надеялся показать отличный результат, но Red Bull Racing оказались очень быстры и стали выигрывать этап за этапом. В Монце уик-энд выдался очень непростым, я не знал, когда у меня получится одержать сотую победу, и понимал, что с нашей скоростью сделать это будет непросто. Темп у нас хороший, но не феноменальный, так что нужно продолжать прилагать усилия. Надеюсь, в следующих гонках мы выжмем из машины больше скорости.

Вопрос: (Валентин Хорунжий) Макс, в последнее время у Red Bull Racing наблюдаются сложности на пит-стопах. Либо смена проходит недостаточно быстро, либо случаются ошибки. Вас это беспокоит? Можно ли сказать, что пит-стопы требуют особого внимания со стороны команды?
Макс Ферстаппен: Не знаю. Конечно, вместе с командой мы всё проанализируем, но не думаю, что пара неудачных пит-стопов перечеркивает отличную работу наших механиков все предыдущие месяцы и годы. Уверен, мы среагируем должным образом, и наши пит-стопы вновь будут очень быстрыми.

Перевод: Валерий Карташев