Гран При России: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция с гонщиками в четверг: Кими Райкконен (Alfa Romeo) и Себастьян Феттель (Aston Martin)

Кими Райкконен (Alfa Romeo) и Себастьян Феттель (Aston Martin)

Кими Райкконен: «Я в порядке, всё хорошо. Смотрел ли я гонки, которые пропустил? Нет, не целиком: старт, несколько кругов, но не полностью от старта до финиша. Не могу сказать, что в пропуске гонок есть что-то хорошее, тем более, что некоторые результаты оказались неожиданными, но что было, то было.

Оба наших гонщика могли добиться более высоких результатов, но понятно, что Роберту Кубице было непросто вернуться за руль после продолжительной паузы. Он сделал всё, что в его силах, а в этот уик-энд мы вновь постараемся добиться результата.

Посмотрим, как сложится для нас этап в Сочи, какой окажется погода. Прогноз обещает дожди, так что предстоит выяснить, как поведёт себя машина в таких условиях. Надеюсь, нам удастся успешно провести уик-энд».

Себастьян Феттель: «Мне интересно, что нас ждёт в 2022-м, какими окажутся машины следующего поколения, в каком направлении будет двигаться команда. Судя по всему, у нас неплохие перспективы. Только в следующем году мы получим ответы, и я рад, что останусь в команде.

Мы определились с будущим, нет смысла обсуждать другие сценарии. Что побудило меня остаться? Мне нравится пилотировать машину и побеждать. В следующем году многое изменится, сейчас ни у кого нет полной уверенности в победе.

В Aston Martin отличная атмосфера. Мы здорово провели этот сезон – этого не скажешь по результатам, но мне понравилось работать с командой, меня многое воодушевляет. Конечно, после стольких лет в спорте некоторые моменты в Формуле 1 доставляют меньше удовольствия, например, участвовать в пресс-конференциях и отвечать на вопросы. Но меня впечатляют планы Лоуренса Стролла относительно наших перспектив, иначе я бы этим не занимался.

Посмотрите на остальные команды – никогда не знаешь, сколько времени потребуется, чтобы добиться успеха. У Aston Martin есть целеустремлённость и видение будущего. Не знаю, когда мы добьёмся успеха – возможно, нам потребуется больше времени, возможно, меньше. Но мне нравится, в каком направлении мы движемся, и я чувствую, что мы добьёмся цели. Время покажет.

Переход Мартина Уитмарша в Aston Martin? Мы знакомы с тех пор, как он ушёл из McLaren – примерно в это время я дебютировал в Формуле 1. Но я никогда с ним не работал и не знаю его настолько хорошо, чтобы о нём судить. Очевидно, что мы рассчитываем сделать команду сильнее, иначе мы не стали бы приглашать новых людей. Судя по всему, Мартин укрепит наши позиции и поможет достичь желаемых результатов».

Льюис Хэмилтон (Mercedes) и Юки Цунода (AlphaTauri)

Льюис Хэмилтон (Mercedes)

Льюис Хэмилтон: «К счастью, никаких долгосрочных последствий инцидента в Монце я не ощущаю. После той гонки мой физиотерапевт Анжела Каллен должна была отправиться домой, но вместо этого провела со мной неделю, делала различные манипуляции, акупунктуру, мы вместе много занимались йогой, а позже я смог вернуться к упражнениям в тренажерном зале. Я чувствую себя отлично.

Поразительно слышать, что Mercedes никогда не проигрывали в Сочи, но в этом сезоне у нас совершенно иной уровень конкуренции. Уверен, борьба будет очень плотной. В предыдущие годы соперники не так много нам здесь уступали, а сейчас они с нами на равных, если не впереди, как было во многих гонках с начала сезона. Уик-энд обещает быть непростым, особенно с учётом возможных дождей.

Я не думаю о том, случится ли очередное столкновение с Максом, не хочу тратить на это свою энергию. Мои мысли о том, как добиться прогресса и сработать лучше. Для меня это едва ли не десятое сражение за титул, но я помню самое первое и знаю, какое влияние может оказать прессинг. К счастью, у меня есть некоторый опыт, на который можно опираться. Главное, чтобы мы продолжали сражаться агрессивно, но корректно. Я не сомневаюсь, что мы оба сделали выводы, и будем действовать профессионально.

В сражении колесо в колесо лично я не вижу какой-то психологической борьбы. Я много раз вплотную сражался на трассе, но никогда не воспринимал это как некое психологическое противостояние. Всегда хочется оказаться впереди соперника и, что важно, не закончить маневр аварией, безопасность – ключевой фактор».

Напарнику Льюиса, Валттери Боттасу, уже поставили четвертый за сезон мотор. Хэмилтона спросили, планируют ли в Mercedes провести такую же замену на его машине.

«Насколько мне известно, с моторами у нас порядок, – сказал Льюис. – Но до конца сезона еще много гонок, так что посмотрим. На данный момент у нас нет планов ставить новый мотор, и я надеюсь, что так будет и дальше, но предвидеть будущее мне не дано».

Льюис также рассказал о мероприятии Met Gala – грандиозном вечере в мире моды, на который он смог пригласить молодых дизайнеров.

«После Монцы я отправился в Нью-Йорк на Met Gala – одно из ключевых событий в мире моды, – ответил Хэмилтон. – Мне повезло на протяжении нескольких лет быть в списке приглашенных на это мероприятие, притом в этот раз я смог выкупить несколько мест и не просто пришёл в одежде определенного бренда, как в предыдущие годы, а привёл с собой молодых дизайнеров, которые в обычных условиях не смогли бы получить возможность появиться на Met Gala.

Такую же цель я преследую в рамках Комиссии Хэмилтона и проекта Mission 44, но уже в мире автоспорта – добиться большего разнообразия, чтобы были представлены разные группы. В мире моды молодые дизайнеры с темным цветом кожи представлены очень слабо, потому я привёл с собой троих, и это был особенный момент для всех нас. Надеюсь, Met Gala открыл перед ними новые возможности, ну а я буду с нетерпением ждать этого мероприятия в следующем году!»

Юки Цунода: «Я впервые посетил этап MotoGP и получил незабываемый опыт. На меня большое впечатление произвёл звук моторов – я не думал, что будет настолько громко. Кроме того, гонщики разгонялись до скоростей выше 300 км/ч, а из всей защиты на них были только гоночные комбинезоны, но при этом они все атаковали на пределе.

Я смог встретиться с Валентино. Интересно, что у 99% болельщиков были футболки с его атрибутикой. Для меня было большой честью встретиться с ним, ведь его достижения в MotoGP просто невероятные. Кроме того, я смог встретиться с Марко Маркесом и японским гонщиком Такааки Накагами. Я был рад с ним пообщаться».

Говоря о Гран При России, Юки отметил: «У меня много приятных воспоминаний о Сочи Автодроме по выступлениям в Формуле 2, но посмотрим, что у меня получится в этот уик-энд. По опыту, который у меня есть, могу сказать, что в Формуле 1 всё иначе, поэтому приходится много работать. В гонке постараюсь хорошо стартовать и максимально использовать все возможности».

Фернандо Алонсо (Alpine) и Лэнс Стролл (Aston Martin)

Фернандо Алонсо (Alpine) и Лэнс Стролл (Aston Martin)

Фернандо Алонсо: «Мы очень много уступаем лидерам, занимая пятое или шестое место по скорости. Чтобы подняться на подиум, нам нужна богатая на события гонка. Шестое или седьмое место на финише – это наш максимум. В этом сезоне мы несколько раз добивались таких результатов, но нам нужна удача, чтобы подняться на подиум. Мне не везло в этом плане, и я сомневаюсь, что в оставшихся гонках что-то изменится. Конечно, я буду рад, если всё получится, но нам надо реально оценивать свои перспективы.

В Монце мы провели один из худших уик-эндов – эта трасса не подходит нашей машине. В Сочи мы должны выступить лучше, но неизвестно, как будут развиваться события. Важно сразу найти верные настройки и почувствовать уверенность.

Непонятно, какой будет погода, в субботу возможны дожди, поэтому важно избежать проблем в пятницу, чтобы нормально поработать на сухой трассе. Посмотрим. Здесь мы больше уверены в том, что уик-энд может пройти успешно, чем в Монце.

Я прекрасно помню, что значит выступать в Сочи в дождь. Видимость очень низкая. Трасса ровная, на ней остаётся много воды. Обычно мы считаем первый поворот продолжением прямой, но на мокрой трассе там приходится нелегко. Надеюсь, в воскресенье обойдётся без дождя, или он будет не очень сильным – иначе видимость будет крайне низкой, а мы не хотим повторения ситуации, возникшей в Спа.

Сейчас мы с напарником почти не уступаем друг другу, хотя в начале года мне не хватало скорости и я отставал. Команде помогло, что Эстебан был в отличной форме. Столь быстрый напарник помог мне быстрее адаптироваться. Сейчас в команде хорошая атмосфера, и я не могу требовать большего. Мы оба напряжённо работаем, чтобы Alpine F1 добилась более высокой позиции в Кубке конструкторов. У нас очень сильные соперники – Aston Martin и AlphaTauri, поэтому мы должны максимально выкладываться каждый уик-энд.

Что касается возвращения Мартина Уитмарша в Формулу 1, он отлично дополнит любую команду и поможет Aston Martin: он хороший лидер, очень умный человек… К сожалению, он работает не в нашей команде, но у нас тоже много хороших людей. Мартин заслуживает уважения, и его возвращение в Формулу 1 пойдёт всем на пользу».

Лэнс Стролл: «Здорово, что к нам присоединится Мартин Уитмарш и поможет Aston Martin F1 развиваться. Думаю, за последние несколько месяцев к нам присоединилось немало талантливых людей, и с приходом Мартина команда получит отличное пополнение.

Сейчас идёт строительство новой базы, и приглашение Мартина – очень рациональное решение. Всё это ведёт нас к цели, которой мы хотим достичь в предстоящие годы.

Также я рад продолжить сотрудничество с Себастьяном Феттелем, в этом году мы отлично взаимодействовали, по-настоящему подгоняли друг друга. У меня очень опытный и знающий напарник, выступавший в чемпионских командах, пилотировавший отличные машины, и его знания действительно помогают нашей команде.

Мне сложно сравнивать Себастьяна с прежними напарниками, а я в разное время сотрудничал с Фелипе Массой и Серхио Пересом. У каждого гонщика свои сильные стороны, а как я уже сказал, Себастьян – профессионал высочайшего уровня, и для нашей команды важно, что у него богатый опыт побед.

О задачах, которые нам предстоит решать в 2022-м, я пока не думал. Пока я полностью сосредоточен на этом сезоне, ведь до конца чемпионата ещё немало гонок. В следующем году очень существенно изменится технический регламент, возможно, это повлияет на расстановку сил, но как именно – это мы узнаем не раньше предсезонных тестов. Тогда станет понятнее, на каком уровне мы находимся, на что способны соперники, но пока рано об этом думать.

Что касается наших возможных результатов в Сочи, то посмотрим, как всё будет складываться, ведь похоже, что в этот уик-энд нас ждёт очень интересная погода, а у меня нет опыта пилотирования на этой трассе в условиях дождя. Но я настраиваюсь на максимально продуктивную работу на трассе на завтрашних тренировках».

Карлос Сайнс (Ferrari) и Пьер Гасли (AlphaTauri)

Карлос Сайнс (Ferrari) и Пьер Гасли (AlphaTauri)

Карлос Сайнс: «Наши расчёты показывают, что трасса в Сочи лучше подходит нашей машине, чем Монца. Да, на первом секторе у нас будут проблемы по сравнению с McLaren, но на третьем мы должны быть быстры. Нужно поработать с балансом машины, но мы можем надеяться на хорошее выступление в этот уик-энд. Нужно начать отыгрывать отставание от McLaren в Кубке конструкторов – очевидно, что просто не будет, но мы сделаем всё возможное.

Мы с командой много думали и обсуждали, когда ставить на машины новую версию силовой установки. Было решено, что Шарль получит её первым, поскольку элементы его силовой установки были повреждены во время аварии в Венгрии.

Команда приложила огромные усилия, чтобы подготовить силовую установку. Я рад, что напарник на этом этапе сможет её оценить. Посмотрим, как всё пройдёт – для нас это важный эксперимент, ведь собранная информация пригодится в 2022-м – эти решения мы будем использовать в двигателе следующего сезона.

Я получу новый двигатель, когда мы найдём приемлемый компромисс между стартом с последней позиции и возможностями для обгонов, а также сроком службы отдельных компонентов силовой установки».

Отвечая на вопрос, не беспокоит ли его статистика, что все команды, за которые он выступал (Toro Rosso/AlphaTauri, Renault/Alpine и McLaren), выигрывали гонки после его ухода, Карлос ответил: «Нет, такая статистика меня совершенно не беспокоит. В первую очередь из-за того, что победы стали возможны благодаря необычным обстоятельствам. Эти команды не ведут борьбу за титул и не сражаются за победы.

Я перешёл в Ferrari, поскольку наш проект подразумевает победы в будущем. Я считаю мою команду лучшим вариантом для борьбы за титул – мы постараемся добиться этого как можно быстрее.

Мои поздравления Alpine и McLaren с победой в этом году, но мы могли бы победить в Монако и были близки к победе в Сильверстоуне, да и в Монце в прошлом году я мог финишировать первым. Не думаю, что мы далеки от победы».

Пьер Гасли: «Мы разобрались с произошедшим в Монце. Это наша домашняя гонка, жаль, что там всё закончилось сходом. Но я уверен – больше таких проблем не будет. Мы сделали всё возможное, чтобы не повторить эту ошибку в будущем.

В прошлый уик-энд Юки не смог стартовать, а я сошёл в начале гонки – это большая неудача для нашей команды и тяжёлый удар в борьбе с Alpine F1 и Aston Martin за позиции в Кубке конструкторов. В целом, крайне неудачный уик-энд. Теперь важно вернуться на прежний уровень и заработать как можно больше очков в этот уик-энд.

Я доволен нашими выступлениями после летнего перерыва. Мы отлично выглядели в Спа, Зандфорте, и даже на квалификации в Монце, так что я не беспокоюсь по поводу нашей скорости. Нужно стабильно зарабатывать очки и не упускать ни малейшего шанса, потому что Алонсо и Окон регулярно зарабатывают очки. Пятое место в Кубке конструкторов очень важно для нас. Надеюсь, в ближайших гонках мы сможем сократить отставание».

Валттери Боттас (Mercedes) и Антонио Джовинацци (Alfa Romeo)

Валттери Боттас (Mercedes) и Антонио Джовинацци (Alfa Romeo)

Валттери Боттас: «Мне нравится трасса в Сочи. Не скажу, что она входит в тройку моих самых любимых, но мне нравится приезжать сюда снова и снова, ведь прежде здесь у меня были победы и подиумы. В Сочи я одержал свою первую победу в Формуле 1, это навсегда останется особенным воспоминанием.

На этой конфигурации поначалу непросто войти в ритм, но как только это удается, сразу едешь быстро. В предыдущие годы на разных участках трассы меняли асфальт, чтобы сделать покрытие менее скользким, с тех пор его состояние стабильно улучшалось. Будет важно вновь выяснить все нюансы и как можно скорее найти оптимальный ритм.

Теоретически трасса в Сочи вполне нам подходит. Мы были быстры на скоростной трассе в Монце, это добавляет оптимизма, но мы не ожидаем какого-то подавляющего преимущества, особенно над Red Bull Racing – борьба с ними вновь будет предельно плотной. Макс Ферстаппен получит штраф в три позиции, для нас это возможность отыграть у них ещё несколько очков, мы постараемся выиграть эту гонку.

Что касается моих собственных шансов на титул, в Формуле 1 никогда не знаешь, как всё сложится, до конца сезона еще немало этапов. Никогда не говори никогда, так что я буду делать всё, что в моих силах. Позволено ли мне бороться с Льюисом? Не знаю, спросите у Тото Вольффа. В личном зачете я уже уступаю очень много очков, но и в начале сезона у меня было ощущение, что мне не позволено сражаться с напарником так, как раньше. Опять же, в каждой гонке ситуация может складываться по-своему, будем действовать по обстоятельствам, и здесь, в Сочи, я нацелен исключительно на победу.

Конечно, мы в Mercedes не раз обсуждали, что в определенной ситуации от меня потребуется сработать на команду и пропустить Льюиса. Если такая ситуация действительно возникнет, да, я поступлю в интересах команды, ведь нам важно победить в обоих зачетах чемпионата».

В феврале 2022 года Валттери впервые примет участие в «Гонке чемпионов». Журналисты спросили, не чувствует ли он, что на фоне раллийных гонщиков у него заведомо меньше шансов.

«Я впервые буду участвовать в «Гонке чемпионов», - сказал Валттери. - Мне и раньше этого хотелось, но не получалось в силу графика. В этот раз мероприятие пройдёт совсем рядом с Финляндией (в Швеции – прим. ред.), где я скорее всего буду находиться зимой, так что я смогу совместить отдых и гонку по льду и снегу! Не думаю, что у меня заведомо меньше шансы, чем у раллийных гонщиков – я сам из Финляндии и несколько раз участвовал в Arctic Rally, так что должен справиться. Конечно, я большую часть времени гоняюсь по асфальту, и парням из ралли будет проще сразу ехать быстро, но посмотрим, как всё получится. Для меня главное – получить удовольствие!»

Антонио Джовинацци: «Не знаю, насколько высоки наши шансы в Сочи. В Зандфорте и Монце, на двух совершенно разных трассах, я стартовал седьмым, что для меня стало сюрпризом. В Монце я чувствовал себя уверенно с первой тренировки, в квалификации тоже был достаточно быстр, а в спринте смог сдержать натиск Серхио Переса. К сожалению, в гонке заработать очки не удалось, это досадно для меня и команды, но посмотрим, что получится здесь. В субботу ожидается дождь, в воскресенье вероятность осадков 50%, но если я уже в пятницу почувствую себя уверенно, то наверняка смогу сработать неплохо.

Если говорить о контракте, я не знаю, когда в Alfa Romeo примут решение – это вопрос не ко мне, а к Фредерику Вассёру. Мне не остается ничего иного, как стараться выступать так же уверенно, как в предыдущих двух гонках, и по возможности зарабатывать очки. Надеюсь, этого будет достаточно. Кто-то распространяет слухи, что власти Италии якобы готовы оказать мне поддержку – у меня нет никаких новостей на этот счёт, лично я ни с кем не вёл переговоры.

Что касается возможного участия в других гоночных сериях, сейчас все мои усилия направлены на то, чтобы остаться в Формуле 1, а если не получится, я подумаю о вариантах, но уже в следующем году».

Николас Латифи (Williams) и Никита Мазепин (Haas)

Николас Латифи (Williams) и Никита Мазепин (Haas)

Николас Латифи: «В Сочи уникальная трасса, похожих на неё в календаре почти нет. Причин тут несколько: её нельзя называть настоящей городской трассой, но в какой-то мере из-за близости стен ты испытываешь ощущения, как на уличном кольце. К тому же многие повороты – 90-градусные, поэтому, готовя машину, приходится настраивать её под особенности поворотов такого типа.

Если вам это удастся, и если вы сможете адаптировать свой стиль пилотирования, ориентируясь на такие повороты, это позволит отыграть немало времени и проходить круги со стабильными результатами. И наоборот: если у вас это не получится, тогда сложности вам обеспечены.

Лично мне удавалось неплохо выступать на Сочи Автодроме, прежде всего в Формуле 2 у меня тут были неплохие результаты. А в этот уик-энд вообще можно ожидать всего, чего угодно, особенно с таким прогнозом погоды. В. предыдущие два года у Williams здесь были проблемы, но в этом сезоне на каких-то трассах мы были вполне конкурентоспособны, на каких-то наши дела складывались совсем неважно. Причём иногда мы готовились к сложностям, а получалось наоборот, и мы выступали довольно уверенно.

Поэтому вспоминать предыдущий опыт особого смысла нет, и лично у меня перед началом этого уик-энда вполне оптимистичный настрой. В том числе и потому, что мы уже лучше понимаем характер нашей машины, знаем предел её возможностей и стараемся за счёт настроек как-то компенсировать её слабости.

Прогресс, которого мы добились в последние месяцы, связан как раз с тем, что нам удалось найти оптимальный подход к технике, которая есть в нашем распоряжении, и это видно в каждой гонке».

Никита Мазепин: «Моя цель – продолжить прогресс, который я показываю с первого этапа. Я не был готов к каким-то вещам, поэтому мне пришлось многому научиться, и мне по-прежнему нужно научиться большему, чем я уже научился.

Учитывая наши текущие позиции, мы можем идти только вперёд. Наше отставание от соперников должно стать намного меньше, чем сейчас. Кроме того, я жду возможностей побороться с соперниками колесо в колесо. Кто знает, может мы начнём выходить во вторую или третью часть квалификации и зарабатывать очки».

Гонщик Haas рассказал, что на домашнем этапе к нему приковано повышенное внимание не только со стороны болельщиков, но и прессы, а перед этапом в Сочи к нему приезжала съёмочная группа Netflix, чтобы собрать материал для нового сезона Drive to Survive: «На прошлой неделе у меня было свободное время с понедельника по среду, затем я вернулся домой в Москву.

Мои американские друзья из Netflix приехали в гости. Мы вместе переделали кучу дел, были в моём университете, пили чай в моём доме, гоняли на квадроциклах на моей трассе, и это было весело!»

Эстебан Окон (Alpine) и Серхио Перес (Red Bull)

Эстебан Окон (Alpine) и Серхио Перес (Red Bull)

Эстебан Окон: «Мне очень нравится сочинская трасса – я неплохо выступал здесь в GP3 в 2015-м, а затем в Формуле 1. Мне комфортно в 90-градусных поворотах. Здесь осталась искусственная трава, которой уже нет на большинстве трасс, которую можно использовать. Здесь важно правильно тормозить и сохранять хорошую скорость там, где это нужно.

Мы неплохо выступили здесь в прошлом году, надеюсь, снова добьёмся хорошего результата и вместе с напарником заработаем много очков – в таком случае уик-энд можно считать успешным. Наша цель – выступить лучше, чем две недели назад в Монце. Здесь мы должны быть более конкурентоспособны, но не можем быть уверены в успехе, пока не проедем по трассе.

Было бы здорово в этот уик-энд подняться на подиум, если пойдёт дождь. Я выиграл в Венгрии, но та гонка не была дождевой: тогда произошло несколько инцидентов на старте на мокрой трассе, но к моменту рестарта асфальт уже высох. Квалификация и гонка в Спа были дождевыми, но там мы не смогли гоняться, да и машина оказалась недостаточно быстрой. Дождь даёт неплохие шансы, но он может помочь, а может помешать. Впрочем, нам это может сыграть на руку.

Мы обращаем внимание на результаты всех команд, а не только AlphaTauri, с которыми боремся за пятое место в Кубке конструкторов. Наша цель – прежде всего, пройти в десятку. Это непростая задача, для этого надо опередить не только AlphaTauri. Да, это наши главные соперники в борьбе за позиции в Кубке конструкторов, и мы хотим сохранить пятое место, так что продолжим с ними бороться до конца года.

У них быстрая машина, и на большинстве трасс у них преимущество в скорости, но мы хотим стабильно зарабатывать очки, пусть и небольшие. Таким образом мы сможем сохранить позицию в Кубке конструкторов.

В Монце у меня произошёл небольшой контакт с Себастьяном Феттелем и я получил пятисекундный штраф. В будущем надо быть осторожнее. Раньше у меня не было штрафных баллов, а теперь – один. Впереди ещё много гонок, не хотелось бы повторения ситуации».

Серхио Перес: «Думаю, в этом году у нас больше шансов в борьбе с Mercedes. В Монце мы оказались намного ближе к ним, чем думали, поэтому в Сочи команда приехала с высокими ожиданиями. Надеюсь, в этот уик-энд нам удастся их опередить.

Гонка в Монце придала мне уверенности. До этого у меня было несколько неудачных этапов подряд, после которых было важно сильно выступить. К сожалению, из-за штрафа я потерял несколько очков, но важнее всего то, что я показал скорость на трассе, которая не очень подходила нашей машине. С этой точки зрения я доволен прошлой гонкой».

Прогноз на Гран При России обещает дожди. Говоря о своих перспективах на мокрой трассе, Серхио отметил: «В Бельгии мы уже увидели дождевую гонку, которая для меня сложилась совсем не так, как хотелось. По крайней мере, мы понимаем, что пошло не так, и теперь готовы выжать максимум из машины в любых условиях».

Серхио так же рассказал, как готовился к гонке в Сочи: «Перед этапом у нас с командой было несколько совещаний, и я много времени провёл на симуляторе. Как только начинается сезон, ты постоянно проводишь встречи с инженерами, оцениваешь прошедшую гонку и готовишься к следующей, изучаешь трассу и подбираешь настройки, думаешь, что можно сделать лучше. Эта работа никогда не прекращается».

Даниэль Риккардо (McLaren) и Мик Шумахер (Haas)

Даниэль Риккардо (McLaren) и Мик Шумахер (Haas)

Даниэль Риккардо: «Пока ещё я остаюсь последним гонщиком, одержавшим победу, так что настроение хорошее. У меня до сих пор такое ощущение, что я должен как-то получше одеваться! (смеётся) Но всю неделю после Монцы у меня был по-настоящему плотный график, у всех был ко мне интерес – впрочем, это тоже весело!

Я чувствовал, что надо бы пару дней отдохнуть, но если у вас подобные проблемы, это не так уж плохо! Эмоции до сих пор не улеглись, мне до сих пор сложно подбирать слова, чтобы передать, что я чувствую. С другой стороны, я уже готов просить поменьше обо мне писать – боюсь, что скоро могу надоесть людям! (смеётся) Хотя всё это очень льстит!

Но вряд ли я смогу повторить тот успех в Сочи – надо же чуть-чуть расслабиться! Разумеется, мы по прежнему будем выкладываться по максимуму. Я вновь готов к борьбе за победы – полагаю, я это уже доказал. Значит, надо продолжать в том же ключе, и если дело дойдёт до победы или подиума – это будет классно! В любом случае, думаю, что здесь мы должны выступить неплохо.

Есть ли у меня какой-то особый победный танец? Пожалуй, когда я на подиуме пью шампанское из ботинка – это что-то вроде того! И я совершенно не жалею, что положил начало такой традиции – хотя, конечно, если однажды у меня из-за этого будут проблемы со здоровьем, наверное, тогда я пожалею. Но пока всё хорошо!»

Мик Шумахер: «Отзывы о фильме Schumacher были позитивными. Я говорил с несколькими людьми, посмотревшими картину – им понравилось. Нам тоже. Я очень рад, что у меня была возможность поделиться своим мнением и личной информацией. Да и сам я, участвуя в работе с фильмом, узнал об отце кое-что новое. Раньше мы много разговаривали о гонках, он рассказывал разные истории. Нам нравилось вспоминать прошлое. Гонки занимают важную часть жизни нашей семьи, и я многое знаю о разных событиях».

Также Мик Шумахер говорил о целях на следующий сезон: «Надеюсь, мы поборемся за позиции в середине пелотона – по-моему, это вполне реальная цель. Мы начали работу с новой машиной раньше остальных и потратили на неё большую часть бюджета на этот год. Надеюсь, это даст нам небольшое преимущество, особенно в начале года, и мы сможем стабильно зарабатывать очки. Я сделаю всё возможное для этого.

В этом году в квалификациях мы меньше уступаем машинам впереди, чем в гонках, где нам не удаётся всё сделать правильно. Порой мы неплохо выступали в гонках, но иногда они оказывались очень сложными. Квалификации доставили мне огромное удовольствие, участвовать в них было интересно. Надеюсь, однажды мы сможем проходить во вторую и в третью часть квалификации, и это будет очень интересно – с нетерпением этого жду.

В целом напарник – это главный соперник. Но до сих пор я не встретил ни одного гонщика, с кем было бы легко бороться. Я всегда стараюсь выступить как можно лучше».

Шарль Леклер (Ferrari) и Ландо Норрис (McLaren)

Шарль Леклер (Ferrari) и Ландо Норрис (McLaren)

Шарль Леклер: «В теории новая силовая установка немного лучше предыдущей, поэтому мы хотели как можно быстрее привезти её на трассу. В команде рассчитывают, что новинка позволит немного прибавить. Мы не ждём серьёзных изменений, но новый двигатель может стать шагом в правильном направлении.

Посмотрим, насколько сложно будет отыграться при старте с последних позиций. Актуальный прогноз обещает дождь в воскресенье, так что гонка может получиться непредсказуемой. Надеюсь, ситуация сложится в нашу пользу. Если погода окажется сухой, и у машины будет темп, то я смогу обгонять. Посмотрим, как всё получится, но я всё же предпочту дождь, поскольку на мокрой трассе, скорее всего, шансов у нас больше.

Хорошая новость в том, что нынешняя машина лучше прошлогодней, и мы это поняли уже в первой гонке. Я гораздо больше уверен в машине, результаты, в целом, стали лучше, и мы выступаем стабильнее по сравнению с 2020-м. Это говорит о том, что команда движется в правильном направлении, но впереди ещё долгий путь до наших целей – до борьбы за титул. Нужно продолжать работать в том же ключе».

Говоря о борьбе с McLaren за третье место в Кубке конструкторов, Шарль добавил: «Они проводят очень хороший сезон, к сожалению для нас! На протяжении всего года между нами очень плотная борьба, но в Монце они выступили очень сильно.

Сейчас наша задача сводится к тому, чтобы догнать McLaren, но они очень быстры и стабильны. Мы продолжим максимально выкладываться каждый уик-энд, и я надеюсь, что это поможет нам оказаться впереди в конце сезона. Пока они быстрее нас, но я надеюсь, что обновлённая силовая установка поможет сократить отставание.

Из оставшихся трасс сезона мы должны быть быстры в Мексике. Посмотрим, как в итоге получится на самом деле, но в этом сезоне мы уже видели несколько приятных сюрпризов».

Ландо Норрис: «Сейчас мы опережаем Ferrari в сражении за третье место, но отрыв небольшой, а ситуация меняется от гонки к гонке. Мы неудачно провели уик-энд в Зандфорте, в Монце получилось взять реванш – конечно, было бы здорово и дальше наращивать отрыв, но вряд ли получится. Как и прежде, преимущество по-прежнему будет то у одной, то у другой команды. Это не совсем так, как нам бы хотелось, но интересно!

Не думаю, что в какой-либо из оставшихся гонок мы будем так же конкурентоспособны, как в Монце, но мы постараемся взять от каждой из них максимум. Одни трассы подойдут нам лучше, другие – хуже, но если появляются шансы на отличный результат, мы, как правило, их реализуем.

В Монце мы сработали особенно здорово, все вокруг были очень удивлены, но результат совершенно заслуженный, ведь мы с первой тренировки демонстрировали отличную скорость. Опять же, это не означает, что теперь так будет всегда. Мы не нашли какое-то волшебное решение, просто сработали чуть лучше, а трасса подошла нашей машине. На других трассах сложностей, возможно, будет больше, но насколько, я не возьмусь предсказать.

Не скажу, что после финиша в Монце я чувствовал себя так уж плохо, хоть и не выиграл гонку! Для всей команды радость была огромной. Мы собрались всем коллективом, руководители и гонщики сказали несколько слов – кстати, я ненавижу произносить речи! Момент получился замечательный, мы выставили все три кубка – два для гонщиков и один командный – это славная награда всем сотрудникам за долгую работу и достигнутый прогресс. Здорово быть причастным к этому. Интересно, чего мы добьемся в следующие несколько лет.

Конечно, мне было немного досадно, что я оказался вторым, раньше я и третьему месту радовался больше, но значимость результата это ничуть не преуменьшает. Второе место – мой лучший результат в Формуле 1, я рад за себя и всю нашу команду.

Несколько лет назад в McLaren было много вопросов, требующих внимания, было сложно решить, на чём именно сосредоточиться, за счёт чего можно быстрее добиться прогресса. С Заком Брауном и Андреасом Зайдлем нам удалось выбрать верное направление, сейчас вся команда в гораздо лучшей форме.

Небольшие изменения сложно заметить в отдельный уик-энд, но мы постепенно прогрессировали во всех областях, в Монце оставили за собой и быстрейший пит-стоп, и это тоже внесло свой вклад в великолепный результат. Нельзя сказать, что наша машина внезапно поехала быстро, и нам откровенно повезло – в тот день мы смогли собрать всё воедино. И особенно интересно будет взглянуть, чего мы добьемся с таким базисом в следующем сезоне, когда вступят в силу новые правила».

Макс Ферстаппен (Red Bull) и Джордж Расселл (Williams)

Макс Ферстаппен (Red Bull) и Джордж Расселл (Williams)

Вопрос: Как вы считаете, RB16B позволит вам остановить доминирование Mercedes в Сочи?
Макс Ферстаппен: Сложно сказать. В принципе, у нас и в прошлом году всё здесь прошло неплохо. Да, прежде эта трасса не подходила нашей машине, но в этом сезоне многое изменилось.

Борьба будет плотной. Я с нетерпением этого жду. Похоже, большую часть уик-энда будет лить дождь, кто знает, что это изменит. Возможны сюрпризы, как со вторым местом Джорджа Расселла в Спа. Посмотрим. Я считаю, что уик-энд может получиться для нас успешным.

Вопрос: Вы потеряете три места на старте за инцидент в Монце…
Макс Ферстаппен: Я уже собирался в аэропорт, когда узнал, что меня наказали потерей трёх мест. У меня своё отношение к произошедшему, я не обязан во всём с ними соглашаться, но что есть, то есть. Мы движемся дальше и делаем всё возможное. Штраф не обрадовал, но это не конец света.

Вопрос: С учётом штрафа есть соблазн поставить новую силовую установку в Сочи и отбыть наказание здесь?
Макс Ферстаппен: Вопросов множество, по ходу уик-энда постараемся найти ответ. Посмотрим, как всё сложится, насколько мы окажемся конкурентоспособны. Пока ничего не решено.

Вопрос: Льюис Хэмилтон предположил, что на вас сказывается прессинг борьбы за титул, поэтому вы так агрессивны на трассе…
Макс Ферстаппен: Да, я так нервничаю, что не могу заснуть! Это так ужасно – бороться за титул, мне это совершенно не нравится!

Те, кто меня действительно знает, понимают, что я очень спокойно отношусь к таким вещам. Я очень спокойный человек. Это лучшее чувство в жизни – иметь отличную машину, позволяющую каждый уик-энд бороться за победу. Эти комментарии говорят о том, что Льюис меня совсем не знает, но это не важно. Я сосредоточен на себе, мне нравится лидировать в чемпионате. Надеюсь, я буду лидировать ещё долго.

Вопрос: Вас не удивила критика за то, что после аварии вы не подошли к Льюису, чтобы узнать, не пострадал ли он, ведь ваша машина упала на него сверху?
Макс Ферстаппен: Я вылез из машины, посмотрел налево, где Льюис крутил руль, пытался сдать назад – на мой взгляд, он был в полном порядке. В понедельник или вторник он отправился в Америку на модную вечеринку. Думаю, это возможно только в случае, если всё хорошо.

Джордж Расселл: «Если я не ошибаюсь, у нас было сорок пять гонок без очков, а потом в четырех предыдущих мы трижды их заработали! Финиш в призовой десятке в Венгрии несколько снизил прессинг, а хороший уик-энд в Спа добавил уверенности и мотивации. Мы почувствовали, что когда каждый сотрудник выкладывается на пределе и вносит свой вклад, нам по силам добиваться неплохих результатов.

Этот уик-энд тоже обещает быть интересным, погода может сыграть свою роль. В Сочи сложно идеально проехать круг, здесь много одинаковых 90-градусных поворотов, и если угадать с настройками, это очень поможет, а если хоть чуть-чуть промахнуться, это сильно скажется на общем времени. Ситуация с одинаковой легкостью может сложиться как хорошо, так и плохо.

Подписав контракт с Mercedes, я не стал проводить больше времени на их базе в Брэкли, поскольку пока остаюсь гонщиком Williams и хочу во всех оставшихся с ними сессиях сработать максимально здорово. Я по-прежнему сосредоточен на задачах в Williams, а о задачах в Mercedes буду думать, когда в декабре сяду на обратный рейс из Абу Даби».

Читайте ещё