Великобритания'67: Алан Риз

Гонка #156: 15 июля 1967 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул Джим Кларк (Lotus 49) - 1.25,3 (198,8 км/ч)
Лучший круг Денни Халм (Brabham BT24) - 1.27,0 (194,9 км/ч)
Победитель Джим Кларк (Lotus 49) - 1:59.25,6 (189,3 км/ч)

Новинка, даже самая передовая в техническом плане, всё равно требует времени на избавление от «детских болезней». В 1967 году в Формуле 1 главными претендентами на титул были команды Brabham и Lotus. Обе располагали парой сильных пилотов, добротным шасси и в целом схожими шинами. Но если Джек Брэбэм по-прежнему делал ставку на надёжные моторы Repco, то Колин Чэпмен «учил ездить» двигатели Cosworth DFV. В скором будущем они станут в Ф1 оружием победы, но пока ломались слишком часто.

При этом мощность Double Foul Valve с самого начала не обещала соперникам лёгкой жизни – в первом же сезоне эти моторы выиграли все девять квалификаций, в которых участвовали. Этап в британском Сильверстоуне не стал исключением. Джим Кларк, который за пять последних лет четырежды становился в домашней гонке сильнейшим, завоевал поул, а рядом с ним в первом ряду стоял другой Lotus под управлением новобранца команды Грэма Хилла.

Со старта они рванули вперед, и хотя на втором круге Джеку Брэбэму удалось-таки обойти Хилла, британец вскоре восстановил статус-кво, а ведь машину Грэму собирали в ночь перед гонкой – возвращаясь в боксы после быстрого квалификационного круга, он стал жертвой поломки подвески, из-за чего Lotus получил серьезные повреждения.

То ли от спешки и невнимательности невыспавшихся механиков, то ли еще по какой причине, но подвеска вновь вышла из строя уже в гонке. Хилл свернул в боксы – оказалось, что выкрутился один из крепёжных болтов. На его место оперативно ввернули новый, пилот вернулся на трассу, но через десяток кругов окончательно выбыл из борьбы из-за поломки мотора.

Джим Кларк тем временем уверенно лидировал – но следом круги наматывала пара гонщиков Brabham. Лидирующий в общем зачёте новозеландец Дени Халм замешкался на старте и откатился было на восьмое место, но не только догнал напарника, но и смог опередить. Лидеру он, правда, уступал слишком много, но с турнирной точки зрения и второе место гонщика едва ли огорчало.

А вот «Черный Джек» в этот день остался без призового шампанского – на последних кругах его настиг и красиво обошел гонщик Ferrari Крис Эймон.

Интересно...
Машина BRM Джеки Стюарта была разбита в квалификации, и починить её до гонки было невозможно. Запасной у команды тоже не было, но шотландец все же вышел на старт. Как? Представители BRM затребовали себе одно шасси частной команды Reg Parnell Racing. При этом её пилоту, Пирсу Кариджу, пришлось на время переквалифицироваться в зрители...

Алан Риз

Девятым в Сильверстоуне финишировал местный гонщик Алан Риз. Для него этот старт стал в Формуле 1 первым и единственным, но в истории автогонок валлиец оставил куда более серьезный след.

Сын преуспевающего владельца транспортной компании имел возможность сесть за руль раньше большинства сверстников. Где машины – там и гонки, и в начале 60-х Риз стал одним из завсегдатаев этапов британской Формулы Junior, а вскоре и Формулы 2. Первая победа в F2 пришла к нему в Реймсе в 1964 году – позади, среди прочих, остались такие звёзды, как Кларк, Брэбэм и Халм.

Уже тогда Алан понял, что ему интересно не только выступать в соревнованиях, но и участвовать в организации работы команды. Британец продолжал выступать в Формуле 2, приезжал на подиумы и даже выигрывал. В ту пору гонки Ф2 и Ф1 порой бывали совмещенными – скажем, в 1967 году на Нюрбургринге Алан финишировал вторым в своей категории и седьмым в общем зачете. По итогам того сезона он занял в Формуле 2 пятое место.

Однако к тридцати годам валлиец понял, что как гонщик едва ли добьется большего – и сосредоточился на менеджменте. Вместе с единомышленниками – Максом Мосли, Грэмом Коукером и Робином Хердом – Риз основал команду March. Название сложилось из первых букв фамилий, и лишь Алану посчастливилось задействовать еще и имя, «пожертвовав» на общее благо A и R.

Проект получился весьма успешным: в Формуле 1 на шасси March было одержано три победы (в том числе и в дебютном сезоне 1970 года), а в разнообразных «младших» классах число проданных шасси исчислялось сотнями. Риз, правда, уже в 1977 году перешел в Shadow, но задержался там недолго, основав вмести с Джекки Оливером новую команду Arrows. «Стрелы» тоже добились в чемпионате мира неплохих результатов, хотя до вершины подиума пилоты этой команды не дотянулись.

Алан Риз неизменно занимал пост тим-менеджера до 1991 года, после чего еще некоторое время оставался в Arrows, регулярно менявшей владельцев, на должности консультанта. Сейчас разменявший восьмой десяток экс-пилот иногда появляется на исторических гоночных фестивалях, а его сын Пол выступает в молодежных чемпионатах, где, как и отец, частенько поднимается на призовой подиум.

Мир моторов в 1967-м: BMW 1600

Баварский концерн BMW не всегда был преуспевающим: в его истории были периоды, когда он оказывался, если не на грани банкротства, но, по крайней мере, в тисках весьма серьёзных экономических проблем.

В конце 50-х годов прошлого века баварцы производили по-своему интересные, но дорогие автомобили, не пользовавшиеся достаточным спросом, и в 1959-м всерьез рассматривался вопрос о продаже контрольного пакета акций BMW его прямому конкуренту – концерну Daimler-Benz. По свидетельству историков, под давлением профсоюзов и трудового коллектива, этот план был отклонен буквально в последний момент.

В начале 60-х в Мюнхене начали выпускать нескольких новых моделей, тогдашними маркетологами BMW объединенными в семейство, названное Neue Classe («Новый класс»). Именно этим автомобилям было суждено сыграть главную роль в спасении концерна: в 1963-м BMW уже смог выплатить дивиденды своим акционерам – впервые после Второй мировой войны.

Одной из наиболее успешных среди моделей «Нового класса» была BMW 1600, в 1967-м занявшая 2-е место по итогам европейского конкурса «Автомобиль года». Седан BMW 1600 дебютировал в 1964-м, а в 1966-м появилаась его двухдверная версия 1600-2 (или 1602), мгновенно ставшая хитом по обе стороны Атлантики.

В февральском номере за 1967-й год американский журнал Car and Driver назвал BMW 1600 «лучшим маленьким седаном, на котором нам доводилось ездить». На нем стоял 85-сильный четырехцилидровый мотор, была независимая подвеска всех колес и передние дисковые тормоза. Эксперты единодушно отмечали великолепную обзорность, отменную управляемость и удобство расположения водителя. Кстати, в разработке версии 1600-2 принимал участие известный итальянский кузовной дизайнер Джованни Микелотти.

BMW 1600 положила начало целой гамме моделей, впоследствии трансформировавшейся в знаменитую 3-ю серию, до сих пор занимающую одно из ведущих мест в производственной гамме баварского концерна.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.