Великобритания'66: Крис Ирвин

Старт гонки в Брэндс-Хетч
Гонка #145: 16 июля 1966 года. Гран При Великобритании. Брэндс-Хетч
Поул Джек Брэбэм (Brabham BT19) - 1.34,5 (162,5 км/ч)
Лучший круг Джек Брэбэм (Brabham BT19) - 1.37,0 (158,3 км/ч)
Победитель Джек Брэбэм (Brabham BT19) - 2:13.13,4 (153,7 км/ч)

В 1966 году среди множества факторов, вносящих свой вклад в итоговый результат, на первый план в однозначно вышел один – двигатель. «Трехлитровый» регламент Формулы 1 оказался куда более серьезной головной болью, чем можно было предположить. Шутка ли – сезон добрался почти до экватора, а команды по-прежнему одалживали друг другу двухлитровые моторы, чтобы банально не оказаться вне игры, или использовали не самые мощные движки от спорткаров.

Фактически, лишь в одной команде не знали никаких бед – Джек Брэбэм заранее нашел в родной Австралии небольшую компанию, готовую обеспечить Brabham моторами, построенными на базе стандартного блока Chevrolet. Не сказать, что двигатели Repco обладали выдающимися характеристиками, но их рабочий объем составлял три литра, а надёжность заслуживала добрых слов.

Учитывая таланты «Черного Джека» на пилотском и конструкторском поприщах, неудивительно, что к моменту визита Формулы 1 в британский Брэндс-Хетч именно австралиец и утвердился в роли главного фаворита чемпионата. Это обстоятельство Брэбэм еще раз подтвердил в квалификации, показав лучшее время.

Перед стартом трассу полил сильный дождь, и гонщикам даже позволили проехать не один, а несколько прогревочных кругов, но почти все сочли, что асфальт уже достаточно просох и остановили свой выбор на сликах. Лишь в команде Cooper рассудили иначе – потому-то ее пилоты Йохен Риндт и Джон Сёртиз поначалу были наиболее активны.

Впрочем, хоть австриец с британцем и пробились на второе и третье места, угнаться за Джеком Брэбэмом не под силу оказалось даже им. А когда от дождя остались только воспоминания, гонщиков Cooper быстро отодвинули из зоны подиума. Спор за «серебро» вели вечные протагонисты – Джим Кларк из Lotus и Грэм Хилл из BRM. Уже в следующем году они станут напарниками, но пока об этом даже не догадывались. Спор будто бы складывался в пользу Хилла, когда в него включился еще один участник.

Грэм Хилл, Джек Брэбэм и Джим Кларк ведут спор за второе место

Второй пилот Brabham, новозеландец Дэнни Халм, смог подтянуться к британцам, а затем и поочередно оставить их позади, гарантировав своей команде двойной успех. Грэм в итоге финишировал третьим, ну а Джим, вынужденный посетить боксы и долить жидкости в тормозную систему, лишь под финиш смог вернуться на четвёртое место.

Интересно...
Шестым в Брэндс-Хетч финишировал Брюс МакЛарен, проводящий первый сезон в составе собственной команды. Новозеландец получил одно зачетное очко – именно оно стало самым первым в истории McLaren.

Крис Ирвин

Кристофер Ирвин

Гран При Великобритании стал первой в карьере гонкой Ф1 для местного гонщика Кристофера Ирвина. Молодого талантливого спортсмена пригласил к себе Джек Брэбэм. И хотя на машине 23-летнего спортсмена стоял мотор Climax, он не оплошал и примчался к финишу седьмым.

Впервые Крис Ирвин заявил о себе в 1964 году, когда с первой попытки стал бронзовым призером одного из национальных чемпионатов Формулы 3. Годом позже лондонец с внешностью героя-любовника уже выступал в Ф2, а затем его имя все чаще стало появляться в протоколах внезачётных соревнований Формулы 1.

Своеобразное «шефство» над молодым талантом взял Джек Брэбэм, который и дал британцу возможность дебютировать в чемпионате мира. Одной гонки хватило, чтобы контракт Ирвину предложил владелец сильной частной команды Рег Парнелл. К сожалению, его машины в 1967 году не отличались надежностью, но Крис все равно финишировал пятым в Гран При Франции, а вдобавок с одной победой занял шестое место в чемпионате Формулы 2.

Следующим, кто обратил внимание на молодого спортсмена, стал Алан Манн, чья команда выступала в гонках спортивных машин. Однако во время соревнований на Нюрбургринге Ford Ирвина угодил в очень неприятную аварию. Тяжелые повреждения головы не только поставили крест на карьере пилота, но и потребовали многих лет на полное выздоровление.

Сейчас Крис Ирвин живет на собственной яхте на юге Франции.

Мир моторов в 1966-м: Renault 16

В 1966-м Renault 16 был признан «Автомобилем года», но его производство началось весной 1965-го. В майском номере журнала Motoring Illustrated в том году появилась рецензия на необычную французскую новинку, где говорилось следующее: «Renault 16 нельзя назвать большим семейным автомобилем, потому что это и не четырехдверный седан, и не универсал. Но важно то, что он – особенный».

Дело в том, что это был один из первых, если не первый, пример автомобиля с пятидверным кузовом, позже получившим название «хэтчбек». Машина понравилась и прессе, и европейскому потребителю, и выпускалась на протяжении 15 лет – до 1980-го года. За это время было произведено более 1 млн. 845 тысяч таких автомобилей. Именно с Renault 16 началась мода на хэтчбеки, и аналогичные модели появились в программах других автоконцернов.

Renault 16

Главными достоинствами переднеприводного Renault 16 был удобный и просторный кузов, комфортабельный салон и высокий уровень оснащения при весьма разумной цене. Сначала на него ставили 55-сильные бензиновые моторы объемом 1,4 л; на Женевском автосалоне 1968 года дебютировала версия с более мощным двигателем 1,6, а еще через год был представлен Renault 16 TA с автоматической трансмиссией.

Из конструктивных особенностей стоит отметить, что передние полуоси находились не на одной линии, из-за чего колесная база с левой стороны была на 70 мм длиннее, чем с правой. Подобное решение пришлось применить, чтобы разместить торсионную подвеску. Кроме того, продольно расположенный двигатель на Renault 16 был смещен в сторону салона, а трансмиссия и главная передача находились перед силовым агрегатом, что обеспечивало практически идеальную развесовку машины и отменную управляемость.

В 1970-м году знаменитый гонщик Формулы 1 Стирлинг Мосс сказал: «Никаких сомнений, Renault 16 – наиболее толково сконструированная машина из всех, с которыми мне доводилось иметь дело. Думаю, каждому британскому автопроизводителю было бы полезно купить такую и посмотреть, как она сделана».

Фактически, на европейском рынке у Renault 16 не было конкурентов в своем классе – до появления британской модели Austin Maxi, разработанной знаменитым дизайнером Алеком Иссигонисом, создателем Mini.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё