Инди'53: Билл Вукович

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 30 мая 1953 года Место: Индианаполис («Инди 500»)

Фабула

Эту гонку называют «самой жаркой Пятисоткой» - солнце палило так, что покрытие овала нагрелось почти до 60 градусов. Не выдерживала техника, да и пилоты вынуждены были меняться за рулем, чтобы довести машину до финиша. И лишь Биллу Вуковичу все было нипочем – стартовав с поула и показав лучшее время круга, он упрямо гнал свой Kurtis Kraft, наматывая левые повороты.

В итоге у ближайшего преследователя Вукович выиграл три с половиной минуты, а из 200 кругов дистанции лишь на протяжении пяти дал полидировать соперникам, когда сам совершал пит-стопы. Американец не только стал победителем самой престижной национальной гонки, но и вышел в лидеры чемпионата мира Ф1 – хотя о последнем он, скорее всего, даже не догадывался.

Памятные моменты

Билл Вукович стал единственным пилотом за 11 лет присутствия «Инди 500» в календаре Ф1, кто смог записать себе в актив хет-трик: поул, лучший круг и победу. В 50-е правила гонки допускали замену пилота, но на этот раз их было слишком много: из 33-х стартовавших только семеро добрались до клетчатого флага, ни разу не выпустив руль из рук. Ветеран Карл Скарборо, проехав 69 кругов, выбрался из кокпита и рухнул на асфальт. Его срочно доставили в госпиталь автодрома, где пилот скоропостижно скончался от перегрева и теплового удара.

Фокус: Билл Вукович (пилот)

Билла называли «Сумасшедшим русским», хотя на самом деле его родители приехали в Калифорнию из Югославии. Он был невероятно быстр за рулем – начав с побед в локальных соревнованиях в 1945 году, за пять лет «Вуки» добрался до титула чемпиона США в гонках миджетов. Оттуда уже было рукой подать и до «формул».

В 1951 году он вышел на старт «Инди 500», но проехал до поломки машины всего 29 кругов. В следующем году, уверенно лидируя, сошел всего за восемь кругов до финиша – отказало рулевое управление. Потом были две блистательные победы подряд (Биллу принадлежит уникальный рекорд – он единственный человек на Земле, кто выиграл два этапа ЧМ Ф1, но ни одного Гран При). И неизвестно, какая из двух лучше – под палящим солнцем в 53-м или с 19-й стартовой позиции в 54-м?

В сезоне-55 Билл вновь готовился покорить Старую Кирпичницу. Он привычно вышел в лидеры гонки и принялся наматывать круги, когда прямо перед ним сильный порыв ветра дернул в сторону автомобиль кругового пилота. Машину закрутило, на трассе возникла куча-мала, и в толчее кто-то ударил Kurtis Kraft Вуковича – тот перелетел через ограждение, рухнул вниз и несколько раз перевернулся. Травмы пилота оказались несовместимы с жизнью.

Сын и внук «Вуки» - оба также Биллы – решили пойти той же дорогой и пробовали себя в гонках, но не особенно преуспели. Первый завоевал «серебро» Индианаполиса в 1973 году, а второй был признан лучшим новичком 15 лет спустя – но в 90-м, как и дед, разбился на гонках.

Цифры

За первые 11 лет чемпионатов Формулы 1 (1950-1960) только в гонках Инди-500 приняли участие 176 человек (40% от всего количества гонщиков, участвовавших в чемпионатах), из них 73 не прошли сито квалификации.

Единственный гонщик, стартовавший во всех 11 этапах Инди-500, вошедших в календарь Формулы 1 – Тони Беттенхаузен, правда, победить ему за это время не удалось ни разу.

Самым настырным можно считать Уорринера Лероя – с 1951 по 1958 годы он пять раз пытался принять участие в знаменитой гонке, но так и не смог квалифицироваться…

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.