Брэндс-Хэтч'79: Гонка Чемпионов

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 15 апреля 1979 года Место: Великобритания (Брэндс-Хэтч)

Фабула

Весенняя Гонка Чемпионов была для команд отличной возможностью опробовать новую технику. Команда Brabham привезла в Брэндс-Хэтч модель 48 с мотором Alfa Romeo – на ней Ники Лауда выиграл старт и повел пелетон. Однако у "сырой" еще машины вскоре проявились «детские болезни», заставившие австрийца провести внеплановый пит-стоп.

Вперед вышла Ferrari Жиля Вильнева, но спустя несколько кругов канадец пропылил по обочине в повороте Hawthorn и пропустил Lotus Марио Андретти. Разрыв в этой паре составлял примерно пять секунд, и по скорости два пилота были почти равны. У Вильнева было совсем небольшое преимущество – но и из круга в круг Жиль планомерно и неумолимо выбирал отставание, пока на 26-м круге из 40 не настиг американца.

Несложно догадаться, что вскоре последовала молниеносная атака – и автомобили поменялись позициями. После этого гонщик Скудерии без видимых проблем довел гонку до победы. А вот его оппонент под финиш настолько потерял скорость, что пропустил на 2-е место Brabham молодого Нельсона Пике.

Памятные моменты

Наряду с участниками чемпионата мира, в Брэндс-Хэтче выступали и гонщики британской серии Aurora F1. Они заметно отставали от коллег из «настоящей» Формулы 1, в первую очередь потому, что выступали на бывших в употреблении автомобилях, «списанных» из Больших Призов.

На стартовом поле между «формулистами» и «авроровцами» даже специально оставили одну незанятую позицию. Лучший из участников британской серии, Гай Эдвардс, финишировал в итоге седьмым.

Примечательно, что за рулем Williams на старт вышел 15-кратный чемпион мира по мотоспорту Джакомо Агостини. Но повторить достижения Джона Сертиза (или хотя бы Майка Хейлвуда) 36-летний итальянец не смог, финишировав только 11-м, в двух кругах от победителя.

Фокус: Гонка Чемпионов (соревнование)

Полвека назад Формула 1 была не элитарным клубом для избранных, как сейчас, а именно «формулой» - сводом правил для конструкторов и устроителей гонок. Любой мог построить автомобиль этого класса, и любой мог организовать свое соревнование. Самые престижные (как правило, национальные Гран При) входили в календарь чемпионата мира, но немало было и других гонок – особенно в Англии, (где одно время проводился даже отдельный национальный чемпионат), Франции, Италии. Если вдуматься, такая схема имеет множество преимуществ перед нынешней – за исключением, пожалуй, того самого ореола элитарности. Но тут уж кому что.

Разумеется, организатором разных гонок, которые мы сейчас называем «незачетными», важно было привлечь на стартовое поле как можно больше сильных участников. Здесь в дело шли щедрые призовые, хорошие связи, удачно выбранное время – а также красивое название гонки. Фантазия у промоутеров работала: проводились «Гран При Приграничья», «Гран При Наций», «Трофей Британской Империи», «Золотой Кубок»…

В 1965 году владельцы автодрома Брэндс-Хэтч, за год до этого заполучившие национальный Гран При, решили организовать собственную незачетную гонку. Ее спонсором стала газета Daily Mail, а дату назначили на середину марта. Название взяли «скромное» - Гонка Чемпионов. Первая же попытка оказалась успешной – в качестве хорошей тренировки перед европейской частью сезона на старт вышли все британские команды (зачастую и с «резервистами»); приехал в графство Кент и Комендаторе Энцо Феррари. В первом из двух заездов победил Джим Кларк (Lotus). Но во втором шотландец сошел, и общая победа досталась его напарнику Майку Спенсу.

В 1966-м гонку не проводили, поскольку Брэндс-Хэтч вновь стал ареной Гран При Великобритании, но затем, увидев ее популярность, пауз уже не делали на протяжении полутора десятилетий. Как правило, победы здесь одерживали топ-пилоты, хотя случались и исключения – в 1975-м отличился Том Прайс на Shadow (в чемпионате мира побед ни у гонщика, и у команды не было), а за два года до этого и вовсе победил Питер Гетин на автомобиле Формулы-5000 – такие тоже допускали на старт.

К концу 70-х отношение к «ненастоящим» гонкам стало уже другим. Разросшийся календарь требовал все больших расходов, спонсорам нужен был телевизионный эфир, менеджерам – зачетные очки. Всего этого незачетные соревнования дать не могли. Неудивительно, что их число неумолимо сокращалось.

Брэндс-Хэтч держался до последнего. Сначала Гонку Чемпионов стали проводить раз в два года, вновь чередуя с Гран При Великобритании. Затем, когда в 81-м она пришлась на период разгара войны федераций, пауза возросла уже до трех лет. Наконец, в 1983-м году пилоты и команды все же съехались в Кент. Сильнейшим из 13 участников стал Кейо Росберг, выступавший на Williams.

С этого самого момента соревнования Ф1, не входившие в календарь чемпионата мира, и стали частью истории…

Цифры

Победители Гонки Чемпионов в Брэндс Хетч с 1965 по 1983 год

Год Победитель Команда
1983 Кеке Росберг Williams
1979 Жиль Вильнев Ferrari
1977 Джеймс Хант McLaren
1976 Джеймс Хант McLaren
1975 Том Прайс Shadow
1974 Жаки Икс Lotus
1973 Питер Гетин Chevron
1972 Эмерсон Фиттипальди Lotus
1971 Клей Регаццони Ferrari
1970 Джеки Стюарт March
1969 Джеки Стюарт Matra
1968 Брюс Макларен McLaren
1967 Дэн Герни Eagle
1965 Майк Спенс Lotus

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.