Австралия'91: Аделаида

Айртон Сенна лидирует на залитых дождем улицах Аделаиды (плакат)
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 3 ноября 1991 года Место: Аделаида (Гран При Австралии)

Фабула

Трасса в Аделаиде по протяженности превосходила лишь кольцо в Монако, поэтому 305-километровая дистанция включала больше восьми десятков кругов. Но в тот день зрители увидели всего 16 – а в итоговом протоколе значилось, что лидер преодолел и вовсе 14. Виной всему – сильнейший ливень, обрушившийся на юг Австралии за час до старта.

Начало гонки перенесли, но затем, когда интенсивность осадков понемногу пошла на убыль, пилоты все же устремились на дистанцию. На залитом водой асфальте городских улиц машины аквапланировали, крутились и попадали в аварии с пугающей частотой. В борьбе за позицию столкнулись напарники по команде Benetton Михаэль Шумахер и Нельсон Пике (бразильский ветеран, проводивший последнюю гонку в карьере, пытался обойти отлично стартовавшего немца).

Машину Шумахера развернуло – и в нее влетел Жан Алези на Ferrari и невесть как оказавшийся среди лидеров Никола Ларини (Modena-Lambo). Маурицио Гужельмин на полном ходу протаранил ограждение пит-лейна – синяки и ссадины получили двое стоявших в этом месте судей…

А уж когда после десяти кругов дождь припустил с новой силой, даже лидировавший Айртон Сенна начал подавать недвусмысленные знаки, требуя остановить гонку. Поскольку чемпион мира в обоих зачетах определился досрочно, а трагедии никому не были нужны, то вскоре над трассой зареяли красные флаги.

По воспоминаниям Марри Уокера, легендарного британского телекомментатора, на тот момент положение в гонке выглядело так: Сенна (McLaren) – Пике (Benetton) – Морбиделли (Ferrari) – Андреа да Чезарис (Jordan) – Алессандро Дзанарди (Jordan) – Стафано Модена (Tyrrell). Но официальный протокол, как и положено в таких случаях, составили по той ситуации, которая сложилась двумя кругами ранее.

В итоге лишь бразильский Волшебник сохранил позицию. Пике остался без шампанского, Морбиделли откатился на шестое место (своего австралийского подиума гонщику пришлось ждать еще четыре года), остальные и вовсе оказались за пределами призовой шестерки. Зато на призовой пьедестал поднялся Герхард Бергер, который в реальности к моменту остановки гонки разбил машину.

Найджелл Мэнселл на трассе Гран При Австралии 1991 г.

А «серебряная» ступенька и вовсе пустовала – Найджел Мэнселл, который должен был там стоять, вместо этого оказался на больничной койке, поскольку тоже угодил в аварию, причем достаточно серьезную.

Памятные моменты

Накануне самой короткой гонки в истории Формулы 1 Ален Прост окончательно рассорился с боссами Ferrari и покинул команду. Француза можно понять – если за год до этого он до последнего этапа чемпионата претендовал на титул, то теперь Скудерия предложила гонщику автомобиль, который с большим трудом позволял бороться даже за попадание на подиум, не говоря уж о победах. Эта пропущенная гонка явно подпортила статистику Проста – по завершении карьеры у него осталось 199 проведенных Гран При.

Ну а в Аделаиде его заменил молодой итальянец Джанни Морбиделли, получивший в итоге пол-очка за шестое место – поскольку пилоты не доехали до середины дистанции, начисленные им баллы усекли вдвое. Отсидев положенный срок за нападение на лондонского таксиста, вернулся в паддок Бертран Гашо. Контракт на одну гонку с бельгийцем заключил Жерар Лярусс. Однако за рулем незнакомой машины тот даже не прошел квалификацию. Гран При Австралии стал последним для шин Pirelli в Ф1.

Фокус: Аделаида (трасса)

Как ни парадоксально, но своим возникновением городская трасса в столице штата Южная Австралия обязана тем, что этот миллионный город был малоинтересен туристам. Идеально ровная «сетка» из перпендикулярных улиц, малоэтажная застройка, пара фестивалей в год да обязательный музей местной истории. Этим заезжую публику привлечь сложно. То ли дело – этап Формулы 1. Именно с такой нехитрой идеей местный бизнесмен Билл О’Горман и отправился в начале 80-х в Лондон, чтобы встретиться там с Берни Экклстоуном.

Берни идея понравилась. Трасса проходила по самому центру города, по зеленому парковому району, и сочетала медленные повороты с длинной скоростной прямой. К тому же, организация соревнований не требовала больших вложений, нужно было лишь один раз построить паддок, для которого удачно нашлось место в центре ипподрома Виктория – там он никому не мешал и мог быть быстро приведен в рабочее состояние.

Экклстоун и О’Горман ударили по рукам – первоначальный контракт был заключен сразу на семь лет. Впервые пилоты и команды приехали на Зеленый континент в 1985-м и сразу ощутили необычайную атмосферу дружелюбия и настоящего праздника. Недаром в колониальное время Аделаида была единственным городом, где разрешалось селиться только вольным переселенцам – никаких каторжников!

Дебютная австралийская гонка (как и все последующие, замыкавшая сезон поздней осенью) закончилась победой Кеке Росберга: для финна тот успех стал последним в карьере. Но куда более известен Гран При 1986 года: тройная схватка за титул, взрыв шины на Williams Найджела Мэнселла, победа и титул Алена Проста.

Здесь вообще частенько побеждали те, кого до старта не относили к фаворитам – Тьерри Бутсен в 1989-м, Нельсон Пике в 1990-м, Герхард Бергер в 1992-м. Как не вспомнить гонку 1994-го года, отмеченную отчаянным противостоянием, а затем и столкновением Михаэля Шумахера и Дэймона Хилла, а также победой 41-летнего Мэнселла.

Или Гран При Австралии’1995: сначала Мика Хаккинен едва не повстречался со смертью после аварии в тренировке, а затем, въезжая в боксы, молодой Дэвид Култхард запоздал с торможением, заблокировал колеса и протаранил стенку пит-лейна.

Но к тому моменту уже было ясно, что Формула 1 уезжает из Аделаиды. Сменилась местная власть, и новым отцам города гонки были уже не очень по душе. А, кроме того, свою кандидатуру на проведение национального этапа чемпионата выставил Мельбурн. Там тоже тепло, и тоже рады гостям со всего света, плюс город предлагал туристам много интересного помимо Гран При…

Цифры

Гран При, в которых гонщики получили половину очков

Гран При Совершено кругов Запланировано кругов Причина остановки
Испания '75 29 75 Авария Рольфа Штоммелена и гибель пяти зрителей
Австрия '75 29 54 Дождь
Монако '84 31 77 Дождь
Австралия '91 14 81 Дождь

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости