Гран При Мексики: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Отмар Сафнауэр (Racing Point), Гюнтер Штайнер (Haas), Фредерик Вассёр (Sauber), Франц Тост (Toro Rosso)

Вопрос: Отмар, с момента объявления о продлении контракта с Серхио Пересом вы впервые присутствуете на пресс-конференции. Почему вы решили продолжить сотрудничество с Серхио, какого прогресса он сумел добиться за этот сезон?
Отмар Сафнауэр: Мы решили продлить контракт с Пересом, поскольку он фантастический гонщик. Серхио здорово проводит гонки и квалификации, предоставляет инженерам качественную обратную связь. Он давно сотрудничает с нашей командой, и мне кажется вполне естественным, что мы обсуждаем это здесь, на домашнем для Переса этапе чемпионата. Серхио многое сделал для нашего коллектива, приятно, что с ним мы сохраняем преемственность. В следующем году правила изменятся, и Серхио с его значительным опытом очень поможет нашему прогрессу.

Вопрос: Как проходит подготовка к следующему сезону? С момента смены собственника команда располагает гораздо большими финансовыми возможностями. Денежный ресурс появился достаточно вовремя, чтобы повлиять на работу над новой машиной?
Отмар Сафнауэр: Да, очень вовремя, но сложно сказать, насколько успешно проходит подготовка. В Формуле 1 всё оценивается в сравнении, и пока не знаешь, чего добились соперники, трудно говорить о позициях в пелотоне. Тем не менее, мы довольны нашим прогрессом. Команде удалось уже на тестах в Венгрии испытать переднее антикрыло для следующего сезона, мы многое для себя выяснили и выбрали, как нам кажется, верное направление работы.

Вопрос: Гюнтер, начнем с вопроса о недавней гонке в Остине. Почему на дистанции Кевин Магнуссен израсходовал на 170 граммов больше топлива, чем допускается правилами?
Гюнтер Штайнер: Мы агрессивно боролись с Racing Point, это единственная причина. Мы предполагали, что лидеры успеют обогнать нас на круг, но к концу гонки этого не произошло. Кевин израсходовал чуть больше топлива, поскольку изо всех сил пытался пройти Эстебана Окона.

Вопрос: На этой неделе вы объявили о появлении титульного партнёра – компании Rich Energy. Расскажите об этой сделке, как долго вы над ней работали?
Гюнтер Штайнер: Процесс не потребовал слишком много времени, мы довольно быстро обо всем договорились и сейчас с нетерпением ждем начала сотрудничества. Приятно привести в Формулу 1 новых партнеров, не ограничиваясь действующими – мы всегда стараемся найти новых контрагентов и для себя, и для спорта в целом. Сейчас мы прорабатываем детали соглашения, нужно уладить некоторые вопросы, но переговоры проходят конструктивно, мы будем рады работать с Rich Energy в 2019-м!

Вопрос: Изменится ли окраска машины?
Гюнтер Штайнер: Да.

Вопрос: Никаких подробностей?
Гюнтер Штайнер: На данный момент – нет. Нам предстоит сменить окраску машины, она точно будет выглядеть иначе.

Вопрос: Франц, поговорим о гонщиках. Брендон Хартли уверенно выступил в Остине, опередил напарника и заработал очки. Ему приходится выступать в условиях серьезного прессинга – вас впечатляет то, как Брендон справляется с психологической нагрузкой?
Франц Тост: Брендон неплохо выступил в Остине, но с начала сезона у него четыре очка, а у Пьера – двадцать восемь. Если Хартли хочет остаться в команде, он должен выступать более результативно.

Вопрос: Силовую установку, с которой Пьер выступал в Остине, пришлось отправить в Сакуру для проверок, что привело к штрафу. Это досадный момент для гонщика и команды, но он, в то же время, наглядно демонстрирует, какие усилия прилагают в Honda. Можно ли сказать, что по ходу сезона японские мотористы выкладывались всё больше?
Франц Тост: Нам пришлось заменить силовую установку, поскольку после финиша в Остине в Honda обнаружили дефект сборки. Нам не хотелось брать на себя дополнительный риск, и мы решили выступать в Мексике с другой силовой установкой. Сегодня в первой тренировке Гасли проехал всего пару кругов, после чего механики установили на его машину мотор предыдущей спецификации. Здесь мы выступаем в специфичных условиях высокогорья, и в Honda решили, что с имеющимся опытом сумеют оптимально подобрать параметры именно для предыдущей версии силовой установки.

Если говорить о прогрессе наших партнеров по ходу года, они сработали фантастически, повысив эффективность и надежность силовой установки. С нетерпением будем ждать оставшихся гонок в Бразилии и Абу-Даби, где штрафов быть не должно, а что касается следующего сезона – Honda на верном пути, зимой наверняка сумеют прибавить, и будет интересно взглянуть, каких результатов вместе с ними сумеем добиться мы сами и наши коллеги из Red Bull Racing.

Вопрос: В Honda превзошли ваши ожидания?
Франц Тост: Они превзошли их и в части надежности, ведь мы предполагали, что проблем будет намного больше, и в части скорости – с новой спецификацией мы гораздо меньше уступаем топ-командам.

Вопрос: Фредерик, на пресс-конференции в четверг Кими Райкконен отвечал на многочисленные вопросы о победе в Остине. Многим интересно, в какой момент он впервые опробует машину Sauber – есть ли у вас новости? Сможет ли Кими поработать с машиной уже на тестах в Абу-Даби?
Фредерик Вассёр: Переговоры продолжаются. Хочется верить, решение насчет тестов в Абу-Даби будет принято совсем скоро.

Вопрос: Уже в этот уик-энд?
Фредерик Вассёр: Да.

Вопрос: Насколько важно для вас, что за команду в следующем сезоне будет выступать гонщик, сумевший в этом году выиграть гонку?
Фредерик Вассёр: У нас будет абсолютная уверенность в том, что в кокпите находится гонщик, на мнение которого можно целиком положиться – для инженеров это очень важно. Кими в этом году заработал поул в Монце, выиграл гонку в Остине – его результаты станут для нас ориентиром. У нас по-прежнему молодая команда, преобразования продолжаются, и в таких условиях наличие столь опытного лидера, как Кими, нам очень поможет.

Вопрос: В нынешнем сезоне в Sauber удалось добиться существенного прогресса. Как это сказалось на дальнейших планах, какие перемены вы намерены провести в Хинвиле, чтобы эти планы стали достижимыми?
Фредерик Вассёр: Это длительный процесс. Мы заключили выгодный контракт с Ferrari на использование их силовых установок, позднее к нам присоединилась компания Alfa Romeo, и пусть это никак не сказалось на результатах на трассе, сотрудничество со столь именитым брендом повысило нашу привлекательность для спонсоров и потенциальных сотрудников.

К нам присоединились Симоне Реста, Жан Моншо – этот фактор сам по себе не изменит положение дел в один момент, но постепенно мы вернемся на более высокие позиции. В Мельбурне мы заметно уступали соперникам, а сейчас в середине пелотона сражаемся за позиции с восьмой по четырнадцатую, что очень мотивирует. Каждый уик-энд у нас есть абсолютная уверенность в том, что подготовленные новинки подтвердят эффективность на трассе, чего не наблюдалось в прошлом году, когда мы много проигрывали даже предпоследней команде.

Вопрос: Можно ли сказать, что команда сейчас на подъеме?
Фредерик Вассёр: Да, и в предыдущие уик-энды мы доказали, что нашей скорости достаточно для борьбы за выход в финал квалификации. Правда, недавние гонки выдались напряженными, у нас продолжается плотное сражение с Haas, и даже на этой пресс-конференции мы с Гюнтером сидим рядом! Постараемся в этот раз их опередить.

Вопросы с мест

Вопрос: (Люк Смит) Франц, вы сказали, что Брендон должен выступать лучше, если хочет остаться в команде. Как долго ему предстоит доказывать вам необходимость продлить с ним контракт? Есть ли некий крайний срок, к которому в команде планируют определиться с составом на следующий сезон?
Франц Тост: Прежде всего, нужно закончить сезон, чтобы располагать всеми фактами. Полагаю, в декабре в Red Bull примут решение насчет того, кто будет выступать в Toro Rosso.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Вопрос ко всем. В свете предстоящей смены регламента, полагаю, у вас уже есть понимание, насколько машины следующего сезона будут быстрее нынешних. Велика ли разница?
Фредерик Вассёр: Сложно составить четкое представление уже сегодня. У нас определенно будет более эффективная силовая установка, но насчет шин и аэродинамики остаются вопросы. В плане аэродинамики Формула 1 делает шаг назад, сейчас все стремятся компенсировать потери в прижимной силе – не знаю, получится ли это сделать и к какому моменту, но задача выглядит очень непростой.

Вопрос: Гюнтер?
Гюнтер Штайнер: Похоже, ваш вопрос касается, в первую очередь, изменений в аэродинамике. Работа продолжается, и сейчас сложно проводить какие-либо сравнения, поскольку до презентации новой машины сделать предстоит немало. Думаю, первая версия новой машины по своей скорости будет близка к той, что была у нас в этом сезоне в Мельбурне.

Вопрос: Отмар, ранее вы сказали, что имели возможность опробовать новое антикрыло на тестах в Венгрии...
Отмар Сафнауэр: Да, и оно заметно уступало нынешней спецификации. Цели поставлены весьма амбициозные, не знаю, получится ли их достичь. Мы пытаемся прикинуть, что нас ждет, но в целом для Формулы 1 новые правила – значительный шаг назад.

Вопрос: Франц?
Франц Тост: Аналогичный ответ. Я обсуждал эту тему с нашими специалистами по аэродинамике, они сомневаются, что обгонять станет проще, даже если позади машины поток воздуха будет менее возмущенным. Я не уверен, что новые правила позволят добиться цели и облегчат атаки. Как мне кажется, уже к началу сезона в командах сумеют добиться такой же прижимной силы, какая есть у нас сейчас.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Франц, говоря о гонщиках, вы сказали, что решение будет принято нескоро. Александер Элбон по-прежнему среди кандидатов? Переговоры с ним продолжаются?
Франц Тост: Да, Александер входит в число претендентов, но переговоры строго конфиденциальны, я не могу посвятить вас в детали.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Вопрос ко всем. В прошлой гонке две машины были дисквалифицированы за превышение лимитов расхода топлива. Считаете ли вы правильным для Формулы 1, что гонщикам приходится выступать в условиях ограничений, будь это топливо, шины или некий иной сдерживающий фактор? В четверг сами гонщики говорили, что им приходится экономить топливо и ресурс шин, но разве такими должны быть гонки?
Франц Тост: Таковы правила, для Формулы 1 необходимость беречь топливо далеко не новость. Вспомните, как Алену Просту в Хоккенхайме пришлось толкать свою машину, когда в баках закончился бензин. Регламент такой, какой есть, нужно его уважать. У вас никогда не будет такого количества топлива и таких шин, с которыми вы сможете на протяжении 60 кругов атаковать на пределе – это в принципе невозможно. Сейчас всё зависит от того, насколько умело действуют гонщик и команда, оставаясь при этом в рамках правил.

Вопрос: Отмар?
Отмар Сафнауэр: Похоже, мы сработали недостаточно умело, раз не уложились в лимит, но если вернуться к вашему вопросу, Дитер, таковы правила, и они действуют уже довольно давно. Кое-что изменится в следующем сезоне, минимально допустимая масса машины будет увеличена, но если бы топливного лимита вовсе не существовало, мы всё равно старались бы заполнить баки ровно настолько, чтобы этого хватило для максимально быстрого преодоления дистанции. В предыдущие годы, когда этих ограничений не было, все действовали именно по такому принципу, что временами заканчивалось необходимостью экономить топливо.

С другой стороны, если участники в разное время экономят топливо, это способствует обгонам. Не думаю, что в Haas берегли горючее, когда в Остине пытались нас атаковать, но если бы в любой другой ситуации кто-то столкнулся бы с такой необходимостью, а мы – нет, мы бы воспользовались шансом.

Вопрос: Гюнтер?
Гюнтер Штайнер: Позволю себе не согласиться. Да, в Остине мы не сумели должным образом сэкономить топливо, и я не стану нас оправдывать. Команда сражалась на пределе и теперь имеет дело с последствиями, но нас это ничуть не смущает. Опять же, если бы правила остались неизменными, а дистанция гонки была бы всего на три круга короче, нам не пришлось бы тратить деньги на разработку топливных баков, гонщики могли бы вести борьбу на протяжении всей дистанции, и обгонов стало бы больше, тогда как сейчас парни едва ли не 80% времени откровенно берегут горючее и шины.

Как заметил Отмар, если в отсутствие топливного лимита кто-то залил бы в баки меньше горючего, это было бы частью стратегии: сам решил – сам несешь ответственность. И если бы мы сами определяли количество топлива на дистанцию гонки, мы могли бы атаковать настолько, насколько в принципе позволяет машина. Машину строят для того, чтобы вести борьбу, а не беречь топливо. Не думаю, что кто-то выступит против, если гонки, в которых все уже сейчас просто едут друг за другом и экономят горючее, станут на три круга короче.

Повторюсь, я не пытаюсь оправдаться за нашу дисквалификацию в Остине. Мы допустили ошибку и потеряли очки, с этим пришлось смириться.

Вопрос: Фредерик?
Фредерик Вассёр: Похоже, ваш вопрос можно разделить на две части. Первая касается непосредственно штрафа: если правила нарушаются, должно последовать наказание. Если мы позволим себе в одной гонке израсходовать чуть больше топлива, затем еще и еще, то в какой-то момент нас всё же оштрафуют.

Вторая часть вопроса касается самих правил. В свое время все согласились, что в гонках нужно руководствоваться принципами эффективности. Если вы хотите гоняться без топливных ограничений – почему бы нет, но для этого нужно сперва согласиться следовать иным принципам.

Вопрос: (Хуан Пабло Гарсия Нориега) Гюнтер, мне довелось наблюдать, как вы обсуждали с Заком Брауном инцидент между вашим гонщиком и гонщиком McLaren. С каким прессингом вам приходится иметь дело в каждой гонке? В следующем году, как ожидается, сразу четыре команды будут претендовать на четвертое место в Кубке конструкторов – что вы предпримете, чтобы подобраться к тройке лидеров?
Гюнтер Штайнер: Что мы намерены предпринять? Скажу честно, вряд ли нам удастся в условиях действующих правил когда-либо подобраться к лидерам. Отставание слишком велико, и потому так активно обсуждается идея в 2021 году несколько уравнять шансы участников за счет ограничений бюджета, ведь сейчас противостоять трем ведущим командам с их колоссальными финансовыми возможностями практически нереально. В следующем сезоне мы постараемся оказаться лучшими среди остальных, но лидеры в условиях действующего регламента для нас недосягаемы.

Вопрос: (Франциско Алькала) Фредерик, обсуждали ли вы с Кими его ожидания от следующего сезона? Если да, насколько Райкконен уже сейчас вовлечен в работу над новой машиной?
Фредерик Вассёр: Сложно обозначить конкретную цель, поскольку есть три ведущие команды, а за ними следует Renault, чьи финансовые возможности значительно превышают наши. Опять же, расклад непредсказуем: как и в нынешнем сезоне, в один уик-энд можно квалифицироваться седьмым, а уже в следующий оказаться только восемнадцатым. Лично я убежден, что во второй половине пелотона борьба всегда более плотная, но мы вполне можем оказаться во главе этой группы. Пусть не каждый уик-энд, но пару раз по ходу нынешнего сезона нам это удавалось – цель должна быть не ниже.

Вопрос: (Альфредо Лопес Ледесма) В четверг кое-кто из гонщиков говорил, что предпочел бы видеть на машине дисплеи вместо зеркал. Что вы об этом думаете? Такой вариант технически возможен?
Фредерик Вассёр: Конечно, возможен. Но я надеюсь, гонщикам это нужно не для того, чтобы смотреть телепередачи, когда гонка складывается откровенно скучно! Как мне кажется, для лучшего обзора сзади можно было бы установить камеру.

Гюнтер Штайнер: Согласен. Технология уже доступна, возможность её применения в Формуле 1 как раз обсуждается с FIA. Если с помощью камер будет проще заметить приближающуюся сзади или сбоку машину, риск столкновения окажется ниже.

Отмар Сафнауэр: Технологии, конечно, известны, однако их использование лишит преимущества тех гонщиков, кому от природы дано отличное периферийное зрение. Я не слышал таких предложений и не обсуждал их с Серхио и Эстебаном, но использовать дисплеи вместо зеркал вполне реально.

Франц Тост: Технология известна, её вполне можно использовать – так почему бы нет? По мне это неплохая идея.

Вопрос: (Фернандо Алонсо) Вопрос для Отмара и Фредерика, поскольку Гюнтер уже говорил об этом. Чего вы ждете от правил, вступающих в силу в 2021 году? Я имею в виду и спортивный, и технический регламенты.
Отмар Сафнауэр: Команды, FIA и держатель коммерческих прав активно обсуждали между собой, какие изменения в техническом и спортивном регламенте найдут отклик у болельщиков. Дискуссия продолжается, есть несколько хороших идей, но некоторые из них не соответствуют традиционному облику Формулы 1, потому решение следует принимать с большой осторожностью и непременно учитывать интересы зрителей.

Ключевое отличие в том, что сейчас мы активно работаем с обратной связью от самих болельщиков, чтобы обновленные спортивный и технический регламенты действительно помогли повысить зрелищность. Оба документа призваны увеличить количество обгонов и сделать гонки более интересными. Направление выбрано верно, осталось принять продуманные решения, чтобы достичь стратегических целей за счет тактических шагов.

Фредерик Вассёр: Ключевая задача – повысить зрелищность, а лучший способ этого добиться – уменьшить разницу между машинами. Чтобы гонка получилась захватывающей, парень, что едет десятым, при определенных обстоятельствах должен иметь возможность побороться за подиум, но сейчас этого нет. Судите сами: в недавних гонках представители трех ведущих команд прорывались в первую шестерку даже если на первом круге проводили дополнительный пит-стоп. Ввести лимит на расходы – это одно, но еще должно быть более справедливое распределение призовых выплат, чтобы команды из второй половины пелотона могли постепенно подтягиваться к фаворитам. Лично я убежден, что и в 2021 году нам будет сложно противостоять лидерам.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Франц, в Honda рассчитывали представить обновленную спецификацию силовой установки без каких-либо штрафов за замену компонентов, однако на деле вышло иначе. Насколько вы уверены в том, что сумеете провести весь следующий сезон с тремя силовыми установками для каждого гонщика? И вопрос ко всем: Toro Rosso и Honda получили штрафы за многочисленные замены компонентов силовой установки, но если подумать о духе правил, достаточно ли этих штрафов, когда замены происходят настолько часто?
Франц Тост: Я убежден, что зимой в Honda сумеют добиться прогресса, ведь в компании прилагают максимум усилий. Сколько силовых установок мы в итоге задействуем в 2019-м? Пока сложно сказать. Лично я считаю, что трёх силовых установок мало, нужно больше, но правила такие, какие есть. Надеюсь, с 2021 года ситуация изменится.

Отмар Сафнауэр: Ограничение в три силовых установки на сезон обусловлено стремлением снизить издержки, ведь двигатели обходятся нам слишком дорого. В Honda чуть позднее приступили к разработке гибридной силовой установки, но они довольно быстро сокращают отставание. Что касается правил, я бы предпочел, чтобы лимит на силовые установки остался прежним, поскольку мы платим за них немалые деньги, и чем меньше будет эта сумма, тем лучше.

Гюнтер Штайнер: Я согласен с Отмаром. Лимит был введен по причине высоких издержек, мы постараемся в него уложиться, а если в Honda захотят построить больше моторов, увеличатся их собственные затраты, но не затраты всех участников.

Фредерик Вассёр: Правила продиктованы необходимостью снизить расходы, и даже если трех силовых установок на сезон не вполне достаточно, это на данный момент оптимальный способ добиться экономии. Ferrari, Mercedes и Renault уже сейчас способны провести весь сезон с тремя силовыми установками, а в Honda вскоре выйдут на такой же уровень. Нынешняя ситуация с заменами выглядит немного странной – похоже, в Honda больше готовятся к следующему сезону, чем действуют по обстоятельствам. А поскольку Toro Rosso не нужно платить за эти моторы, такой расклад всех устраивает.

Вопрос: (Карлос Альберто Веласкес) Отмар, в команде уже определились, кто станет напарником Серхио Переса в следующем сезоне, или выбор вполне очевиден? Какими качествами должен обладать тот, кому достанется это место?
Отмар Сафнауэр: Он должен пилотировать безупречно, иначе бы мы не стали рассматривать его кандидатуру. Но было бы справедливым позволить нам сделать заявление тогда, когда мы сами сочтем это возможным. Если никто не возражает, мы поступим так, как действовали всегда: определимся с выбором, а затем объявим о своем решении.

Вопрос: (Дитер Ренкен) Фредерик, вы сказали, что и в 2021 году вам вряд ли удастся сразу догнать лидеров. Предположим, что в Формуле 1 всё-таки удалось ввести лимит на расходы – сколько времени потребуется, чтобы уровень конкурентоспособности участников стал более-менее сопоставимым?
Фредерик Вассёр: Даже если к 2021 году в Формуле 1 появится лимит на расходы, топ-команды к тому моменту успеют инвестировать достаточно средств в разработки, и сократить технологическое отставание оперативно не получится. Опять же, у нас будет преимущество иного рода, ведь мы привыкли оперировать такими суммами, а лидеры – нет. Но первое время фавориты, безусловно, будут опираться на ранее созданное преимущество.

Гюнтер Штайнер: Сложно сказать, как много времени потребуется для выравнивания шансов, ведь мы не знаем, получится ли уже в следующем году хоть немного сократить отрывы в пелотоне, а в 2021-м изменения будут еще более глобальными, они коснутся всех аспектов – спортивных, финансовых, технических – и прогнозировать что-либо лично я бы не рискнул.

Соглашусь с Фредериком в том, что поначалу у трех ведущих команд всё равно будет значительное преимущество. Их инфраструктура намного превосходит нашу, один лишь этот фактор будет работать в пользу фаворитов, но задача не сводится к тому, чтобы уже в 2021 году мы обгоняли лидеров и выигрывали гонки. Мы должны сократить отставание, чтобы у всех была возможность претендовать на подиум, и гонки получались более зрелищными. Пелотон не должен быть разделен на две категории, где представители первой никак не сражаются с представителями второй.

Отмар Сафнауэр: Скорость машины и темп доработки напрямую зависит от дополнительных расходов. Чем сильнее эти расходы будут ограничены, тем меньше будут отрывы в пелотоне, ну а сколько времени на это потребуется, я вам не смогу сказать.

Франц Тост: Многое зависит от технического регламента – если в нем не будет серьезных изменений, в 2021-2022 годах всё останется по-прежнему, так как топ-команды смогут еще в 2020-м вложить достаточно средств в разработку новых машин и обеспечат себе преимущество, которое остальным отыграть будет слишком трудно. Здесь важна и позиция FIA: если будет принято решение ограничить возможности доработки машин и ввести стандартизированные компоненты, возможно, сократить отрывы в пелотоне удастся чуть раньше. В противном случае придется ждать до 2023-2024 года, поскольку реальный эффект от лимита на расходы мы почувствуем не раньше 2023-го. Всё остальное – нюансы.

Вопрос: (Омар Косио) Что, по-вашему, является главным активом Серхио Переса, его преимуществом?
Отмар Сафнауэр: Команда! Нет, я пошутил. Пожалуй, мне следует ответить последним, так как я знаю Серхио лучше, чем мои коллеги-руководители. Интересно послушать, что они скажут.

Франц Тост: Серхио отличают его природная скорость, гоночное мастерство и способность контролировать состояние шин.

Гюнтер Штайнер: Я бы ответил, что он просто хороший гонщик. Отмар явно способен сказать больше, но, как мне кажется, Серхио пользуется уважением в Формуле 1 и давно заслужил право выступать здесь.

Фредерик Вассёр: Знаете, иногда сложно сказать, в чем именно хороши твои собственные гонщики, в чем они уступают, и вряд ли в моих силах дать оценку Серхио Пересу. В последние пять лет он выступает очень стабильно и демонстрирует очень хорошие результаты. Перес, безусловно, быстрый гонщик, но характеризовать кого-то со стороны всегда сложно.

Отмар Сафнауэр: Помимо команды главным активом Серхио является превосходное сочетание многих качеств настоящего гонщика, но если выбирать из них что-то одно, я назвал бы его способность продуманно вести гонку – в этом он неподражаем!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё