Гран При Сингапура: Пресс-конференция в пятницу

Участники: Роберт Фернли (Force India), Франц Тост (Toro Rosso), Эрик Булье (Lotus), Клэр Уильямс (Williams), Тони Фернандес (Caterham)

Вопрос: Начнем с сегодняшних свободных заездов. Роберт, команда добилась прогресса, или вы снова столкнулись с трудностями?
Роберт Фернли: У нас были небольшие проблемы, но во второй тренировке получилось прибавить, так что настрой оптимистичный.

Вопрос: Франц, у вас такие же ощущения?
Франц Тост: Да, мы отыграли 7-8 десятых, есть повод для оптимизма.

Вопрос: Полагаете, есть шанс заработать очки?
Франц Тост: Надеюсь. У инженеров есть время на размышления, впереди замечательная ночь. Уверен, они изучат все данные и найдут решение по настройкам.

Вопрос: Эрик, а у вас один из гонщиков провел на трассе гораздо больше времени. У Грожана возникли проблемы.
Эрик Булье: Да, это вызывает опасения, но до завтра они должны быть устранены. Романа подвели рулевое управление и гидравлика, но мы довольны результатами второй сессии, когда на машине с полными баками Кими не уступал темпу Red Bull Racing.

Вопрос: А в Williams Валттери Боттас, впервые приехавший в Сингапур, оказался быстрее Пастора Мальдонадо…
Клэр Уильямс: Да, но мы остались на прежних позициях и результаты не стали сюрпризом. Мы опробовали несколько новинок, теперь нужно проанализировать собранную информацию – посмотрим, как пойдут дела завтра.

Вопрос: Тони, как шли дела у Caterham?
Тони Фернандес: Как сказала Клэр, мы на тех же позициях. Но молодые гонщики постепенно адаптируются к трассе и прибавляют с каждой сессией. Мы ожидаем большего от завтрашней тренировки, а пока все складывается так, как есть.

Вопрос: Эрик, продолжим с вами. Мы не впервые наблюдаем, как гонщики и инженеры переходят из Энстоуна в Маранелло. Насколько вас беспокоят возможные последствия ухода Кими Райкконена, Джеймса Эллисона и Дирка де Бира?
Эрик Булье: Не так сильно, как вам могло бы показаться. Да, для нас это новый этап, мы потеряли ценных специалистов и весьма харизматичного гонщика, но, как вы заметили, подобное уже случалось, и всякий раз команда снова добивалась успеха. Так что начнем новую главу и выступим не хуже, чем раньше!

Вопрос: Клэр, вы усилили кадровый состав Williams. Пэт Симондс уже месяц выполняет обязанности главы технического департамента – вы заметили перемены? В каких областях, по мнению Пэта, необходим прогресс? Вы планируете приглашать в команду новых людей?
Клэр Уильямс: Пэт приступил к работе перед этапом в Спа, так что он довольно долго находился в отрыве от команды, но мы уже видим результаты его работы. Он провел в Формуле 1 немало лет, выиграл несколько чемпионатов.

Пэт обладает ценным опытом, который крайне нужен Williams. Сейчас Симондс все время находится на базе в Гроуве – он не приехал с нами в Сингапур, поскольку ему нужно провести несколько важных совещаний, убедиться в том, что подготовка к следующему сезону идёт по графику. Конечно, мы понимаем, что одних его усилий недостаточно, но Пэт уже вносит неоценимый вклад, и когда у него появится время оценить функционал команды в целом, мы последуем его советам.

Вопрос: Франц, в конце сезона Toro Rosso попрощается с Даниэлем Риккардо, которого, как ожидается, должен заменить очередной участник молодежной программы Red Bull. Каких качеств вы ждете от дебютанта?
Франц Тост: Если он сумеет найти педаль газа и утопить ее в пол – уже хорошо. Разумеется, у новичка должен быть талант – например, все участники молодежной программы Red Bull становились чемпионами в младших гоночных сериях. Себастьян Феттель в свое время победил в Формуле BMW, Даниэль Риккардо, Даниил Квят и Карлос Сайнс-младший побеждали в Формуле Renault 2.0, а Жан-Эрик Вернь выиграл британский чемпионат с рекордным числом побед.

Кроме того, новичок должен быть терпелив – если ты приходишь в Toro Rosso, ты должен жить Формулой 1 триста шестьдесят пять дней в году. Ничто не должно отвлекать, 100% концентрация на работе. Следующий пункт – дисциплина. Это означает не только своевременное появление на всех брифингах, но и умение не перегружать машину в квалификации, соблюдение графика тренировок, следование рекомендациям в части питания и советам инженеров.

Наконец, подход к делу, инновации – он должен думать о том, как одолеть своего напарника, а уже потом всех остальных. Эти качества в совокупности и определяют, способен ли гонщик выигрывать гонки и чемпионаты, и мы ищем их в дебютантах.

Вопрос: Тони, в Caterham подход аналогичный, или вы смотрите скорее на бюджет, с которым приходит гонщик?
Тони Фернандес: В этом сезоне мы впервые принимали в расчет спонсорский бюджет гонщика, поскольку старались обеспечить себе максимальный задел на 2014 год. Таковы реалии Формулы 1 – к сожалению, временами нам приходится ориентироваться на вопросы финансирования. Потому мы пригласили относительно неопытных гонщиков, чтобы направить больше средств на разработку новой машины.

Вопрос: Роберт, вчера мы беседовали с Адрианом Сутилом. Он сказал, что ухудшение результатов Force India связано с изменением конструкции шин. Вы согласны? Если да, какие меры может предпринять команда, чтобы улучшить результаты до конца сезона?
Роберт Фернли: Адриан прав – снижение результатов объясняется изменением конструкции шин. Ситуация непростая, ведь мы уже переключились на работу над перспективным шасси. Нам хотелось бы вернуться к нынешней машине, но остаётся лишь выжимать из нее максимум возможного. У нас потрясающие инженеры, им по силам справиться с проблемой, хотя на это у нас есть лишь пятничные свободные заезды. Жаль, что после впечатляющего начала сезона все сложилось таким образом, но мы не в силах это изменить.

Вопрос: Вопрос ко всем. На пресс-конференции FIA в Монце Кристиан Хорнер сказал, что из-за смены регламента сезон 2014 года получится крайне затратным, несмотря на работу команд по снижению расходов. И добавил: «В свое время мы допустили ошибку, когда не сказали «нет» новым моторам». Вы разделяете это мнение? Расходы уже превзошли те суммы, которые вы считаете приемлемыми в вашем соперничестве с более обеспеченными командами? Начнем с вас, Тони…
Тони Фернандес: Я с первых дней своего присутствия в Формуле 1 повторял, что издержки слишком высоки. Тогда люди говорили, что расходы снижаются, но я не помню ни одного сезона, когда бы это было правдой. В следующем сезоне затраты будут максимальными за это время, что в корне неправильно. Не думаю, что дело только в моторах – команды просто упустили шанс взять расходы под контроль. Личные интересы взяли верх над интересами спорта, и мы виноваты в сложившейся ситуации не меньше, чем производители двигателей.

Вопрос: Франц, вы согласны?
Франц Тост: Новый мотор стоит вдвое дороже нынешнего, хотя мы всегда говорили о снижении цены. Конечно, нужно помнить, что Формула 1 – вершина автоспорта, мы должны внедрять инновации, и новый силовой агрегат весьма экономичен и интересен, но он стоит сумасшедших денег. Кроме того, команды решили проводить тесты по ходу сезона, хотя это пустая трата средств. Любой выезд машины на трассу – это расходы, но команды почему-то этого хотят. С одной стороны, они жалуются, что им не хватает бюджета, с другой, выбрасывают деньги на ветер. Мне сложно понять такой подход, и лично мы выступали против тестов. А кто выступал за? Большие команды, как обычно.

Вопрос: Эрик, а что скажете вы?
Эрик Булье: Правда в том, что Формула 1 обходится очень дорого, но в вопросе о новых моторах я соглашусь с Францем. Чемпионату нужны технологии, Формула 1 – вершина автоспорта, но вместо того, чтобы винить во всем мотористов, нужно подумать о том, как эти технологии были реализованы командами, и как следовало контролировать данный процесс.

Нам нужны инновации, нужны автопроизводители, спонсоры, но мы не можем позволить себе из года в год тратить больше. Десять лет назад в чемпионате тоже сражались автопроизводители, минимальный бюджет составлял что-то вроде 250 миллионов долларов, а максимальный – 400 миллионов. Сейчас цифры иные – 60 и 250, но разница-то четырехкратная! И если ты желаешь быть конкурентоспособным, нужно тратить больше средств. Это замкнутый круг: если вы не можете позволить себе расходы, вы не конкурентоспособны, не привлекаете новых спонсоров и т.д.

Вопрос действительно сложный, потому команды должны собраться вместе – что уже непросто – пригласить Берни Экклстоуна, представителей FIA и закрепить правила на несколько лет. На ближайшей стратегической сессии у нас будет шанс озвучить свои пожелания, и это станет первым шагом на пути к жизнеспособной Формуле 1.

Вопрос: Клэр?
Клэр Уильямс: Мне нечего добавить. Williams – независимая команда, мы целиком полагаемся на спонсоров, и нас не радует рост расходов в различных областях, когда приходится всеми силами формировать бюджет. Мы стремимся вернуться на высокие позиции в пелотоне, однако для этого нужно всё больше средств, а если расходы постоянно растут, ситуация только усугубляется.

Вопрос: Роберт, какова позиция Force India?
Роберт Фернли: Команды уже продемонстрировали свою неспособность договориться о контроле над расходами, так что нужно вывести этот вопрос за пределы их компетенций. По-моему, FIA следует определить подход и реализовать его.

Вопросы с мест

Вопрос: (Крис Лайонс – AP) Эрик, вчера Кими сказал, что одной из причин его ухода из команды стала невыплата заработной платы. Не могли бы вы пояснить детали? Подобная огласка вредит имиджу команды?
Эрик Булье: Не думаю, что это каким-то образом вредит имиджу. Да, мы задолжали Кими определенную сумму денег, но мы с ним полностью рассчитаемся. Если хотите, год назад история была аналогичной, и к концу года мы выплатили Кими всю сумму. Просто так мы выстраиваем свои финансовые потоки.

К сожалению, Lotus не настолько богата, как некоторые соперники. Кроме того, следует понимать, что в нынешнем сезоне команды, сражающиеся за подиумы, могут быть не настолько обеспеченными, как следовало бы. Мы направили все ресурсы на сотрудников в Энстоуне, поскольку разработка машины – ключевой фактор конкурентоспособности. Больше мне добавить нечего.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Не мог бы каждый из вас вкратце сказать, кто будет выступать за вашу команду в следующем сезоне?
Тони Фернандес: Понятия не имею.

Клэр Уильямс: У нас есть два гонщика.

Эрик Булье: Пока сказать не могу.

Франц Тост: Посмотрим. Сезон еще не закончен. Впереди несколько гонок, после которых мы с Red Bull примем совместное решение.

Роберт Фернли: У нас решение остается за Виджеем Мальей.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Хорошо, я перефразирую вопрос. Вы примерно представляете, кого хотели бы видеть своим гонщиком, или ситуация остается открытой?
Тони Фернандес: С одним местом все понятно, со вторым – вопрос открыт.

Клэр Уильямс: У нас все понятно.

Эрик Булье: Да, представляю.

Франц Тост: Кандидаты – гонщики Red Bull: Да Кошта, Сайнс и Квят. Посмотрим, кто получит место.

Роберт Фернли: У нас все в процессе, мы не принимаем подобные решения в данной фазе сезона. Вернемся к вопросу после Гран При Индии.

Вопрос: (Мэтт Кох – pitpass.com) Эрик, с уходом Кими вы станете искать гонщика со спонсорским бюджетом?
Эрик Булье: Мы намерены придерживаться той же стратегии, которой следуем уже давно. Фонд Genii помог команде добиться ее нынешнего положения, и теперь нам нужны новые спонсоры, чтобы обеспечить стабильность на ближайшие годы. Поэтому мы обязаны продолжать работу и демонстрировать результаты. Кими ушел невовремя, но команда должна выступать на уровне, и мы будем выбирать гонщиков, ориентируясь на их конкурентоспособность.

Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Клэр, вы говорили о сложностях с формированием бюджета. Недавно мы читали о проблемах в экономике Венесуэлы – это может сказаться на ситуации в команде?
Клэр Уильямс: У нас долгосрочные отношения с партнерами из Венесуэлы, в этом плане у меня нет поводов для беспокойства.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Леди и джентльмены, вы постоянно говорите о методах снижения расходов, но любая домохозяйка знает, что есть всего два способа сохранения достатка: сокращение издержек или максимизация дохода. Клэр, вы говорили, что ваша команда целиком опирается на спонсоров, но я бы сказал, что часть средств вам предоставляет держатель коммерческих прав, который, кстати, демонстрирует рекордную прибыль. Так не проще ли командам собраться вместе и получить больше средств, а не спорить о снижении затрат?
Тони Фернандес: В свое время команды просто не договорились, а ведь у них была замечательная возможность обеспечить равномерное распределение доходов. Я участвую в другом виде спорта, где разница между лидерами и аутсайдерами не настолько велика, как в Формуле 1. Скажем, в крикете, в премьер-лиге, различия в сумме призовых для победителя и команды из нижней части таблицы не так велики. Позволю себе вернуться к моему предыдущему ответу: команды увлеклись личными интересами вместо того, чтобы в рамках FOTA найти взаимовыгодное решение и обеспечить жизнеспособность спорта. Мы сами всё испортили.

Роберт Фернли: Я готов согласиться с Тони. У нас были все шансы, но мы вместе испортили дело. Топ-команды позволили себе жадность, но в этом нет ничего удивительного: в Формуле 1 никогда не было равенства. Так что приходится рассчитывать исключительно на себя.

Франц Тост: Каждая команда подписала Договор Согласия, и если бы команды не приняли данный документ, они могли бы не ставить свою визу под ним. Ну а если подписали, жаловаться не на что.

По-моему, прежде всего, мы должны снизить издержки. Легко говорить «нам нужно больше денег», но дайте инженерам миллион долларов – они попросят два. Дайте четыре – попросят восемь. Все зависит от дисциплины и следования выбранным подходам, а в случае с тестами мы сами решили тратить деньги, по сути, просто так. Если у команд будет больше денег, они захотят больше тестов, а это неправильно.

Клэр Уильямс: На моей памяти Формула 1 всегда была такой, и если не произойдут кардинальные изменения, все останется так, как есть. У команд была возможность повлиять на ситуацию, но они ей не воспользовались.

Эрик Булье: В целом я разделяю мнение, что команды упустили возможность сесть за стол переговоров с владельцем коммерческих прав и скорректировать ситуацию в свою пользу. Дело не только в расходах – нужно думать и о регламенте. Как сказал Франц, чем больше денег вы получаете, тем больше тратите – если, конечно, нет никаких рамок. Инженеры всегда пытаются добиться максимальной конкурентоспособности, за это мы им и платим, в то же время, чем шире возможности различного толкования правил, тем выше издержки. Нужно охватить все моменты.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) К вопросу о тестах. Если через год Берни Экклстоун скажет: «Эй, вы провели четыре тестовых сессии, но не заработали ни цента, так давайте проведем на четыре этапа больше в 2015-м», каким будет ваш ответ?
Эрик Булье: Четыре – маловато, лучше сразу десять.

Вопрос: Можно ли проводить больше гонок?
Франц Тост: Я всегда говорил, что предпочел бы видеть больше гонок, за которые мы получаем деньги, чем тратить средства впустую. Я был бы рад видеть в календаре на три-четыре этапа больше вместо этих дополнительных восьми дней тестов, когда мы выезжаем на трассу и, по сути, бесцельно наматываем круги, ведь проблем с надежностью сейчас ни у кого нет.

Десять лет назад мы могли бы сказать, что тесты необходимы, поскольку машины имеют свойство ломаться, но сейчас этих сложностей нет. Теперь нам, по сути, придется вновь создавать тестовую команду, поскольку предположение, что гоночная бригада будет работать на трассе по вторникам и четвергам в корне ошибочно – парням нужно вернуться на базу и готовить машину к следующей гонке. Получается, что тестовая команда будет приезжать на трассу, работать во вторник и среду, а затем возвращаться обратно. И дело не только в людях – нужно будет привозить новые детали, да и сам процесс производства ускорится, а это тоже расходы.

Клэр Уильямс: Факторов действительно много. Как сказал Франц, для участия в тестах нужна отдельная бригада. Несколько лет назад Williams расформировала потрясающий коллектив тестеров, а теперь мы должны понести дополнительные расходы и создать команду заново, поскольку основной состав не сможет работать в таком режиме. Есть и иные вопросы – скажем, можем ли мы использовать это время для работы с молодыми гонщиками, чтобы тем самым привлечь дополнительное финансирование? Все это сейчас обсуждается, мы ищем оптимальный вариант.

Провести на четыре гонки больше? Кажется, Эрик хочет сразу десять. В таком случае придется сообразно расширить штат, а это тоже издержки, не так ли?

Эрик Булье: Позвольте прокомментировать мою фразу о десяти гонках. Сейчас команды сформированы с расчетом на двадцать гонок в сезоне, и если вводить по одному или два этапа, могут возникнуть сложности. Но если добавить сразу десять, можно формировать второй состав. Поэтому я говорил о десяти. Дополнительные четыре этапа – непростая задача, но лучше гоняться, чем тестироваться.

Роберт Фернли: Эрик хорошо описал ситуацию с количеством гонок, но преимущество тестов в том, что, в отличие от навязанных вам дополнительных этапов, вы сами решаете, участвовать в них или нет. А в гонках участие обязательно.

Вопрос: (Люк Смит – NBC Sports) Эрик, после того, как в Ferrari объявили свой состав на следующий сезон, претендентами на место в Lotus считают Нико Хюлкенберга и Фелипе Массу. Каково в таком случае положение Романа Грожана? Ему гарантировано место, или вы можете полностью поменять состав команды?
Эрик Булье: У Романа есть контракт. В прошлом году он оказался в непростой ситуации, но в нынешнем сезоне дела идут намного лучше. В предыдущих четырех гонках у нас не было к нему никаких претензий, он демонстрировал отличную скорость – даже в сравнении со своим именитым напарником. Мы следим за его выступлениями, и если все пойдет по плану, он останется в команде.

Вопрос: (Фредрик Аф Петерсенс – Honorary) Возможно, я кое-что упустил, но вы говорили об упущенных возможностях. Почему вы их упустили?
Эрик Булье: Команды не смогли принять общее решение, поэтому упустили шанс завершить процесс.

Вопрос: (Фредрик Аф Петерсенс – Honorary) Разве вы недостаточно опытные для этого?
Клэр Уильямс: Просто мы все соперники.

Франц Тост: И соперничаем не только на трассе, но и за её пределами.

Вопрос: (Фредрик Аф Петерсенс – Honorary) Клэр, несколько лет назад, когда по ходу сезона было много тестов, ваш отец сказал: «В первой гонке сезона наша машина была на полсекунды медленнее машины лидеров. Затем мы провели тесты, к концу сезона машина поехала быстрее, но мы по-прежнему уступаем те же полсекунды!» Зачем в таком случае проводить тесты и тратить деньги?
Клэр Уильямс: В каком-то смысле вы правы. Опять же, если бы у нас была возможность провести тесты после первых гонок – скажем, после Бахрейна или Барселоны – это, скорее всего, помогло бы команде. Сложно сказать, есть аргументы и за, и против.

Вопрос: Тони, нет ли у вас ощущения, что мнение представленных здесь команд попросту не слышат, и в этом заключается упущенная возможность? Полагаю, вы озвучивали свою позицию на разных собраниях – вас не слышали?
Тони Фернандес: Не совсем. Да, у нас было множество совещаний, масса предложений, но, в конечном итоге, несколько команд решило отделиться, и вся работа пошла прахом. Ничего более. В самом начале было единство, но потом люди решили действовать по-своему.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Хотелось бы продолжить тему о снижении расходов и максимизации доходов. Похоже, общее мнение сводится к тому, что команды не смогли добиться больших выплат от держателя коммерческих прав, и что FIA должна контролировать процесс сокращения издержек. Следует ли из этого, что вы, команды, просите FIA контролировать то, в чем сами не добились успеха?
Роберт Фернли: Кажется, это были мои слова. По-моему, команды не смогут договориться даже о том, какой сегодня день, не говоря уже о мерах снижения расходов.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Тони сказал: «Мы сами все испортили»…
Тони Фернандес: Да, сказал. Но я не думаю, что если мы все-таки о чем-то договоримся, нам не будет нужен кто-то, кто сможет контролировать процесс. Правда, за свое короткое пребывание в Формуле 1 я убедился, что договориться мы не можем. Кто-то предложил передать контроль FIA, но если двенадцать человек не могут прийти к общему мнению – это, по меньшей мере, глупо. Впрочем, как заметила Клэр, всему причина – дух соперничества, и так было всегда.

Клэр Уильямс: Мне нечего добавить.

Франц Тост: Как мне кажется, FIA не должна участвовать в решении финансовых вопросов. Федерация может предложить правила, которые позволят участникам снизить расходы, ну а на что они тратят деньги – решать им самим.

Эрик Булье: Аналогично, добавить нечего.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё