Гран При Бельгии: Пресс-конференция в четверг

Гран При Бельгии. Пресс-конференция в четверг

Участники: Бруно Сенна (Lotus Renault), Жером Д'Амброзио (Virgin), Виталий Петров (Lotus Renault), Себастьен Буэми (Toro Rosso), Михаэль Шумахер (Mercedes GP), Себастьян Феттель (Red Bull Racing)

Вопрос: Бруно, насколько вы готовы к возвращению в гонки? Это произойдет здесь, в Спа – что скажете?
Бруно Сенна: Возвращение в гонки в середине сезона или даже чуть позднее – серьезный вызов, но я участвовал во всех технических брифингах и прекрасно осведомлен о положении дел в команде. Хорошо, что во время пятничных свободных заездов в Венгрии мне удалось почувствовать машину – правда, подняться на один уровень с этими парнями, за плечами которых уже одиннадцать гонок, все равно будет крайне непросто.

Тот факт, что я возвращаюсь в гонки здесь, в Спа, делает это событие вдвойне особенным. Это моя любимая трасса, на ней я всегда выступал довольно уверенно и потому с нетерпением жду начала уик-энда. Надеюсь, мне удастся добиться прогресса и порадовать команду хорошим результатом – пожалуй, это будет лучшим способом отблагодарить её за предоставленный шанс.

Вопрос: Вы уже работали на бельгийской трассе в мае за рулем машины Формулы 1. Есть несколько фотографий, подтверждающих это…
Бруно Сенна: Да, это тоже пошло на пользу. Каждая тренировка облегчает адаптацию. Тогда это были лишь демонстрационные заезды, но всё равно приятно чуть лучше, чем раньше, почувствовать машину. Надеюсь, в этот уик-энд я смогу поработать всерьёз.

Вопрос: Каковы ваши ожидания?
Бруно Сенна: Трудно сказать. В Венгрии в пятницу мне было по-настоящему нелегко, правда, в моем распоряжении был всего один комплект жесткой резины. Теперь придется учиться работать с каждым комплектом шин – от тренировки к квалификации, а затем заново адаптироваться к их поведению в гонке, ведь раньше мне не приходилось гоняться на резине Pirelli с постепенно пустеющими баками. Если я окажусь не так далеко от Виталия Петрова, это будет весьма неплохо…

Вопрос: Жером, впереди ваша домашняя гонка. Каковы ожидания?
Жером Д'Амброзио: Для меня визит в Спа всегда нечто особенное. За последние семнадцать лет на старт этой гонки не выходил ни один бельгиец, поэтому ближайший уик-энд вдвойне примечателен.

Последние несколько дней оказались очень насыщенными – первая пресс-конференция состоялась ещё 10 августа. Многие люди с энтузиазмом предвкушают мое выступление в этой гонке, однако я должен всего лишь выполнить свою работу, остаться предельно сосредоточенным и выложиться на 100%, а остальное от меня не зависит. Нужно выжать из машины максимум – надеюсь, погода нас не подведет, а там посмотрим, что получится.

Вопрос: Уточните, на какую погоду вы рассчитываете?
Жером Д'Амброзио: Небольшой моросящий дождик был бы неплохим вариантом…

Вопрос: Ваше мнение о второй половине сезона и перспективах остаться в команде на следующий год?
Жером Д’Амброзио: Должен сказать, летний перерыв оказался весьма кстати – новичкам приходится усваивать большой объем информации за короткий промежуток времени, поэтому приятно провести короткий отпуск без мыслей о Формуле 1. Впрочем, постепенно вы начинаете переосмысливать все, что произошло за последние несколько месяцев – это весьма полезно в преддверии оставшихся восьми гонок, которые я с нетерпением жду. Хотелось бы сделать еще один шаг вперед и на деле применить все те знания, которые я получил за предыдущие одиннадцать Гран При. Я доволен командой, команда довольна мной – сейчас мы ведем переговоры и, надеюсь, сможем продолжить сотрудничество в следующем году.

Вопрос: Себастьен, полагаю, вы неплохо провели время в США? Расскажите об этом…

Себастьен Буэми: Да, я ездил в Орландо, а потом провел несколько дней в Майами. 14 августа я вернулся в Европу, чтобы иметь, как минимум, неделю на подготовку к этапу в Спа. Последующие гонки, особенно Гран При Сингапура, пройдут при жаркой погоде, нужно быть максимально адаптированным. Перерыв пошел на пользу, я неплохо отдохнул, и мне приятно вернуться на эту фантастическую трассу.

Вопрос: Предыдущие гонки сложились для вас весьма неплохо. В последние два года в Спа вы квалифицировались шестнадцатым и финишировали двенадцатым – полагаю, на этот раз рассчитываете на большее. Расскажите, насколько команде удалось улучшить машину?
Себастьен Буэми: Мы всеми силами старались улучшить ее настолько, насколько это в принципе возможно. Гонка в Будапеште сложилась для нас очень удачно – мы финишировали на восьмой и десятой позициях, заработав немало очков. Надеюсь, здесь всё пройдет не хуже. Погода в Спа непредсказуема и может измениться в любую минуту. Впрочем, у нас есть несколько интересных доработок – хочется верить, мы используем их максимально эффективно и снова финишируем в призовой десятке.

Вопрос: То есть, вы планируете улучшить свои предыдущие достижения?
Себастьен Буэми: Именно. Впрочем, сейчас позиция в квалификации не настолько важна, как раньше, и даже если мне придется снова стартовать шестнадцатым, впереди будет длинная гонка, в которой возможно всякое.

С нетерпением жду начала уик-энда, надеюсь вновь заработать очки, а если вдруг окажусь на не самой выгодной стартовой позиции, не буду переживать. Тем не менее, хороший задел все-таки важен – с ним проще добиться высокого результата.

Вопрос: Виталий, у вас новый напарник. Повлияет ли это на ваш подход к гонке?

Виталий Петров: Прежде всего, мои поздравления Бруно! Насколько я знаю, он подписал контракт на ближайшие две гонки. Впрочем, для меня совершенно не важно, кто является моим напарником – я знаю свои обязанности, понимаю, как нужно улучшить машину, и поэтому буду просто выполнять работу.

Вопрос: Ваше мнение о трассе в Спа? Год назад в Бельгии один из гонщиков Renault квалифицировался третьим, а вы пробились с 23-й позиции на 9-ю...
Виталий Петров: Мне нравится эта трасса – на ней год назад я неплохо боролся с Михаэлем Шумахером и Нико Росбергом. Впрочем, сейчас трудно сказать, на каких позициях мы окажемся в этот раз. Команда подготовила несколько доработок – надеюсь, они окажутся достаточно эффективными. Нашей машине подходит конфигурация трассы, постараемся сработать по максимуму.

Вопрос: Михаэль, знаковый уик-энд! 20 лет назад в Спа вы дебютировали в Формуле 1! Могли ли вы тогда представить, что пройдет столько времени, а вы по-прежнему будете выступать в чемпионате?
Михаэль Шумахер: А вы могли представить? Впрочем, двадцать лет назад вас не было в паддоке, не так ли?

Вопрос: Пожалуй, да, не было, но мне не нужно быть в такой физической форме, как вам…
Михаэль Шумахер: Да, ситуация немного необычная, в начале карьеры я не ожидал чего-то подобного, но сегодня мне приятно здесь находиться. Как я не раз говорил, Спа – это моя "гостиная", в которой произошло немало важных для меня событий. Думаю, лучшего места для празднования юбилея просто не найти.

Вопрос: Здесь вы шесть раз финишировали первым, но лишь однажды стартовали с поула. Тому есть причины, или все дело случая?
Михаэль Шумахер: Причин нет, равно как нет особых причин моим неоднократным поулам на других трассах. В конце концов, все решают характеристики машины, подходящие тому или иному автодрому. Если взглянуть на статистику поулов или побед, не думаю, что найдутся гонщики, которые особенно сильны в чем-то одном – всё зависит от адаптации и эффективности аэродинамики.

Вопрос: Полагаю, в вашем случае аэродинамика в большей степени способствовала победам. Шести победам…

Михаэль Шумахер: Ага.

Вопрос: Перед началом уик-энда в Mercedes GP говорили, что характеристики машины подходят бельгийской трассе, каково ваше мнение?
Михаэль Шумахер: Мы всегда говорим нечто подобное, но реальность такова, что по скорости наша машина лишь четвертая в пелотоне, и в отсутствие каких-либо непредвиденных ситуаций нехватка темпа не позволяет на равных соперничать с лидерами. Возможно, конфигурация Спа действительно подходит MGP-W02, однако отставание слишком велико, чтобы хоть как-то потревожить конкурентов. Очевидная цель – седьмое или восьмое место, за это и будем бороться.

Вопрос: Себастьян, отпуск удался? Чем занимались?
Себастьян Феттель: Я делал то же самое, что делает большинство людей во время отпуска – не работал, расслаблялся и старался ненадолго забыть о Формуле 1. Наслаждался солнцем, хорошей погодой, вкусной едой, свежим воздухом – после этапов в Великобритании, Германии и Венгрии это было весьма кстати.

Вопрос: В Бельгии Red Bull Racing вновь будет стремиться к победе?

Себастьян Феттель: Посмотрим. Конфигурация трассы не оптимальна для нашей машины – по сравнению с другими автодромами здесь гораздо больше длинных прямых. Да, есть несколько скоростных поворотов, но все они находятся на втором секторе, а на первом и третьем могут возникнуть сложности. В предыдущие годы так и получалось, но в целом наша машина выглядела вполне конкурентоспособно, поэтому я с оптимизмом жду начала уик-энда. В недавних гонках мы выступили не на максимуме своих возможностей, однако выводы сделаны – посмотрим, что удастся на этот раз.

Вопросы с мест

Вопрос: (Адриан Родригес Хубер – Agencia EFE) Михаэль, примите поздравления! Интересно узнать, насколько отличается Формула 1 в Спа образца 1991 года от сегодняшнего дня?

Михаэль Шумахер: Вы имеете в виду технический прогресс?

Вопрос: Скорее ваше восприятие чемпионата перед дебютной гонкой и сегодня…

Михаэль Шумахер: Лично я всерьез сомневался, смогу ли на равных бороться с действующими участниками чемпионата. Сенна, Прост, Мэнселл – со стороны они казались недосягаемыми. Впрочем, оказавшись в кокпите, я довольно быстро обрел необходимую уверенность, а что было дальше всем хорошо известно. В конце концов, все мы люди, у каждого есть свой потенциал, и если вести машину на пределе возможностей, можно одолеть практически любого соперника, идет ли речь о чемпионах прошлых лет или о гонщиках настоящего времени. Этим и замечательна Формула 1 – она всегда мотивирует на борьбу.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Вопрос к гонщикам Renault. В Бельгию команда привезла совершенно иную машину – в частности, отверстия выхлопных труб отныне выведены назад. Это своего рода отход от концепции, в соответствии с которой строилась R31, притом вы не тестировали новинку. Как такое стало возможным?
Виталий Петров: Кто сказал, что у нас другая машина? Она ничуть не изменилась.

Вопрос: (неразборчиво)
Виталий Петров: Нет, здесь это используется впервые. Мы планировали провести кое-какие проверки, но в гонке машины будут абсолютно идентичны.

Вопрос: (Пьер Ван Влье – F1 Magazine) Один общий вопрос о трассе. Гоняться на самой длинной конфигурации в чемпионате само по себе испытание – насколько сложно в квалификации собрать воедино все три сектора, контролируя состояние шин?
Себастьян Феттель: Я не слышал вопроса, меня отвлек Михаэль.

Вопрос: (модератор) Будьте добры, повторите.

Вопрос: (Пьер Ван Влье – F1 Magazine) Я сказал, что перед нами самая длинная трасса чемпионата. Насколько сложно проехать одинаково быстро все три сектора?
Виталий Петров: Зато по ходу круга у нас есть достаточно времени, чтобы подумать, когда именно следует ехать в боксы за новым комплектом. Лично мне нравится Спа – здесь немало скоростных поворотов, а знаменитая «Красная вода» проходится с педалью газа в пол. В прошлом году гонщикам помогал воздуховод, на этот раз придется просто крепче держаться за руль, но в целом впечатления неизменно положительные. Иногда ситуация складывается очень интересно: на одном участке трассы идет дождь, другая ее часть остается абсолютно сухой – сценарий всякий раз непредсказуем.

Вопрос: То есть, длина круга в почти семь километров – не проблема? Себастьян?

Себастьян Феттель: Что до меня, трасса могла бы быть еще длиннее, и если проводить сравнения, думаю, нам точно так же понравилось бы гоняться на старой конфигурации Нюрбургринга. Длина круга не создает никаких трудностей – прямые участки позволяют перевести дух, а на первом и третьем секторах есть всего один более-менее серьезный поворот. Спа можно по праву назвать одной из лучших трасс чемпионата, и нам всем действительно нравится приезжать сюда.

Михаэль Шумахер: На самом деле, мы привыкли думать о всей дистанции гонки, а это чуть больше 300 км, и здесь нет разницы, составляет ли длина круга пять километров или семь.

Вопрос: (Жюльен Фебро – L’Equipe) Вопрос для Бруно. Что говорят вам руководители команды о перспективах на оставшиеся гонки? Вы сохраните место в кокпите до конца сезона?
Бруно Сенна: Пока подтверждено мое участие в этой и следующей гонке, но переговоры продолжаются, необходимо урегулировать ряд юридических вопросов. Я не могу подтвердить, что буду выступать до конца сезона, но намерения именно такие.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Михаэль, с момента вашего дебюта прошло уже двадцать лет. Каковы шансы, что вы останетесь в Формуле 1 спустя еще десять лет, скажем, на каком-нибудь руководящем посту?
Михаэль Шумахер: Честно говоря, сейчас у меня нет таких планов – я полностью сосредоточен на работе, и мне нравится то, чем я занимаюсь. Я никогда не говорил о том, что хочу заниматься менеджментом – это не по мне. Возможно, в далеком будущем я изменю свое мнение, но трудно сказать, когда именно это произойдет, и каким будет мое решение.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, вы сказали, что у вас было достаточно времени, чтобы проанализировать события трех предыдущих гонок. Каковы выводы?
Себастьян Феттель: Ничего нового. Понимаю ваш интерес, но в наших результатах нет никаких скрытых причин. Предыдущие три гонки проходили в совершенно разных погодных условиях – скажем, на Нюрбургринге мы всегда были конкурентоспособны, но в этот раз на автодроме было очень холодно, и мы, похоже, чуть больше потеряли в скорости. Никаких проблем с машиной – дело в настройках. Нужно было оперативно внести коррективы, у нас это не совсем получилось, но уже в Венгрии команда добилась заметного прогресса. Между этапами у нас не было возможности для каких-либо тестов, мы можем ориентироваться лишь на какие-то умозаключения, однако их нужно подтвердить в реальных условиях – то есть, на трассе.

Вопрос: (Алексей Попов – ВГТРК) Вопрос ко всем, кроме Михаэля. Вы помните первую гонку с его участием, за которой вы наблюдали по телевизору или с трибуны автодрома? И еще: будете ли вы относиться к нему с большим почтением в ближайшее воскресенье?
Бруно Сенна: Я впервые увидел Михаэля в Спа в 1991 году, в день его дебюта. Тогда у него был…

Михаэль Шумахер: Эй, сколько тебе тогда было лет?

Бруно Сенна: Кажется, восемь.

Жером Д'Амброзио: А сейчас?

Бруно Сенна: Двадцать семь – да, я уже не настолько молод. Я видел блестящее выступление Михаэля в той квалификации, но в гонке его машина сломалась на пути к Eau Rouge, что не позволило добиться хорошего результата. Тем не менее, он продемонстрировал серьёзный потенциал…

Вопрос: И вы намерены относиться к нему с большим уважением?

Бруно Сенна: Мы оба выступаем в гонках, не так ли? Посмотрим, насколько плотной будет борьба, но мы привыкли сражаться за каждый дюйм. Для меня большая честь соперничать с Михаэлем, и я надеюсь, что в этот раз он сможет претендовать на очки.

Жером Д'Амброзио: А я впервые оказался в паддоке в 1994 году в субботу в Имоле. Не самый приятный уик-энд, Михаэль тоже выступал в той гонке…

Бруно Сенна: Ты уступишь ему дорогу?

Жером Д'Амброзио: Я постараюсь сделать всё, чтобы при обгоне меня на круг он не потерял и одной десятой секунды.

Себастьен Буэми: В 1991 году я был совсем ребенком и плохо помню то время. Пожалуй, первые гонки с участием Михаэля, которые я могу воскресить в памяти, относятся к сезонам 1994-1995 годов, когда он выступал за Benetton.

Виталий Петров: Как вам известно, я довольно поздно начал следить за Формулой 1. Я жил в своем родном городе, но не наблюдал за гонками, а сам выступал в различных соревнованиях и даже не знал о таком чемпионате. Кажется, я впервые посмотрел трансляцию, когда Михаэль уже боролся за титул с Фернандо Алонсо, а узнав, что он планирует завершить карьеру, всерьез расстроился, поскольку хотел потягаться с ним…

Себастьян Феттель: Не думаю, что Михаэль станет требовать от меня какого-то особого уважения. Я впервые увидел его в 1991-м или в 1992-м году – мы с отцом приехали в Хоккенхайм посмотреть свободные заезды и решили прогуляться до первой шиканы. Дождь лил, как из ведра, а Михаэль как раз промчался мимо на своем желтом Benetton – возможно, он находился всего лишь на установочном круге, но для меня уже это стало событием. К сожалению, больше никто из гонщиков не покинул боксы – слишком сильным оказался дождь.

Потом было немало других Гран При… Когда я выступал в картинге, Михаэль уже был кумиром многих начинающих спортсменов, и именно он вручал призы по итогам финальной картинговой гонки в Керпене. Увидеть его совсем рядом, пожать руку, получить от него свой заслуженный кубок – это было невероятно! У меня сохранилось несколько фотографий с того времени – забавно смотреть на них сейчас и понимать, что теперь мы на равных соперничаем друг с другом в Формуле 1. Конечно, я с большим уважением отношусь к Михаэлю, ведь он был кумиром моего детства. Больше мне нечего добавить, он действительно потрясающий гонщик.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Михаэль, в интервью F1 Racing вы говорили о том, как в самом начале карьеры иногда позволяли себе выходить за определенные рамки – скажем, во время борьбы с Деймоном Хиллом. Вы по-прежнему способны чувствовать предел и иногда превышать его, или теперь у вас иные физические и ментальные ограничения?
Михаэль Шумахер: Ограничения установлены правилами – правда, наряду с четкими формулировками, регламент иногда оставляет некоторые лазейки. К правилам всякий раз приходится адаптироваться – да, иногда можно выйти за принятые рамки, но в таком случае есть риск получить штраф.

Вопрос: (Свен Хайдингер – SportWoche) Себастьян, Force India и McLaren недавно пригласили к себе нескольких экспертов компании Bridgestone. Вам не кажется, что Red Bull кое-что упускает?
Себастьян Феттель: Да, шинный фактор всегда имеет очень большое значение, но, насколько я помню, в этом году мы гоняемся на резине Pirelli. Разумеется, в автоспорте встречаются хорошие специалисты, прекрасно разбирающиеся в тонкостях поведения шин – у нас есть такие сотрудники, и я полностью доволен их работой. Переходы будут всегда – если дело не касается гонщиков, внимание переключается на инженеров. Это вполне естественно.

Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Вопрос ко всем. Когда несколько месяцев назад мы были в Стамбуле, все гонщики признавались в любви к местной трассе, которой, однако, не нашлось места в календаре следующего сезона. Теперь все выражают аналогичные чувства в отношении Спа, и будущее этой трассы также вызывает сомнения. Вам не кажется досадным тот факт, что качество автодрома значит гораздо меньше, чем сумма средств, которую организаторы готовы заплатить за право проведения Гран При?
Себастьян Феттель: Будет крайне обидно потерять эту трассу с ее богатой историей, частью которой, кстати, является Михаэль. Формула 1 приезжала сюда на протяжении многих лет, за последние годы организаторы заметно поработали над безопасностью – Спа в полной мере заслуживает право остаться в календаре чемпионата на срок даже больший, чем каждый из нас будет выступать в гонках!

Жером Д'Амброзио: Не могу повторить слова Себастьяна, поскольку из моих уст они могут показаться предвзятыми, но это действительно лучшая трасса в мире, и единственное, с чем её можно сравнить – это японская Сузука. Вместе эти трассы стоят особняком от всех других автодромов.

Удовольствие, которое получаешь в Спа от пилотирования машины в квалификации и гонке… Знаете, я что-то не помню, чтобы хоть один Гран При Бельгии оказался скучным или не был богат на обгоны. Знаменитая борьба Мики Хаккинена и Михаэля Шумахера в конце длинной прямой, прошлогодний дождь – здесь всегда происходит нечто интересное, поэтому я надеюсь, что Спа все-таки сохранит свое место в чемпионате. Пока я выступаю в Формуле 1, мне хотелось бы каждый год снова и снова приезжать сюда, на свою домашнюю гонку…

Себастьен Буэми: Соглашусь с Себастьяном и Жеромом – будет досадно потерять одну из лучших трасс в мире. Да, мы должны гоняться там, где велит расписание, но находиться здесь действительно приятно, этот Гран При всегда получается крайне захватывающим, так что будет обидно вдруг всё это упустить…

Михаэль Шумахер: Спросите любого человека в паддоке, и все скажут вам, что хотят снова и снова приезжать сюда. Здесь своя история, особая атмосфера – все гонщики обожают эту трассу и хотели бы её сохранить, но, к сожалению, решение зависит не от нас. Однако, если наше мнение хоть что-то значит, мы должны оставить Спа в календаре.

Вопрос: (Вальтер Костер – Saarbrucker Zeitung) Себастьян, помните ли вы вопрос, который я задал ровно год назад здесь же, в Спа? Он касался подарка к дню рождения вашего напарника – тогда вы предложили бутылочку шампуня из гостиничного номера. В субботу Марк отметит 35-летие – чем порадуете его на этот раз?
Себастьян Феттель: Не знаю, может быть, подарю ему лосьон для тела из гостиницы!

Вопрос: (Боб МакКензи – Daily Express) Михаэль, на протяжении карьеры у вас было немало славных моментов, но когда вы оглядываетесь назад, есть что-то, о чем вы сожалеете?
Михаэль Шумахер: По-моему, каждый человек в какой-то момент оценивает пройденный путь, подводит итоги. Если вспомнить всё, что произошло за последние двадцать лет… Будь у меня возможность вернуться назад, я многое бы сделал по-другому, но в жизни нужно совершать ошибки – хотя бы для того, чтобы осознать их и выстроить мировоззрение. Думаю, моя совесть чиста, и я этим доволен. Мне практически не о чем жалеть, я горжусь каждым прожитым днем.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё