2007: Итоги сезона: Борис Мурадов

Еще до конца сезона мы пригласили известных российских журналистов вместе с нами поразмышлять над итогами чемпионата-2007, и, разумеется, опубликовали бы их комментарии раньше, но, как вы знаете, подведение этих самых итогов несколько затянулось. Но теперь пора дать слово этим уважаемым профессионалам, каждый из которых много лет следит за событиями в мире Формулы 1.

Борис Мурадов: "Шел по улице малютка"

Кими Райкконен и Борис Мурадов

Борис Мурадов, Специально для F1News.Ru

"Шел по улице малютка, посинел и весь продрог..."

О чем это я? Да все о том же - о сезоне-2007...

Только не надо крутить пальцем у виска и говорить, что автор сбрендил, и что мерещится ему что-то совершенно не в кассу. Не в кассу дядюшки Берни, которая, надо полагать, по итогам прошедшего сезона, за счет высочайшего накала спортивной и прочих интриг, оказалась как никогда полна, сказочно полна - равно как и штрафная касса FIA!
Да просто уж больно смахивают сюжет, конфликт и развязка чемпионата на старую добрую рождественскую сказку или святочную историю, которая, по определению мастера этого жанра Н. С. Лескова, "должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования".

Насчет веселья, правда, это как посмотреть. В начале сезона и впрямь было радостно наблюдать, как побеждает то Райкконен, то Алонсо, то Масса, а потом и чудо-дебютант Хэмилтон, с первой же гонки обосновавшийся на пьедестале почета, взялся громить соперников... Но затем эта радость сменилась смехом сквозь слезы - больно уж в неприглядном свете показала себя верхушка Формулы 1 со всеми имевшими место скандалами...

Но зато с фантастичностью и моралью все вышло именно так, как старик Лесков и прописал. Когда, казалось бы, хрестоматийный сиротка (Райкконен) потерял уже все надежды на счастливое будущее (чемпионский титул), все самым сказочным образом изменилось, и добро восторжествовало. Почему я считаю, что торжество добра и справедливости воплотилось именно в чемпионстве Райкконена, а не Алонсо и тем паче Хэмилтона, который, казалось бы, сделал для победы больше других?

Начну с последнего. Просто у него, у Хэмилтона, уверен, все еще впереди. Ну не может такой талантище (при наличии не менее "талантливой" машины, разумеется) не стать чемпионом. Но в минувшем сезоне, несмотря на соблазнительность беспрецедентной победы в чемпионате дебютанта (1950 год не в счет), он просто мало кому (не считая офанатевших британцев) успел полюбиться, а болельщики всегда хотят победы своего любимца, не правда ли? Я же, как журналист, регулярно и достаточно тесно общавшийся с остальными тремя претендентами на титул с первых же их недель в Формуле-1, тем более в этом смысле пристрастен: за минувшее с 2001 (Райкконен и Алонсо) и 2002 (Масса) годов время эти парни стали мне, как и многим другим, можно сказать, "родными", а тут какой-то Хэмилтон, выскочка...

Алонсо? У него и так уже два титула - совершенно заслуженных, выигранных в битве с семикратным Шумахером - в активе. Да и зазвездел он уж слишком - совсем не тот милый юноша, которым был в Minardi. Немного холодного душа вместо победного туша ему явно не помешает. К тому же, раз уж команда McLaren была дисквалифицирована за технический шпионаж, то и Алонсо с Хэмилтоном, даже будучи персонально ни в чем не виновны, по совести говоря, не заслуживают титула, завоеванного на "краденой" машине - просто не решились Берни с FIA зайти так далеко в санкциях.

Масса? Отличный парень, прекрасный гонщик, но харизмы ему, что ли, не хватает...

Вот и остается Райкконен. У него и с талантом, и с харизмой (весьма специфической, впрочем, финской) все в порядке. Не говоря уж о заслугах. И плевать, что у меня, как и у многих других в первое время вызывало то смех, то раздражение неумение молодого финна связать хоть пару слов: такие, как он, рождены водить гоночную машину, а не рассуждать об этом.

Когда осенью 2000 года Дэвид Робертсон (тот самый менеджер, который годом ранее привел в Формулу-1 Дженсона Баттона), предложил Петеру Зауберу протестировать перспективного финского гонщика, отрекомендовал он его так: "У меня есть кто-то даже лучше Дженсона". И вскоре стало очевидно, что не просто, а значительно лучше. Кими не подвел и уже в дебютном своем Гран При заработал очко. Хотя до этого провел всего лишь 23 гонки в Формуле Ford и Формуле Renault (13 из которых, впрочем, выиграл), и ни разу не присутствовал на гонке Формулы-1 даже в качестве зрителя.

Как он сам тогда образно выразился, комментируя свой успех: "Машина F1 просто на 600 л.с. сильнее всего того, на чем доводилось ездить раньше, а больше разницы никакой". А в Монако, в том же году, наблюдая, какое время показывает Кими на совершенно незнакомой ему трассе, сам Михаэль Шумахер присвистнул и заверил: "Помяните мое слово. Придет время - он выиграет чемпионский титул". Как в воду глядел. Хотя в 2003 году сам же этому и помешал.

Кими уже тогда шел на титул и в одной из наших тогдашних бесед заметил: "Ты хорош настолько, насколько хорош твой результат в последней гонке. Ошибки совершают все, в том числе и действующий чемпион, и какой-то принципиальной причины, которая помешает мне выиграть чемпионский титул в этом году, не существует". Между тем причина нашлась, и ошибка действующего чемпиона не помогла: Ледяной финн проиграл чемпионат, уступив Красному Барону всего два очка - да-да, те самые два очка, которым Михаэль обязан доблестному трактористу, вытащившему его из гравийной ловушки обратно на трассу.

А потом начался затяжной "мор" моторов Mercedes и прочие технические (и не только) проблемы в McLaren, разбивавшие все усилия упрямого финна в пух и прах и подталкивающие его к переходу в Ferrari, куда, кстати, его прочили еще с дебютного сезона в Sauber.

Вот и выходит, что фортуна, повернувшись, наконец-то, к Райкконену лицом и добавив тем самым ту самую малость, которой не хватало для победы одному лишь его таланту, просто воздала ему должное.

И в качестве подтверждения тому напоследок позволю процитировать фрагмент своего старого материала о Кими - уж больно он к месту.

24 декабря 1989 года, канун Рождества. Эспо, маленький городок за северной окраиной Хельсинки. Зима, мороз, снег. Пронизывающий ветер дует с такой силой, что, кажется, вот-вот сорвет с места стоящую поодаль от дома небольшую постройку, в которую забежал 10-летний белобрысый паренек. Обратно к дому он бежит, уже успев закоченеть и на ходу натягивая штаны. "Ну что, Кими, малыш, ничего там себе не отморозил?" - добродушно посмеивается отец, одной рукой трепля сына за раскрасневшуюся на холоде щеку, а другой шлепая его по "мягкому месту". "Нет, пап, все о-кей", - отвечает тот как ни в чем не бывало. "А то, может быть, ну его, этот картинг, пустим лучше эти деньги на капитальный ремонт дома, перенесем туалет с улицы внутрь, в тепло, и не будешь больше морозить свою задницу, а, Кими, сынок?" - не унимается отец. "Ничего, пап, я потерплю, - твердо возражает Кими и добавляет уже с легкой усмешкой и в характерном для его родных мест "соленом" стиле, подыгрывая отцу: - Я готов сколько угодно морозить свою задницу, лишь бы у меня была возможность усаживать ее в карт и гоняться по трассе. Ты же знаешь, как мне это нравится!.."

Читайте ещё