Гран При Азербайджана: Пресс-конференция в воскресенье

Интервью на подиуме

1. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)
2. Валттери Боттас (Mercedes)
3. Лэнс Стролл (Williams)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Дэвид Култхард) Не думаю, что кто-нибудь мог предсказать такой подиум! Мои поздравления, Даниэль! Вы сами верите, что выиграли гонку, стартовав 10-м?
Даниэль Риккардо: В это невозможно поверить! Безумная гонка! После рестарта стало понятно, что у нас появился шанс на подиум, но потом мы узнали, что у Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля проблемы… Но и мне в начале гонки пришлось провести незапланированный пит-стоп: после нескольких кругов какие-то обломки попали в воздуховод тормозов, поэтому пришлось ехать в боксы, чтобы его прочистить.

После этого мы, по-моему, откатились на 17-ю позицию, и мог ли я тогда представить, что выиграю? Конечно, нет, иначе бы поставил на это все свои деньги! Мы ещё в прошлом году ожидали, что гонка на этой трассе должна быть безумной – со всеми этим хаосом, автомобилями безопасности и так далее – но получили её сейчас.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Фантастический реванш после непростой квалификации. Допустив тогда ошибку, вы держались молодцом, а победа – еще одно доказательство, что не следует опускать руки…
Даниэль Риккардо: Конечно, вчера я был расстроен, допустив ошибку в квалификации, но собирался бороться до последнего. Я знал, что в гонке всё будет по-другому, и ещё вчера говорил, что главное – постараться избежать неприятностей – и сегодня такой подход окупился! Приятно закончить гонку на верхней ступеньке подиума – спасибо всей команде!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Валттери, вы отыграли позицию буквально на финише, притом в начале гонки ехали последним, уступая всем целый круг. Вы принесли команде важный результат и наверняка им довольны, не так ли?
Валттери Боттас: Как заметил Даниэль, невероятная гонка, столько событий! Я уступал целый круг, после выезда сейфти-кара смог вернуться в основную группу – это подтверждает, что нельзя сдаваться, ведь никогда не знаешь, что может произойти.

Я сохранял концентрацию, продолжал атаковать, команда тоже сработала здорово, успев за время остановки гонки починить машину. Мне понравилась гонка – жаль, в конце Даниэль оказался слишком далеко, но в этих обстоятельствах второе место – хороший результат.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Вас и вашего соотечественника – Кими Райкконена – судьба каким-то магическим образом сводит на трассе. Что скажете о вашем столкновении?
Валттери Боттас: Во втором повороте я был внутри, Кими – снаружи, мне было некуда деться, кроме как проехать по поребрику – в таком случае машина подпрыгивает, и ты уже не держишь траекторию. Это был гоночный инцидент, жаль, что он вновь произошел между мной и Кими.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Кими взял ответственность на себя...
Валттери Боттас: Что ж, пусть так.

Вопрос: (Дэвид Култхард) На самом деле, я пошутил, а вы на мгновение в это поверили! Переходим к парню, который сейчас наверняка чувствует себя так, словно выиграл гонку. Дамы и господа, один из самых молодых обладателей подиума в истории Формулы 1 – Лэнс Стролл! Фантастика, Лэнс, расскажите о своих чувствах. Ваш отец здесь, у подножия подиума, и последние две гонки сложились для вас весьма неплохо.
Лэнс Стролл: У меня нет слов. До сих пор сложно осознать, что произошло. Гонка получилась лихорадочной, было много аварий… Я старался избегать инцидентов, сохранял хладнокровие и доехал до финиша. У меня был отличный темп.

В конце гонки я проиграл сражение Валттери – думаю, это был один из самых плотных финишей в истории. На финишной прямой мы ехали параллельно. Что за гонка! В начале уик-энда я бы не поверил, если бы кто-то сказал, что я поднимусь на подиум. Это потрясающе!

Вопрос: (Дэвид Култхард) У вашего отца мощное телосложение, однако мне даже отсюда видны слезы в его глазах. Полагаю, по возвращении вниз вас ждут крепкие объятия!
Лэнс Стролл: Да, от всей команды!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Болельщики назвали вас гонщиком дня – похоже, вы заслужили симпатии аудитории...
Лэнс Стролл: Мы обсуждали это с Даниэлем, в автоспорте от любви до ненависти один шаг, отношение к тебе может быть полярным. У меня было несколько сложных Гран При, но пара последних гонок получились великолепными. Сейчас я на седьмом небе от счастья.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Фантастический и абсолютно заслуженный результат! Даниэль, вернемся к вам. Вы добиваетесь победы, когда появляется такой шанс. Иногда кажется, что вашу улыбку можно разглядеть даже сквозь шлем, но сейчас вы спокойнее, чем можно было ожидать – эй, вы только что одержали свою пятую победу в карьере!
Даниэль Риккардо: Если честно, у меня сейчас нет слов, и на круге возвращения в боксы я просто смеялся без остановки, как школьник!

(Дэвид Култхард развязывает шнурок на ботинке Даниэля Риккардо)

Даниэль Риккардо: Эй, ты хочешь выпить из ботинка?

Вопрос: (Дэвид Култхард) Думаю, вашим коллегам по подиуму нужен праздник!
Даниэль Риккардо: Что ж, для Лэнса это первый подиум, он заслуживает праздника! А он достаточно взрослый, чтобы пить шампанское?

Лэнс Стролл: Ты же понимаешь, что можешь испугать меня этим на всю оставшуюся жизнь! Я слишком молод для таких вещей! Да и ботинок у тебя, похоже, грязный!

Стролл пьёт из ботинка Риккардо

(Даниэль и Лэнс оба пьют из ботинка)

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Даниэль, вы говорили, что вам потребуется время, чтобы осознать произошедшее, но как эта победа – пятая в карьере – выглядит на фоне остальных? В частности, на фоне дебютной, что вы добыли в Монреале, перехватив лидерство за три круга до финиша.
Даниэль Риккардо: Думаю, мне во многом повезло. У меня всего несколько побед, большинство из них одержаны в сумасшедших обстоятельствах. Все мои победы особенные, но сегодняшняя просто невероятна. Мы не были быстрейшими по ходу этого уик-энда, в субботу после аварии на квалификации я говорил, что нужно суметь воспользоваться шансами – сегодня я не упустил своего на рестартах, всякий раз отыгрывая минимум одно место.

Потом нам повезло с Льюисом – из-за незафиксированного подголовника ему пришлось свернуть в боксы, а позже Себастьян получил штраф за маневр позади машины безопасности. Столько событий, но было весело! Приятно вести борьбу большую часть дистанции, а перехватив лидерство, я просто старался держать высокий темп. Я знал, что еду не быстрее всех, но этого темпа вполне хватит для победы. Я всё отчетливее понимаю, что сегодня произошло, и чувствую себя счастливым!

Вопрос: После незапланированного пит-стопа в начале гонки, вызванного необходимостью удалить обломки, застрявшие в воздуховоде, машина снова стала вести себя так, как вам хотелось?
Даниэль Риккардо: Да, её поведение определенно улучшилось. Мы провели пит-стоп очень рано, на одном из первых кругов, и это отбросило меня на семнадцатое место. Не понимаю, как спустя пару часов я оказался первым, но это было здорово! Спасибо команде!

Вопрос: Валттери, расскажите, как по ходу гонки менялись ваши цели. Стартовав вторым, на какой результат вы рассчитывали? Уже в начале гонки вы уступали круг, но в итоге финишировали вторым…
Валттери Боттас: Как сказал Даниэль, гонка выдалась сумасшедшей – особенно для меня. После контакта с Ferrari во втором повороте я получил прокол, сразу отстал на круг и позже за машиной безопасности был вынужден обгонять весь пелотон, чтобы вернуться в основную группу.

Второй выезд машины безопасности сыграл мне на руку, постепенно я начал отыгрывать позиции. Моей целью на гонку была борьба за победу, но после событий первого круга было невозможно что-либо планировать – я просто старался сохранять концентрацию и выкладывался по максимуму в каждом повороте, что и позволило добиться хорошего результата. Мы заработали больше очков, чем Ferrari… не знаю, что еще сказать – сумасшедшая гонка! Мои поздравления Даниэлю и особенно Лэнсу – для него это первый подиум, я знаю, что он сейчас чувствует. Наслаждайся успехом, приятель!

Вопрос: Лэнс, пару недель назад на домашней гонке в Канаде вы заработали дебютные очки, а сегодня в восьмом для себя Гран При финишировали на подиуме! Что вы чувствуете?
Лэнс Стролл: Сложно сказать, у меня просто нет слов. Гонка выдалась интенсивной, столько событий, красные флаги… В какой-то момент мы покинули машины, затем вернулись в кокпит, пришлось заново настраиваться на борьбу – всё происходило очень быстро, но мы сработали здорово, смогли избежать неприятностей. Другие гонщики допускали ошибки, но нам удалось добраться до финиша – жаль, я всё-таки пропустил Валттери на последних метрах, он слишком быстро приближался на заключительных кругах, но я всё равно очень доволен результатом.

Не могу выразить словами свои чувства – это невероятно! Уже в субботу всё складывалось здорово, я снова почувствовал машину. У меня была пара этапов, когда в субботу я действовал не лучшим образом, но вчера мы впервые с Гран При Китая пробились в финал квалификации. Заработать подиум – за гранью фантастики! Правда, всё испортила идея пить из ботинка – я до сих пор чувствую этот привкус! Впрочем, если без шуток, я очень рад за себя и команду – этот день навсегда останется в памяти!

Вопросы с мест

Вопрос: (Жером Пагмайр) Лэнс, в начале сезона вас активно критиковали. Считаете ли вы, что сегодня ответили всем сомневающимся? Насколько приятен для вас этот результат?
Лэнс Стролл: Не думаю, что я кому-то что-то доказал. Я не прислушивался к той критике, а воспринимал ее как шум. Она присутствовала и год назад, когда я выступал блестяще, а в нынешнем сезоне, когда у меня были непростые времена, критика была вполне ожидаема. Всё это только разговоры. Я рад за себя, свою команду, свою семью – за всех, кто меня поддерживает. Вот это действительно важно, а всё остальное – шум, который меня ничуть не беспокоит.

Вопрос: (Ливио Орихио) Лэнс, что произошло? В Канаде вы обрели уверенность и подтвердили это на трассе, здесь закрепили результат. Вам комфортнее в кокпите, благодаря чему вы можете больше рисковать? Мы словно увидели другого гонщика…
Лэнс Стролл: На всё нужно время, у меня ещё будут непростые уик-энды. Иногда я выступаю безупречно, но мало кто понимает, насколько велик шаг от Формулы 3 к Формуле 1 – мне потребовалось время, чтобы понять, чего я хочу от машины. В этот уик-энд мы совершенно иначе работали с настройками. По сути, смена подхода произошла после этапа в Бахрейне: в Барселоне мы стали пробовать нечто новое, но здесь, в Баку, вернулись к начальному варианту. Я столь же конкурентоспособен, как был в Китае или Бахрейне, где квалифицировался в первой десятке или совсем рядом. Возврат к тем настройкам прибавил уверенности, я чувствую, что могу атаковать в полную силу – пожалуй, в этом основная причина моей скорости в этот уик-энд.

Конечно, есть и другие факторы. Я улучшил пилотирование, адаптировался к Формуле 1 и теперь работаю над мелкими нюансами. Процесс не завершен, мне по силам добиваться большего – нужно только время. Люди подчас этого не понимают. В этом году я выступаю в совершенно иной гоночной серии, мне необходимо экспериментировать, пробовать варианты, возвращаться назад и во всем разбираться. Потому иногда приходится нелегко. Этот уик-энд сложился здорово, а далее всё зависит от работы над собой, машиной – от понимания того, чего ты от машины хочешь. Нужно закрепиться в чемпионате и прогрессировать.

Вопрос: (Ариан Шутен) Даниэль, вы один из тех, кому сегодня повезло, а вот вашему напарнику удача не сопутствовала. Вам досадно за Макса Ферстаппена?
Даниэль Риккардо: Я понимаю его чувства. Да, мне радостно от победы, но для Макса это уже вторая гонка подряд, когда он сражается за высокие позиции, но в итоге оказывается ни с чем, притом не по своей вине. Максу явно не везет, но он пилотирует здорово и сам это прекрасно понимает. Да, сейчас он упускает подиумы и очки, но со временем сможет отыграться. Конечно, сход всегда досаден, Макс сейчас наверняка расстроен, но он знает свою скорость, продолжит атаковать и будет очень силен. Мы будем по-прежнему подгонять друг друга – это важно и для нас самих, и для команды.

Вопрос: (Луис Васконселос) Даниэль, пит-стоп Льюиса для замены подголовника и штраф Себастьяна случились практически в одно время. Вам наверняка сразу сообщили об этом – вы сразу поняли, что можете выиграть гонку, или осознание пришло только тогда, когда вы увидели, насколько далеко позади оказались Льюис и Себастьян?
Даниэль Риккардо: Как только парни получили приказ отправиться в боксы, я понял, что могу одержать победу, но до финиша никогда нельзя быть в этом уверенным. Гонка была в моих руках, я более-менее представлял, в каком темпе едут соперники, знал отрыв и старался держать стабильный ритм, не сильно уступая другим гонщикам. Только на последнем круге я позволил себе улыбнуться.

Вопрос: (Луис Васконселос) Валттери, насколько сложно вам было атаковать в первой фазе гонки, когда вы оказались позади Sauber и McLaren? Когда за четырнадцать кругов до финиша вы прошли Эстебана Окона, и вам оставалось 14,5 секунд до Лэнса, верили ли вы, что сумеете финишировать вторым?
Валттери Боттас: Получив сообщение о проблемах с подголовником, я подумал, что речь идет о Себастьяне, и был крайне удивлен, когда Льюис оказался позади меня. Как я уже говорил, сегодня было сложно ставить перед собой конкретные цели, но как только удалось пройти Окона, я оказался на хорошей позиции, команда сообщила мне отставание от Лэнса и возможный результат, если я всё сделаю верно. Так что я сосредоточился на идеальном прохождении каждого поворота, выжимал максимум из мотора и тормозов – приятно, что удалось заработать на несколько очков больше. Я просто сохранял сосредоточенность и атаковал.

Вопрос: (Жером Пагмайр) Лэнс, вы говорили, как подростком вместе с отцом по утрам в воскресенье следили за гонками Формулы 1, за вашим кумиром – Михаэлем Шумахером. Расскажите об этом.
Лэнс Стролл: Тогда я бы предпочел посмотреть старт и заняться чем-то еще, но в целом это было славное время. Ещё ребенком я начал интересоваться машинами и автоспортом, Михаэль Шумахер был моим кумиром – настоящий чемпион и на трассе, и вне её. Он был и остается тем, с кого я беру пример. С тех пор прошло много времени, и мой сегодняшний подиум в Гран При Формулы 1 похож на исполнение мечты.

Вопрос: (Ливио Орихио) Валттери, мы ждали, что вы обгоните машину безопасности, однако это заняло немало времени. Вы рисковали не успеть вернуться в один круг с пелотоном и тогда потеряли бы все шансы на второе место. Вы спрашивали команду, почему вам не позволяют обогнать сейфти-кар?
Валттери Боттас: Да, спрашивал. Мне пришлось довольно долго обгонять пелотон, оказавшись за сейфти-каром, я просил разрешения опередить его, и как только с трассы убрали машину, мне позволили провести маневр, однако было слишком поздно. У меня не осталось времени, чтобы догнать пелотон, но вскоре машина безопасности выехала снова, что позволило мне сократить отставание и вернуло шансы на подиум.

Вопрос: (Луис Васконселос) Обломки на трассе сегодня были главной причиной для беспокойства – из-за них на трассу выпускали машину безопасности, и из-за них же остановили гонку. Следует ли принять такой сценарий как данность для Баку, или есть иной вариант действий в подобных ситуациях?
Даниэль Риккардо: Сложно сказать. Похоже, дирекция гонки действовала верно. Да, нам нелегко дается остановка гонки – мы полны адреналина, но приходится останавливаться, а затем словно «перезагружаться» заново. Однако обломков в самом деле было много, и решение было правильным, во-первых, из-за риска проколов, а во-вторых, если бы кто-нибудь проехал по обломку, он мог бы взлететь в воздух и зацепить одного из нас.

Если говорить о перспективе, не уверен, можно ли что-то улучшить. Возможно, мы обсудим это позднее.

Валттери Боттас: Не знаю, можно ли улучшить ситуацию. На уличных трассах столкновения случаются чаще, обломков, как правило, больше – было правильным остановить гонку красными флагами, поскольку я ехал позади и видел, что обломков очень много – некоторые даже попадали мне в визор.

Лэнс Стролл: Думаю, всё уже сказали. По-моему, в дирекции гонки поступили верно – они видели всю ситуацию лучше нас.

Вопрос: (Теймур Максутов) Не могли бы вы описать свои эмоции от трассы в Баку? В прошлом году мы не наблюдали здесь аварий и выездов машины безопасности, тогда как сегодня этого было с избытком.
Даниэль Риккардо: Сегодня мы наблюдали ту гонку, которую ждали еще год назад. Тогда к нашему удивлению обошлось без аварий и сейфти-кара, но в этот раз мы получили сполна. Честно говоря, я получил удовольствие от обоих визитов в Баку.

После аварии в квалификации я не сетовал на сложности трассы – часть меня обожает риск, сопутствующий уличным конфигурациям, где в случае ошибки незамедлительно следует расплата. Нынешний уик-энд получился интересным. Трасса здесь непростая, гонка проходит интенсивно. Многие участки узкие и извилистые, но затем следует длинная прямая, на которой можно обгонять – по мне в Баку есть всё необходимое. Мне понравилось выступать здесь в эти два года.

Валттери Боттас: Соглашусь с Даниэлем. Мне нравится приезжать в Баку – отличное место, приятная погода и очень непростая трасса, а гонщики обожают вызов. Трасса не похожа ни на одну другую уличную конфигурацию, как не похожа ни на один автодром. Приятно, что в расписании есть такая гонка – сегодня она получилась очень зрелищной!

Вопрос: Лэнс, а вы впервые приехали в Баку…
Лэнс Стролл: Мне ничем не понравился этот уик-энд! Да нет же, я шучу!

Даниэль Риккардо: Когда Лэнс финишировал девятым в Канаде, болельщики на трибунах пустили «волну». Интересно, что они сделают после его подиума?

Лэнс Стролл: Если без шуток, мне очень понравилось выступать здесь, и я с нетерпением буду ждать возвращения в Баку через год. Здесь есть всё: высокие скорости, участки, где можно обгонять, техничные секции – в этом я согласен с Даниэлем. Нужно чувствовать предел, и если переходишь черту, трасса отвечает незамедлительно.

Думаю, нечто подобное чувствуется в Монако, в Сингапуре – правда, в Сингапуре я еще не был. Мне больше всего нравится гоняться именно на уличных трассах, пусть иногда бывает очень досадно, когда контакт с барьером заканчивается проколом или поломкой. Впрочем, в этом и прелесть пилотажа по улицам города.

Вопрос: (Ливио Орихио) Даниэль, вы и Макс Ферстаппен говорили, что у команды до недавнего времени были сложности с силовой установкой. Однако на здешней требовательной к моторам трассе вы, перехватив лидерство, спокойно контролировали ситуацию. Означает ли это, что с обновленной спецификацией силовой установки и хорошим шасси Red Bull Racing теперь будет выступать сильнее – в том числе в ближайшем Гран При Австрии?
Даниэль Риккардо: В этот уик-энд мы демонстрировали неплохую максимальную скорость, а на рестартах я стабильно отыгрывал позиции. Впереди меня всякий раз оказывались машины с разными силовыми установками, но мне удавалось если не пройти их, то удержаться за ними. В этот уик-энд у нас были кое-какие доработки, они явно помогли, что радует. Полагаю, проблемы Макса тоже объясняются обломками – вероятно, он поймал один из них, и система перегрелась. В таком случае его ситуация не уникальна, но, по крайней мере, мне удалось продемонстрировать отличную скорость. Мы продолжим прогрессировать и постараемся стать еще конкурентоспособнее.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё