Италия'83: Конец эры DFV

Нельсон Пике на Гран При Италии 1983 года
Гонка #386: 11 сентября 1983 года. Гран При Италии. Монца
Поул Риккардо Патрезе (Brabham BT52B) - 1:29,122 (234,286 км/ч)
Лучший круг Нельсон Пике (Brabham BT52B) - 1:34,431 (221,114 км/ч)
Победитель Нельсон Пике (Brabham BT52B) - 1:23:10,880 (217,549 км/ч)

Когда в 1977 году Renault пришла в Формулу 1 с турбомотором, мало кто верил в успех этого проекта. Сомнения были вполне оправданы, и для того, чтобы справиться с многочисленными проблемами наддувных двигателей, французам потребовались пять долгих лет. Но в начале восьмидесятых их преимущество в скорости стало неоспоримым – пусть надёжность пока и не позволяла бороться за титул.

В 1981 году на V6 турбо перешли и в Ferrari, а затем в чемпионате появились и другие производители наддувных силовых установок – прежде всего, BMW, чьи рядные четырёхцилиндровые турбомоторы устанавливались на машины Brabham с 1982 года. Аналогичные по концепции двигатели делала и частная компания Hart. В 1983 году свою версию турбированного двигателя представила Alfa Romeo.

Старые Ford Cosworth DFV, сконструированные ещё в шестидесятых, становились всё менее конкурентоспособными, так что в 1983 году команды одна за другой переходили на турбомоторы. Такая возможность, однако, была далеко не у всех – большинство производителей двигателей готовы были поддерживать лишь одну-две команды. К тому же интеграция силовых установок другого типа в машину требовала времени.

Стефан Йохансон на Spirit Honda преследует Андреа де Чезареса на Alfa Romeo

Уже по ходу сезона в чемпионате дебютировали турбомоторы Honda – они использовались новой командой Spirit Racing, близкой к японскому концерну. Основным партнёром Honda, впрочем, должна была стать Williams, но конструкторам команды не нравилось поведение машины с новым двигателем, потому переход всё время откладывался. Очередные испытания прошли перед Гран При Италии, ведь в Монце преимущество турбомоторов было очень велико. Тем не менее, по итогам тестов в Williams предпочли пока сохранить верность старому и проверенному V8.

А вот в McLaren приняли противоположное решение. Ещё на предыдущем этапе, в Голландии, они впервые с 1968 года отказались от Cosworth DFV и пересадили Ники Лауду на машину с турбомотором. В Монце аналогичный двигатель получил и Джон Уотсон. Эти двигатели носили название TAG, хотя в действительности были разработаны Porsche – немцы боялись потерпеть неудачу и не спешили афишировать своё участие в проекте.

Инженеры McLaren и Рон Деннис (справа) работают с двигателем TAG на Гран При Италии 1983 года

Опасения Porsche, впрочем, были напрасными – двигатель получился отличным. В квалификации только пилоты McLaren-Porsche и Brabham-BMW смогли развить скорость выше 300 км/ч. Рекордсменом стал Нельсон Пике, разогнавшийся до 306 км/ч. Поул, впрочем, завоевал его напарник по Brabham Риккардо Патрезе, а Пике остался только четвёртым. Между ними в протоколе квалификации расположились два пилота Ferrari, Патрик Тамбэ и Рене Арну. Лидер чемпионата, Ален Прост на Renault, стал пятым.

За три этапа до окончания сезона Прост был очевидным фаворитом в борьбе за титул – он заработал уже 51 очко, в то время как на счету ближайшего из его преследователей, Рене Арну, было только 43. Пике и Тамбе отставали, казалось, почти безнадёжно – на 14 очков. У действующего чемпиона, Кеке Росберга из Williams, шансы отстоять титул были чисто теоретическими.

Пилоты McLaren провели квалификацию не слишком удачно – Лауда показал 13-е время, Уотсон – 15-е. Тем не менее, они оказались на более высоких местах, чем все те, кто использовал моторы Cosworth DFV – лучший из них, Росберг, квалифицировался только 16-м. На одну позицию ниже на стартовой решётке расположилась единственная машина Spirit-Honda, под управлением Стефана Йохансона.

Старт Гран При Италии 1983 года

Старт сложился для Brabham идеально: Патрезе сохранил лидерство, а Пике к концу первого круга прорвался на второе место. А уже на третьем круге Пике возглавил пелотон, после схода напарника из-за отказа двигателя. В дальнейшем бразилец уверенно контролировал ход гонки и не упустил первого места до самого финиша. Вторым клетчатый флаг увидел Арну, третьим – напарник Проста по Renault Эдди Чивер. Сам Прост сошёл на середине дистанции из-за отказа турбины.

Это поражение стоило Просту очень дорого – после окончания итальянского Гран При он по-прежнему возглавлял таблицу чемпионата, но его отрыв от Арну и Пике резко сократился. А учитывая силу, которую демонстрировали Ferrari и Brabham в конце сезона, стало ясно, что битва за титул будет нешуточной.

Подиум Гран При Италии: Рене Арну, Нельсон Пике, Эдди Чивер

Что касается McLaren, то ещё на первой половине дистанции из-за технических проблем Ники Лауде пришлось заехать на пит-лейн, но, возвращаясь на трассу, он заглох прямо перед боксами Brabham. На помощь Лауде пришёл... Берни Экклстоун! Хозяин Brabham лично выбежал из гаража, чтобы подтолкнуть машину Ники. Увы, даже усилия главы FOCA австрийцу не помогли – на 25-м круге он сошёл из-за проблем с электрикой. По аналогичной причине десятью кругами ранее остановился и другой McLaren, Джона Уотсона.

В итоге всю зачётную шестёрку оккупировали машины с турбомоторами: четвёртым финишировал Тамбэ на Ferrari, пятым – Элио де Анжелис на Lotus-Renault (это был единственный результативный финиш для итальянца в этом сезоне), шестым – Дерек Уорик на Toleman-Hart. Впервые с Гран При Франции 1967 года пилоты с двигателями Cosworth DFV очков не набрали. Эра V8 DFV подошла к концу.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё