Бразилия'81: Первый, второй...

Пилоты Williams Алан Джонс и Карлос Ройтеман, Гран При Бразилии 1981 года
Гонка #344: 29 марта 1981 года. Гран При Бразилии. Жакарепагуа
Поул Нельсон Пике (Brabham BT49C) - 1:35,079 (190,490 км/ч)
Лучший круг Марк Зурер (Ensign N180B) - 1:54,302 (158,454 км/ч)
Победитель Карлос Ройтеман (Williams FW07C) - 2:00:23,66 (155,45 км/ч)

На протяжении большей части своей истории Гран При Бразилии проводился не в конце сезона, как сейчас, а в начале. Вот и в 1981 году это был второй этап чемпионата – после гонки в американском Лонг-Бич в середине марта.

Правда, изначально планировалось, что сезон начнётся в ЮАР в феврале, но из-за продолжавшегося конфликта между FISA и FOCA этот этап был исключён из календаря. В Кьялами приехали только команды FOCA, а состязания прошли по регламенту Формулы Libre – на машинах использовались аэродинамические юбки, создающие граунд-эффект, уже запрещённые в Формуле 1. Выиграл гонку Ройтеман.

Во второй раз бразильский Гран При проходил на трассе Жакарепагуа в Рио-де-Жанейро – впервые это произошло в 1978 году. Изменения в составе участников после американской гонки оказались минимальными. Кен Тиррелл, чья команда оказалась в сложном финансовом положении, за руль второй машины посадил аргентинца Рикардо Сунино, который заменил Кевина Когана. Карьера американца в Формуле 1, таким образом, завершилась, не начавшись – он так и не смог ни разу пройти квалификацию и выйти на старт Гран При.

Жан-Пьер Жабуй на тренировках Гран При Бразилии 1981 года

В Ligier пробовал вернуться за руль Жан-Пьер Жабуй – в концовке предыдущего сезона француз попал в тяжёлую аварию, сломав ногу. Он даже принял участие в пятничной квалификации, но нога слишком сильно его беспокоила, и Жан-Пьер уступил место своему тёзке и соотечественнику Жарье. Кроме того, не смог выйти на старт заявленный за Ensign колумбиец Рикардо Лондоно – ему было отказано в получении суперлицензии. Эта попытка выступить в чемпионате мира осталась для него единственной.

Предыдущая гонка в США продемонстрировала, что машины Williams по-прежнему очень быстры, но у команды Фрэнка Уильямса появился сильный конкурент – Нельсон Пике, выступавший за Brabham. Правда, боролся он фактически в одиночку – напарник, Эктор Ребаке, до его уровня явно не дотягивал. Кроме того, в Лонг-Бич неожиданно «выстрелил» Рикардо Патрезе на Arrows, заставив присмотреться к себе и своей команде повнимательнее.

В Бразилии квалификацию на домашней трассе лучше всех провёл Пике. Два пилота Williams показали второе и третье время, при этом Ройтеман опередил Джонса, а четвёртым оказался Рикардо Патрезе, подтвердивший, что поул в Лонг-Бич был отнюдь не случайностью. Пятым был выступавший за Renault Ален Прост, а все остальные соперники уступили Пике уже более двух секунд.

В воскресенье, однако, сюрприз пилотам преподнесла погода – из-за дождя трасса оказалась влажной. Тем не менее, Пике, Дидье Пирони (Ferrari) и Зигфрид Стор (Arrows) решились стартовать на сликах. Пике так поступал уже не в первый раз, а вот для Стора это было очень смелое решение – в США он не смог пройти квалификацию, так что гонка в Жакарепагуа была для него дебютной.

Лидерство захватил Ройтеман, за ним следовали Джонс и Патрезе. Из-за усилившегося дождя Пике сразу откатился во второй десяток. Неудачно стартовал Прост, что заставило Жиля Вильнёва сбросить газ на прямой. Марио Андретти, однако, понял это слишком поздно и врезался в Ferrari канадца. Alfa Romeo и Ferrari, сцепившись, вылетели с трассы, увлекая за собой целую группу пилотов: в аварии также поучаствовали Рене Арну, Чико Серра, Зигфрид Стор и Эдди Чивер. Продолжить гонку в итоге удалось лишь Вильнёву, Стору и Чиверу, но их машины получили повреждения – в частности, Вильнёв отправился в боксы для замены переднего обтекателя.

Спустя несколько кругов на четвёртое место вышел Элио де Анжелис, а на пятое – Кеке Росберг. К 15-му кругу, однако, финн пропустил Уотсона и Жарье, а спустя ещё несколько кругов – Марка Зурера. На 20-м круге, когда Прост обгонял Пирони, опережая его уже на круг, Дидье сместился с траектории на мокрую часть трассы, но потерял контроль над своей Ferrari и врезался в Renault Алена – оба пилота сошли.

К середине дистанции стихший было дождь пошёл с новой силой, из-за чего Уотсон и Жарье начали ошибаться – их опередили Зурер и Жак Лаффит. На 49-м круге проводивший блестящую гонку Зурер опередил и де Анжелиса, выйдя на четвёртое место. Кроме того, Марк показал лучший круг – он так и останется для швейцарца единственным в карьере. Ближе к концу дистанции Жарье смог контратаковать и опередить своего напарника Лаффита, но за три круга до финиша вынужден был вернуть позицию по приказу из боксов.

Алан Джонс и Карлос Ройтеман на трассе Жакарепагуа

В стане лидеров, тем временем, разворачивалась настоящая драма. Ройтеман продолжал лидировать, за ним неотступно следовал Джонс. Алан был действующим чемпионом, к тому же лидером чемпионата – именно он выиграл гонку в Лонг-Бич, – потому рассчитывал, что, в соответствии с внутрикомандной иерархией, Карлос уступит ему дорогу. Фрэнк Уильямс считал так же, и механики Williams раз за разом показывали Ройтеману табличку с требованием пропустить напарника. Но Ройтеман отдавать победу не хотел.

Гонка была остановлена по истечении двухчасового лимита времени, но упрямый аргентинец так и финишировал первым, сохранив статус единственного победителя этапа Формулы 1 в Жакарепагуа (именно он выиграл гонку 1978 года – тогда ещё за Ferrari). Джонс финишировал вторым.

Несмотря на второй дубль подряд, в боксах Williams разразился скандал – австралиец и руководство команды были возмущены поведением Ройтемана. У Карлоса, впрочем, была своя правда – он считал, что в этом году пришёл его черёд бороться за титул. К тому же, двумя неделями раньше, в США, он уже пропускал своего напарника вперёд, пусть и не совсем добровольно.

Джонс был зол до такой степени, что отказался подниматься на подиум – церемония награждения прошла без него. Не было радости и на лице Ройтемана. Отношения между напарниками были испорчены раз и навсегда, и этот факт ещё сыграет свою роль в чемпионате...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё