Гран При Бразилии: Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция в пятницу

Участники: Пол Хембри (Pirelli), Пол Монаган (Red Bull Racing), Пэт Фрай (Ferrari), Роб Смедли (Williams), Сэм Майкл (McLaren)

Вопрос: Пол, позвольте начать с вас. День прошел интересно – новый асфальт, составы Soft и Medium... Какие выводы вы сделали сегодня, если учесть, что трасса прогрелась до 57-58 градусов по Цельсию?
Пол Хембри: По сравнению с прошлым годом трасса сильно изменилась, асфальт стал вполовину менее жестким, и в первой сессии мы могли наблюдать, как из него испарялись масла – так всегда бывает, когда покрытие абсолютно новое. В первых попытках резина гранулировалась, но по ходу дня ситуация несколько улучшилась.

Следует заметить, что при столь высокой температуре трассы – до шестидесяти градусов – решение использовать мягкие составы смеси выглядит оправданным. Да, передние шины начинали пузыриться, но кто знает, как дальше будет складываться уик-энд. Никто не мог предвидеть столь жаркую погоду сегодня, так что вопросы пока остаются…

Вопрос: Как обстоят дела с шинами для следующего сезона? Чего вы намерены добиться в плане характеристик, стратегии и т.д.?
Пол Хембри: Мы не планируем кардинальных перемен, но стараемся повысить эффективность «пятна контакта», как и подобает производителю шин. Составы? Минимальные корректировки. Возможно, мы немного поработаем над температурными диапазонами, но, опять же, не планируем ничего серьезного, поскольку хотим понять, какое направление развития выберут технические гении команд на предстоящий сезон. У них был год на осмысление новых правил, и в следующем году мы ожидаем заметного прогресса.

Вопрос: Роб, практически такой же вопрос, какой был задан Полу, но с позиции команды. Что вы заметили, когда работали с этими шинами на новом асфальте?
Роб Смедли: Как заметил Пол, по ходу первой сессии состояние трассы заметно улучшилось, из асфальта испарилось много масел. Машина Формулы 1 создает нагрузку на поверхность, из которой выдавливаются масла – это нормально. Постепенно трасса обрела сцепление, между попытками прогресс был очевидным.

В начале второй сессии асфальт был на 17-18 градусов горячее, чем в конце первой. Утром трасса прогрелась в среднем до 34-35 градусов, а днём мы зафиксировали 57-58, что очень много. На старом асфальте при такой температуре резина бы сильно изнашивалась. Потом все перешли на более мягкий состав, быстрейшими оказались те, кто проехал меньше всего кругов в коротких сериях. Те, кто пытался проехать четыре-пять кругов подряд, сталкивались с такими же сложностями, что наблюдались у нас – гранулированием задних шин и образованием пузырей на передних. Опять же, это вполне естественно при таких температурах.

Мы предполагаем, что в субботу и воскресенье условия будут совсем иными, а основной вывод на сегодня – это пятница, и хорошо, что мы смогли выполнить свою работу. Ну а по ходу уик-энда состояние трассы сильно изменится.

Вопрос: На вчерашней пресс-конференции Фелипе Масса с оптимизмом говорил о перспективах Williams. Команда долго была середняком, но сейчас скорость и уровень технологий подводят её вплотную к уровню топ-команд. Что нужно сделать, чтобы вывести и менталитет команды на этот уровень?
Роб Смедли: Это долгосрочный проект, нужно менять культуру, методологию. После перехода в Williams я не раз говорил: легко менять процессы – это можно сделать за неделю, гораздо сложнее изменить культуру. Команда должна быть готова к победам, готова одолеть всех соперников.

Достаточно взглянуть на недавних триумфаторов – я не беру в расчет Mercedes, я о Red Bull Racing. Они начали свой путь несколько лет назад с не самой быстрой машиной и далеко не лучшими процессами – думаю, они простят мне такую оценку. А сейчас у них фантастическое шасси, они действуют предельно эффективно, и всё это потому, что костяк команды остается неизменным уже долгие годы. Такого же мы должны добиться в Williams.

У нас очень вдумчивые специалисты с высоким уровнем компетенции, есть и молодые таланты – речь идет не только о руководителях, принимающих ключевые решения, но и о непосредственных исполнителях. Сейчас эта группа работает эффективно. Да, сделать нужно многое, но пока мы придерживаемся выбранного пути, у нас все получится.

Вопрос: Пэт, для ваших гонщиков день сложился по-разному: Кими оказался в верхней части протокола, тогда как у Фернандо был пожар… Теперь Алонсо рискует получить штраф?
Пэт Фрай: Что касается возгорания, на машине Фернандо был установлен мотор с большим пробегом. Все команды в почти одинаковой ситуации, этот инцидент никак не скажется на нашей работе в субботу и воскресенье. Да, пожар был зрелищным, нам придется постараться, чтобы очистить машину, но в остальном – ничего серьезного.

Утром у нас, как и у большинства участников, возникли проблемы с гранулированием шин – особенно с правой передней: потребовалось время, чтобы адаптироваться. По мере улучшения состояния трассы во второй половине первой тренировки гранулирование заметно снизилось. Мы испытывали различные варианты настроек, Кими выглядел всё более довольным… Знаете, мы прилагаем максимум усилий, чтобы обеспечить ему нужное поведение передней части машины. Если это удается, и Кими получает машину, которая правильно откликается на его действия, он демонстрирует отличный темп. Сегодня в этом плане команда сработала эффективно.

Скорость на длинной серии кругов? Сложно сказать. Сегодня многим помешала остановка сессии, вызванная нашей поломкой, а также последующие инциденты. Что касается Фернандо – те же комментарии про гранулирование и баланс машины. Сегодня у всех были сложности с шинами. Да, нам не удалось чисто проехать первый быстрый круг, но в остальном результаты были очень плотными.

Вопрос: Как долгосрочный план Марко Маттиаччи воплощается в техническом департаменте?
Пэт Фрай: Кажется, я уже говорил об этом. Нам нужно было взять паузу, перестать думать о текущих вопросах и начать мыслить стратегически. Хорошо, что мы именно так и поступили. Некоторые изменения уже оправдывают себя в рамках работы над машиной для следующего сезона, но только время всё расставит по местам. Нам нужно отыграть значительное отставание, но, по крайней мере, есть стремление улучшать технический процесс и инвестировать средства туда, где это необходимо. Это долгосрочный процесс, но выбранный путь верен, и он вернет нас на вершину.

Вопрос: Сэм, вы объявили о том, что в конце сезона завершите свою многолетнюю карьеру в Формуле 1. Почему вы решили уйти из спорта, и каковы ваши планы?
Сэм Майкл: Спасибо, Джеймс. Прежде всего, я хотел бы сказать, что для меня было большой честью работать с инженерами, гонщиками, журналистами – всеми, кто участвует в Гран При. Я наслаждался каждым моментом. Здесь работают фантастические люди. Это спорт, в котором есть великое множество самых разных характеров, но всех нас объединяет то, что в душе мы – гонщики. Мы всегда спорим по поводу технического или спортивного регламента, или просто по поводу чьих-то слов и действий. Но мы здесь для того, чтобы сделать максимум для Формулы 1, и если бы она не была такой, какая есть, вы бы нас здесь не встретили.

Это был фантастический 21 год с четырьмя разными командами. Я окинул всё это взглядом и решил, что пора возвращаться обратно в Австралию, чтобы чуть больше времени уделить семье. Знаете, автоспорт – дело эгоистов, но я сказал себе: если я сейчас не увижу, как растут мои дети, то, возможно, не увижу этого никогда. Это и стало основным мотивом. Путь проделан большой, пора его завершать.

Вопрос: Какой период запомнился вам больше всего?
Сэм Майкл: Запомнились все. Как я уже говорил, мне с самого начала повезло работать с фантастическими людьми: двумя Петерами – Коллинзом и Райтом, небезызвестным Эдди Джорданом, Гэри Андерсеном – он был для меня отличным учителем, затем с Фрэнком (Уильямсом) и Патриком (Хедом), а позже – с Мартином (Уитмаршем) и Роном (Деннисом).

Можно вспоминать каждый период и говорить, что лучшими моментами были триумфы в гонках, но на самом деле есть немало менее заметных областей и побед: новая технология, пришедшая тебе на ум первому, или результат, добытый прорывом из хвоста пелотона…

Я помню, как Алекс Вурц в 2007 году прорвался из последних рядов на подиум… Как Нико Росберг в Бахрейне, где уже на старте, по сути, проигрывал круг, в итоге финишировал седьмым, записав на свой счет быстрейшее время. Подобные моменты сплачивают команду, и именно они запоминаются надолго.

Вопрос: Пол Монаган, отличный сезон для Даниэля Риккардо – три победы и третья строчка в личном зачете. Для Себастьяна Феттеля год складывается менее удачно, и вчера немец сказал, что, цитирую: «Риккардо просто сработал лучше». Каково техническое объяснение столь разным выступлениям?
Пол Монаган: Мы предоставляем гонщикам абсолютно одинаковые машины, и вам лучше спросить самого Себастьяна, что именно он имел в виду. Мы одинаково относимся к Себастьяну и Даниэлю, по возможности выполняем их запросы и стараемся вывести обоих на трассу в максимально конкурентоспособной форме. Себастьян провел пять крайне напряженных сезонов, добился феноменальных успехов, и сейчас мы желаем ему всего наилучшего.

Вопрос: Команда начинает новую страницу своей истории. Вы пригласили Даниила Квята. Когда он впервые опробует машину, и готов ли он к работе?
Пол Монаган: Он будет к ней готов. Он провел практически полный сезон, не так ли? Притом у него было несколько ярких моментов. Что касается первых тестов, думаю, они состоятся в феврале, мы с нетерпением будем ждать. Для нас это новый вызов, вызов принят – посмотрим, что из этого получится.

Вопросы с мест

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Роб, Пэт Симондс сказал, что Алонсо стал бы отвлекающим фактором для возрождающейся Williams. Вы согласны с этим?
Роб Смедли: Я не слышал, что именно говорил Пэт, поэтому не могу комментировать. Не думаю, что вы привели дословную цитату. Да, Williams переживает переходный период, но не думаю, что кто-либо стал бы для команды отвлекающим фактором. Это наша задача – интегрировать людей в коллектив вне зависимости от их личных качеств. Если они достаточно хороши и могут что-то предложить, далее – дело менеджера. Только не воспринимайте мои слова так, будто я считаю, что Фернандо переходит в Williams – он к нам не собирается. Вам следует спросить Пэта, что он тем самым хотел сказать, ну а Williams открыта для каждого.

Вопрос: (Бен Эдвардс – BBC TV Sport) Пол, во второй сессии многие прерывали длинные серии кругов, а Red Bull Racing выглядела очень стабильно. Полагаете, у вас получится навязать борьбу Mercedes – особенно если условия изменятся?
Пол Монаган: Да, мы постараемся выиграть гонку. Если погода будет сухой, а события сложатся так, как мы предполагаем, мы должны удержаться за Mercedes. Если в дело вмешается непогода, и будут незапланированные пит-стопы, мы сделаем всё, чтобы финишировать впереди соперников.

Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Я хотел бы продолжить то, о чем говорил Роб, и спросить о ключевых сотрудниках, которые вскоре не будут работать вместе. Эдриан Ньюи уходит из команды, Себастьян Феттель – тоже. Насколько я понял, Гийом Рокелен последует их примеру, а это уже похоже на полную реструктуризацию. Как должен пройти процесс смены? Можно ждать новостей о кадровых перестановках?
Пол Монаган: Должен поправить вас в двух из трех озвученных вами моментах. Себастьян покидает команду, и мы желаем ему всего наилучшего. Эдриан не уходит – он меняет должность, но остается в коллективе. Рокелен тоже остается в команде, так что ключевые сотрудники на месте. Как заметил Роб, мы давно работаем вместе, люди сейчас переходят с места на место, но структура команды была выстроена относительно недавно, и я не предполагаю каких-то глобальных перемен в ближайшем будущем. Со стороны вы не заметите разницу, а поскольку ключевые специалисты остались на местах, в следующем году мы выступим сильнее.

Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Пэт, за последние несколько недель мы слышали разные новости о новой машине Ferrari. Сперва о том, что ее дебют откладывается, затем о том, что, по данным расчетов, она уступает в эффективности даже нынешней машине. Правда, позже сообщили о прогрессе. Что вы можете сказать о работе, проводимой в Маранелло? Как обстоят дела, каков прогноз?
Пэт Фрай: Честно – не представляю, откуда вы получаете информацию. Да, мы поставили перед собой очень серьезные цели как в части силовой установки, так и в части шасси. Нужно отыгрывать значительное отставание, мы постепенно движемся вперед. Достигла ли команда цели? Нет, до неё еще далеко, но до начала сезона 4,5 месяца, мы работаем в обеих областях и прогрессируем. Все команды выкладываются по максимуму, и только время покажет, какой скорости удастся добиться каждому участнику. Мы делаем всё возможное с имеющимися у нас ресурсами, пока процесс идет по плану.

Вопрос: (Дэн Натсон – Auto Action/National Speedsport News) Сэм, планируете ли вы участвовать в гонках по возвращении в Австралию? Рассматриваете ли вы в качестве варианта серию V8?
Сэм Майкл: Спасибо, Дэн! Сейчас я просто хочу вернуться из Европы в Австралию, обосноваться там со своей семьей, а уж потом думать о том, чем заняться. Как только стало известно о моем уходе, сразу появилось несколько интересных идей и проектов, но до возвращения в Австралию я не планирую принимать решений. Сперва хочется просто провести несколько дней на пляже, спасибо за ваш вопрос!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё