Гран При Абу-Даби: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг

Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Нико Росберг (Mercedes), Себастьян Феттель (Red Bull Racing), Дженсон Баттон (McLaren), Фернандо Алонсо (Ferrari), Нико Хюлкенберг (Force India)

Вопрос: Льюис, вы гарантируете себе титул, если в воскресенье финишируете первым или вторым – как было в шести последних гонках. Для вас это уже четвертый финал в битве за чемпионство, но что вы чувствуете перед развязкой в пустыне?
Льюис Хэмилтон: Знаете, здесь приятно находиться. Погода замечательная, трасса – фантастическая, место очень красивое, и я с нетерпением жду уик-энда.

Вопрос: Нико, для вас это первый финал в статусе претендента на титул. Насколько уверенно вы чувствуете себя после выступления в Бразилии?
Нико Росберг: Здорово приехать сюда. Этап в Бразилии – да, после гонки в Остине я смог добиться прогресса, и это, определенно, добавило уверенности.

Вопрос: Льюис, в Абу Даби вы дважды завоевывали поул и один раз выигрывали гонку. Но и дважды сходили с дистанции, лидируя в гонке. Имеет ли значение тот факт, что финал сезона пройдет на трассе, где вы выступаете достаточно сильно?
Льюис Хэмилтон: Уверен, в этом есть несколько позитивных моментов. Здесь замечательная трасса, в период моей работы в McLaren она вполне подходила и машине, и моему стилю пилотирования, но каждый сезон уникален. Надеюсь, этот уик-энд тоже пройдет позитивно.

Вопрос: Нико, в прошлом году в Абу Даби вы квалифицировались впереди Льюиса, а в этом сезоне в целом проводите квалификации успешнее напарника. Насколько вас радует этот факт?
Нико Росберг: Сейчас я об этом не думаю, поскольку нацелен на победу в гонке. Конечно, знание того, что квалификации мне удаются, помогает, и это должно стать ещё одним фактором в мою пользу.

Вопрос: Фернандо, сегодня было объявлено, что после пяти сезонов в Ferrari вы покидаете команду. В чем причина, и что вы можете сказать об этих пяти годах?
Фернандо Алонсо: Для меня это новый этап карьеры, я почувствовал, что пришло время найти новый проект, новый вызов. Решение оказалось непростым, мы вели переговоры ещё в прошлом году, но я ждал этого сезона с новой машиной, с началом турбоэры. Примерно к сентябрю я понял, что пора двигаться дальше, и принял решение.

Время покажет, было ли оно верным, но прошедшие пять лет были фантастическими, я горжусь тем, что провел их с такой замечательной командой, как Ferrari. Я вырос как гонщик, как личность – слова и эмоции только положительные. Да, мы не завоевали титул, я трижды заканчивал сезон на втором месте, но горжусь этими результатами и проделанной работой. Теперь пришло время закрыть одну дверь, открыть другую, а там посмотрим, как всё пойдет.

Вопрос: Если говорить о новых возможностях – в McLaren дали понять, что объявят состав после первого декабря. В какой мере предстоящие на следующей неделе тесты McLaren и Honda повлияют на ваши дальнейшие планы?
Фернандо Алонсо: Никак не повлияют.

Вопрос: Переходим к Себастьяну. В последние несколько месяцев ваша судьба была тесно переплетена с судьбами Дженсона и Фернандо. Вы пришли на смену Фернандо, подписав трехлетний контракт с Ferrari. Что вы чувствуете, и почему считаете такой шаг правильным?
Себастьян Феттель: Думаю, момент выбран верно, хотя решение непростое. Я практически всю свою жизнь был связан с Red Bull, они поддерживали меня с двенадцати лет, и я очень с ними сблизился. Позже у меня появилась возможность выступить за обе их команды в Формуле 1, о чем мы даже не думали, когда начинали свой путь в Red Bull Junior Team, но потом пришло наше время, и успех, достигнутый с Red Bull Racing за предыдущие четыре года, был феноменальным. Но в какой-то момент хочется принять новый вызов. Думаю, не стоит напоминать спортивную историю Ferrari – для каждого гонщика это величайшая команда. Я очень воодушевлен, готов работать со всей страстью и нацелен на успех.

Вопрос: Вы трижды побеждали в Абу Даби, но в следующем году уступите чемпионскую единичку Льюису или Нико. Ваше мнение о битве за титул, устроенной этими двумя парнями в нынешнем сезоне?
Себастьян Феттель: В Mercedes сделали сезон скучным, но было здорово наблюдать, как эти двое вплотную боролись между собой за лидирующую позицию – а именно это больше всего интересует зрителей. Вспомните Бахрейн – они устроили отличное шоу. Им удалось сохранить интригу до последней гонки, каждый из них заслуживает титула после столь впечатляющего сезона, но я уверен: если вы спросите их самих, каждый приведет вам массу аргументов, почему он в большей степени достоин главного трофея!

Вопрос: Переходим к Дженсону. Ваша судьба зависела от решений пилотов, сидящих сейчас рядом. Как обстоят дела сейчас?
Дженсон Баттон: За последние пару месяцев для меня ничего не изменилось, и добавить мне нечего, разве что я с нетерпением жду уик-энда. В нынешнем сезоне я научился жить одним моментом и намерен действовать в этом ключе. Здесь со мной моя семья, надеюсь, у меня получится добиться неплохого результата.

Вопрос: Следует вспомнить, что по продолжительности карьеры вы – третий в истории Формулы 1. Что вы думаете о проделанном пути?
Дженсон Баттон: Сейчас? Собственно, это всё, чего я хотел добиться. Ребенком ты мечтаешь попасть в Формулу 1, затем жаждешь выиграть гонку, а за ней – титул. Я выполнил все три задачи. Достаточно ли этого для гонщика? Все гонщики разные, но я обожаю гонки, и потому для меня сейчас главное – жить сегодняшним днём, не думать о будущем. Надеюсь, в этот уик-энд нас ждет неплохое сражение!

Вопрос: Нико, вы зарабатывали очки в первых десяти гонках, но в предыдущих восьми Гран При лишь четыре раза финишировали в призовой десятке. Как ситуация?
Нико Хюлкенберг: Боюсь, вторая половина сезона прошла менее гладко, чем первая. Поначалу мы выглядели намного конкурентоспособнее, но затем отстали в темпе доработки машины. В Формуле 1 ситуация меняется очень быстро: если вы не готовите новинки, вас обходят. Именно это случилось с нами.

Вопрос: Сейчас к командам из середины пелотона приковано особое внимание. Что вы думаете о ситуации в Force India, Lotus, Sauber?
Нико Хюлкенберг: В каком плане?

Вопрос: Финансовая устойчивость, перспективы…
Нико Хюлкенберг: Мы по-прежнему сражаемся за очки, и наша задача – опередить McLaren в Кубке Конструкторов, пусть даже эта цель очень амбициозная, так как сейчас они имеют солидное преимущество. Как и в любой уик-энд, мы сработаем по максимуму, а там посмотрим. В остальном – полный порядок.

Вопросы с мест

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Фернандо и Себастьян, вам знаком прессинг решающей гонки в битве за титул. Что вы чувствовали, как справлялись?
Фернандо Алонсо: Каждый случай уникален. Я сам бывал в подобной ситуации пять раз, и всё складывалось по-разному. Многое зависит от того, впереди ты или позади, кто твой соперник, с каким настроем ты начинаешь этап. Это зависит от трассы, от множества других факторов. Мне вспоминается гонка в Бразилии в 2012 году, где с самого утра лил дождь. Различные обстоятельства могут повлиять на подход и ощущения, но этим и уникальны подобные моменты. Для Льюиса и Нико уик-энд будет крайне интересным, и я желаю им обоим удачи, поскольку каждый из них заслуживает титула после впечатляющего сезона. Да, победа достанется кому-то одному – что ж, будем ждать хорошую гонку!

Себастьян Феттель: Мы работаем весь сезон, чтобы приехать на финальный этап с шансами на титул. Это мотивирует каждого гонщика, но главное – наслаждаться соперничеством.

Вопрос: (Ральф Бах – Sport Bild) Первый вопрос: вы учились справляться с прессингом? Все ждут от вас победы, и каждому из вас есть, что терять. Второй вопрос: Льюис, планируете ли вы действовать спокойно и финишировать вторым в воскресенье, или же намерены продемонстрировать всему миру, что способны оформить титул победой?
Льюис Хэмилтон: По второму вопросу – я приехал сюда с намерением добиться победы, как делаю каждый уик-энд, в этом плане ничего не изменилось. А что касается прессинга, я его не ощущаю. За пятнадцать – можно даже сказать, двадцать лет в автоспорте я приобрел достаточно опыта, чтобы быть готовым к финалу. Никакого специального рецепта здесь нет.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere dello Sport) Вопрос к Фернандо. Если бы у вас была возможность что-либо поменять в вашем сотрудничестве с Ferrari, что бы вы скорректировали?
Фернандо Алонсо: Не представляю. Как я уже говорил, мне выпала большая честь прожить с командой эти несколько лет. Люди, с которыми я работал, просто потрясающие, я многому научился. Сейчас я не тот гонщик, каким был в 2009-м году: я стал лучше во всех аспектах, и тогда это был очень важный шаг в моей карьере.

Но нужно чувствовать момент, когда следует что-то менять. Я понял, что пришло время искать нечто новое, и в сентябре поделился этой мыслью с командой. Они отнеслись с пониманием и очень помогли, поскольку по контракту наше сотрудничество должно было продолжаться еще два года. Это лучший вариант для обеих сторон.

Вопрос: (Жером Пагмайр – AP) Вопрос для Нико Росберга. Льюис сказал, что не ощущает какого-то особого прессинга, а как обстоят дела у вас?
Нико Росберг: Не хотел бы употреблять слово «прессинг» – скорее, уик-энд будет напряженным, нас ждет потрясающее сражение, к которому мы шли довольно долго. Льюис отличный соперник – надеюсь, мы увидим великолепную развязку сезона. Конечно, я постараюсь выиграть гонку, а затем мне потребуется помощь Льюиса – он не должен финишировать вторым. Хочется верить, он что-то придумает!

Вопрос: (Томас Маэр – FormulaSpy.com) Себастьян, если решение покинуть Red Bull Racing было непростым, могла ли команда предложить вам нечто, что убедило бы вас остаться на следующий сезон?
Себастьян Феттель: Знаете, у меня замечательные отношения не только с командой, но и со всей семьей Red Bull. Несмотря на ситуацию с контрактом и позиции в чемпионате, отношения по-прежнему более чем отличные, и как только…

В немецком языке есть выражение, которое я не могу перевести на английский… В общем, я хотел уйти, а в такой ситуации советовать человеку остаться, препятствовать ему или убеждать – не лучший вариант, поскольку он уже принял решение. Как я уже говорил, решение оказалось непростым, но оно не направлено против команды или Red Bull – оно определяло мое будущее. Такие шаги всегда даются нелегко, но нужно слушать себя, свое сердце, и действовать.

Вопрос: (Дэвид Крофт – Sky Sports F1) Фернандо, что подтолкнуло вас к решению покинуть Ferrari? В какой момент вы поняли, что это необходимо? Были ли какие-то причины, или решение пришло сразу?
Фернандо Алонсо: Не было какого-то момента откровения. Как уже было сказано, я еще в прошлом году сомневался насчет очередного сезона. Я знал, что предстоит серьезная смена регламента, и решил, что будет лучше остаться и посмотреть, как сложится новая турбоэра для Ferrari. У меня были доверительные отношения с президентом Монтедземоло, мы беседовали каждую неделю и сошлись во мнении, что, если проведем сезон недостаточно хорошо, я могу искать иные варианты. После летнего перерыва я сказал себе: пора поговорить с президентом, и если у них не будет возражений, я готов уйти.

Должен сказать огромное спасибо Ferrari: они могли ответить отказом, но поняли, что предложенный вариант будет оптимальным для обеих сторон. Это тоже знак особого уважения к команде, и команда ответила мне тем же. C понедельника я перестану быть гонщиком Ferrari, но останусь её болельщиком.

Вопрос: (Эндрю Бенсон – BBC Sport) Дженсон, вы готовы ждать решения McLaren? Вы хотите, прежде всего, остаться в Формуле 1, или рассчитываете в какой-то момент сделать свой собственный выбор?
Дженсон Баттон: Последние несколько месяцев выдались интересными. Когда выступаешь в чемпионате уже пятнадцать лет, не смотришь ни на что другое, кроме Формулы 1. Это лучший спорт в мире, это твоя жизнь. Но когда оказываешься в некомфортной ситуации, сразу видишь иные возможности. Есть много вызовов – в автоспорте или иных спортивных дисциплинах. Я открыт многому, и мне нравится то, что я делаю. Я обожаю выступать в Формуле 1, а время, проведенное в McLaren, было потрясающим. Последние два года выдались непростыми в плане результатов, но в части коллектива они получились фантастическими. Минувшей ночью мы жарили барбекю, атмосфера в команде великолепная – это как одна большая семья! Мне понравилось работать с ними. Буду ли я ждать решения? Сейчас я не могу это комментировать.

Вопрос: (Луис Фернандо Рамос – Racing Magazine) Вопрос для Нико Росберга. Если вы выиграете гонку, для титула вам всё равно необходимо, чтобы кто-то финишировал вторым впереди Льюиса. В предыдущих шести гонках ни одна машина не могла тягаться с Mercedes – полагаете, в Абу Даби ситуация будет иной? Какая-то из команд сможет навязать борьбу, или же вы понимаете, что нужно стечение обстоятельств?
Нико Росберг: Всякое может случиться – к примеру, Williams уверенно проведут старт и сумеют вклиниться между нами. Здесь очень сложно обгонять, мы уже прикидывали обстановку сегодня утром: для атаки разница в скорости должна быть существенной, и это оставляет шансы. Сценариев много, так что я сохраняю оптимизм.

Вопрос: (Даниэль Джонсон – Daily Telegraph) Нико, вы намекнули, что, если не вмешается Williams, вам нужна ошибка со стороны Льюиса. Вы можете каким-то образом на это повлиять?
Нико Росберг: Конечно! Я должен создать прессинг. В Бразилии Льюис допустил ошибку, так что вероятность есть – нужно продолжать в том же духе.

Вопрос: (Ливио Орихио – GloboSport.com) Фернандо, когда в сентябре вы сказали руководителям Ferrari, что для команды будет лучше, если вы уйдете, у вас уже был какой-то альтернативный вариант? Если да, верили ли вы в него? Возможно, вы покидаете Ferrari из-за того, что в ближайшей перспективе результатов не предвидится...
Фернандо Алонсо: История длилась несколько дольше, чем я пояснил. Мы старались найти оптимальный вариант и в начале сезона предусмотрели возможность продлить контракт до 2019 года. Но когда находишься внутри коллектива и видишь, в каком направлении движется команда, ты с этим либо соглашаешься, либо нет. Я не был согласен и в сентябре решил, что лучше уйти, если будет такая возможность. Был ли у меня уже тогда иной вариант? Нет, я просто принял решение.

Я должен получать удовольствие от работы и сохранять мотивацию, но в сентябре понял, что это уже не тот случай, и начал искать альтернативы. Я верю в свой выбор.

Вопрос: (Хаоран Жу – F1 Express) Дженсон, может ли хороший результат в воскресной гонке повлиять на ваши перспективы? В недавних гонках вы выступали довольно уверенно…
Дженсон Баттон: Я бы надеялся, что не повлияет. Хочется верить, результат в воскресенье не скажется на моем будущем. Я дал команде больше, чем один этап, и надеюсь, что моя карьера скажет обо мне больше, чем конкретная гонка.

Вопрос: (Хаоран Жу – F1 Express) Фернандо, в 2010-м вы практически всю гонку в Абу Даби провели за Виталием Петровым. Если кому-либо из претендентов на титул предстоит атаковать, какой совет вы могли бы им дать?
Фернандо Алонсо: Совета, по сути, нет. Тогда мне не удалось провести атаку, так что лучшим вариантом будет не повторять моего опыта. Сегодня у нас есть разные опции вроде ERS и DRS – они могут помочь, но лучше не застревать за кем-либо.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, каким вам видится сотрудничество с Кими? Вам будет легче сработаться с ним, чем с кем-либо еще?
Себастьян Феттель: Думаю, если вы спросите его, он ответит так же – Кими сам мне сказал это недавно! Думаю, да. Почему? Поскольку Кими, возможно, наименее замороченный гонщик в пелотоне. Не думаю, что кто-то сомневается в его гоночных навыках, ну а в личностном плане он предельно прямолинеен. Вряд ли нас ждут какие-то сложности, поскольку у нас уже замечательные отношения, но, что важнее, мы с большим уважением относимся друг к другу, а это помогает в любых ситуациях.

Вопрос: (Вальтер Костер – Saabrucker Zeitung) Джентльмены, краткий экскурс в прошлое. Тридцать лет назад Ники Лауда сказал: «Посадите обезьяну в кокпит, и она сможет управлять машиной». Тридцатью годами позже Себастьян заметил: «Мне приходится запускать машину, словно компьютер – она слишком сложна!» Нико Росберг как-то признался, что по ходу гонки – не помню, какой именно – нажал не ту кнопку на руле… Собственно, вопрос для Нико и Себастьяна: не слишком ли сложна Формула 1 с двадцатью и более кнопками на руле? Не добавляет ли это прессинга? Чего вам хочется в будущем – меньше переключателей, больше переключателей? Или больше коммуникаций с гоночными инженерами?
Себастьян Феттель: Не могли бы вы повторить вопрос? (продолжительный общий смех)

Да, вспомнил. Все зависит от того, насколько подросли обезьянки. Сейчас иное поколение обезьянок, чем то, о котором говорил Ники – да, на руле много кнопок, подчас даже слишком много, но наше поколение выросло в таких условиях. Если вы дадите Ники современный мобильный телефон, он не будет знать, что с ним делать – извини, Ники! Все дело в том, к чему именно ты привык.

Когда я начинал карьеру в Формуле 1, мне приходилось изучать процедуры, кнопки, я должен был знать, как всё это контролировать, но сейчас это привычный атрибут машины. В дорожном автомобиле тоже много разных кнопок, однако главное – руль, поворачивающий машину влево и вправо, и педаль газа где-то внизу. Основы не изменились, и главное то, что спорт остается тем же, каким был много лет назад, независимо от переключателей на руле.

Нико Росберг: Я буду более краток. Нужно удостовериться в том, что спорт остается понятным для болельщиков. Направление развития впечатляет: фантастический уровень технологий, гибридные моторы, всякие кнопки – всё это здорово, но главное, чтобы спорт был простым для восприятия. В перспективе на это следует обратить внимание.

Вопрос: (Даниэль Джонсон – The Telegraph) Льюис, в нынешнем сезоне было несколько моментов, когда вам казалось, что соперничество между вами и Нико не вполне равное. Вы уверены, что в этот уик-энд борьба будет открытой и честной?
Льюис Хэмилтон: Конечно. Не знаю, что еще сказать, борьба была корректной. Нужно начинать уик-энд с мыслью, что соперничество будет на равных.

Вопрос: (Даниэль Джонсон – The Telegraph) Можете ли вы каким-то образом в этом удостовериться?
Льюис Хэмилтон: Не думаю.

Вопрос: (Джон МакЭвой – Daily Mail) Льюис, планируете ли вы побеседовать между собой перед стартом гонки, чтобы избежать каких-либо инцидентов?
Льюис Хэмилтон: Нет.

Вопрос: (Джон МакЭвой – Daily Mail) В этом нет необходимости, понимание достигнуто?
Льюис Хэмилтон: Необходимости нет. Всё это обсуждалось уже неоднократно по ходу сезона, особенно после этапа в Спа – нет смысла всё заново прояснять. Мы не дети и потому должны знать, что правильно, а что – нет.

Вопрос: Нико, вам есть что добавить?
Нико Росберг: Нет, разве что замечу, что Льюис может избежать инцидента, если сам будет пилотировать корректно. Нельзя сказать, что он никак не влияет на ситуацию…

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Вопрос для Льюиса и Нико. Прошло четырнадцать лет с тех пор, как вы соперничали друг с другом в картинге. Как изменился характер борьбы, если речь идет о титуле в Формуле 1? Здесь ставки намного выше…
Нико Росберг: Потрясающе осознавать, что спустя пятнадцать лет мы осуществили то, о чем мечтали в детстве – выступаем в лучшей команде и сражаемся за победы. Конечно, соперничество более напряженное, на него влияет больше факторов – думаю, это оптимальное описание.

Льюис Хэмилтон: А мне все это напоминает картинг. В те годы борьба была настолько напряженной, насколько мне доводилось выкладываться. Я и тогда хотел победить, так что в этом плане ничего не изменилось.

Вопрос: (Хаоран Жу – F1 Express) Льюис, приехал ли сюда кто-либо из ваших родных? Вы выступаете лучше и чаще улыбаетесь, когда рядом с вами кто-то из вашей семьи. Да, это всего лишь личное наблюдение, просто мне хотелось узнать, приехала ли на столь важный этап вся ваша семья?
Льюис Хэмилтон:
На трибунах будет пара моих приятелей и одна-две кузины, а в паддоке – один мой близкий друг, но в остальном здесь не будет никого из моей семьи.

Вопрос: (Кристобаль Розалени – Car and Driver) Фернандо, в этот уик-энд у вас новый дизайн шлема. Что он означает?
Фернандо Алонсо: У меня будет шлем с панорамой пит-стопа на одной стороне, итальянским флагом посредине и подписями всех сотрудников команды на другой. Утром я сказал им, что вскоре в последний раз запрыгну в кокпит Ferrari и потому хочу, скажем так, взять их всех с собой, ведь они были частью этих фантастических лет. Честно говоря, здесь я немного слукавил, поскольку уже в Сочи успел собрать подписи практически всех, но к моменту приезда в Абу Даби 20-25 все-таки не хватало, и дизайн не выглядел завершенным. Теперь все подписи получены, и я буду рад нести их на своем шлеме!

Вопрос: (Жером Пагмайр – Associated Press) Себастьян, насколько эмоциональной будет ваша первая гонка за Ferrari, если учесть, каким кумиром был для вас Михаэль Шумахер?
Себастьян Феттель: Она будет особенной, можете не сомневаться, это похоже на детскую мечту. Когда я был ребенком, для меня и других мальчишек, гоняющихся в картинге, Михаэль был героем. Тогда он выступал за Benetton, а мы росли и продолжали следить за ним. Михаэль перешел в Ferrari, вел непростую борьбу в 1996-м году, был близок к титулу, но взял его только в 2000-м. С того момента он неразрывно ассоциируется с алыми машинами, потому первая гонка за Ferrari будет для меня совершенно особенной, я с нетерпением ее жду. Если говорить начистоту, особенной будет не только гонка, но даже зимние тесты, когда я впервые опробую машину. Подобные моменты остаются в памяти на всю жизнь – не знаю, как я буду себя чувствовать, но хочу поскорее это выяснить!

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Фернандо, если бы у вас была возможность выбирать напарника на следующий сезон, вы бы выбрали Дженсона?
Фернандо Алонсо: Хммм…

Дженсон Баттон: Хорошенько подумай!

Фернандо Алонсо: Не знаю, где именно я окажусь… В общем, посмотрим.

Читайте ещё