Гран При Бахрейна: Пресс-конференция в воскресенье

Гран При Бахрейна. Пресс-конференция в воскресенье

1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing)
2. Кими Райкконен (Lotus)
3. Роман Грожан (Lotus)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, фантастическая победа! Правда, я ещё не успел задать вопрос, а вы уже смеётесь!
Себастьян Феттель: Я просто рад вас видеть! Большое спасибо команде за сегодняшнюю гонку – она казалась бесконечной, но я не допускал ошибок. Крайне важно было хорошо стартовать, а затем по возможности выйти в лидеры и сохранить первую позицию, контролируя износ резины.

Темп был феноменальным! Машина оказалась очень быстрой и с каждым кругом прибавляла в скорости. Прекрасная гонка, я смог максимально выкладываться на каждом круге, успешно контролируя износ шин. В целом, я очень доволен.

Кроме того, я очень рад, что с нами на подиуме стоит женщина – такое происходит не каждый день. Это Джилл Джонс, она занимается электроникой и присматривает за парнями. Я рад, что она здесь.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Борьба на первых кругах получилась очень жесткой. Не могли бы вы рассказать об этом? Это была привычная борьба на старте? С какого момента вы устремились к победе в доминирующем стиле?
Себастьян Феттель: Призовой напиток в Бахрейне не содержит алкоголя, потому я прекрасно помню гонку!

Борьба стала очень плотной уже в первом повороте. Фернандо занял внешний радиус, и мне пришлось его пропустить. Я хотел сохранить траекторию, чтобы опередить Нико на следующей прямой, но затем Фернандо проскользнул между нами. Крайне важно, что благодаря KERS я смог вернуть позицию к шестому повороту.

Обогнать Нико оказалось непросто, мне потребовалось много времени, ведь он был быстр на прямых. Встречный ветер сегодня помогал преследователям, однако атака все равно получилась не столь легкой, как мне хотелось. Тем не менее, на выходе из четвертого поворота мне удалось сохранить немного заряда KERS и опередить его по внутренней траектории. Потом я оказался на свободной трассе и смог продемонстрировать истинный потенциал машины.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Что ж, отличная гонка! Перейдем ко второму призеру – его называют «айсмэн», однако мы должны обращаться к нему не иначе как «мистер стабильность». Кими, очередной подиум! Расскажите о своей стратегии. Полагаете, она была верной? Второе место – максимум, на что вы могли рассчитывать?
Кими Райкконен: Да, ведь вчерашний день сложился неидеально. Впрочем, я ещё в пятницу рассматривал вариант с двумя пит-стопами - он выглядел вполне реальным и сегодня позволил отыграть немало мест. Я неудачно провел первые два круга, потерял пару позиций, но потом машина поехала так, как мне нужно, я смог атаковать и в итоге поднялся на подиум.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Перейдем к вашему напарнику, Роману Грожану. Возникает ощущение дежавю – такой же подиум мы видели ровно год назад! Роман, отличная гонка! Полагаю, вы чувствовали серьёзный прессинг – да, это всего лишь четвертый этап, но первые три сложились не так, как вам хотелось. Что скажете?
Роман Грожан: Вы абсолютно правы. В первых трех гонках я выступал стабильно, но не на этом уровне. Вся команда выкладывалась по максимуму, нам было нелегко найти то, что мешало по-настоящему почувствовать машину, но теперь всё в порядке.

Сегодня я выбрал несколько иную тактику, стартовал на более жестких шинах, поскольку планировал проехать длинный первый отрезок, однако зацепил один из обломков. В итоге гонка получилась более сложной, пришлось вести яростную борьбу, но именно ради этого мы участвуем в чемпионате. Приятно, как и год назад, финишировать на подиуме! Теперь главное – стабильно добиваться подобных результатов.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Вернемся к победителю. Я заметил, что у вас на ботинках есть специальные талисманы. Не могли бы вы рассказать нам о них прежде, чем поделитесь своим мнением о ситуации в чемпионате?
Себастьян Феттель: По-моему, в чемпионате у меня всё складывается неплохо…

Вопрос: (Дэвид Култхард) Вы можете продемонстрировать эти талисманы болельщикам, или это секрет?
Себастьян Феттель: Нет, не секрет, но я не стану задирать ноги. Я давно ношу эти талисманы, и они, похоже, работают. Они оба достались мне от моей бабушки.

Гонка прошла без каких-либо проблем, мы продемонстрировали невероятную скорость, хотя не ожидали ничего подобного. Ситуация была полностью под контролем, мы следили за отрывами, а ресурса шин хватило, чтобы прибавить на последних кругах.

Наконец, хотел бы поздравить специалистов Renault. Сегодня мы финишировали в том же порядке, что и год назад – три первых места достались французским моторам! Парни из Вири выкладываются по максимуму, их часто критикуют за не самые мощные двигатели, но в итоге на подиуме три машины с моторами Renault – merci beaucoup! Отличная работа, будем с нетерпением ждать следующих этапов!

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, вы ожидали именно такой сценарий гонки? Долгий период лидирования, когда вы словно выступали в другой лиге, или предполагали более плотную борьбу?
Себастьян Феттель: Сегодня я доминировал на трассе, хотя не ждал этого. В начале гонки борьба была очень плотной, я понимал, насколько важно захватить лидерство, поскольку в таком случае проще следить за состоянием шин и контролировать ситуацию.

На шинах Medium я мог наращивать преимущество, но предстояло проехать три отрезка на Hard. Впрочем, и на них машина работала безупречно. На втором отрезке я понял, что по-прежнему могу уходить в отрыв, и подумал: «Что ж, надо использовать этот шанс и уехать от соперников!» Запас времени может пригодиться уже в конце гонки, ведь никогда не знаешь, что произойдет на дистанции.

К счастью, больше мне не пришлось иметь дело с прессингом. Я успешно контролировал состояние шин и оптимально проводил каждый отрезок. Огромное спасибо нашим стратегам! Вчера квалификация получилась непростой, но мы решили сэкономить шины, и сегодня этот план сработал!

Вопрос: В продолжение темы стратегии – Кими, вы сказали, что пытались реализовать стратегию с двумя пит-стопами, поскольку считали этот вариант верным. Но не следовало ли вам в таком случае стартовать на пять-шесть позиций выше? Можно ли сказать, что неудача в квалификации стоила вам победы?
Кими Райкконен: Она точно не помогла, но и в целом в этот уик-энд нам не хватало скорости, чтобы соперничать с Red Bull Racing. Даже если бы вчера мне удалось бы квалифицироваться выше, нам всё равно не хватило бы темпа, и я сомневаюсь, что мы могли реально претендовать на победу. Второе место стало максимумом, а третье лишь подчеркнуло успешное выступление команды.

Вопрос: Роман, похоже, вы очень рады этому третьему месту. На круге возвращения в боксы вы сказали: «Именно так и должно быть!» Вы действительно так считаете?
Роман Грожан: Я крайне неудачно начал сезон, команда потратила немало сил на попытки выяснить, что именно идёт не так, и, похоже, постепенно я возвращаюсь на желанные позиции. Вчерашняя квалификация сложилась не в мою пользу, но я сэкономил шины на гонку.

Правда, после первых кругов оптимизма поубавилось: в радиаторы и воздуховоды задних тормозов попали обломки, температура стала угрожающе расти, и мне пришлось свернуть в боксы. Мы планировали два продолжительных отрезка на более жесткой резине, а затем один короткий на более мягкой, но были вынуждены намного раньше провести пит-стоп.

Впрочем, потом машина ехала очень здорово, и эта гонка стала для меня одной из лучших по количеству обгонов. Последние десять кругов получились особенно интересными, поскольку впереди меня оказался кто-то из Force India. Я понимал, что еду намного быстрее, но не представлял, на сколько кругов хватит шин Medium. Поэтому я старался контролировать их состояние и атаковать – в итоге, как и год назад, удалось подняться на подиум!

Вопросы с мест

Вопрос: (Абхишек Такле – Midday) Себастьян, насколько важно было как можно быстрее вернуть позицию, которую вы уступили Фернандо в момент старта? Или с таким преимуществом в скорости вы могли победить и без этой контратаки?
Себастьян Феттель: Сегодня мы оказались заметно быстрее, чем ожидали, что объясняется эффективной работой машины с резиной. Мы понимали, что у неё хороший темп, вчера в квалификации я смог проехать неплохой круг. Конечно, атака была важна, поскольку машина впереди всегда мешает, а стоит войти в ритм, обогнать становится намного сложнее.

В гонке отчасти помог встречный ветер на прямой, за счет которого эффективность DRS оказалась выше обычной. Ещё перед стартом я думал, что если мне представится хоть малейший шанс перехватить лидерство, я должен им воспользоваться, поскольку в случае успеха смогу контролировать состояние шин и реализовать запланированную нами стратегию. Когда едешь за кем-то, неизменно теряешь сцепление, начинаешь скользить и активнее изнашиваешь резину, из-за чего гонка может сложиться совсем иначе. Впрочем, с нашей скоростью мы в любом случае выступили бы здорово, даже если бы я не вышел в лидеры на первых кругах, но мне больше нравится тот вариант, что получился сегодня.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Кими, вы уже в шестой раз финишируете на подиуме в Бахрейне. Какая из этих шести гонок была лучшей?
Кими Райкконен: Не знаю, да это и не важно. Второе место лучше третьего, но мы не добились победы, к которой стремимся. Сегодня мы заработали неплохие очки и не так много уступили Себастьяну, однако бессмысленно финишировать вторым, если он все время побеждает. Мы пытаемся прибавить, но и соперники не стоят на месте.

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Себастьян, мы слышали немало негативных отзывов о резине Pirelli 2013 года, причем наиболее жесткая критика звучала от Red Bull Racing. Сейчас команда лидирует в личном зачете и Кубке конструкторов, а вы выступаете очень уверенно. Значит ли это, что претензий к Pirelli больше не будет?
Себастьян Феттель: Очевидно, тот факт, что мы выигрывали Кубок конструкторов в три предыдущих года, заставляет людей прислушиваться к нам в большей степени, чем к другим командам. Да, я говорил о шинах и жаловался на их характеристики, но всегда подчёркивал, что до тех пор, пока кто-либо лучше нас справляется с работой, мы не имеем право просто жаловаться, а должны отыгрываться.

Не нужно быть гением, чтобы понять: от гонки к гонки у разных команд возникают проблемы с резиной – у кого-то больше, у кого-то – меньше, что не позволяет им выжимать из машины максимум скорости. Значимость стратегии возросла, но все в равной ситуации.

Из четырех гонок у нас было две удачных и две вполне приемлемых, однако средний результат – не трагедия. Третье или четвертое место – хорошее достижение, и я вовсе не жалуюсь. Если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было несколько лет назад, то вам, возможно, лучше спросить Кими, но времена действительно изменились.

Сейчас мы не можем атаковать в полную силу на каждом круге, а вместо этого должны следить за состоянием шин, поддерживая заранее определенный темп. Поэтому я и другие гонщики, с которыми мне довелось побеседовать, считаем, что гонки стали другими и приносят меньше удовольствия, чем в прошлые годы.

Вопрос: (Кейт Уолкер – Girl Racer) Кими, насколько нынешняя ситуация отличается от того, что было восемь лет назад?
Кими Райкконен: Прежде всего, я не думаю, что Pirelli способна угодить всем. Всегда найдутся недовольные, и даже если в компании согласятся на перемены, появятся те, кому захочется чего-то иного. Вряд ли работа шинников заключается в том, чтобы производить изменения всякий раз, когда кто-либо жалуется. Да и в прошлые годы, если бы в баках машин было столько же топлива, сколько заливается сейчас, мы все равно не смогли бы всё время атаковать в полную силу, поскольку шины начали бы изнашиваться, и здесь я не вижу принципиальной разницы. Тогда мы просто заливали меньше топлива и чаще заезжали в боксы, в этом главное отличие, а резины и в те годы хватало ненадолго.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Себастьян, насколько эта победа отличается от победы в Малайзии, вызвавшей столько критики? И не кажется ли вам, что без тех проблем, что возникли у Алонсо с DRS, гонка могла получиться более напряженной?
Себастьян Феттель: Что касается второго вопроса, я не могу судить о темпе Ferrari. В прошлых гонках они были очень сильны, и любой результат, кроме очередного успешного выступления, стал бы сюрпризом. Но сложно сказать, насколько успешными они могли быть сегодня, когда мы сработали очень здорово. Я не знаю, каким финишировал Фелипе, но не могу оценивать скорость Фернандо из-за его проблем с DRS.

Первый вопрос? Когда сражаешься за победу, стараешься пройти любого, кто едет впереди. Этап в Малайзии остался в прошлом, но с точки зрения победы между этими гонками нет никакого отличия. Правда, здесь я уже на первом отрезке обеспечил себе преимущество, так что в этом плане разница весьма существенная.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Роман, Ален Прост считает, что ваши проблемы в начале сезона связаны с недостатком уверенности. Если сложность в этом, считаете ли вы, что сегодняшний результат может помочь?
Роман Грожан: Если у меня получилось оправиться после сложной ситуации, значит, Ален был неправ. Я не видел его в паддоке в этом году. Я с большим уважением отношусь к его достижениям, но, по-моему, слишком легко комментировать что-либо со стороны.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Помогла смена шасси?
Роман Грожан: Это другой вопрос. В прошлом году у нас был серьезный провал в выступлениях – Хоккенхайм, Будапешт, Спа, а затем мы вернулись в борьбу. В этих машинах применяется невероятное количество технологий, а всем известно, что с шинами Pirelli работать очень непросто, что они обостряют малейшую проблему.

В моем случае речь шла об уверенности в машине. Если вы не можете по-настоящему ей доверять, то дело не в уверенности в собственных силах, и с этим сложно что-либо поделать.

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Себастьян, учитывая ситуацию с шинами, кого вы считаете основным соперником в чемпионате?
Себастьян Феттель: Не знаю, впереди длинный сезон. В первых гонках машины Lotus оказались очень быстры, они отлично контролируют состояние шин на дистанции. Новая машина Ferrari весьма конкурентоспособна, хотя по сравнению с предыдущим сезоном машины почти не изменились, и по чистой скорости разница между командами минимальна. Опять же, в воскресенье многое зависит от того, насколько хорошо ты работаешь с шинами: иногда у тебя преимущество, иногда – нет. Впрочем, машина Ferrari одинаково хороша везде, и они особенно быстры именно в гонке.

Mercedes превосходны на одном быстром круге, но агрессивнее расходуют резину. Я несколько удивлен формой McLaren, но не сомневаюсь, что в какой-то момент они отыграются – возможно, уже в Барселоне. Такова ситуация, но вместо того, чтобы определять основных соперников, мы должны сосредоточиться на своей работе и стабильно зарабатывать очки.

Вопрос: (Ходр Рави – F1Arab.com) Роман, вы могли реализовать такую же тактику, какая была у Кими, и пойти на два пит-стопа? Ожидаете ли вы подобной скорости в последующих гонках?
Роман Грожан: Это было возможно, если бы мне не пришлось уже на шестом или седьмом круге заезжать в боксы из-за обломка антикрыла McLaren, заблокировавшего один из радиаторов. Кроме того, наблюдались проблемы с гидравликой и задними тормозами – Кими как раз ехал впереди меня, и было разумнее свернуть на пит-лейн, чем рисковать отказом тормозов. Позже я спокойно контролировал состояние шин, машина ехала всё быстрее, и я не вижу причин, по которым мы не сможем выступить столь же здорово в следующих гонках.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Себастьян, Кристиан Хорнер призывает Pirelli сделать шины более жесткими, а сегодня ваша машина ехала чуть лучше именно на более жестком составе, и у вас было три абсолютно свежих комплекта этой резины. Ваш комментарий?
Себастьян Феттель: Не знаю, правильно ли я понял ваш вопрос, но стратегию мы определили еще вчера, когда в квалификации задействовали все доступные комплекты более мягкой резины и обеспечили себе позицию на первом ряду стартового поля.

Мы старались максимально продлить первый отрезок, чтобы уже потом продолжить гонку с тремя комплектами более жестких шин. Опять же, не думаю, что разница в скорости между Medium и Hard была большой – мы убедились в этом ещё вчера, когда работали с полными баками. На длинной серии кругов более жесткая резина выглядела чуть лучше, поэтому мы и выбрали её на гонку. Похоже, этот вариант сработал.

Сложно сказать, насколько хорош был бы в гонке состав Medium - у нас не осталось неиспользованных комплектов. Я не следил за тактикой соперников, но если я присутствую на сегодняшней пресс-конференции, значит мы сработали неплохо.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё