Гран При Великобритании: Пресс-конференция в четверг

Гран При Великобритании. Пресс-конференция в четверг

Участники: Виталий Петров (Caterham), Роман Грожан (Lotus), Пол ди Реста (Force India), Льюис Хэмилтон (McLaren), Фернандо Алонсо (Ferrari), Бруно Сенна (Williams)

Вопрос: Виталий, как вы оцениваете доработки, представленные вашей командой в Валенсии? Там вы выглядели весьма конкурентоспособно и сюда наверняка привезли еще какие-то новинки…
Виталий Петров: На самом деле, в Валенсию мы привезли не так много модификаций – всего лишь переднее антикрыло и слегка доработанные детали корпуса. А здесь у нас полностью обновленная задняя часть машины, новая выхлопная система, переднее и заднее антикрылья – в общем, обновления весьма серьезные.

Вопрос: На какой результат это позволит рассчитывать? Вам удастся побороться за очки? Очевидно, это основная цель…

Виталий Петров: Сперва нужно посмотреть, как эти модификации проявят себя на трассе. Прогноз погоды неутешителен, и это огорчает. Кроме того, из-за сильного дождя мы не смогли провести полноценные аэродинамические тесты на прямой. Впрочем, сейчас все двадцать четыре машины едут практически одинаково, и если мы немного прибавим, то наверняка выступим чуть лучше, чем в предыдущей гонке. Надеюсь, доработки обеспечат прирост в скорости, и мы сможем побороться с соперниками.

Вопрос: Роман, для начала примите поздравления по случаю вашей недавней свадьбы – кажется, она состоялась на прошлой неделе. В Валенсии вы лидировали, хотя люди уже начали забывать, что вы провели не так много Гран При и до недавнего времени не значились в числе фаворитов. Насколько захватывающим был тот момент гонки, и чему вы научились?

Роман Грожан: Что ж, я и здесь сижу на том же месте, на каком ехал в Валенсии – сразу за Фернандо. Уик-энд складывался по-настоящему здорово, мне было приятно на равных бороться с лидерами – Фернандо, Льюисом, Себастьяном Феттелем. У нас достаточно конкурентоспособная машина, наши парни на заводе работают на славу. Приятно быть здесь и зарабатывать опыт в соперничестве с ведущими гонщиками и командами – надеюсь, в следующий раз нам повезет чуть больше, и я финиширую первым.

Вопрос: Полагаете, вам удалось добиться заметного прогресса? Вы выросли как гонщик?

Роман Грожан: Любой гонщик прогрессирует каждый раз, когда садится за руль. В условиях запрета на тесты сложно совершенствовать свои навыки. По ходу гоночного уик-энда мы узнаем что-то новое о настройках, пилотировании и т.д. Когда вы ведете борьбу в лидирующей группе, безусловно, вы узнаете гораздо больше, чем тогда, когда сражаетесь в глубине пелотона.

Вопрос: Бруно, через две недели вам вручат премию имени Лоренцо Бандини как лучшему молодому гонщику. Что значит для вас эта награда?

Бруно Сенна: Это особенное событие. До меня эту награду вручали Льюису, Себастьяну и Нико Росбергу – то есть, гонщикам, которые сейчас выступают по-настоящему здорово. Это воодушевляет – приятно, что во мне тоже видят потенциал, хотя предыдущий сезон сложился для меня крайне непросто. Да, это особенный приз, и мне не терпится поскорее его получить!

Вопрос: В этом сезоне машине Williams, судя по всему, хватает скорости, но довольны ли вы? Есть какие-то проблемы?

Бруно Сенна: Конечно, мы довольны! После непростого сезона крайне сложно сделать столь заметный шаг вперед, который удался Williams, потому очень радостно видеть нашу машину стабильно финиширующей в первой десятке. С другой стороны, всегда хочется большего – мы хотим, чтобы FW34 ехала еще быстрее, поэтому подгоняем команду, а команда подгоняет нас, гонщиков. Мы постоянно пытаемся найти ту самую "волшебную кнопку", которая позволит опередить всех конкурентов.

Вопрос: Льюис, в Валенсии Red Bull Racing были очень быстры – этот факт вряд ли можно оспаривать. У McLaren есть достойный ответ? Соперники привезли сюда немало доработок…
Льюис Хэмилтон: Мы подготовили несколько обновлений, и я с нетерпением жду возможности оценить их влияние на эффективность машины. Если они сработают так, как предполагается, прогресс будет заметным, но… Я не знаю, помогут ли они нам продвинуться вперед так сильно, как Red Bull в прошлой гонке, но в целом наша машина выглядит немного лучше в скоростных поворотах, так что скрестим пальцы и будем надеяться, что в этот уик-энд мы окажемся сильнее.

Вопрос: В нынешнем сезоне вы практически в каждой гонке набирали солидные очки, и в Валенсии все также шло к неплохому финишу. По-прежнему идет процесс смены подходов, чтобы добиться максимальной эффективности?
Льюис Хэмилтон: Я ничего не менял с самого начала сезона. Не всегда ситуация развивается так, как вам бы этого хотелось, но такова жизнь. Я взволнован накануне очередной гонки. Впереди еще много этапов, у нас ещё есть возможность продолжить борьбу в чемпионате. Ситуация интересная, в этом состоит суть гонок.

Вопрос: Фернандо, испанские спортсмены выступают несколько неровно: Рафаэль Надаль сенсационно покинул корты Уимблдона, но вы победили в Валенсии, а сборная страны по футболу стала чемпионом Европы! Что скажете, или эти события никак не повлияли на вашу работу?

Фернандо Алонсо: Не повлияли. Конечно, я бы предпочел, чтобы Надаль победил, как победила сборная Испании, но это не меняет мой подход к предстоящей гонке. Ты точно так же сосредоточен на работе, консультируешься с командой, тренируешься на симуляторе, и разве что ложишься спать чуть более счастливым или наоборот – опечаленным, но в целом ничего не меняется.

Вопрос: В прошлом году вы победили здесь, в Сильверстоуне, и тогда же победили в Валенсии – на двух совершенно разных трассах. Какого результата можно ожидать в предстоящий уик-энд?

Фернандо Алонсо: Сильверстоун несколько лучше соответствует характеристикам F2012, ведь еще в начале года мы видели, что она неплохо справляется с быстрыми поворотами, и на тестах в Муджелло это подтвердилось. Надеюсь, в этот уик-энд мы с Фелипе сможем хорошо выступить. Но также очень многое будет зависеть от погоды: мы знаем, что здесь возможны любые неожиданности. Судя по прогнозу, в основном нас ожидает дождь, так что надо быть готовыми ко всему. Состояние трассы может быть любым, и надо постараться нормально провести квалификацию, хотя, если погода будет меняться, то добиться хорошего результата будет непросто: необходимо правильно выбрать момент, чтобы без помех проехать быстрый круг, а в воскресенье постараться набрать как можно больше очков…

Вопрос: Пол, квалификация в Валенсии сложилась для вас не слишком удачно, но в гонке дела пошли намного лучше. Возможно, у вас иное мнение, но вам по силам изменить ситуацию и добиться прогресса?
Пол ди Реста: В Валенсии команда показала свой лучший результат, и я надеюсь, что мы сможем повторить его в Сильверстоуне. Нам по силам выступить намного сильнее и в квалификации – две недели назад сделать это мне не позволила собственная ошибка в финальной сессии. Впрочем, мы выбрали крайне рискованную тактику с одним пит-стопом и оказались единственными, кто пошел на такой шаг. Да, появление машины безопасности разрушило планы, но нам все-таки удалось заработать очки, а это главное для команды из середины пелотона: нужно цепляться даже за любой, даже невысокий результат.

Вопрос: Каково это для гонщика – ехать с одним-единственным пит-стопом? Приходится все время себя сдерживать?
Пол ди Реста: Не хотелось бы вдаваться в детали, но подход, определенно, иной. Стратегия определяется еще в начале уик-энда, и машина настраивается соответствующим образом, однако в Валенсии VJM05 ехала достаточно быстро как с полными, так и с практически пустыми баками. Единственное, что мы не могли знать – сработает выбранный подход, или нет. Сейчас я понимаю, что мы могли бы поступить несколько иначе, но в любом случае, оба пилота при разной тактике заработали очки, и команда была этому рада.

Вопросы с мест

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Роман, вы и ваша машина предпочитаете жаркую погоду, но какого результата можно ожидать от вас в предстоящий уик-энд, который обещает оказаться дождевым?
Роман Грожан: Поживем – увидим. На этой трассе прогреть резину достаточно легко, так что сложности вроде тех, с которыми мы столкнулись в Канаде, вряд ли повторятся, однако посмотрим, какой окажется погода. Как заметил Фернандо, главное – в нужный момент выехать на трассу и четко отслеживать изменение ситуации. В любом случае, обстановка обещает быть не настолько сложной, как было здесь раньше при прохладной погоде…

Вопрос: (Саймон Касс – Daily Mail) Вопрос для Фернандо и Льюиса. В последние годы вы оба здорово выступали именно в дождевых гонках и на двоих выиграли едва ли не половину всех этапов, прошедших в непростых погодных условиях. Как вам это удается, и каких дополнительных навыков это требует от гонщика?

Фернандо Алонсо: Не знаю. Думаю, все дело в сочетании факторов, один из которых – скорость машины. Нам с Льюисом повезло пилотировать достаточно быстрые машины, а это помогает в любых условиях. Кроме того, все зависит от опыта: Льюис гонялся здесь под дождем в младших гоночных сериях, да и в моей родной области в Испании непогода – частое явление. Мои дебютные гонки в Формуле 1 тоже были дождевые, я совершал множество ошибок, которых сейчас стараюсь избегать – в общем, чем больше Гран При у тебя на счету, тем увереннее себя чувствуешь.

Льюис Хэмилтон: Мне практически нечего добавить. В подобных гонках все решает целая совокупность факторов, и нам обоим повезло в том, что в самых непростых условиях у нас была быстрая машина и опытная команда.

Вопрос: (Иан Паркс – The Press Association) Льюис, полагаю, одним из самых приятных воспоминаний в вашей карьере в Формуле 1 была и остается победа в Сильверстоуне в 2008 году. Как вам удалось добиться того успеха? В тот день практически всех разворачивало на трассе, а вы финишировали с преимуществом в минуту!

Льюис Хэмилтон: Я до сих пор не понимаю, за счет чего мы были настолько быстры в тот уик-энд, и как смогли избежать проблем по ходу гонки. Кажется, один раз я все-таки выехал за пределы трассы в повороте Abbey, но в остальном все прошло гладко. Очевидно, совпали все те факторы, о которых мы уже говорили: шины, пит-стопы, тактика и контроль сцепления с трассой, которую я изучил задолго до дебюта в Формуле 1. Я знал, по какой траектории лучше вести машину, и смог этим воспользоваться.

Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Полагаю, каждый из вас в какой-то период своей карьеры жил в Великобритании. Не могли бы вы рассказать об этом времени? Каково молодому гонщику расти в Англии?

Бруно Сенна: Очень уж тут сыро!

Пол ди Реста: Для нас это дом, мы с Льюисом оба родились в этой стране, а в Шотландии погода не кажется дождливой. Во всем мире нет другого такого места, так живет моя семья, я помню, как еще ребенком путешествовал из города в город, принимая участие в различных картинговых соревнованиях. Я не променял бы это ни на что, да и, собственно, с чего бы? Все это привело меня к тому, чем я занимаюсь сейчас.

Льюис Хэмилтон: Британцы очень неплохо выступают в дождевых гонках – думаю, большинство моих успехов под дождем объясняются местной погодой! Заезды в Шотландии и картинговые этапы по всей стране внесли свой вклад в мои достижения, так что я могу лишь прославлять переменчивую погоду, сопровождавшую меня на протяжении карьеры, и радоваться нынешним благоприятным условиям.

Виталий Петров: Согласен с Льюисом и Фернандо.

Роман Грожан: А я никогда не жил в Великобритании.

Фернандо Алонсо: Мой английский далеко не безупречен, а в 2001-м я его вовсе не знал, так что походы в супермаркет были непростым испытанием!

Вопрос: (Адам Скрайвен – Racing Post) Фернандо, после непростых зимних тестов вы, полагаю, довольны тем, как складывается нынешний сезон? Насколько лучше ведет себя машина, и какого прогресса еще можно добиться?

Фернандо Алонсо: Да, мы довольны тем, как складывается ситуация, по крайней мере, в личном зачете, ведь с точки зрения чистой скорости наша машина – далеко не быстрейшая в пелотоне. Этому мы не можем радоваться, но работа, проделанная командой в последние несколько месяцев, по-настоящему впечатляет – после Австралии мы ускорились на полторы секунды. Это вселяет оптимизм: если раньше результаты, полученные в аэродинамической трубе, не подтверждались на трассе, то сейчас ситуация обстоит намного лучше – мы движемся в правильном направлении. В ближайших гонках команда представит еще несколько модификаций – надеюсь, они сработают столь же эффективно, как недавние новинки.

Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere Della Sera) Фернандо, насколько велико ваше преимущество в чемпионате?
Фернандо Алонсо: Мы не предполагали такого сценария, и лидерство в чемпионате стало приятной новостью, но нужно быть честными перед собой: соперники по-прежнему едут быстрее, и если мы хотим бороться за титул, нужно уже в ближайших гонках сокращать отставание, иначе рано или поздно конкуренты выйдут вперед. Мы накануне девятого этапа чемпионата, а гонок всего двадцать, так что сейчас важно набирать очки, но это не главная цель. Прежде всего, надо улучшить машину.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Пол, как обстоят дела с вашим менеджером? Я слышал, вы больше не работаете с отцом Льюиса, Энтони Хэмилтоном. Это правда?

Пол ди Реста: Полагаю, все уже было сказано. Я могу подтвердить, что мы больше не работаем вместе. Такова ситуация в данный момент.

Вопрос: (Майк Дудсон – Honorary) Роман, ваш дебют в Формуле 1 пару лет назад получился не самым удачным, а после такого немногим выпадает второй шанс вернуться и проявить себя. Вы такой шанс получили и сейчас считаетесь одним из претендентов на победы в гонках. Возможно, приход в чемпионат в то время был ошибкой и лишним риском, или же это помогло вам по возвращении?

Роман Грожан: Повернем иначе: можно ли сказать, что в Формуле 1 никто не получает свой шанс? Вряд ли, поэтому тот дебют нельзя считать ошибкой, а выступление в одной команде с Фернандо многому меня научило. Да, потом наступили тяжелые времена, но сейчас я горжусь тем, что являюсь частью команды Lotus, и все, что я усвоил несколько лет назад, сейчас помогает мне на трассе.

Вопрос: (Иан Паркс – The Press Association) Пол, я понимаю ваше нежелание говорить о причинах расставания с Энтони Хэмилтоном, но не могли бы вы пояснить, какими будут ваши дальнейшие действия? Ищете ли вы нового менеджера, понимая, что наступает время, когда гонщики и команды обсуждают детали новых контрактов? Вы справитесь без менеджера?
Пол ди Реста: Сейчас я полностью сосредоточен на гонках. В конце концов, значение имеют результаты, благодаря которым я могу двигаться вперед. Команда проводит хороший сезон, и задача состоит в том, чтобы постоянно прогрессировать. Нужно хорошо провести предстоящую гонку, ведь сюда приедет немало моих друзей и болельщиков. На этой трассе понимаешь, каково это – чувствовать поддержку всей страны – атмосфера на трибунах просто потрясающая. Надеюсь, мы сможем порадовать зрителей хорошей борьбой и поможем им насладиться уик-эндом, несмотря на обещанный дождь.

Вопрос: (Ванесса Руис – ESPN) Роман, каковы последние новости о причинах отказа мотора на вашей машине в Валенсии? Как это сказалось на уверенности в надежности двигателей Renault, ведь все-таки вы с Себастьяном Феттелем боролись за победу в гонке, а в итоге оба сошли с дистанции. Возможно, дело в машине, в каких-то отдельных узлах?

Роман Грожан: Лучше всего на этот вопрос ответил бы инженер Renault Sport F1, но мы действительно сделали все возможное, чтобы разобраться в причинах поломки. После этапа в Валенсии команда внесла кое-какие технические изменения – надеюсь, неприятность больше не повторится. По сути, мы впервые столкнулись с недостаточной надежностью, но проблема была несущественной и сейчас полностью устранена.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L’Equipe) Роман, вы сказали, что были рады на равных бороться с тремя чемпионами мира. Чего вам не хватает, чтобы соперничать с ними регулярно и начать выигрывать гонки?
Роман Грожан: Не хватает еще одного сезона. Больше гонок – больше опыта, а для меня это, по сути, первый полноценный сезон. Я выступаю в сильной команде, у меня быстрая машина, я рад бороться в лидирующей группе, но для хороших результатов мне не хватает одного сезона…

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Непростой вопрос, но, возможно, кто-нибудь из вас пожелает ответить. Во вторник Мария де Вилотта попала в серьезную аварию. Во-первых, что вы об этом думаете? А во-вторых, это были всего лишь аэродинамические тесты на прямой – какие уроки могут быть извлечены из данной ситуации, скажем, в части безопасности?
Фернандо Алонсо: Все мы очень взволнованы и с нетерпением ждём новостей. Сейчас мы знаем столько же, сколько и вы, пройдёт ещё несколько непростых дней, пока ситуация не прояснится. Врачи провели операцию… Всё это очень грустно, я был шокирован, услышав о произошедшем.

У меня нет всей информации, сложно говорить о причинах аварии, пока мы не узнаем официальную версию. Сейчас я не могу себе представить, как такое могло произойти.

Льюис Хэмилтон: Я не знаю Марию лично, но, услышав об аварии, очень переживал за неё и её семью. Всё это очень трагично. Лично я и вся наша команда надеемся на её скорейшее выздоровление.

Вопрос: (Гэри Минаган – The National) Вернемся к положительным моментам. В традиционных превью многие гонщики называли местных болельщиков весьма сведущими в вопросах Формулы 1. Может ли кто-то из вас вспомнить случай, когда при общении с кем-то из зрителей вы вдруг понимали: «Эй, да он знает, о чем говорит!»

Пол ди Реста: Уникальность этих мест в том, что здесь базируется немало команд Формулы 1. Сотрудники на базах команд, специалисты из небольших компаний-подрядчиков – все эти люди максимально преданы нашему спорту. Досадно, что многие из них не могут подойти к машинам достаточно близко и оценить результаты своего труда, но их поддержка для нас поистине бесценна.

Вопрос: (Ванесса Руис – ESPN) Бруно, мы слышали, что Williams подготовила для этой гонки немало модификаций. Ваш напарник, Пастор Мальдонадо, говорил, что ощущает серьезный прессинг, поскольку это домашняя гонка для команды, и ожидания предельно высоки к тому же, в нынешнем сезоне он уже выигрывал Гран При. Что вы скажете обо всем этом? И еще – не могли бы вы пояснить, о каких конкретно доработках идет речь? Если я правильно поняла, вы тестировали их еще в Муджелло…
Бруно Сенна: Здорово, что мы продолжаем дорабатывать машину, ведь соперники тоже не стоят на месте. Сюда мы привезли новые антикрылья, модифицированные детали корпуса – сложно рассчитать, насколько существенным может оказаться прогресс, но каждая мелочь помогает добиваться результата, в чем мы уже убедились в Барселоне, где Пастор финишировал первым. В той гонке мы тоже представили несколько новинок.

В Сильверстоуне мы снова постараемся добиться максимальной эффективности от наших новинок, однако, как заметил Пол, погода здесь крайне переменчивая, что может либо сказаться на результате, либо вовсе на него не повлиять. Но в любом случае, это домашняя гонка для Williams, и нам хотелось бы, что бы обе машины финишировали в первой десятке. Похоже, все участники высоко оценивают собственные шансы и считают, что их машина подойдет здешней трассе – значит, борьба снова будет очень плотной. Надеюсь, нам удастся финишировать в первой десятке, а прессинг – он присутствует всегда, всякий раз, как мы садимся в кокпит…

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё