Гран При Европы: Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: (первый ряд) Виджей Малья, Альдо Коста. (второй ряд) Петер Заубер, Колин Коллес

Участники: Колин Коллес (HRT), Виджей Малья (Force India), Петер Заубер (Sauber), Альдо Коста (Ferrari).

Вопрос: Первый вопрос – о недавних решениях Всемирного Совета по автоспорту. Как они отразятся на вашей команде? Что вы думаете о шинах Pirelli и регулируемых антикрыльях?
Колин Коллес: Все эти вопросы были заранее согласованы в рамках FOTA – мы одобрили кандидатуру нового поставщика шин и предложенные изменения регламента.

Вопрос: Есть нечто такое, что может сказаться именно на вашей команде? Вас не беспокоит возвращение правила 107%?
Колин Коллес: В нынешнем сезоне правило 107% могло бы заставить волноваться, но в следующем году нам вряд ли придется беспокоиться по данному поводу. По-моему, выбор Pirelli в качестве поставщика шин был абсолютно верным – мы всегда симпатизировали этой компании.

Вопрос: А регулируемое заднее антикрыло?
Колин Коллес: Чем больше изменений, тем лучше для новичков. Главное – сочетать инновации с правильным подбором сотрудников.

Вопрос: Петер?
Петер Заубер: О чем вопрос? О шинах?

Вопрос: Обо всем – вы можете прокомментировать любые изменения или просто описать ситуацию с позиции Sauber…
Петер Заубер: Тогда я скажу несколько слов о шинах. По-моему, мы сделали правильный выбор – Pirelli справится с этой задачей. Формула 1 должна использовать самые передовые технологии, правда, из-за них машина подчас становится излишне сложной и дорогой.

Вопрос: То есть, вы не относитесь к числу ярых сторонников KERS?
Петер Заубер: Чем скорее мы примем решение – тем лучше. Что касается регулируемого заднего антикрыла – для меня это нечто из разряда фантастики, давайте вернемся к данному вопросу после первых трех гонок следующего сезона.

Вопрос: Интересно наблюдать, какое количество идей призвано облегчить обгоны…
Петер Заубер: Возможно, эти идеи способствуют обгонам, но у инженеров есть своя точка зрения.

Вопрос: Господин Малья?
Виджей Малья: Я получил почетное право стать членом Всемирного Совета по автоспорту, кроме того, я непосредственно участвую в делах FOTA и Комиссии Формулы 1. Все вопросы, вынесенные на обсуждение Совета, были заранее проработаны в FOTA, а затем в Комиссии, поэтому их согласование прошло без каких-либо заминок.

FIA делает всё, чтобы, с одной стороны, сделать спорт более зрелищным и повысить число обгонов, а с другой – сохранить высокий уровень безопасности и снизить расходы, чтобы чемпионат был рентабельным. Я полностью поддерживаю обозначенные инициативы, но мне хотелось бы избежать слишком частых поправок к регламенту. Нынешний комплекс мер устраивает все заинтересованные стороны.

Вопрос: Альдо?
Альдо Коста: Всемирный Совет одобрил инициативы, которые давно являлись предметом обсуждений. В рамках FOTA и Технической рабочей группы проделана огромная работа, в результате мы получили ряд интересных инноваций, правда, никто из моих коллег почему-то не вспомнил о самом важном аспекте – безопасности.

FIA и команды внимательно исследовали обстоятельства произошедших аварий и постарались соответствующим образом модифицировать шасси. В результате были усилены передняя часть машины, дуга безопасности, стенки и нижняя часть кокпита, что повысило уровень защиты гонщика.

KERS? Мы уже говорили о ней во время одной из пресс-конференций. Ferrari целиком поддерживает идею рекуперации кинетической энергии и хотела бы развить эту технологию, но, к сожалению, в 2011 году нас ждут точно такие же правила, какие действовали в 2009-м.

Что касается аэродинамики, отмена двойных диффузоров, использование которых мы никогда не считали легальным, обернется значительными потерями в прижимной силе, и мы сделаем все возможное, чтобы максимально четко прописать правила, касающиеся регулируемого заднего антикрыла. Честно говоря, я испытываю такие же смешанные чувства, как господин Заубер – это абсолютно новое, никем не опробованное техническое решение. Посмотрим, как оно проявит себя в первых гонках следующего сезона – если эффективность окажется недостаточной, у FIA и команд будет возможность от него отказаться. В целом Формула 1 сделала шаг в сторону более четких правил, преследующих главную цель – повысить зрелищность чемпионата.

Вопрос: Колин, как обстоят дела с надежностью ваших машин? Какого прогресса добилась команда?
Колин Коллес: У нас по-прежнему есть проблемы с элементами задней части машины. Компания Xtrac пытается найти решение, но сегодня на обеих машинах HRT возникли технические неполадки. Надеюсь, остаток уик-энда пройдет относительно гладко, но ситуацию нельзя назвать удовлетворительной.

Что касается общего прогресса, то если в Бахрейне HRT напоминала разобранную мозаику, но сейчас у нас есть четкая структура и продуманный план дальнейших действий. Надеюсь, мы добьемся своей цели.

Вопрос: В СМИ мелькала информация о финансовых трудностях. Вопрос уже решен?
Колин Коллес: Та заметка, о которой вы говорите, была исправлена спустя час после публикации, поскольку ее содержание было вырвано из общего контекста. В Формуле 1 командам приходится каждый день искать новых спонсоров, но не думаю, что мы находимся в худшей ситуации, чем другие дебютанты чемпионата.

Вопрос: Петер, для вашей команды начало сезона получилось непростым. Есть ли повод для оптимизма?
Петер Заубер: Для начала нужно устранить проблемы с надежностью. Нас неоднократно подводил мотор, но, тем не менее, сотрудничество с Ferrari складывается весьма плодотворно – мы вместе работаем над ситуацией.

Вопрос: Какие команды вы рассматриваете в качестве своих основных соперников?
Петер Заубер: Toro Rosso и, пожалуй, Williams. Force India уже ушла далеко вперед.

Вопрос: Господин Малья, недавно ваша команда продемонстрировала впечатляющую скорость…
Виджей Малья: Да, это обычный эволюционный процесс. Когда я приобрел команду, ее скорость не позволяла выбраться из последних рядов, поэтому мы разработали специальный комплекс мер, желая уже в 2009 году набрать несколько очков. Нам это удалось, и более того – в Спа мы заработали подиум! В 2010 году мы поставили перед собой цель – регулярно финишировать в первой десятке, и пока успешно с этим справляемся. Пожалуй, в одной-двух гонках нам немного не повезло, но мы уже заработали 35 очков, превзойдя прошлогодние результаты.

Наша скорость позволяет соперничать с Renault и Mercedes, но мы не останавливаемся на достигнутом и хотим прибавить. В следующем году мы рассчитываем на несколько подиумов, Гран При Индии обретает все более реальные черты, и ничто не обрадует нас больше, чем успех в домашней гонке!

Вопрос: Как обстоят дела со строительством трассы в Индии?
Виджей Малья: Проектом занимается группа компаний JP Group, состоящая из нескольких застройщиков. Они уже подготовили огромный участок земли и в настоящий момент возводят огромный спортивный комплекс, одним из элементов которого станет трасса Гран При, разработанная Германом Тильке – создателем многих современных автодромов. Я встретил его сегодня в паддоке, он сказал, что проект развивается по плану – мы посмотрели несколько фотографий, и я могу вас заверить: трасса будет построена в срок и в следующем году примет дебютный Гран При Индии.

Вопрос: Альдо, судя по гонке в Монреале, в которой ваша команда, по собственному убеждению, реально претендовала на первое место, можно ли сказать, что Ferrari снова обрела победную форму? Вам по силам бороться за ведущие позиции на всех типах трасс – и в Валенсии, и, скажем, в Сильверстоуне?
Альдо Коста: Хотел бы я со всей определенностью ответить на ваш вопрос, к сожалению, это невозможно. Впрочем, мы полны оптимизма и выкладываемся по максимуму – в Валенсию команда привезла немало доработок, а для Сильверстоуна и Хоккенхайма готовится отдельный пакет модификаций. Да, этап в Канаде мог закончиться победой, но, в силу разных причин, результат оказался не таким, как предполагалось. Тем не менее, нам по силам бороться за желаемые позиции.

Вопрос: Поясните, о каких доработках идет речь? Судя по всему, вы значительно модифицировали заднюю часть машины…
Альдо Коста: Да, но речь идет не только о задней части машины – мы модифицировали систему радиаторов, изменили положение выхлопных труб, скорректировали подвеску и днище. Сегодня у нас был очень насыщенный день, нужно было провести немало проверок. В первой сессии мы быстро устранили незначительные технические неполадки, а во второй показали весьма неплохой темп. Да, Фелипе развернуло на трассе, но это спорт – в остальном обошлось без проблем.

Вопросы с мест

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Лука ди Монтедземоло не раз говорил об идее трех машин от каждой команды. Могу я узнать ваше мнение на этот счет? Насколько это реально с точки зрения ресурсов, и действительно ли данная схема пойдет на пользу Формуле 1?
Колин Коллес: Для меня двух машин вполне достаточно, а три – это дело топ-команд. Мы не можем позволить себе такую роскошь.

Петер Заубер: В пелотоне присутствуют двенадцать команд, нет смысла выставлять по три машины. Вот если бы число участников сократилось до семи, тогда это было бы действительно необходимо.

Виджей Малья: Меня беспокоит количество машин на трассе – на некоторых автодромах оно кажется избыточным – но я не имею ничего против идеи, озвученной Монтедземоло. Дополнительные издержки на постройку третьей машины не так уж и велики, и если возникнет такая необходимость, мы сможем увеличить финансирование.

Альдо Коста: Не знаю, что сказать. По-моему, предложение господина Монтедземоло касалось ситуации, при которой в случае недостаточно количества участников топ-команды могли бы выставить по три машины. В перспективе это вполне возможно, но не в нынешнем и даже не в предстоящем сезонах – действующие ограничения на ресурсы позволяют производить минимальное количество шасси. Правило должно распространяться на все команды, за один день ситуацию не изменить, но если спланировать процесс, идея вполне осуществима.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) В продолжение темы, идея FIA о выдаче лицензий ведущим специалистам команд. Ваше мнение на этот счет? Виджей, вам бы хотелось получить лицензию?
Виджей Малья: Я участвовал в слушаниях, посвященных вопросу лицензирования. Похоже, это предложение стало следствием недавних высказываний на тему того, может ли FIA налагать штрафы и взыскания на всех лиц, участвующих в чемпионате. Если они получают лицензию, их действия попадают под юрисдикцию Федерации.

Что касается меня и моих сотрудников – мы не делаем ничего неправомерного и гоняемся по правилам, а если потребуется получить какую-то лицензию – что ж, я буду только рад!

Альдо Коста: У меня нет мнения на этот счет.

Колин Коллес: Если FIA решит, что я должен получить лицензию, так тому и быть. Никаких проблем.

Петер Заубер: Аналогично.

Вопрос: (Джо Савар – Grand Prix Special) Недавно в техническом штабе некоторых команд произошли значительные перемены. Альдо, вы пригласили на должность ассистента технического директора одного из ведущих инженеров McLaren – Пэта Фрая. Не могли бы вы пояснить, чем занимается подобный специалист? И еще: можно ли считать достоверной появившуюся информацию об уходе из Ferrari Николаса Томбасиса?
Альдо Коста: Мы знали, что Пэт открыт для новых предложений, поэтому мы переговорили с ним, с другими командами, с которыми у него были какие-то договоренности, и пришли к финальному соглашению. Он очень опытный специалист, с ним Ferrari станет еще сильнее.

Фрай не пришел на чье-либо место, поэтому слухи об уходе Томбасиса абсолютно беспочвенны. Николас – ценнейший актив команды, и мы хотим, чтобы он остался с нами. Пэт вскоре присоединится к нашему коллективу и возьмет на себя часть полномочий ведущих инженеров, а мы, таким образом, сможем тщательнее контролировать процесс работы над машиной.

Вопрос: (Гатан Винерон – RTBF) В продолжение темы – Виджей, за последние несколько недель Force India покинуло несколько ведущих инженеров. Ситуация может показаться угрожающей, но как обстоят дела на самом деле?
Виджей Малья: Вы прекрасно знаете, что Force India – не единственный коллектив, которым я управляю. В моем подчинении находится сразу несколько организаций, и принцип работы довольно прост: незаменимых людей нет. Если сотрудник желает уйти, мы не станем этому препятствовать и найдем адекватную замену. Забавно, но большинство наших специалистов уходит в одну конкретную команду – что ж, я желаю им удачи.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Господин Малья, вы упомянули Гран При Индии, который должен состояться в следующем году. Вы руководите индийской командой, у Колина Коллеса, сидящего позади вас, выступает индийский гонщик… Когда можно ждать появления индийского гонщика в индийской команде?
Виджей Малья: Будем откровенны – индийский автоспорт не богат на гонщиков, способных пробиться в Формулу 1. У нас есть несколько талантливых спортсменов – Нараин Картикеян, Карун Чандхок, Армаан Эбрахим и юноша по имени Патель. Осталось решить, соответствуют ли их способности требованиям Force India. Должен признаться, я предоставил одному из них возможность поработать на симуляторе, после чего сравнил его результаты с результатами трех других кандидатов и выбрал лучшего – в данном случае, им оказался европеец Пол ди Реста.

Тем не менее, нужно думать на перспективу – уверен, среди 1,2 миллиарда индийцев должен оказаться свой Льюис Хэмилтон. Да, это напоминает поиск иголки в стоге сена, но мы уже запустили национальную программу отбора талантливых гонщиков, благодаря которой молодые спортсмены могут попробовать себя в конкурентных условиях на нескольких картинговых трассах по всей территории страны. Со временем мы выберем быстрейшего, отправим его в Европу, оплатим обучение, проживание и будем сопровождать до тех пор, пока он не окажется в кокпите машины Формулы 1.

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Это станет своеобразной гоночной академией Force India?
Виджей Малья: Верно.

Вопрос: (Гатан Винерон – RTBF) Вопрос ко всем. Наблюдаете ли вы за гонками GP2? Что должен делать участник этой гоночной серии, чтобы привлечь ваше внимание и получить шанс на место в Формуле 1?
Колин Коллес: Я слежу не только за GP2, но и за другими гоночными сериями – к примеру, за F3. Вокруг немало талантливых спортсменов – тот же Себастьян Феттель гонялся в моей команде F3, когда ему было всего пятнадцать лет. Он никогда не выступал в GP2, поэтому нет смысла следить исключительно за этими соревнованиями.

Альдо Коста: Как вам известно, Ferrari основала собственную гоночную академию, одним из наших подопечных является гонщик GP2 Жюль Бьянки, и мы внимательно следим за событиями в этом чемпионате.

Виджей Малья: Да, я наблюдаю за гонками GP2, ведь некоторые из бывших участников этой гоночной серии смогли впоследствии пробиться в Формулу 1. Чемпионат предоставляет неплохую возможность выбора, но сейчас у меня есть пара замечательных гонщиков, которые едва достигли расцвета своей карьеры – я ими очень доволен. В остальном я бы предпочел воспитать молодого индийского гонщика, но если возникнет такая необходимость, готов присмотреться к спортсменам, выступающим в GP2 или F3.

Петер Заубер: Конечно, мы следим за многими гоночными сериями, но для нас это имеет не первостепенное значение, поскольку в команде уже есть новичок – Камуи Кобаяши. Одного вполне достаточно.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё