Мэнселл: У гонщиков должны быть равные возможности

Найджел Мэнселл и Фрэнк Уильямс

Свой единственный титул Найджел Мэнселл завоевал в 1992 году, в 39 лет, но до этого трижды становился вице-чемпионом. В интервью TSN Мэнселл говорил о прежних годах и сравнивал их с современной Формулой 1.

«Трассы в наше время были страшными, действительно страшными, – вспоминает Найджел Мэнселл. – На некоторых, если ты оказывался за пределами, это всегда означало серьёзную аварию. Встречались повороты, которые мы проходили на скорости 320 км/ч, и при этом там не было зоны вылета. Мы привыкли получать травмы.

Я был гонщиком. Разница между гонщиком, который может стать великим чемпионом, и обычными пилотами в том, что гонщики не ждут, пока что-то произойдёт – они подстраивают ситуацию под себя. Болельщики всегда любили меня из-за моего стиля – даже когда я оказывался на не самых высоких позициях, когда у меня была не лучшая машина, двигатель или я был вторым номером в команде, я всё равно максимально выкладывался. Думаю, зрителям это нравилось».

Свою первую победу Мэнселл одержал на Гран При Европы 1985 года в Брэндс-Хэтч – тогда ему было уже 32, он проводил шестой сезон в Формуле 1. По словам Найджела, одержать её оказалось непросто, но победа изменила его психологию.

«Машины тех лет требовали предельной концентрации, – говорит Мэнселл. – У них не было усилителей рулевого управления, не было контроля тяги и всех этих штуковин, как сегодня. На прямых в Брэндс-Хэтч мы разгонялись до 305 км/ч, и здравый смысл подсказывает, что в такие моменты тебе некогда размышлять. Но главный отличительный признак гонщика – то, что в этот момент всё вокруг замедляется, поэтому есть время для обработки информации и принятия решения.

На скорости от 305 км/ч до 320 км/ч не стоит слишком волноваться, входить в азарт, и это было здорово – вести разговор с голосом в своей голове. Я выиграл – совершенно особое чувство. После этого я оказался полностью вымотан. Я чувствовал облегчение. Первая победа – самая важная, и как говорил мне [гольфист] Грег Норман, "после того, как ты победил однажды, ты можешь делать это снова и снова"».

Мэнселл не раз соперничал с Айртоном Сенной. Он также выступал в одной команде с Нельсоном Пике и Аленом Простом, которые к тому моменту успели завоевать несколько титулов. По словам англичанина, далеко не всегда коллеги вели себя с ним честно…

«У нас с Айртоном было немало невероятных гонок, в которых он оказывался первым, а я – вторым, и наоборот, – рассказывает Мэнселл. – Я думаю, было бы справедливо сказать, что я был единственным гонщиком, который его не боялся, и, мне кажется, для болельщиков это здорово – порой борьба с ним проходила очень остро!

Однажды он сказал мне в лицо, что я абсолютно сумасшедший, но он и сам был безжалостен в ситуациях, когда мог выбить твою машину с трассы – как он сделал со мной в Австралии. Я спортсмен, так что никогда не делал подобного, хотя, полагаю, если бы я был более беспощаден, то выиграл бы больше гонок и чемпионатов. Но оглядываясь назад, я думаю, что тогда это был бы не я.

Когда я был напарником Пике и Проста, они делали всё, чтобы мне помешать. Это было неприятно, но я понимал, что если ты уже выиграл несколько титулов, то тебя очень расстроит, что второй номер тебя опережает! Я постоянно был для них угрозой, постоянно сидел у них в голове. В конце концов, однако, я покинул Ferrari на великолепных условиях, а Проста уволили».

По мнению Мэнселла, ситуация в нынешнем чемпионате так же поднимает вопрос о равном статусе пилотов Mercedes. Англичанин считает, что серия неудач Нико Росберга в последних гонках выглядит подозрительно, и что руководство команды не должно вмешиваться в борьбу между ним и Льюисом Хэмилтоном.

«Равные условия – это замечательно, – отмечает Мэнселл. – В Mercedes должны быть осторожны с попытками управлять ситуацией. Нажатием кнопки можно сделать одну машину быстрее другой. С Нико в последнее время происходили необычные вещи. В Mercedes выбирают, кто именно станет чемпионом: Льюис сейчас впереди, но Нико тоже прекрасно отработал, так что у них должны быть равные возможности».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё