Галлахер: Ограничение бюджета - это нереализуемая идея

Марк Галлахер

Финансовые проблемы некоторых команд и изменения в техническом регламенте, повлекшие рост затрат, в очередной раз привлекли внимание к экономической ситуации в Формуле 1. Стараясь решить проблемы, FIA предложила в 2015 году ограничить бюджет участников чемпионата и на готовящейся встрече в Женеве планирует провести детальное обсуждение со спортивными директорами команд. Бывший коммерческий директор Jordan, Red Bull Racing и Cosworth Марк Галлахер сомневается в реалистичности подобных планов.

«Ограничение бюджета – отличная идея, но ее невозможно реализовать на практике, – заявил Галлахер в интервью итальянскому сайту F1web.it. – Мы можем ограничить расходы команд, но как поступить с поставщиками и партнерами? В 2009 году экс-президент FIA Макс Мосли думал об этой проблеме, надеясь привлечь в Формулу 1 новые команды, и складывалось впечатление, что он знает, как это сделать. Однако это не заинтересовало топ-команды, поэтому соглашение так и не было достигнуто. Но факт остается фактом: Caterham, Marussia и распущенная в 2012 году HRT оказались в Формуле 1 благодаря обещаниям, которые так и не были выполнены.

Не думаю, что произойдут какие-либо серьезные изменения. Ни в Red Bull Racing, ни в Ferrari не позволят лишить себя конкурентного преимущества из-за ограничения расходов. От вложенных в создание машины денег зависит время на круге. Уменьшение бюджета приведет к сокращению инвестиций в исследования и доработку. Сомневаюсь, что команды придут к согласию.

Если мы действительно хотим уменьшить расходы и повысить зрелищность гонок, нужно полностью пересмотреть ситуацию, иначе болельщики, журналисты и спонсоры заинтересуются чем-то другим. За последние несколько лет появились новые спонсоры, в частности, компания UPS стала сотрудничать с Ferrari, а Blackberry – с Mercedes, Burn стала партнером Lotus, и, возможно, к ней присоединится Coca-Cola. Однако эти контракты приносят гораздо меньше денег, чем прежде. К тому же, спонсоры заинтересованы только в сотрудничестве с пятью топ-командами.

Посмотрите на экономическую модель Toro Rosso, Force India, Sauber, Caterham или Marussia. Всё предельно ясно: без инвестиций они не смогут выжить. Однако спонсоры хотят поддерживать тех, кто побеждает. Какой смысл финансировать команду, способную в лучшем случае бороться только за очки?

Целесообразно изменить правила и существенно сократить расходы. Я бы ограничил работу с аэродинамикой, ведь эта область требует больше всего затрат и создает разрыв между командами. Кроме того, я бы запретил менять аэродинамическую конфигурацию машины после зимних тестов».

Предлагая столь радикальные перемены, Марк Галлахер считает, что переход на новые турбомоторы не был своевременным: «Время перемен выбрано неверно: надо было дождаться улучшения экономической ситуации в 2016 году – в этом случае в Формуле 1 появились бы новые спонсоры.

Впрочем, в Renault четко дали понять, что покинут чемпионат, если двигатели Формулы 1 не будут отвечать современным тенденциям автомобилестроения. Кроме того, в FIA хотели внедрить экологичные технологии. Именно эти причины легли в основу перехода на новый регламент.

В Cosworth прилагали огромные усилия, чтобы стоимость двигателей не препятствовала исследованиям и развитию, а команды продолжали платить за моторы не более 8 миллионов евро в год (т.е. ту же сумму, что и за двигатель V8 с KERS), однако автопроизводителям не понравилась эта цена».

Однако это не единственная проблема, помешавшая Cosworth остаться в Формуле 1 в следующем году: «В Renault намерены расширять клиентскую базу, и они использовали статус автопроизводителя, чтобы в 2011 году переманить у нас Caterham. В 2012-м то же самое сделали с Williams. У Cosworth остались только Marussia и HRT. После роспуска HRT стало понятно, что Marussia не сможет самостоятельно финансировать программу создания турбомотора для 2014 года, поэтому нам пришлось покинуть Формулу 1.

Если бы у меня была частная команда, я бы предпочёл привилегированные отношения с Cosworth и возможность создать свой двигатель, чем быть третьим клиентом крупного автопроизводителя. Я искренне надеюсь, что автопроизводители или новая команда Формулы 1 будут работать с Cosworth в будущем, ведь это отличная компания».

Текст: . Источник: F1web.it
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё