Джеймс Аллен о возможной стратегии команд в Абу-Даби

Старт Гран При Абу-Даби 2012 года

Накануне 17 этапа британский журналист и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможных тактических решениях команд во время Гран При Абу-Даби.

В этот уик-энд в Абу-Даби нас ждёт немало интересного, хотя обладатели титула в личном зачёте и Кубка конструкторов уже определены. Продолжается напряжённое сражение за второе, третье и четвёртое место в Кубке конструкторов между Mercedes, Ferrari и Lotus, которое может принести этим командам немалую сумму. Кроме того, Force India и Sauber борются за шестое место.

Гоночная стратегия всегда была крайне важна для результата в Гран При Абу-Даби. Прошлогодняя гонка оказалась в этом отношении весьма впечатляющей, когда после проблем с топливом в квалификации Себастьян Феттель стартовал с пит-лейн, но удачная стратегия и два появления автомобиля безопасности помогли ему подняться на подиум. А Lotus добилась победы после того, как Кими Райкконен уже на старте поднялся с четвёртого на второе место, а затем контролировал ход гонки.

Другой гонкой, подчеркнувшей, насколько важна здесь стратегия, и как неудачное решение может привести к потере титула, был Гран При 2010 года. Из-за стратегической ошибки команды Ferrari Фернандо Алонсо выехал после пит-стопа позади более медленной машины, которую не смог обогнать, что стоило ему чемпионского титула.

Гран При Абу-Даби - единственный этап в Формуле 1, где гонка стартует днём, а финиширует ночью. Старт проходит в 17:00 по местному времени, в сумерках, гонка завершается уже после наступления темноты, когда трассу освещают прожекторы. По ходу гонки температура асфальта снижается, это влияет на эффективность шин и, как следствие, гоночную стратегию.

Яс-Марина - ещё одна трасса, разработанная Германом Тильке, с двумя длинными прямыми и несколькими сложными поворотами, огибающая Yas Hotel и пристань для яхт. На треке шесть поворотов, скорость в которых ниже 100 км/ч - только в Монако, Сингапуре и Валенсии таких больше.

Особенности трассы

Яс-Марина. 5554 метра. Гоночная дистанция - 55 кругов = 305,355 км. 21 поворот. Средняя скорость 197 км/ч. Трасса принимает свой пятый Гран При Формулы 1. Аэродинамика настраивается на средне-высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость 320 км/ч с активированной DRS и 307 км/ч без неё.

С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 60% дистанции (средне-высокое значение). Для прохождения всей дистанции требуется 151.25 кг топлива (средне-высокое значение). Потребление топлива: 2,75 кг на круге (средне-высокое значение). Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0,4 секунды на круге (среднее/высокое значение). Износ тормозов – средний. Общее время пит-стопа – 21,2 секунды.

Расстановка сил

Гран При Абу-Даби – 17-й этап чемпионата мира 2013 года. Себастьян Феттель уже завоевал титул чемпиона мира, а Red Bull Racing выиграла Кубок конструкторов в четвёртый раз подряд.

Если говорить о трассе Яс-Марина, то Феттель выиграл первую гонку в 2009 году и повторил это достижение в 2010-м, оба раза за Red Bull Racing. Но это трек, на котором всегда был очень быстр Льюис Хэмилтон. Он одержал здесь победу в 2011 году, и лидировал после старта с поула в 2009-м вплоть до своего схода, а также поднимался на подиум в 2010-м. В прошлом году гонку выиграл Кими Райкконен на Lotus. Фернандо Алонсо завоевал два подиума за Ferrari. Дженсон Баттон был тут на подиуме трижды.

За четырёхлетнюю историю Яс-Марина, в целом в лучшей форме здесь были Red Bull Racing и McLaren. Лучший результат Mercedes - четвёртое место в 2010 году.

Прогноз погоды

Прогноз обещает стабильную погоду по ходу уик-энда, с температурой воздуха около 30С. Но так как гонка будет проходить вечером, то по ходу дистанции она снизится.

Шины и другие факторы

Для Гран При Абу-Даби в Pirelli выбрали составы Medium (белая маркировка) и Soft (желтая маркировка). Эта комбинация использовалась в Индии с переменным успехом, так как шины Soft на большинстве машин пузырились, и Pirelli пришлось выпустить рекомендации по максимальной продолжительности использования каждого из составов, которые были проигнорированы Force India и Lotus. После опыта прошлого уик-энда, по ходу свободных заездов эффективность шин будет тщательно отслеживаться. В Индии разница в скорости на одном круге между Medium и Soft составляла от 1 до 1,3 секунды.

Так как старт проходит в сумерках, а финиш - поздно вечером, температура асфальта по ходу гонки снижается, командам придётся учитывать этот фактор. Это поможет тем, кто решится проехать более продолжительный отрезок в конце гонки.

Конфигурация включает несколько скоростных поворотов, но в медленных возникает пробуксовка колёс на выходе - за этим необходимо следить. В начале уик-энда трасса, как правило, усыпана песком - так бывает каждое утро, а по ходу дня ситуация постепенно улучшается, поэтому очень важно выбрать верный момент для быстрого круга в квалификации.

Число и вероятное время пит-стопов

В прошлом сезоне большинство команд выбрали стратегию одного пит-стопа, так как износ шин оказался не особенно высоким. Но учитывая, что в 2013 году шины Soft вызывают много вопросов, вполне вероятно, что наилучшей стратегией окажется вариант с двумя остановками. Убедиться в этом помогут пятничные сессии.

В 2011 году все три пилота, поднявшиеся на подиум, проехали гонку с одинаковой стратегией: они провели два пит-стопа, с длинным вторым отрезком на шинах Soft, протяжённостью около 24 кругов, перед коротким финальным отрезком на Medium. Но были и альтернативные варианты, свидетельствующие о важности стратегии в этой гонке, когда шины используются на пределе возможностей. В прошлом году подобного не произошло, но составы нынешнего сезона мягче.

Хотя ситуации с обгонами на Яс-Марина очень помогло введение DRS, стратеги топ-команд стараются не допускать, чтобы их пилоты оказывались позади машин средней группы на первом отрезке гонки. Иначе есть риск, что гонщик после первого пит-стопа потеряет много времени, обгоняя более медленные машины, которые могут проводить более длинный первый отрезок, стартуя на свежем комплекте. Поэтому они стараются обеспечить более чем 20-секундный отрыв, прежде чем отправиться на пит-стоп.

Вероятность выезда автомобиля безопасности

Из четырёх гонок на Яс-Марина в двух, в 2009-м и 2011-м, автомобиль безопасности на трассе не появлялся. Во втором Гран При, в 2010 году, пилоты провели за автомобилем безопасности пять кругов после аварии на старте. Однако в 2012-м автомобиль безопасности выезжал дважды, и эти периоды помогли Себастьяну Феттелю, который прорывался сквозь пелотон после старта с пит-лейн. Момент приостановки гонки может иметь решающее значение, особенно если он выпадает на период проведения пит-стопов.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё