Почему у Pirelli до сих пор нет контракта на 2014-й год

Берни Экклстоун и директор Pirelli Motorsport Пол Хембри

В недавнем эксклюзивном интервью F1News.Ru директор Pirelli Motorsport Пол Хембри заявил, что итальянская компания удовлетворена итогами сотрудничества с Формулой 1 и хотела бы его продолжить.

«На данный момент ситуация такова: мы довольны и хотим продолжения. Но если цены возрастут или изменятся другие факторы, мы будем вынуждены пересмотреть условия нашего участия, – сказал он. – Нам надо понимать, что ждет Формулу 1 и Pirelli в будущем. И если удастся прийти к соглашению, которое устраивает все стороны – мы останемся в Формуле 1 в 2014 году. Если нет – скажем "до свидания". Я буду расстроен. Но, в любом случае, для нас это бизнес. И мы должны удостовериться, что отдача превышает инвестиции».

Команды, как будто бы, тоже не жалуются на шины, хотя тратят немало времени и усилий на то, чтобы разобраться в особенностях очередной версии гоночной резины. Казалось бы, если все довольны, то почему сохраняется неопределенность, почему ситуация чем-то напоминает начало 2010-го года, когда было ясно, что Bridgestone расстается с Формулой 1, но непонятно, кто займет место японской шинной компании. В итоге в чемпионат мира пришла Pirelli и добилась за короткий период впечатляющих успехов. Тогда в чем же дело? Почему у итальянцев до сих пор нет контракта на следующий сезон?

Авторитетный южноафриканский журналист Дитер Ренкен в своей колонке на страницах F1 Racing рассуждает о том, что подписанию нового соглашения с Pirelli препятствует вмешательство высших политических сил: FIA ведет сложную позиционную борьбу с Берни Экклстоуном и его коммерческими структурами.

Дитер Ренкен: «Возможно, все это происходит за закрытыми дверями, но борьба за тотальный контроль над Формулой 1 между федерацией и Берни Экклстоуном разворачивается с прежней напряженностью. За доказательствами далеко ходить не надо: посмотрите, какими интригами сопровождаются переговоры о новом контракте на поставку шин для чемпионата мира на 2014-2016 гг.

В пункте 25.1 Спортивного регламента FIA четко сформулировано, кто отвечает за выбор поставщика резины, как долго должен действовать контракт с ним, и – самое главное – кто будет выбирать такого поставщика для 2014-го года, когда закончится действие текущего трехлетнего соглашения. “Монопольный поставщик на следующий сезон выбирается FIA, – гласит этот документ. – Это происходит после проведения тендера на поставку резины для всех машин, участвующих в чемпионате мира…”.

Компания Pirelli, действующий поставщик шин, только на наружную рекламу на трассах Формулы 1 и программы по приему VIP-гостей, по оценкам экспертов, ежегодно тратит порядка $50 млн. и готова остаться в спорте, поэтому можно ожидать, что она станет единственным участником такого тендера. Следовательно, выбрать шинную компанию, которая будет работать в чемпионате в течение первых трех лет новой эры турбомоторов – фактически минутное дело.

Однако Pirelli и FOM уже договорились о продлении сотрудничества до 2018-го года, и в этом можно усматривать попытку заранее повлиять на процесс выбора. Естественно, зная о существовании такого соглашения, ни одна здравомыслящая шинная компания не станет принимать участия в тендере, а если тендер сорвется, то получится, что FIA нарушит собственные правила, а это уже дает почву для судебного разбирательства. В такой ситуации федерации приходится принимать какие-то меры.

Может ли FIA сорвать подписание очередного соглашения с Pirelli? Нет, это абсолютно невозможно, потому что еще на рубеже веков федерация взяла на себя обязательство не вмешиваться в коммерческие дела Формулы 1 – это было одним из условий договоренностей между Берни Экклстоуном и тогдашним президентом FIA Максом Мосли о передаче бизнес-структурам главы менеджмента Ф1 всех коммерческих прав чемпионата на 100 лет вперед. В этой ситуации организации под руководством Жана Тодта остается терпеть, делая вид, что все идет нормально, и провести формальный тендер, надеясь, что никакая конкурирующая фирма не подаст заявку на участие в нем или, что хуже, не обратит внимание контролирующих структур Евросоюза на нарушение антимонопольного законодательства.

У Экклстоуна и Тодта не лучшие отношения с тех пор, как Берни пытался блокировать переход на новые, экологически дружественные двигатели. Благодаря усилиям главы менеджмента Формулы 1 и его союзников введение новых моторов уже было отложено на год, хотя изначально планировалось на 2013-й.

Главным же камнем преткновения остается новый Договор Согласия, ведь предыдущий действовал с 2010-го по 2012-й. Команды зависят от ежегодных выплат, которые им гарантирует Экклстоун в зависимости от позиции в зачете Кубка конструкторов, поэтому участники чемпионата его поддерживают. Федерации предлагается только $50 млн., и она оказалась в стороне от главной дележки, однако не сдается, пытаясь сохранить контроль над спортом, который, вообще-то, формально называется “Чемпионатом мира FIA”.

В начале января Тодт даже пригрозил покинуть переговоры по новому Договору Согласия. На Экклстоуна это, похоже, не произвело особого впечатления: он даже заявил, что сомневается в необходимости заключения нового договора. Основные споры вновь идут вокруг вопроса о клиентских шасси, хотя до реализации этой идеи дело вряд ли дойдет, поскольку она противоречит базовым принципам Формулы 1…

Тем не менее, похоже, что Pirelli останется в чемпионате в любой ситуации, чья бы точка зрения ни одержала верх…»

Текст: . Источник: по материалам F1 Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё