Джеймс Аллен о тактике команд в Абу-Даби

Старт гонки

Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен анализирует тактику, к которой команды прибегли в Абу-Даби. С его точки зрения, Гран При был весьма интересным, поскольку гонщики, занявшие первые десять мест, использовали шесть различных тактических схем…

Джеймс Аллен: «Предгоночные прогнозы предсказывали, что команды, в основном, будут использовать тактику двух пит-стопов, но в воскресенье мы увидели множество различных сценариев: например, Марк Уэббер, занявший 4-е место, побывал в боксах трижды, а Пол ди Реста заработал два очка за 9-е место, проехав дистанцию с единственным пит-стопом.

Также мы видели, что в McLaren поступили довольно смело, пригласив на первый пит-стоп Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона на одном круге с интервалом в 12 секунд! Пит-стоп Баттона длился на секунду дольше, чем Хэмилтона, но подобные действия явно свидетельствуют об уверенности команды в своих силах.

Все три гонщика, которые поднялись на подиум, проехали дистанцию с вполне предсказуемой тактикой: два пит-стопа, продолжительный средний отрезок на мягких шинах, – примерно 24 круга – и затем короткий финальный отрезок на Medium.

В Ferrari попытались воспользоваться тем, что их машина работает с резиной в более щадящем ключе: Алонсо оставался на трассе на три круга дольше, чем Хэмилтон, чтобы попытаться опередить британца после второго пит-стопа, поскольку стратеги Скудерии видели, гонщик McLaren в начале третьего отрезка терял время из-за трафика.

Эта схема почти сработала. Когда Хэмилтон свернул в боксы на 40-м круге, Алонсо уступал ему три секунды, перед своим пит-стопом испанец проехал два очень быстрых круга на изношенной резине. Он догнал машину гонщика HRT Даниэля Риккардо и не хотел терять время, так что в этот момент уже вполне можно было сменить резину, ведь Хэмилтон был в 21 секунде позади.

Но Алонсо не повезло: в HRT решили провести пит-стоп на том же круге, поэтому он застрял позади Риккардо по дороге в боксы, после чего его пит-стоп длился чуть дольше, чем надо, и в итоге испанец лишился шансов выйти в лидеры. Но даже если бы Фернандо выехал на трассу перед Хэмилтоном, Льюис, вероятно, смог бы его обогнать, поскольку машина McLaren на резине Medium была быстрее, чем Ferrari. В Германии в этом году мы видели, как события развивались именно по такому сценарию…

Зачем Уэббер перешел на тактику трех пит-стопов?

Марк Уэббер ведет борьбу с Дженсоном Баттоном на трассе в Абу-Даби

В этом сезоне Марк Уэббер не раз использовал агрессивную тактику, в основном для того, чтобы выбраться из трафика: его напарник, Себастьян Феттель, гораздо реже оказывался в такой ситуации, поскольку обычно ехал впереди.

Изначально Уэббер планировал проехать дистанцию с двумя пит-стопами, как и все три призера гонки. На старте он проиграл позицию Алонсо, но после схода Феттеля боролся с Баттоном за место на подиуме, пока на 17-м круге не потерял шесть секунд на пит-стопе. Механики Red Bull Racing на этот раз сработали как-то суетливо, что для них нехарактерно.

После этого медленного пит-стопа отставание Уэббера от Баттона увеличилось, хотя на машине британца были проблемы с KERS. Марк вел борьбу с Фелипе Массой за четвертое место. В Абу-Даби бразилец был не в лучшей форме, и общеизвестно, что машина Ferrari не слишком хорошо работает с шинами Medium: у итальянской команды были проблемы с этой резиной и на тренировках в Абу-Даби, и в ходе всего сезона в целом.

Когда Уэббер вновь заехал в боксы на 35-м круге и получил очередной комплект Soft, стало ясно, что команда решила поменять тактику. Это не могло помочь ему опередить Баттона, ведь тогда надо было бы за 20 кругов создать отрыв в 31 секунду от соперников из McLaren.

Некоторые источники в команде Red Bull высказали предположение, что лишний пит-стоп понадобился Уэбберу для того, чтобы избавиться от второго комплекта шин, работой которых он не был доволен. Однако после того как Марк обогнал Массу, а бразилец вновь отыграл позицию, он оказался позади Фелипе, поэтому переход на другую тактику позволил ему в итоге обойти гонщика Ferrari. Уэббер воспользовался тем, что перед ним была свободная трасса, и тем, что свежие шины позволили ехать быстро.

Эта схема сработала, но даже если бы Марк оказался позади Фелипе и проехал дистанцию с двумя пит-стопами, он все равно бы легко опередил соперника, поскольку оба перешли на шины Meduim, а Ferrari на них была очень медленной. Вылет Массы за пределы трассы облегчил задачу Уэббера, да и в целом Фелипе ехал не слишком быстро.

Массе еще повезло, что Mercedes столь заметно отстает от Ferrari: он ехал на 0,6 секунды медленнее Алонсо, и все равно финишировал 5-м.

Как стать лучшими среди остальных?

Пол ди Реста на трассе в Абу-Даби

Многие удивлялись, почему в Force India, чьи гонщики в квалификации уверенно пробились в первую десятку, решили, что Пол ди Реста должен проехать дистанцию с единственным пит-стопом. Финишировал шотландец там, где и должен был – на девятом месте позади Адриана Сутила, хотя выбранная тактическая схема не позволяла ему бороться с напарником: шины Medium были слишком медленными…

Если же проанализировать это решение, можно понять, почему команда выбрала именно такую тактику. В Force India планировали, что один гонщик проедет дистанцию с двумя пит-стопами, а второй – с одним. Команда ведет борьбу с Sauber и Toro Rosso за шестое место в чемпионате, и на кону стоят многие миллионы долларов, поэтому ее стратеги вынуждены были предусмотреть сценарий, при котором кто-то из ее соперников решит проехать дистанцию с одним пит-стопом. Если на трассе появился бы автомобиль безопасности, как это было в Абу-Даби в прошлом году, такая тактика могла бы неожиданно принести успех.

Расчеты показывали, что вероятность появления сейфти-кара – на уровне 50%, и если бы кто-то из соперников провел лишний пит-стоп без потерь времени, а затем проехал большую часть дистанции на более быстрых шинах, он мог бы помешать Force India заработать очки. Этот момент стоило предусмотреть.

Команды середины пелетона строят свою гонку не так, как лидеры, которые должны стартовать на тех же шинах, что использовались в финале квалификации. Во-вторых, у топ-команд быстрые машины, и у них нет особой необходимости рисковать. Они намного опережают Mercedes GP, которая, в свою очередь, намного опережает остальных, так что у них есть некое право на ошибку.

Поэтому они никогда не пойдут на тактику одного пит-стопа, если шины Medium не позволяют ехать быстро. Но середнякам, которым важно отыграть хотя бы одну-две позиции в ходе гонки, часто удается с успехом использовать рискованные схемы, что в этом году мы уже не раз видели.

Решение, к которому прибегли Доминик Харлоу и его специалисты по тактике, было весьма толковым. После неплохо проведенной квалификации ди Реста собирался отсечь остальных середняков от Сутила: к моменту первого пит-стопа на 15-м круге Адриан уже был в 15-ти секундах от ближайшего преследователя.

А если бы на трассе появился сейфти-кар, шотландец первым бы от этого выиграл. Это хороший пример того, сколь важно в деталях продумывать тактику, готовясь к гонке».

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие Новости по теме
Другие новости