Эдди Джордан вспоминает первую победу его команды

Старт Гран При Бельгии 1998 года: Деймон Хилл на 7-й позиции, но через мгновение всё изменится...

Почти двадцать лет назад, 30 августа 1998 года, команда Jordan одержала свою первую победу, когда Деймон Хилл выиграл Гран При Бельгии, вошедший в историю не только поэтому. Начало той гонки было весьма драматичным, да и дальнейшие события развивались так, что мало какой кинотриллер мог соперничать с ней по накалу интриги.

Вот как о событиях того дождливого воскресенья в Арденнах в своей книге «Независимый человек» вспоминал Эдди Джордан, основатель и руководитель команды, по старой традиции носившей его имя…

«…На старте сцепление на машине Деймона немного заело, и на мокром асфальте ведущие колёса пробуксовали. К тому моменту, когда лидеры достигли первого поворота, он откатился с третьей позиции на седьмую. Но расстроиться мы не успели, потому как буквально за тем поворотом всех ожидал новый сюрприз.

На телеэкранах творился нарастающий хаос, поскольку Дэвида Култхарда развернуло на выходе из поворота, и было видно, как машина за машиной врезались в его McLaren. Колёса и обломки летели во все стороны, и у организаторов не было выбора: гонку надо было останавливать. У Деймона появилась возможность стартовать ещё раз – если его машина не повреждена.

Когда все возвращались в боксы, инженеры Jordan пытались по радио выяснить, в каком состоянии были наши машины. По ТВ трудно было что-либо разглядеть, и все были в полном недоумении. Ещё сильнее мы нервничали из-за того, что радиосвязь работала нестабильно, поскольку в Спа трасса вьётся по холмам и спускается в долину. Мы не могли поверить своим ушам, когда Деймон и Ральф Шумахер подтвердили, что машины в порядке.

Со второй попытки Деймон стартовал идеально: из первого поворота он вышел лидером, опередив обе машины McLaren. Мы собирались насладиться моментом, но видели, что Михаэль Шумахер пробился на вторую позицию и уже приближался к Хиллу. И всё-таки на протяжении семи замечательных кругов машина Jordan с двигателем Mugen-Honda возглавляла гонку.

На 8-м круге Шумахер вышел в лидеры. После всего, что происходило с нами в 1998 году, второе место нас вполне устраивало. Что до Ральфа, то он застрял в трафике. Оба наших гонщика стартовали на промежуточной резине, однако погодные условия ухудшались. Мы рано пригласили Ральфа на пит-стоп и, поскольку терять было нечего, поставили ему комплект шин для сильного дождя. Вскоре он поехал быстрее всех, так что это оказалось правильным решением. Остальные команды последовали нашему примеру, что позволило Ральфу выйти на 3-ю позицию. Две машины Jordan в первой тройке!

О победе речи не было вообще, поскольку Михаэль ехал в 37 секундах впереди Деймона и продолжал отрываться, а впереди была ещё половина дистанции. Казалось, что так всё и закончится, однако в сценарии той невероятной гонки произошёл ещё один неожиданный поворот, полностью изменивший ход событий.

Я никогда не забуду ту картинку на мониторе – вероятно, потому, что я не мог поверить своим глазам. Лидер гонки ехал в боксы, а на его Ferrari не хватало переднего правого колеса. Он всё-таки ехал, но очевидно, что его ждал сход. На видеоповторе было видно, что Шумахер, на круг опережая Култхарда, врезался в McLaren шотландца сзади.

Дэвид сделал всё, что мог, чтобы уйти с траектории, почти съехав на правую обочину. Но Шумахер нёсся сквозь пелену дождя и заметил это лишь в самый последний момент, когда избежать столкновения было уже невозможно. Колесо оторвано, он сходит. Невероятно.

Шок от такого развития событий вскоре вытеснило осознание того, что Деймон должен был возглавить гонку. Более того, обе машины Jordan впервые в истории ехали на двух первых позициях!..

И перед нами встала прекрасная, хотя и совершенно неожиданная дилемма. Машина Ральфа, тогда ещё не открывшего счёт победам, была настроена на дождевые условия. Деймон рискнул и сделал ставку на сухую погоду. Машина Ральфа была быстрее, и он это знал. С другой стороны, всю тяжёлую черновую работу проделал Деймон. Гран При – это не только то, что происходит в течение двух часов в воскресенье, но и всё, что связано с подготовкой, которая начинается в пятницу. Уже за это Хилл заслуживал победы…

Когда за пять кругов до финиша автомобиль безопасности свернул в боксы, Ральф маячил в зеркалах машины Деймона. Хилл по радио предупредил, что старается ехать так быстро, как только позволяет ситуация, лишь бы остаться на трассе и принести Jordan первую победу. А ещё он сказал, что решение остаётся за командой. Он был абсолютно спокоен и сдержан, но мы сразу поняли его намёк. По сути он имел в виду вот что: "Скомандуйте Ральфу, чтобы он сбавил темп. Не заставляйте меня делать глупости и рисковать всем".

Гонщики Jordan впервые в истории претендовали на победный дубль

Я понял, что надо делать, Деймон тоже это понимал, но вот Ральф… Когда ему сказали, чтобы он защищал свою вторую позицию от атак Жана Алези, Ральф не ответил. Итак, на кону стоял победный дубль, а один из моих гонщиков собирался действовать по собственному усмотрению, и в результате мы могли потерять всё.

Сэм Майкл, инженер Ральфа, потребовал, чтобы тот оставался на второй позиции. Ответа не было. Сэм повторил, добавив, что это приказ. Молчание. Сэм попросил Ральфа отозваться. После паузы он ответил: "Да, я тебя слышу". Больше он не сказал ничего…

Я просто не в состоянии описать то облегчение, которое мы испытали, когда две жёлтые машины появились из дождевой мглы слева от нас и пересекли линию финиша. Со 127-й попытки после восьми драматичных сезонов мы добились того, к чему стремились. Это была не просто победа команды Jordan – это был настоящий успех».

Остаётся напомнить, что менее чем через семь лет после этих событий команда Jordan сменила владельца, и потом это происходило ещё не раз, но теперь мы знаем её как Force India.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё