Найджел Робак о желании Michelin вернуться в Ф1

Найджел Робак, главный редактор журнала Motorsport Magazine, на страницах своего издания рассуждает о позитивных аспектах возможного возвращения Michelin в Формулу 1 и вспоминает обстоятельства, сопровождавшие уход французского концерна из чемпионата мира. С позицией ветерана британской гоночной журналистики особенно интересно познакомиться в канун десятилетия шинного скандала в Индианаполисе, происшедшего в июне 2005 года.

Найджел Робак: «Недавно в Michelin дали понять, что заинтересованы в возвращении в Формулу 1, что меня изрядно удивило, если вспомнить, как обошлись с этой компанией в последний период её участия в чемпионате.

В конце концов, это весьма достойная организация, достаточно вспомнить, как она повела себя в 2005 году после фиаско на Гран При США в Индианаполисе. Никогда не забудется, что Michelin тогда допустила колоссальный просчёт: её шины, предназначенные для этого автодрома, не справлялись с нагрузками в длинном профилированном 1-м повороте трассы.

В том году FIA пыталась поставить очередной эксперимент над Формулой 1, решив, что надо вообще запретить смену шин, поэтому всю дистанцию, все 300 с лишним километров гонщикам приходилось преодолевать на единственном комплекте резины. И это при том, что злополучные дозаправки пока оставались…

В Michelin справились с новой задачей настолько лучше, чем их конкуренты, Bridgestone, что Михаэль Шумахер, до этого выигравший пять чемпионатов подряд, в 2005-м вообще не входил в число претендентов на титул. Единственную свою победу для Ferrari и Bridgestone он добыл как раз в Индианаполисе, что не стало большим сюрпризом, поскольку из соображений безопасности все команды, использовавшие шины Michelin, вернулись в боксы после прогревочного круга, и на старте осталось только шесть машин. Для Шумахера и Баррикелло не составило особого труда справиться с двумя Jordan и двумя Minardi.

В тот день мы стали свидетелями фарса, американские болельщики справедливо возмущались, а многие из них покинули автодром задолго до конца гонки. Разумеется, все в Michelin были просто обескуражены: как они могли допустить столь серьёзную ошибку? Но никто не предпринял никаких усилий, чтобы помочь им справиться с проблемой и позволить остальным машинам принять участие в Гран При США.

В Michelin предложили соорудить шикану перед проблемным поворотом, но идею отверг Жан Тодт, в те времена руководитель команды Ferrari, а также президент FIA Макс Мосли, сказавший, что если на трассе будут произведены какие-либо изменения, то он отменит гонку.

Отношения Michelin и Мосли уже давно были натянутыми по многим причинам, о которых нет смысла сегодня вспоминать. Достаточно сказать, что французская компания чувствовала: в Формуле 1 к ней относились несправедливо, и многие в паддоке были с этим согласны.

Об этом редко говорят в интервью, но в Формуле 1 сложилось общее мнение, что Michelin лучше справляется с задачей по созданию гоночных шин, чем любая другая компания. Их резина превосходила продукцию конкурентов как с инженерной точки зрения, так и по качеству. И если уж 10 лет назад они допустили ту роковую ошибку в Индианаполисе, то хотя бы повели себя достойно и выплатили компенсацию болельщикам за испорченный уик-энд. Вряд ли какая-либо другая компания, так или иначе связанная с Формулой 1, пошла бы на подобный шаг.

Через год, в конце 2006-го, в Michelin решили, что с них достаточно, и ушли из Ф1, сосредоточившись на других проектах. К тому времени организаторы чемпионата решили, что в Формуле 1 должен остаться один монопольный поставщик резины – это важно для развития спорта. Поэтому следующие четыре года все ездили на шинах Bridgestone, после чего японцы тоже покинули чемпионат в конце 2010-го по экономическим причинам.

Конечно, затем контракт на поставку шин Формуле 1 перешёл к Pirelli, которая щедро платит за эту привилегию, а также демонстрирует, что умеет замечательно приспосабливаться, когда от них требуют создать быстро изнашивающуюся резину, ведь Берни Экклстоун и другие считают, что это всё помогает поднять зрелищность.

Я же принадлежу к числу тех, кто считает, что фактор шоу слишком явно доминирует, тем более, когда зрелищность повышают такими искусственными способами. По-моему – и я в этом не одинок – на первом плане должен быть спорт, как это традиционно было. Но мало того, что Формула 1 перешла на такие шины: заодно были введены жёсткие ограничения расхода топлива, что часто заставляет гонщиков сбрасывать скорость, вместо того, чтобы атаковать в полную силу. А ещё можно вспомнить и DRS, и бессмысленную затею с двойными очками – может быть, всё это позволило привлечь на трибуны больше зрителей или повысить телерейтинги?

Полагаю, что нет. Имидж чемпионата также пострадал, когда из календаря был исключён Гран При Франции (хотя именно в этой стране зародился наш спорт), когда перестали проводить гонки на таких трассах, как Имола, и всё больше этапов проходит в странах, где мало осведомлены о Формуле 1, но зато их правительства с готовностью платят. За всем этим нет видения перспективы, но, как и можно ожидать, вовсю работает принцип “Деньги вперёд”, характерный для такой компании, как CVC Capital Partners, которую вообще нельзя было допускать в Формулу 1.

Учитывая все эти обстоятельства, остаётся удивляться, что у Michelin появилось желание вернуться в Ф1. В своё время их гоночной программой руководил Пьер Дюпаскье – тот самый человек, который дал Алену Просту прозвище «Профессор» – и он придерживался очень строгих принципов во всём, что касалось автоспорта. Для него сама идея создать заведомо неэффективные шины прозвучала бы просто кощунственно.

Паскаль Куанон, сменивший Дюпаскье на посту спортивного директора Michelin, похоже, настроен точно так же, иначе ему бы не доверили эту работу. Говоря о заинтересованности компании в возвращении в Ф1, он чётко оговорил при каких условиях это возможно: если произойдут перемены в техническом регламенте.

Неудивительно, что Берни Экклстоун без энтузиазма отреагировал на идею возвращения Michelin. Это не та компания, которой можно диктовать, что она должна делать. Но в тех, кто хочет участвовать в его бизнесе, Экклстоун всегда ценил умение подчиняться, поэтому, похоже, он не собирается пускать Michelin в Формулу 1. Жаль, ведь многим из нас так хочется, чтобы вернулись настоящие гонки…»

Текст: . Источник: Motorsport Magazin
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё