Десятка лучших «вторых номеров»...

Сезон 2007 года прошел явно не так, как планировал Рон Деннис, а уж тем более - Фернандо Алонсо. В контракте испанца, скорее всего, не был прописан статус примадонны, но в начале дебютного сезона Хэмилтону явно отводили роль "подносчика снарядов". Справился ли он со своей задачей? Со своей -справился, но команда потеряла титул, имея преимущество. Так что же такое - хороший «второй номер»?

Есть два вида сценария:  новичок, постигающий науку гоночного мастерства у фаворита команды, и опытный гонщик, осознавший, что его звездный напарник и в самом деле быстрее. Для удачного союза между напарниками должно быть хотя бы минимальное уважение, а лучше - дружба. Напарник, который вносит сумятицу, не добавит гармонии.

При создании этого рейтинга мы руководствовались правилом – каждый гонщик должен помочь своему напарнику стать чемпионом. Разумеется, есть и исключение – мы не могли забыть Эдди Ирвайна, ведь Михаэль Шумахер должен был выиграть титул в 1999-м. Если бы список состоял не из десяти, а из одиннадцати пар, то мы бы добавили в него Денни Халма, выступавшего в 1966-м за Brabham, и еще множество гонщиков. А ведь был еще и Грэм Хилл, единственный, кто задал перца Джиму Кларку в Lotus, и сам завоевавший титул в 1968-м. И в том и в другом случаях мы решили, что не совсем верно относить их ко вторым номерам. Хилл не подходил под правило второго номера при чемпионе мира. Итак…

10. Рикардо Патрезе [Brabham'82-83/Нельсон Пике; Williams'88, 91-92/Найджел Мэнселл]

Рикардо Патрезе и Нельсон Пике

Не многим довелось "прикрывать тылы" чемпионам мира в двух различных командах, но Рикардо повезло. На первых порах казалось, что ему уготовано звездное будущее - в Brabham он был достаточно быстр, чтобы опережать Нельсона Пике. Отличный парень, хорошие отношения с бразильцем и начальством - Brabham стал самой тусовочной командой паддока.

Потом он провел три года в Williams вместе с Найджелом Мэнселлом. Когда британец вернулся в ’91-м, Патрезе на первых порах был быстрее, но маятник качнулся в другую сторону, и Рикардо проявил себя в роли способного помощника, компенсируя авантюризм Найджела своим здравомыслием. Закончил карьеру Патрезе в 1993-м, напарником Михаэля Шумахера в Benetton.

9. Рубенс Баррикелло [Ferrari 2000-'05/Михаэль Шумахер]

Рубенс Баррикелло и Михаэль Шумахер

Баррикелло далек от идеального «второго номера», но своим вкладом в успех Ferrari он заслужил места в нашем списке. Бразилец согласился стать напарником Михаэля Шумахера, имея за плечами семь лет выступлений в Формуле 1, и, если Ирвайну достался сложный переходный период, то бразилец пришел, когда маховик побед начал набирать обороты.

Южный темперамент периодически давал себя знать, в Австрии-02 он явнее явного продемонстрировал свое разочарование, демонстративно пропустив Михаэля к победе практически у финишной черты, изрядно потрепав нервы команде. За годы пребывания в Маранелло Рубенс верил, что вот-вот сможет одолеть напарника, порой это создавало большее напряжение в команде, чем во времена Ирвайна – и совсем очевидным стало после того, как в Монако-05 Шумахер оттер напарника со своего пути.

8. Клей Регаццони [Ferrari 1974-'76/Ники Лауда]

Клей Регаццони и Ники Лауда

В 1973-м Регаццони и Лауда были напарниками в BRM, и сначала немногие осознавали, насколько австриец на самом деле хорош. Но это понимал сам Клей, который подписав контракт с Ferrari в 1974-м, не колеблясь порекомендовал Лауду в качестве напарника.

Клей имел все основания рассчитывать на помощь Лауды, но новичок оказался быстр и начал побеждать. Регаццони смирился и делал все, что мог сделать в этой ситуации. Несмотря на разницу в темпераментах, эта пара наслаждалась обществом друг друга и никакая политика не влияла на отношения пилотов.

7. Брюс Макларен [Cooper 1959-'60/Джек Брэбэм]

Новозеландец МакЛарен сенсационно дебютировал в Европе на F2 Cooper в 1958-м и даже занял пятое место в общем зачете Гран При Германии, что помогло перейти в Формулу 1 и составить пару Джеку Брэбэму.

У двоих выходцев с обратной стороны Земли было много общего, в том числе и интерес к инженерии. Пока Брэбэм выигрывал титулы, МакЛарен смотрел и учился, при случае выиграв пару Гран При. Когда в конце ’61-го Брэбэм ушел, Брюс был готов выйти на первые роли, но Cooper растерял преимущество. Много позже в своей карьере Брюсу довелось еще раз сыграть вторую роль, на этот раз для Денни Халма в собственной команде, и то, что он поступился своими интересами ради коллеги, говорит о многом...

6. Эдди Ирвайн [Ferrari 1996-'99/Михаэль Шумахер]

Михаэль Шумахер и Эдди Ирвайн

Когда Михаэль Шумахер подписывал контракт с Ferrari, Жан Тодт рассчитывал, что его напарником станет Герхард Бергер, но австриец отказался от предложенной роли, и Тодту понадобилась замена. В итоге он выбрал гонщика, очень похожего на Бергера.

Разумеется, Ирвайн надеялся задать Михаэлю жару, но быстро осознал, насколько хорош двукратный. Поняв, что ситуация складывается не в его пользу, он не стал протестовать и принял правила игры, поняв, что выступление в Ferrari может придать мощный импульс его карьере. Он снабжал команду техническими знаниями, которыми не мог похвастать Михаэль, а его поведение вне трассы помогло немцу отвлечься от гоночных будней. В 1999-м Эдди с блеском заменил Шумахера в борьбе за титул, когда тот выбыл из-за травмы.

5. Герхард Бергер [McLaren 1990-'92/Айртон Сенна]

Герхард Бергер и Айртон Сенна

Переходя в McLaren, Бергер не рассчитывал оказаться на вторых ролях, он неплохо выступал в Ferrari, побеждал, но Айртон уже заработал чемпионский титул. Когда Бергер стартовал с поула и лидировал в своей первой гонке, казалось, что все складывается в его пользу, но потом пришло понимание, насколько быстр его напарник. Другие могли бы отреагировать негативно, а Бергер принял это как данность. Они поладили, и Герхард постоянно подкалывал Сенну своими шуточками, что помогало поддерживать хорошую атмосферу в команде.

4. Франсуа Сэвер [Tyrrell 1970-'73/Джеки Стюарт]

Франсуа Сэвер и Джеки Стюарт

Сэвер пришел в Tyrrell после того, как Серво-Гавен внезапно ушел из гонок в середине 1970-го, и за три с половиной сезона доказал, что может быть хорошим вторым номером. Беззаботный шарм Сэвера завоевал сердца поклонников автоспорта, Джеки Стюарт учил его всему, что знал, и гонщики подружились. Победа в Уоткинс-Глен, в 1971-м, показала, что у Франсуа высокий потенциал, а после победы в Германии Стюарт почувствовал, что ученик готов побить учителя. Никаких конфликтов - француз был уверен, что его время придет, но трагическая смерть прервала его карьеру.

3. Ронни Петерсон [Lotus 1978/Марио Андретти]

Ронни Петерсон и Марио Андретти

Фигура Петерсона стоит особняком в нашем списке, он был кем угодно, только не вторым номером, но в 1978-м Ронни не удалось найти место в конкурентоспособной команде, и тут подвернулся шанс с Lotus.

Колин Чепмен наладил отличные отношения с Марио Андретти, команда считала его фаворитом, а Петерсону пришлось играть вторую скрипку для американца. Решиться на это гонщику, проводящему уже девятый сезон, нелегко, но Ронни смотрел на ситуацию шире, и в итоге выиграл. Он превосходно сыграл свою роль, несколько раз помог Андретти, а когда карты легли как надо, начал побеждать. План сработал, он завоевал статус лидера в McLaren, но дальнейшему успеху помешала трагическая гибель.

2. Дэймон Хилл [Williams 1993/Ален Прост]

Ален Прост, Михаэль Шумахер, Деймон Хилл. Монако'93

Трудно представить Хилла в качестве второй скрипки, но именно таким был его статус в его первый год работы с Williams, когда он выступал напарником Алена Проста. Ситуация, во многом схожая с McLaren’07, правда, к тому времени Хилл успел проехать пару гонок за Brabham. Многие считали, что Деймон уйдет в тень чемпиона, но британец был быстр и заставил считаться с собой. В следующем сезоне ему отводилась роль второго гонщика при Сенне, но в итоге Хилл, до последней гонки сезона, боролся за титул с Михаэлем Шумахером.

1. Питер Коллинз [Ferrari 1956/Хуан-Мануэль Фанхио]

Питер Коллинз и Хуан-Мануэль Фанхио

Коллинз пришел в Ferrari в 1956-м, после четырех сезонов в Гран При на пару с Фанхио, который стал к тому времени трехкратным чемпионом мира, и знал, что будет помогать маэстро. Кроме него за рулем второй машины побывали Муссо, Кастеллотти и де Портаго, но Коллинз был ближе всех к Фанхио, как на трассе, так и вне ее, а великий чемпион помог Питеру избавиться от некоторой бесшабашности. Питер набрал достаточное количество очков, чтобы бороться за титул, а в финале, в Монце, после того, как машина Фанхио сломалась, он по собственному желанию передал свою машину аргентинцу. С тех пор никто и никогда не совершал столь же щедрых жестов.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё