После завершения Гран При Японии директор гонок FIA Чарли Уайтинг прокомментировал основные решения, принимавшиеся стюардами в Сузуке, и ответил ещё на ряд вопросов прессы.
Вопрос: Объясните логику стюардов, в эпизоде с Кими Райкконеном выписавших Максу Ферстаппену 5-секундный штраф, тогда как после инцидента с Себастьяном Феттелем они не стали применять никаких санкций…
Чарли Уайтинг: В первом случае Макс выехал за пределы трассы, а когда вернулся на неё, вытолкнул на обочину машину Кими – по-моему, здесь всё понятно. Согласитесь, что во втором случае мы наблюдали своего рода классический инцидент: Себастьян попытался занять внутреннюю траекторию, и это был вполне оправданный манёвр. Его Ferrari наполовину поравнялась с машиной Макса Ферстаппена, который уже начал входить в поворот.
Как вы знаете, обычно стюарды стараются не штрафовать гонщиков, кроме случаев, когда они уверены, что в конкретной ситуации просматривается явная вина одного из участников инцидента. В вопросе, была ли вина гонщиков равной, мнения могут расходиться, но стюарды единодушны в том, что ни Себастьян, ни Макс не несут основную долю ответственности за столкновение.
Вопрос: Было ли здесь какое-либо сходство с эпизодом, произошедшим после старта Гран При Франции, когда Себастьян после столкновения с Валттери Боттасом тоже потерял много позиций, что было принято стюардами во внимание, поэтому они ограничились лишь небольшим штрафом?
Чарли Уайтинг: Не думаю, что здесь есть что-то общее, ведь тогда Себастьян врезался в машину соперника в 1-м повороте, отправив её в занос, а здесь это был настоящий гоночный эпизод, когда два парня вели борьбу и просто столкнулись. Как я уже сказал, здесь нельзя всю ответственность возлагать только на одного из них.
Вопрос: А что скажете про инцидент с участием Алонсо и Стролла?
Чарли Уайтинг: Стюардам было понятно, что именно сделал Фернандо: он срезал шикану, быстро пересёк гравийную ловушку и вернулся на трассу впереди соперника. Вполне очевидно, что он получил преимущество, выехав за пределы трассы. Хотя стюарды считали, что это Стролл вытеснил его на обочину, тем не менее, это не значит, что Алонсо стоило срезать шикану. Поэтому они решили, что оба гонщика заслуживают 5-секундного штрафа, но за два разных нарушения.
Если бы Фернандо отдал позицию, я не думаю, что он бы был оштрафован. Потом был ещё один похожий эпизод, но Алонсо тогда вернул позицию Брендону Хартли.
Вопрос: Прокомментируйте инцидент между Леклером и Магнуссеном, когда стюарды не стали никого штрафовать…
Чарли Уайтинг: Не стали, и вообще-то это был довольно интересный эпизод, состоявший из двух частей: одна часть событий произошла на прямой, вторая – в повороте. Кевин получил прокол шины в первой части, и если детально всё проанализировать, то становится понятно вот что: две машины едут друг за другом, Кевин никуда не смещается, Шарль его догоняет и решает уйти вправо. Буквально мгновенье спустя смещается и машина Кевина – нельзя сказать, что он заблокировал соперника, поскольку принял решение сдвинуться вправо лишь спустя долю секунды после манёвра Шарля.
Чтобы это заметить, надо несколько раз просмотреть видеозапись эпизода и детально её проанализировать: фактически разница между началом манёвра Леклера и манёвром Магнуссена – один кадр. Думаю, это было просто неудачное стечение обстоятельств, и стюарды это почувствовали.
Вопрос: Под конец гонки Боттас срезал шикану, и похоже, что Ферстаппен был этим сильно недоволен. Вы рассматривали этот эпизод? Макс потом сказал, что в следующий раз тоже просто срежет шикану и не будет пытаться вернуться на трассу…
Чарли Уайтинг: Это он глупость сказал. Было совершенно понятно, что Валттери допустил ошибку, заблокировал колёса и потерял по отношению к Максу полсекунды. Мы это увидели, проанализировав время по секторам. Причём его никто не атаковал, а это совсем другая ситуация, отличная от той, если бы он остался впереди соперника за счёт того, что срезал шикану. Это была просто ошибка.
Вопрос: Макс также сказал, что в Китае за аналогичный эпизод, когда он столкнулся с Феттелем, находясь в повороте на внутренней траектории, он получил 10-секундный штраф, а сегодня Себастьяна штрафовать не стали. Вы можете сравнить два этих эпизода?
Чарли Уайтинг: В Китае всё произошло в шпильке, и там Макс врезался в машину Себастьяна почти под прямым углом. Я не думаю, что между этими эпизодами есть что-то общее. Насколько мне помнится, тогда совершенно чётко просматривалась вина Макса, чьи непродуманные действия стали причиной аварии. А то, что сегодня делал Себастьян, было реальной попыткой атаки.
Вопрос: Гонщики говорили, что было бы неплохо, если бы на этой трассе тоже появилась вторая зона DRS – такой вопрос вообще рассматривался?
Чарли Уайтинг: Нет. Мы изучили ситуацию на всех трассах, и в Сузуке можно было только удлинить зону DRS на старт-финишной прямой, но проблема в том, что сделай мы её на 100 метров длиннее – а нам бы этого хотелось – то её начало находилось бы непосредственно в 18-м повороте, где на машины действует перегрузка порядка 2g, а это не самый подходящий момент для того, чтобы открывать заднее крыло.
Обычно для зон DRS мы стараемся подыскивать участки, где перегрузки меньше 2g – такие варианты мы считаем приемлемыми. Но некоторые гонщики начали задавать вопросы: почему тогда нельзя сделать вторую зону DRS от 14-го поворота до последней шиканы, чтобы она включала и поворот 130R?
Действительно, почему бы и нет? Но вспомните Сильверстоун, где мы разрешили проходить 1-й поворот с открытым крылом, и две машины именно там вылетели с трассы из-за того, что гонщики поздно закрыли DRS или не закрыли вообще. Разумеется, они сами сделали такой выбор, но после этого они же выражали недовольство: почему вообще разрешили использовать DRS в 1-м повороте Сильверстоуна? В общем, я не думаю, что стоит пытаться повторить этот опыт здесь.
Но сегодня мы и так видели хорошие обгоны, поэтому я не считаю, что необходимо принимать какие-то дополнительные меры.
Вопрос: В начале этого уик-энда Маурицио Арривабене подтвердил, что на машинах Ferrari действительно установлены дополнительные датчики, что связано с особой конструкцией батареи. Вы можете это подтвердить и объяснить, для чего это было сделано?
Чарли Уайтинг: Нет. (смеётся) Если бы я это сделал, мне бы пришлось рассказать всё о машине Ferrari, и тогда остальные команды поймут какие-то моменты, с ней связанные. Я не могу этого допустить.
Вопрос: Вы были во Вьетнаме и инспектировали районы, где может быть проложена трасса будущего Гран При – есть ли какой-либо прогресс в реализации этого проекта?
Чарли Уайтинг: Никакого реального прогресса в деле сооружения трассы нет, но уже намечены районы, где она пройдёт. Проект находится на продвинутой стадии разработки, и, насколько мне известно, речь идёт о возможном включении этой гонки в календарь сезона 2020 года. Эти районы находятся на западе Ханоя в 12 км от центра города. Предполагается, что трасса в основном пройдёт по улицам, но один из участков ещё только предстоит построить – в том числе должен быть сооружён комплекс боксов.