Caterham F1 готовится к важному событию: на следующей неделе впервые заработает мотор Renault, установленный на новое шасси СТ01. Технический директор команды Марк Смит рассказывает о том, как идет работа над новой машиной…
Вопрос: Чем сейчас занят инженерный департамент Caterham?
Марк Смит: На прошлой неделе мы в целом завершили сборку первого шасси. Само по себе оно состоит из двух углепластиковых половинок, изготовленных в автоклаве, но также есть множество деталей, которые к нему крепятся. Поэтому, даже когда два главных компонента шасси извлечены из формы, в которых они выпекаются, и соединены вместе, предстоит проделать еще много работы, прежде чем монокок будет собран.
Например, для фиксации различных деталей на своих местах мы используем специальные скобки. Прошлая неделя была полностью посвящена этой работе, а также доведению шасси до той кондиции, после которой его уже можно будет красить.
В прошлую субботу утром я наведался в сборочный цех, а затем в ходе уик-энда были сделаны две вещи. Во-первых, топливная ячейка была установлена в машине, испытана под давлением, а также была проверена ее емкость. Во-вторых, была установлена передняя подвеска – пока не все её детали есть в наличии, но мы смонтировали то, что можно было смонтировать…
Вот так идет работа. Двигатель и коробка передач готовы, и мы их тоже устанавливали, чтобы провести общую проверку, но затем демонтировали – до того момента, когда к нам приедут специалисты Renault и Red Bull Technology, это произойдет на следующей неделе.
Когда все это будет окончательно смонтировано, мы сможем установить на свои места другие компоненты – например, магистрали тормозной системы. После этого наши поставщики смогут все проверить – в общем, мы устанавливаем различные детали по мере их изготовления, и этот процесс будет продолжаться до самого момента первого запуска двигателя.
Второе шасси также вскоре будет готово. Вероятно, в понедельник оно будет изготовлено, после чего с ним начнут работать механики…
Вопрос: А что можно сказать о краш-тесте и процедуре омологации FIA? Шасси успешно выдержало все испытания, но что это означает в реальности?
Марк Смит: В последние годы краш-тесты стали более жесткими. Мы прошли несколько статических тестов, когда на шасси воздействует статическая нагрузка, а также ударные тесты, где нагрузки носят динамический характер.
Один из ключевых видов испытаний – фронтальный краш-тест. При этом носовой обтекатель закреплен на шасси, нагруженное до требуемого веса, после чего монокок разгоняется до определенной скорости и врезается в стальную стену.
Есть и другой вид теста, без носового обтекателя, когда к передней части шасси крепится пластина, и всё это ударяется в конструкцию из шести специальных блоков. При этом действительно проверяются все элементы структуры шасси, например, переборка монокока, расположенная позади сиденья гонщика, к которой крепится топливный бак.
Также проводится задний и боковой краш-тесты, так что машина подвергается всесторонним испытаниям, и это помогает сохранить жизни гонщиков.
Когда все тесты успешно завершены, шасси проходит омологацию. Требования очень высокие, и команде необходимо проделать огромную работу, чтобы пройти все испытания, так что мы довольны, что смогли все завершить еще до Рождества. Значит, все наши расчеты были правильными.
Вопрос: Что происходит с шасси после краш-тестов?
Марк Смит: Это шасси по-прежнему можно использовать. Разумеется, если оно повреждено, тогда команда может отремонтировать карбоновые структуры – как правило, это удается без особых проблем. Если же шасси не выдержало краш-тест, его придется списать. Но небольшие повреждения вполне поддаются ремонту.
Если такие повреждения случаются в ходе краш-тестов, то затем всё то, что было отремонтировано, надо вновь подвергнуть испытаниям. Когда шасси проходит обязательные тесты FIA, то все остальные шасси, которые мы будем изготавливать позже, должны состоять из точно таких же компонентов, что использовались на тестах.
Вопрос: Caterham CT01 будет представлена на следующей неделе в журнале F1 Racing. Волнуетесь?
Марк Смит: Надеюсь, я испытываю такие же чувства, что и все остальные, поскольку в машину вложен труд всего коллектива. По-моему, наша новая машина неплохо выглядит. Так что мы испытываем волнение и гордость, ведь CT01 вскоре приобретет окончательный вид – будет полностью собрана, покрашена и готова к презентации. Но при этом мы с некоторой тревогой будем ждать первых тестов, чтобы выяснить, насколько машина быстра, и понять, как мы выглядим по сравнению с нашими соперниками.