F1ЛОС’офия: Три богатыря

«Богатыри», картина Виктора Васнецова

«…В широкой степи стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович…»

Русская народная былина «На заставе богатырской»

Иногда достаточно одной короткой новости, чтобы привычная картина мира изменилась. Не будем преувеличивать, конечно, речь идёт не о вселенском масштабе, а лишь о мире автогонок в восприятии российских болельщиков и моём, в частности. Так вот, напомню, что такая новость пришла в понедельник 21 октября часа за полтора до полуночи. В Toro Rosso подтвердили, что в 2014 году Даниил Квят будет выступать в основном составе команды, заменив своего австралийского тёзку Даниэля Риккардо. В полной мере значение этого события станет понятно лишь со временем, но в тот момент, наверное, практически все, кто неравнодушен к судьбам нашего автоспорта, испытали чувство, похожее на радостное удивление. И было от чего.

Обратимся к событиям более давним. Когда в Формуле 1 в начале 2010-го года дебютировал Виталий Петров, в предыдущем сезоне ставший вице-чемпионом GP2, то сразу привлёк к себе внимание: ещё бы, ведь после трёх с половиной сезонов в молодёжной серии он вдруг оказался в Renault F1 в качестве напарника талантливого Роберта Кубицы. Для российских болельщиков забрезжил свет в конце тоннеля – вот она, наша надёжа и опора! Теперь будет кому постоять за Отечество на Гран При России, который тогда был только в проекте.

«Надёжа и опора», порадовав несколькими удачными выступлениями, запомнился тремя главными достижениями: в Абу-Даби в 2010-м он без особых проблем сдерживал отчаянные атаки Фернандо Алонсо, на глазах у всего мира лишившегося шансов на титул, и финишировал впереди испанца; в Мельбурне в 2011-м вновь оказался молодцом и поднялся на подиум, а в финале следующего сезона в Сан-Паулу, уже за рулём Caterham, за счёт дерзкого обгона выиграл принципиальную схватку с соперником из Marussia, обеспечив своей команде 10-е место в Кубке конструкторов. Кстати, по итогам того сезона он уверенно опередил более опытного напарника, Хейкки Ковалайнена, у которого в Формуле 1 весьма неплохая репутация….

Все знают, что было потом: «в знак благодарности» хозяева Caterham не стали продлевать с Петровым контракт, впрочем, по причинам, далёким от спорта, и на этой почве у Виталия произошёл разрыв с тогдашним менеджером. К его ситуации мы ещё вернёмся, но в этом году у всех нас нарастало чувство тревоги: неужели на стартовом поле в Сочи не будет ни одного соотечественника?..

Но, как в русских народных сказках, в предпоследний момент ситуация была спасена, неожиданно пришла подмога, причем, откуда не ждали.

Квят

Даниил Квят

Мне вспоминается короткая встреча с Хельмутом Марко, всемогущим консультантом концерна Red Bull, состоявшаяся в ноябре 2010 года во время молодежных тестов в Абу-Даби. «В нашей молодёжной программе появился русский гонщик Даниил Квят, – сказал он тогда. – Очень перспективный парень». Доктор Марко знал, что говорил, хотя на тот момент «перспективный парень» провёл только дебютный сезон в европейской Формуле BMW.

И вот спустя три года я стоял возле подиума на том же автодроме Яс-Марина, играл гимн России, а Даниил Квят, только что выигравший финальную гонку GP3 и завоевавший чемпионский титул, принимал поздравления от Уилла Бакстона, британского журналиста, комментирующего молодёжные серии. Как обычно, Уилл с настроением вёл интервью на подиуме, и чувствовалось, что он искренне рад победе российского гонщика.

Полагаю, многим знакомо воодушевление, которое испытываешь, воспринимая произведение искусства – неважно, слушая музыку, читая хорошую книгу или созерцая художественное полотно. Вот так эксперт в области автоспорта вдохновляется, наблюдая за гоночным почерком того или иного пилота, который формируется ещё в младые лета. За пару дней до триумфа Квята в Абу-Даби в интервью F1News.Ru Бакстон сказал: «Даниил – очень талантливый парень. Он полностью отдаётся работе, и его стиль пилотирования отличает особая аккуратность. Я имею в виду, что он очень точно выбирает гоночные траектории, рационально располагает машину на трассе и не совершает ошибок.

Но также он очень разумно и честно борется в ходе гонок – мне это нравится… В этом году результаты Квята превзошли все ожидания, и не исключено, что нам выбор в его пользу кажется неожиданным, а для Хельмута Марко и Red Bull это был абсолютно естественный шаг».

Кстати, в тот самый момент, когда на подиуме автодрома Яс-Марина Даниил отвечал на вопросы Бакстона, а на трибуне напротив восторженно веселились российские болельщики, чуть поодаль возле боксов оживлённо общались уже упомянутый доктор Марко, Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull Racing, и Ники Лауда, человек-легенда (кстати, соотечественник и старинный приятель Марко). Никаких сомнений, эмоции всех троих были непосредственно связаны с успехом Даниила. Но руководителей гоночной программы Red Bull можно понять, а чему радовался Лауда? Может быть, он тоже обратил внимание на стиль Квята и решил заранее поинтересоваться, почём через пару-тройку лет обойдётся переход Даниила в Mercedes? Впрочем, это лишь мои предположения.

По общему мнению, столь грозного начальника, как Марко, ещё поискать. Вот что недавно про него сказал Михаил Алёшин, в свое время тоже прошедший школу Red Bull: «Нет сомнений, что Марко – один из самых жёстких руководителей, с которыми я когда-либо общался. Но надо отметить, что по большей части жёсткость эта справедлива. Ведь главное в спорте – результаты, а в автоспорте они абсолютно прозрачны. Я знаю, что Марко очень хорошо относится к Даниилу и действительно верит в его талант».

Теперь я тоже это знаю, потому что своими глазами видел, что консультант Red Bull Racing просто светился – это не преувеличение! Такое с ним бывает, когда очередную победу одерживает или выигрывает очередной титул другой его воспитанник – Себастьян Феттель. Разумеется, я этим не мог не воспользоваться и задал ему несколько вопросов.

«С середины сезона Даниил стабильно и быстро прогрессировал. Но больше всего нас поражала его психологическая стойкость и природная скорость, – в этих словах суть того, что ответил Марко. – Сегодня мы вновь увидели, что он отличный гонщик, понимаете? Он справился с огромным прессингом, связанным с тем, что уже объявлено о его переходе в Формулу 1. Все эксперты говорили, что он слишком молод и всё такое прочее. Но точно так же было, когда мы выбрали Феттеля!»

Потом все видели, как спокойно и стабильно Даниил отработал на пятничных тренировках в США и Бразилии, либо показывая результаты, вполне сравнимые со скоростью более опытного Риккардо, как в Остине, либо проехав круг быстрее Жана-Эрика Верня, как это было на мокром асфальте Интерлагоса. С одной стороны, итоги тренировок – ещё не показатель, с другой – не считая работы на симуляторе, Квят впервые ездил на этих трассах, которые никак нельзя назвать простыми, и вообще впервые пилотировал Toro Rosso STR8 в дождь.

Был и ещё один нюанс, на который мог обратить внимание тот, кто слышал, как он общался с международной гоночной прессой. Расшифровки интервью читали все, но они не передают интонаций, а настроение отображается там лишь краткими ремарками, типа «смеётся» или «пауза». Так вот, Даниил отвечает на вопросы наших зарубежных коллег столь же спокойно, уверенно и толково, как работает за рулём гоночной машины. И при этом чувствуется, что журналистам он просто по-человечески нравится – в дополнение к явным признакам таланта, которые демонстрирует на трассе.

Впрочем, спорт – штука жестокая, и та же пресса, что сегодня готова хвалить подающего надежды юниора, завтра не пощадит его самолюбия, как только он даст повод. Но создаётся стойкое впечатление, что такого повода Даниил никому давать не собирается. А как на самом деле пойдут дела в следующем сезоне, покажет будущее. Пока же предлагаю сойтись на том, что доктор Марко редко ошибается.

Петров

Виталий Петров

Возвращаемся к Виталию Петрову, самому сложному персонажу нашей былины про трёх гоночных богатырей. С самим-то богатырём всё в порядке, не так давно с ним встречался, у нас состоялся довольно продолжительный разговор, а вот ситуация у него действительно неоднозначная. И это притом, что с точки зрения здравого смысла она, эта ситуация, проще простого.

В Абу-Даби у меня была непротокольная беседа с людьми из Caterham, работавшими с Виталием в прошлом году. Было приятно слышать, что Петрова вспоминают очень по-доброму, он оставил хорошее впечатление и как человек, и, самое главное, как профессионал, который, безусловно, давно доказал, что заслуживает места в Формуле 1. Но так сложилось, что Виталий остался без контракта на 2013 год, и к моменту написания этих строк нет информации о том, что первого российского гонщика Ф1 мы увидим на старте в Мельбурне.

По словам Петрова, в этом году он многое переосмыслил и сделал всё, что было в его силах, чтобы вернуться в паддок. Оказалось, что многие команды готовы вести с ним переговоры о сотрудничестве. Какие команды, спросите вы?

«Со многими велись переговоры – понятно, что мы сюда не включаем команды уровня Mercedes, Ferrari, McLaren и Red Bull, на место в которых не претендуем, – сказал Виталий. – Мы начинаем со следующего дивизиона, исключая Caterham и Marussia. Со всеми остальными мой человек разговаривал, и все ждут…»

Сразу оговорюсь, что этот разговор датирован серединой октября, но ситуация Петрова с тех пор принципиально не изменилась, хотя мест в командах, конечно, стало меньше. Но формально они ещё остаются, да и в Формуле 1 бывает всякое – давайте вспомним, в какой момент в 2012-м было объявлено о контракте Петрова с Caterham, и когда прошлой зимой сели за руль Адриан Сутил и Жюль Бьянки. Хотя, разумеется, не стоит преувеличивать значение слова «ждут» применительно к переговорам с командами.

Виталий не называет, кто именно вёл эти переговоры, но, насколько можно понять, это опытный европейский менеджер, свой человек в паддоке, которому можно доверять. Во всяком случае, Петров ему доверил свою судьбу на ближайший год. Когда в наше время команды говорят о готовности к сотрудничеству с тем или иным гонщиком, она всегда выражается в цифрах как минимум семизначных. В большинстве случаев вопрос ставится так: гонщик приводит спонсоров, и те оплачивают его место в команде. Звёздных пилотов, которым платят серьезные деньги за их работу, меньше десятка, да и то подчас это многосторонние схемы, вроде «Ferrari – Алонсо – Santander», и ведь никому не придёт в голову назвать Фернандо рента-драйвером.

Сложность ситуации Виталия заключается в том, что поддержать его материально никто не спешит. Наверное, можно навскидку привести ряд вполне очевидных причин, объясняющих, почему в нашей стране не спешат выделять деньги конкретному гонщику, неважно, молодому Квяту или опытному Петрову. Ведь в том, что Даниил попал в Формулу 1, есть исключительно его собственные заслуги и заслуги его родителей – а остальное сделал австрийский концерн Red Bull и прозорливые менеджеры вроде Хельмута Марко, в свое время разглядевшие в русском юниоре из Уфы настоящий талант. Не исключено, что постепенно подтянутся и какие-то российские спонсоры, но всё это произойдёт уже пост-фактум.

Путь Петрова в Формулу 1 был иным, но общий момент в том, что и тогда российские спонсоры не спешили поддерживать перспективного гонщика, хотя с ним готова была сотрудничать некогда чемпионская команда, которая в 2010-м ещё по инерции называлась Renault F1, а затем стала Lotus. Приведу слова Оксаны Косаченко, бывшего менеджера выборгского пилота, сказанные в интервью «Московским новостям» накануне его второго сезона в Ф1: «В прошлом году мы остались в долгу перед командой, и этот долг Петров-старший (т.е. отец гонщика) закрыл сам. В 2010-м был согласован лимит, который мы должны были обеспечить за счет российских спонсоров, но нам это не удалось. Ну не понимают спонсоры или ждут команды сверху. Поэтому мы вынуждены были взывать к Путину».

Президент России на определённом этапе действительно вмешался в ситуацию, спонсоры получили команду, и Виталий Петров продолжил выступать в Формуле 1. Но на поддержку такого уровня нельзя рассчитывать вечно…

В общем, сейчас картина такая: в стране есть гонщик с уникальным опытом 58-ми Гран При, который по итогам своего второго сезона в чемпионате мира занял 10-е место в личном зачёте, опередив Ника Хайдфельда, весьма сильного напарника. С тех пор он стал только более зрелым профессионалом, и здравый смысл подсказывает, что за рулём нормальной машины Виталий в состоянии показывать нормальные результаты, он это доказывал не раз. Тем не менее, контракта на 2014 год, год Гран При России, у него нет. Хочется думать, что пока нет, хотя время не ждёт.

На фоне тех затрат, которые сегодня идут на Олимпийский проект и подготовку к российскому этапу Ф1, на финансирование ещё одного сезона Петрова в чемпионате мира нужно не так уж много. И только представьте, что на старт в Сочи 12 октября следующего года могут выйти два наших гонщика – талантливый дебютант сезона и опытный боец, прошедший серьёзную школу, жизненную и спортивную – это же совсем другая история! Не хочется переходить на пафос, но понятие «престиж страны» сейчас не менее актуально, чем в прежние времена.

Сироткин

Сергей Сироткин

Третьему богатырю, пожалуй, рановато присваивать даже звание есаула – смотри эпиграф. Чудес в Формуле 1 не бывает, точнее, они случаются, но редко, и их лимит на следующий год исчерпан предстоящим дебютом Даниила Квята в Toro Rosso. Случай с Сергеем Сироткиным и гипотетическим интересом к нему со стороны Sauber – это уже совсем коммерческий проект, хотя, похоже, неудачный.

Никто не отрицает таланта Сироткина, его неплохой подготовки, как гоночной, так и психологической – судя по умению общаться с прессой – но спортивных заслуг у него пока маловато. Всё-таки в Формулу 1 приходят люди, пусть даже и не вполне взрослые, но достаточно ярко проявившие себя в младших категориях уровня GP2, Мировой серии Renault и GP3, как в свое время было с Валттери Боттасом, чей путь отчасти повторяет Квят, но по более выигрышной траектории.

Даже если Sauber удастся в какой-то мере реализовать декларированные ещё летом договорённости с российскими партнерами, в чём в последнее время всё больше сомнений, Сергею было бы полезно провести ещё хотя бы сезон в сильном молодёжном чемпионате и походить в статусе резервного пилота швейцарской команды. Это было бы похоже на более-менее реалистичный план, и хочется верить, что хорошие новости о Сергее мы ещё услышим. Вопрос, когда?

При чем здесь фольклор?

Кто-то может спросить, а что, собственно, роднит историю про российских гонщиков, стремящихся в Формулу 1, с героями русского фольклора? Дело в том, что былинные богатыри часто были воинами-одиночками, которые вершили свои подвиги совершенно автономно, без всякой поддержки со стороны тогдашнего государства, скажем, Киевской Руси времён князя Владимира. А вот по факту совершённого подвига порой получали признание, и в сложных ситуациях правители призывали их на защиту отечества, поскольку без богатырей в таких случаях не обойтись.

Ситуацию с нашим присутствием в Формуле 1 простой не назовёшь, и, сдаётся, страна могла бы пойти на ряд вполне логичных шагов, чтобы призвать под свои знамёна гонщиков, которые реально могут принести ей спортивную славу. Вот, например, Михаил Алёшин при поддержке программы SMP Racing теперь будет пробовать свои силы в заокеанском чемпионате IndyCar, что само по себе здорово и интересно, но я отлично помню, как горели его глаза после молодёжных тестов в Абу-Даби осенью 2010 года…

А Эрик Булье, тогда ещё руководитель Renault F1, в интервью нашему сайту сказал: «Со своей задачей Алёшин справился неплохо: нашел общий язык с командой, и его работа в каких-то аспектах была просто отличной, в каких-то аспектах ему пока не хватает опыта. Он это понимает, самокритично к себе относится, и это хорошая черта…»

Остаётся добавить, что самокритичность – не единственная хорошая черта лучших российских гонщиков, у них много и других достоинств – спросите хотя бы Хельмута Марко.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Другие Новости по теме
Читайте ещё