Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Японии

Накануне 15-го этапа сезона британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен анализирует особенности японской трассы в Сузуке и факторы, способные повлиять на развитие событий Гран При Японии…

В этом году на Гран При Японии не будет решаться судьба титула, как это было в 2011-м, но, тем не менее, он станет важной гонкой, от которой зависит дальнейший ход борьбы в чемпионате, хотя его победитель, видимо, определится только в Бразилии.

Сузука, как и бельгийская трасса в Спа, занимает особое место в сердцах гонщиков: она очень сложная и интересная, с множеством скоростных поворотов и уникальным первым сектором, состоящим из серии быстрых извивов, через который проходит единственная правильная траектория.

В прошлом году исход Гран При во многом зависел от тактики, поскольку на первой части дистанции гонщику McLaren Дженсону Баттону хватало скорости, чтобы не отставать от стартовавшего с поула Себастьяна Феттеля, и британцу удалось лучше контролировать износ шин, поэтому он смог позже провести пит-стоп и выехать на трассу впереди чемпиона мира. Когда машины равны по скоростным возможностям, именно тактика может стать решающим фактором.

Несмотря на DRS, на Сузуке по-прежнему сложно обгонять, хотя в таких ее местах, как шикана или знаменитый поворот 130R, мы видели успешные обгоны.

Особенности трассы

Сузука. 53 круга по 5,807 км = 307,471 км. 18 поворотов, высокие средние скорости, конфигурация трассы в виде «восьмерки» – гонщики ее очень любят. Аэродинамика настраивается на высокую прижимную силу. Максимальная скорость – 324 км/ч при активированной системе DRS и 312 км/ч – без нее.

Гонщики 70% круга проезжают с полностью нажатой педалью газа (довольно высокий показатель, выше среднего). Для преодоления всей дистанции требуется 148 кг топлива (это также выше среднего). Расход топлива – 2,73 кг за один круг (выше среднего).

На каждом круге торможения занимают около 10% от времени его прохождения (низкий показатель). Число зон торможения – 9. Износ тормозов – низкий. На этой трассе нагрузка на тормоза не столь высока.

Потеря времени на пит-стопе – 16,8 секунды (средний показатель).
Общее время, необходимое для проведения пит-стопа: 20,8 секунды (средний показатель). Каждые дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0,385 секунды (высокий показатель).

Расстановка сил

В прошлом году Себастьян Феттель стал двукратным чемпионом мира уже после Гран При Японии. В этом году он отстает от Фернандо Алонсо в личном зачете, и за оставшиеся 6 гонок ему надо отыграть 29 очков. Год назад к этому моменту у него было девять побед, тогда как сейчас – только две.

Льюис Хэмилтон и Алонсо – единственные, кто выиграл по три гонки в этом году. Сход с дистанции в Сингапуре заметно осложнил ситуацию Хэмилтона: чтобы остаться в числе претендентов на титул, в Японии ему надо выигрывать.

McLaren сейчас в хорошей форме, в последних четырех гонках пилотам этой команды достались четыре поула и три победы. Но Баттон будет оштрафован потерей пяти стартовых позиций из-за замены коробки передач. Red Bull Racing в Сингапуре сделала шаг вперед, внедрив ряд технических новинок, тогда как Ferrari стоит прибавить, чтобы не отстать от соперников.

Если говорить о прежних достижениях гонщиков, то Михаэль Шумахер побеждал на Сузуке шесть раз, Феттель – дважды, Алонсо – один раз (и еще однажды он выиграл гонку на Фудзи), по одному разу здесь выигрывали Баттон и Хэмилтон. В 2005-м году Кими Райкконен одержал свою знаменитую победу, выйдя в лидеры на последнем круге за счет яркого обгона.

Прогноз погоды

После удушающей влажности Сингапура гонщикам и инженерам будет приятно вернуться в более нормальный климат. Сузука находится недалеко от побережья, поэтому там всегда есть вероятность внезапных ливней, иногда весьма сильных. Однако пока в этот уик-энд ожидается солнечная погода и температуры на уровне 27 градусов. Если теплая погода сохранится, это приведет к повышенному износу резины.

Шины и другие факторы

Pirelli привозит в Японию шины Soft (желтая маркировка) и Hard (серебристая маркировка). Эта комбинация составов использовалась в Барселоне и Сильверстоуне.

Команды должны помнить, как вели себя эти шины в Сильверстоуне, где более жесткие шины были предпочтительными для гонки. Победа тогда досталась Марку Уэбберу, который стартовал на мягких шинах и проехал два более длинных отрезка на Hard.

В прошлом году итальянские шинники выбрали для Сузуки резину составов Soft и Medium, которая работала на пределе возможностей, что проявлялось в ее пузырении. Отчасти это объяснялось углом развала передних колес, который использовался командами, но также тем, что боковины шин нагревались до высоких температур.

В Pirelli это учли, и вместо Medium привезут жесткие шины, следовательно, такая резина должна лучше справляться с различными погодными условиями и неожиданностями. В октябре в Сузуке может быть прохладно, однако не исключены и высокие температуры, вплоть до 30 градусов: тогда интенсивность деградации шин повышается, что приведет к большему числу пит-стопов.

Шины на Сузуке испытывают очень серьезные нагрузки, в некоторых поворотах превышающие 800 кг. Разница в скорости между Soft и Hard ожидается примерно на уровне 0,6 – 0,8 секунды на круге.

Проблем с прогревом резины быть не должно, поскольку на первом секторе, состоящим из серии быстрых поворотов, шины будут подвержены значительным боковым нагрузкам.

Число и вероятное время проведения пит-стопов

В прошлом году первая тройка гонщиков предпочла одинаковую тактику: три отрезка на мягких шинах в начале, и финальный отрезок – на свежих комплектах Medium. Разница была только в уровне износа резины, с которым столкнулся каждый из них, и во времени проведения пит-стопов. Баттону удалось проехать несколько более длинный первый отрезок, чем Феттелю, и за счет этого выиграть гонку.

В этом году, очевидно, будет на один пит-стоп меньше, так что нельзя исключать, что кто-то из гонщиков проедет дистанцию с двумя остановками, а остальные – с тремя. Поскольку ожидается теплая погода, температурный фактор будет сказываться на ресурсе шин, особенно передних, и это будет диктовать определенный выбор тактики. Как только резина начнет деградировать, команды, отреагировав на это, начнут проводить пит-стопы. Как и в Сингапуре, в ход гонки может вмешаться автомобиль безопасности, и из-за этого кому-то придется поменять тактику.

Автомобиль безопасности всегда на руку тем гонщикам, кто собирается проехать дистанцию, проведя на один пит-стоп меньше. Поскольку вероятность появления сейфти-кара довольно высока, всегда имеет смысл продумать более гибкую тактику, которая позволяет в определенных обстоятельствах перейти на вариант с двумя пит-стопами.

Команды, чьи машины позволяют беречь резину, например, Sauber и Lotus, могут попытаться проехать дистанцию с двумя пит-стопами и заработать очки.

Вероятность выезда автомобиля безопасности

На Сузуке эта вероятность равна 60%, т.е. в среднем автомобиль безопасности появлялся на трассе 0,6 раз за гонку. Все аварии здесь происходят на высоких скоростях, поэтому часто приходится заниматься уборкой трассы от обломков. В четырех из пяти предыдущих гонок на Сузуке сейфти-кар выезжал хотя бы один раз: именно так было в трех последних Гран При Японии.

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.