Гран При Австралии: Стратегический обзор

Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Мельбурне.

Когда было объявлено о новых шинных правилах 2016 года, которые дают командам возможность выбирать слики из трёх возможных вариантов составов, стало понятно, что это расширит тактическое разнообразие и может сделать гонки более интересными. Именно это мы увидели на первом этапе сезона в Мельбурне.

Несколько гонщиков использовали шины всех трёх имевшихся в их распоряжении составов, а исход борьбы за лидерство предрешили решения, принятые после приостановки гонки вследствие аварии Фернандо Алонсо.

Проанализируем, когда и как в Ferrari допустили просчёт, вспомним споры вокруг тактики в Toro Rosso и посмотрим, как Рут Бэском, отвечающая за стратегию в Haas F1, помогла Роману Грожану заработать 8 очков в дебютной гонке американской команды.

Ожидания перед стартом

В пятницу в Мельбурне лил дождь, поэтому работа на трассе во время тренировок была ограничена – из-за этого никто не смог получить чёткое представление об особенностях поведения шин. На тестах в Барселоне у команд было немало времени проверить, как их машины взаимодействуют с резиной всех составов, однако поверхность асфальта на каталонском кольце отличается более высокой абразивностью, и там больше скоростных поворотов. При этом в Альберт-парке всегда были проблемы с гранулированием резины, поскольку машины обычно скользят по трассе из-за плохого сцепления.

По предварительным расчётам, некоторые машины вполне могли преодолеть дистанцию с единственным пит-стопом, проехав на шинах Medium отрезок в 40 кругов. Но у кого-то могли возникнуть сложности с прогревом этой резины. На пит-стопе в Мельбурне теряется 23 секунды, а это довольно много, поэтому всегда хочется свести к минимуму число остановок в боксах.

Почему в Ferrari допустили тактический просчёт?

Ferrari лидировала на протяжении 34-х из 57-ми кругов гонки, но упустила победу. Объясняется это не совсем теми причинами, которые приводятся в отчётах о гонке – в основном дело было в решениях, принятых ещё до старта.

В гонке итальянская команда сделала ставку на шины SuperSoft, поэтому в финале квалификации их гонщики сэкономили по комплекту самой мягкой резины. В свою очередь это означало, что в воскресенье они могли использовать только по одному комплекту Soft.

На первом отрезке лидировал Феттель, но в Mercedes позвали Росберга в боксы уже на 12-м круге, чтобы за счёт более раннего пит-стопа опередить Райкконена и выйти на 2-ю позицию. У Ferrari не было выбора, пришлось применять контр-меры, поэтому Кими остался на трассе, а на пит-стоп позвали Себастьяна. На машину Феттеля поставили комплект SuperSoft, оставшийся с субботы. Росберг, однако, перешёл на Soft и фактически с этого момента задавал тон, скорее всего выиграв бы гонку, даже если бы не было красных флагов. Дело в том, что Феттелю пришлось провести пит-стоп раньше, чем он планировал, и с единственным имевшимся в запасе комплектом Soft у него оставалось не так уж много вариантов.

Намерения Mercedes были понятными, когда на 18-м круге на машину Хэмилтона они поставили комплект шин Medium. Это говорило о том, что в чемпионской команде не сомневались в своей способности преодолеть всю дистанцию с единственным пит-стопом. И когда кругом позже гонка была приостановлена красными флагами после аварии Алонсо, в Ferrari поняли, что Росбергу тоже поставят комплект Medium, на котором он поедет до финиша.

Что можно этому противопоставить? Себастьян по-прежнему ехал впереди Нико, тогда как Кими оказался на 3-й позиции позади них. Можно было применить раздельную тактику и поставить на машину Райкконена шины Meduim, чтобы он прикрывал тыл от атак Хэмилтона (хотя в любом случае вскоре после рестарта Кими сошёл).

В Ferrari не хотели ставить на машину Феттеля шины Medium, чтобы попытаться как-то противодействовать Mercedes – отчасти потому, что знали: Росберг прогреет резину быстрее, чем Себастьян, и, вероятно, попытается обогнать его сразу после рестарта. Кроме того, в Скудерии не были уверены, что смогут проехать на Medium такой длинный отрезок и сдержать натиск Хэмилтона на последних кругах.

Поэтому перед рестартом Феттель получил комплект SuperSoft, но оказался в невыгодном положении: в Mercedes понимали, что он не сможет ехать на этих шинах с максимально возможной скоростью, потому что ему надо было продержаться на них дольше, чем обычно. В Ferrari не могли перейти на Soft до 35 круга – длина заключительного отрезка определялась ресурсом этих шин. Будь у Ferrari два комплекта Soft, можно было бы действовать более гибко.

Поэтому неверно говорить, что в Ferrari упустили победу из-за ошибки в выборе резины по ходу гонки – на самом деле просчёт был допущен ещё до старта Гран При.

Что произошло в Toro Rosso?

Один из самых любопытных эпизодов гонки был связан с радиодебатами по вопросам тактики, развернувшимися между гонщиками Toro Rosso и командой, из-за чего в итоге команда из Фаэнцы потеряла много очков. Весь уик-энд их машина была очень быстра, оба пилота хорошо провели квалификацию, и казалось, что у них все шансы на высокий результат.

После рестарта Ферстаппен и Сайнс ехали на 5-й и 6-й позициях, причём оба получили по свежему комплекту Soft, хотя Хэмилтон и ещё несколько гонщиков, следовавших позади него, перешли на Medium, и на этих шинах собирались ехать до финиша – речь о Массе, Грожане, Хюлкенберге, Боттасе и Палмере. Поэтому в Toro Rosso не хотели проводить слишком ранний пит-стоп, после которого Макс и Карлос оказались бы позади всей этой группы.

Однако вскоре оба начали жаловаться, что шины теряют эффективность. Скорость ещё была вполне нормальная, но гонщики убедили команду в необходимости сменить резину. Если бы в Toro Rosso оставили их на трассе ещё на несколько кругов и только потом поставили на машины по свежему комплекту Medium, ближе к финишу эта резина была бы изношена меньше, чем у соперников – тогда Ферстаппен и Сайнс получили бы возможность на последних кругах атаковать тех, кто решил проехать дистанцию с единственным пит-стопом.

Хотя Ферстаппен ехал впереди напарника, в Toro Rosso приняли правильное решение первым позвать в боксы Сайнса – если бы Макс побывал на пит-стопе на 31-м круге, он бы выехал на трассу позади Палмера. Всё пошло не по сценарию в тот момент, когда Ферстаппен единолично решил свернуть на пит-лейн на 32-м круге, хотя команда его не приглашала и не успела подготовиться.

Из-за этого голландец потерял 5 секунд и откатился на 12-ю позицию, оказавшись позади Переса. Из-за столь раннего пит-стопа разница в состоянии шин по сравнению с теми, кто ехал с одной остановкой в боксах, была не столь значительной, чтобы их обогнать, поэтому всё закончилось тем, что Ферстаппен пропустил Массу, Грожана, Хюлкенберга и Боттаса – весьма огорчительный исход для всей команды Toro Rosso.

Мало того: после гонки им придётся вызывать Макса на беседу по поводу его самодеятельности, поскольку в Формуле 1 это один из самых тяжких грехов. Гонщики не представляют во всей полноте картину происходящего на трассе, поэтому не им выбирать время для проведения пит-стопов.

Результативный дебют Haas F1

Haas F1 отличилась уже в дебютном Гран При, поскольку Роман Грожан занял 6-е место и заработал 8 очков. Машина показала хороший гоночный темп, и Роман без проблем мог сдерживать натиск Нико Хюлкенберга – можно предположить, что американская команда сможет ещё не раз финишировать в первой десятке.

Результат Грожана стал возможным благодаря продуманной тактике, при которой он стартовал на шинах Soft. В субботу, после ошибки, допущенной в суете первой части квалификации, Грожан рано выбыл из борьбы и должен был стартовать с 19-й позиции. Единственное, что оставалось – это максимально эффективно воспользоваться вполне вероятным появлением на трассе автомобиля безопасности, если такой случай представится, а для этого надо было стартовать на шинах Soft.

Интересно, что когда сейфти-кар действительно выехал – это было сразу после аварии Алонсо, участником которой был Гутьеррес, второй гонщик Haas – американская команда не стала готовиться к пит-стопу Грожана. Это говорит о том, что Рут Бэском, стратег Haas F1, сразу рассудила, что происшествие достаточно серьёзное, следовательно гонка будет приостановлена красными флагами. Некоторые другие гонщики поехали в боксы, например, Боттас. Однако Рут оказалась права, и когда появились красные флаги, Грожан спокойно и без всяких потерь времени провёл свой пит-стоп.

Было понятно, что на его машину надо ставить комплект Medium, и после рестарта французский гонщик ехал на 9-й позиции. Сход Райкконена и странные действия Toro Rosso, о чём речь шла выше, позволили Роману финишировать шестым. Гонщик, специалист по стратегии и вся команда-дебютант отлично поработали!

При составлении Стратегического анализа была использована информация, полученная от ряда команд Формулы 1 и от Pirelli.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.