21 марта Айртону Сенне исполнилось бы 56 лет

Бразилец Айртон Сенна, ставший легендой ещё при жизни, навсегда вошёл в элиту мирового автоспорта – какие бы новые имена ни появлялись, вряд ли кому-то удастся потеснить его с пьедестала. Сколько бы новых титулов ни выиграл Льюис Хэмилтон или Себастьян Феттель, какие бы надежды ни подавал Макс Ферстаппен, при всех своих безусловных или, как в случае с юным голландцем, ещё не вполне доказанных достоинствах они всё-таки останутся немного в тени тех, кто первым вошёл в историю, первым добился всемирной славы.

Сенна был сложным человеком, нацеленным только на победу, на превосходство любой ценой, он во всём и всегда стремился быть первым – и когда атаковал повороты, и когда выбирал команду, выступая в которой, как он считал, шансы добиться успеха были максимально высокими. Его трагическая гибель в 1994-м действительно потрясла весь мир автоспорта, а непримиримое соперничество с Аленом Простом в конце 80-х стало одной из самых интересных страниц в истории Формулы 1.

Жизнь и смерть «Бразильского волшебника» ещё долго будут вдохновлять исследователей и экспертов – достаточно вспомнить получивший немало призов на кинофестивалях документальный фильм «Сенна» Асифа Кападия и Маниша Панди.

Сегодня, в день рождения Айртона Сенны уместно обратиться к воспоминаниям Джо Рамиреса, в 1988-м работавшего координатором в McLaren и ставшего одним из главных свидетелей истории противостояния двух звёзд Формулы 1, которым было тесно в одной команде.

«Рон Деннис пытался переманить Айртона из Lotus ещё в 87-м, но это ему не удалось, – вспоминал Рамирес в интервью F1 Racing, опубликованном в апреле 1997 года. – Я бы не сказал, что Ален приветствовал его приход, но репутация Айртона его не беспокоила. Кстати, Кеке Росберг (который был напарником Проста в McLaren в 1986-м) тогда думал, что переход Сенны в нашу команду пойдёт бразильцу на пользу, он полагал, что на фоне Алена тот будет выглядеть весьма бледно. Кеке считал Проста величайшим гонщиком, невероятно быстрым, который управлял машиной буквально играючи. Можно представить, как он удивился, когда увидел, насколько быстрым оказался Сенна….

Впервые Айртон и Ален работали вместе во время предсезонных тестов в Имоле в начале 1988 года, и уже тогда проявились первые признаки неприязни. Например, они спорили, кому первому садиться за руль, и всё такое. Но прошли тесты невероятно успешно, о подобных результатах любой конструктор гоночных машин и любая команда могли только мечтать.

Мы приехали в Имолу только в заключительный день, хотя другие команды уже работали там два-три дня. Результаты у всех были хуже 1 мин. 28 секунд, но наши парни сразу поехали на уровне 1 мин. 27,5 секунды. Ален даже удивился и говорил, что мог управлять машиной одной рукой. Мы все были настолько изумлены, что когда вернулись на базу команды, Рон собрал весь коллектив и объявил, что с такими пилотами и с такой машиной мы сможем выиграть все гонки.

С самого первого раза, когда Айртон сел за руль McLaren, он был одержим идеей опередить Алена. Он хотел знать, как тот настраивает заднее крыло, какие на его машине стоят передние пружины, какая резина. Каждый раз, возвращаясь в боксы, первым делом он спрашивал, какое время показал Прост. Больше никто его не интересовал. Ален для него был номером один…

Прост сначала посмеивался, но вскоре понял, насколько серьёзная угроза исходит от Айртона. Думаю, это произошло в Имоле, под конец квалификации перед второй гонкой сезона 1988 года. Обычно после сессии Прост возвращался в моторхоум и быстро переодевался. У Сенны был более методичный подход. Переодевшись, он аккуратно складывал все вещи и убирал их, а потом всегда сидел в моторхоуме и словно медитировал.

Я помню, что Ален переоделся, а когда уже собирался выходить из моторхоума, остановился рядом со мной – я как раз изучал результаты квалификации. Прост стоял спиной к Айртону, который был намного быстрее, и Ален не мог понять, откуда у того такая скорость. Он взглянул на разницу в результатах, потом, повернувшись вполоборота ко мне, шёпотом крепко выругался и сказал: “А он быстрый!”

Но Айртон это услышал, посмотрел на меня и подмигнул. В тот момент я понял, что он уже наполовину одолел напарника. А после Имолы было Монако, где Айртон проехал тот невероятный квалификационный круг. Ален был на целую секунду быстрее всех, но Айртон опередил его на полторы секунды! В это было невозможно поверить! Сенна оказался пугающе быстрым и пилотировал с удивительной точностью…»

Так начиналась эта глава в истории Формулы 1, а всё, что было потом, хорошо известно. И в наши дни имя Айртона Сенны всегда звучит, когда кто-то из гонщиков добивается ярких успехов в квалификациях. Например, в минувшую субботу в Мельбурне Льюис Хэмилтон завоевал 50-ю поул-позицию в своей карьере, и комментаторы сразу напомнили, что по числу поулов он уступает только Сенне и Михаэлю Шумахеру.

Но есть ещё один весьма красноречивый статистический параметр: доля поулов в общем числе проведённых квалификаций. Тут картина несколько лукавая, потому что в разные эпохи в календаре чемпионата было разное число этапов, но это не умаляет скорости гонщиков, лидирующих в этом рейтинге. Тут Хэмилтон занимает шестую строчку с показателем 29,76%, а первая тройка выглядит так: Хуан-Мануэль Фанхио (56,86%), Джим Кларк (45,83%) и Альберто Аскари (43,75%).

Сенна только четвёртый, у него 40,37%. Но из гонщиков, выступавших и выступающих в Формуле 1 в период новейшей истории чемпионата, он оказался в этом списке выше всех, причём, со столь убедительным показателем, который вряд ли кто-то превзойдёт в ближайшие годы, если превзойдёт вообще – и в этом есть своя символика. Все имена с первой по четвёртую строчку – настоящие легенды.

21 марта 2016 года Айртону Сенне исполнилось бы 56 лет…


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.