Алонсо и McLaren: Чужой среди своих...

Фернандо Алонсо может принести McLaren столь желанный титул в 2007-м, но противоречия между гонщиком и командой настолько велики, что осенью они неизбежно должны расстаться, выиграет он чемпионат, или нет. Большая дружба может стать следствием противоречий, вспомним Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта, но Фернандо Алонсо и Рон Деннис станут примером того, как быстро может развалиться столь многообещающий союз.

Когда Алонсо подписал контракт с McLaren, его друзья и болельщики были счастливы - есть шанс доказать, что именно он - ни машина, ни Флавио Бриаторе, ни инженеры - именно Алонсо настолько хорош, что выигрывает чемпионат за чемпионатом. Многие считали, что McLaren, с их вниманием к деталям - это как раз та команда, в которой должен выступать Фернандо.

Я тоже так думал. Перейдем к фактам…

Проблемы еще не были очевидны, но конфликт начался на предсезонных тестах. Последовательность событий не играет роли, помните, Фернандо недавно заявил: "Зимой я сделал эту машину быстрее на полсекунды с круга, на шесть десятых, и ждал от команды адекватного ответа".

Фактически, MP4-22 была быстра, едва покинув ворота базы, гонщики McLaren стабильно лидировали на тестах. Да, Хэмилтон расколотил новое шасси о стену в Валенсии, да, тестам мешала плохая погода, но у McLaren был серьезный повод для оптимизма. Алонсо же тогда комментировал ситуацию очень осторожно: "Еще многое предстоит сделать".

В феврале, после очередных, весьма результативных тестов, Алонсо заявил в интервью испанской радиостанции Telecinco, что "MP4-22 и близко не готова к гонке в Мельбурне и к началу сезона". С тех пор высказывания Фернандо, в которых он выражал свое недовольство командой, стали регулярными в эфире испанского радио, а цитаты неизбежно просачивались в интернет.

После канадской гонки Рон Деннис заявил: круглосуточные новостные сайты - причина многих проблем. В одном из номеров корпоративного «Racing Line», в своей колонке, Деннис критиковал журналистов за погоню за сенсациями, отрыв высказываний от контекста, за практику составления материалов щелчками правой кнопки мыши - скопировал, вставил. Все это тогда напомнило историю про слона и моську.

Что же заставило Алонсо жаловаться? В его карьере были времена и посложнее, к примеру - в 2001-м, когда он выступал за Minardi и не заработал очков. Но тогда, в 2001-м, он смотрелся явно сильнее партнеров - Тарсо Маркеша и Алекса Йонга. Может дело в этом?

Фернандо всегда был лучшим в команде, разве что кроме первой половины 2004-го, когда небольшое преимущество было у Трулли. Но с середины 2004-го по конец 2006-го у испанца не было проблем - успешной карьере активно способствовал босс команды (а по совместительству и менеджер), а напарник не позволял себе глупостей. У него никогда не было быстрого, злого партнера по команде. Безукоризненно вежливый и совершенно аполитичный Джанкарло Физикелла, хотя он никогда не признается в этом публично, рад уже тому, что он просто выступает в Формуле 1. В Renault никогда не вставал вопрос о "первом номере", а в немногих случаях, когда Физико выигрывал (например - в Индианаполисе, в прошлом году), Алонсо выглядел разъяренным.

В McLaren ситуация изменилась кардинально - Хэмилтон оказался неожиданно быстр и готов к борьбе. Хуже того, он притягивал к себе внимание прессы, болельщиков и спонсоров, как в команде, так и вне ее. Уверен, Алонсо еще на зимних тестах, еще до начала сезона знал, что его самой большой проблемой в 2007-м станет именно Хэмилтон.

Есть и еще один момент. До прихода Льюиса лавры самого успешного молодого гонщика были у Алонсо. Едва перешагнув рубеж 25-ти лет, он уже дважды выиграл чемпионат, Михаэль Шумахер в том же возрасте не был столь успешен. Это тоже немаловажный фактор для застенчивого молодого человека, который пришел в McLaren, рассчитывая на безусловный "первый номер", а вынужден был бороться за "каждую пядь" на трассе.

Возможно, McLaren - не та команда, в которую стоило переходить испанцу. Рон Деннис всегда настаивал на равном статусе своих гонщиков, вероятно, Фернандо рассчитывал на какие-то исключения, на необходимые и обязательные жертвы ради борьбы за титул, на успешный опыт Ferrari или Renault.

Уже в Бахрейне Деннису пришлось играть по новым правилам. Обычно Рон не появляется на трассе до пятницы, и не выходит «в люди» без командных нашивок, но в четверг вечером, в Бахрейне, Деннис и Алонсо неожиданно покинули кондиционированные стены моторхоума. Босс, в цивильной одежде, присел на скамеечку, рядом с гонщиком, и завел непринужденный разговор. Это было рассчитано на фотографов, на общественность - метафорическая рука на плече должна была продемонстрировать - в команде полное взаимопонимание.

Тогда же журналистам заявили - Льюис Хэмилтон огражден от прессы, чтобы интервью не мешали новичку сосредоточиться на гонках. Истинная причина была в другом - Алонсо очень переживал по поводу внимания, которое пресса уделяет Льюису - новичку, который не уступал ему в скорости, а иногда и опережал на трассе.

В Испании Алонсо вылетел в первом повороте, неудачно пытаясь сдержать атаку Хэмилтона, в Монако честно победил, но столкнулся с обвинениями в использовании командной тактики, как будто есть что-то удивительное в том, что команда просит своих гонщиков сохранять позиции после финального пит-стопа на трассе, где обгонять всегда было сложно и опасно. "Командная тактика" вызвала всплеск национализма. McLaren - абсолютно британская команда, и британские СМИ вопили, как злые гуси, по поводу несправедливости, допущенной к "нашему мальчику" ради "сварливого испанца". У испанских журналистов справедливость победы не вызывала сомнений, но и они в свою очередь обвиняли McLaren в интригах против Алонсо.

Ситуация обострилась, когда Хэмилтон начал побеждать. Алонсо негодовал - в Индианаполисе он демонстративно вильнул в сторону пит-лейн в середине гонки, а после финиша отказался от обязательной командной куртки с логотипами спонсоров перед телеинтервью. Вся эта злоба нашла выход на памятной всем квалификации в Венгрии.

Вероятно, еще что-то можно было восстановить, но протесты продолжались - в Стамбуле Алонсо появился с демонстративно торчащей бородкой, гарантированно приводящей Денниса в бешенство. Там же Фернандо вновь выступил на испанском радио, тогда и прозвучала фраза о "компенсации за шесть десятых", с которой мы начали это повествование. На этот раз Рон Деннис уже не опровергал слова испанца и не обвинял интернет.

В субботу вечером, после брифинга пилотов и встречи GPDA, гонщики традиционно позируют фотографам. Алонсо позировал у боксов Renault, вставив голову в вырез между картонными профилями Физикеллы и Ковалайнена. Все посмеялись, фотографы сделали свое дело, а потом испанец публично покинул трассу в компании инженеров Renault.

Возможно, Фернандо действительно считает, что он помог команде с развитием MP4-22 и Хэмилтон извлек из этого незаслуженную выгоду, но именно Хэмилтон вместе с McLaren отправился на заседание Всемирного Совета FIA, где решалась судьба команды, а Алонсо остался на трассе. В Монце атмосфера в боксах McLaren была ощутимо напряженной - Фернандо большую часть времени шептался на испанском со своим менеджером. Тогда его и почувствовали чужим среди своих. По имеющимся у F1Rасing данным, Алонсо намеренно помог FIA разобраться с McLaren, чтобы штраф не позволил команде заплатить по контракту, мгновенно освободив его от любых обязательств.

Не сомневайтесь, контракт с McLaren непременно будет разорван, но куда перейдет Алонсо? Вероятно, в Renault, хотя есть версия, что гонщик может уйти в отпуск, чтобы в 2009-м вернуться в составе BMW, Toyota, Honda, Red Bull или Ferrari. Он молод, быстр, талантлив и достаточно богат, чтобы позволить себе подобные каникулы. Неплохой план, но критику Алонсо в адрес собственной команды, которую в McLaren считают предательством, услышали и в других командах. Кому из них хотелось бы попасть в ситуацию, которую в этом году пережили в McLaren?

Грустно то, что все было бы совсем иначе, если бы Фернандо уверенно, гонку за гонкой, выигрывал у Хэмилтона. Как он и рассчитывал, подписывая контракт.

И никто не шептался бы за спиной, как в аэропорту Милана, 6 сентября: "Алонсо, возможно, принес нам, шесть десятых, но Льюис обычно приносит семь"...

Стюарт Кодлинг. F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.