Нидерланды’78: Человек слова

Гонка #310: 27 августа 1978 года. Гран При Нидерландов, Зандфорт
Поул Марио Андретти (Lotus) – 1:16,36 (199,235 км/ч)
Лучший круг Ники Лауда (Brabham) – 1:19,57 (191,198 км/ч)
Победитель Марио Андретти (Lotus) – 1:41:04,23 (188,156 км/ч)

Чемпионат 1978 года проходил при тотальном доминировании одной команды – Lotus. В первых гонках сезона ещё казалось, что Карлос Ройтеман на Ferrari способен бросить им вызов, но затем дебютировала новая Lotus 79 с граунд-эффектом, и надежды конкурентов развеялись, словно дым. Перед Гран При Нидерландов, за четыре этапа до окончания чемпионата, теоретические шансы на титул имели пятеро, но реальные – только двое, и оба выступали в Lotus.

Этих двоих звали Марио Андретти и Ронни Петерсон, и отношения внутри команды были весьма своеобразными. Андретти считался лидером команды, именно он первым получил новое шасси, на один Гран При раньше Петерсона, именно на него делала ставку команда. Но после убедительной победы Петерсона в Австрии его отставание от напарника в личном зачёте сократилось до девяти очков – ровно столько можно было заработать за победу.

Многие полагали, что шансы шведа на титул вполне реальны, так как в скорости он ничуть не уступал знаменитому американцу итальянского происхождения. Но против был сам Петерсон. Перед началом Гран При он ясно дал понять, что соперничать со своим напарником не собирается. «Я дал слово, и выполню свои обязательства, – заявил он. – Марио заслужил этот титул, поскольку уверенно лидировал с самого начала сезона».

Можно было бы подумать, что взамен такой честности и преданности Петерсон рассчитывает на поддержку Lotus в следующем сезоне, но это было не так. Ронни отлично понимал, что Андретти будет лидером и в 1979-м – Чепмен вновь предложил шведу лишь контракт второго пилота. Поэтому Петерсон начал переговоры с другими командами и уже успел договориться с McLaren, где должен был сменить Ханта.

В ответ Чепмен предложил ему новое, гораздо более выгодное соглашение – но снова со статусом второго пилота. После чего Петерсон немедленно дал согласие Тедди Майеру – о том, что швед станет новым пилотом McLaren, вместе с Патриком Тамбэ, планировалось объявить в Уоткинс-Глен. А Чепмен тем временем договорился с Ройтеманом, которому надоело ждать, когда в Ferrari снова построят чемпионскую машину.

Но всё это было делом будущего, а пока нужно было завершить сезон 1978 года. В четвёртый раз подряд две машины Lotus заняли весь первый ряд стартового поля – на этот раз на поуле оказался Андретти, опередивший напарника на 0,6 секунды. Если не считать два Lotus 79, преимущество на скоростном кольце в Зандфорте получили машины с мощными 12-цилиндровыми моторами – они заняли места с 3 по 6 на стартовой решётке – Ники Лауда на Brabham (команда теперь называлась Parmalat Racing в честь нового спонсора) с двигателем Alfa Romeo, Ройтеман и Вильнёв на Ferrari и Жак Лаффит на Ligier-Matra.

Ещё один 12-цилиндровый двигатель Alfa Romeo на Brabham Джона Уотсона оказался на восьмом месте, а турбомотор Renault – на девятом. Единственным гонщиком не на Lotus 79, сумевшим с Cosworth DFV вмешаться в эту битву моторов, оказался Хант на McLaren, он квалифицировался седьмым. Все остальные вынуждены были делить между собой позиции, начиная с 10 места.

Интересно, что трое пилотов отсеялись ещё до того, как стартовала первая сессия уик-энда – дело в том, что команды договорились засчитать за «предквалификацию» тесты, состоявшиеся на этой трассе перед Гран При. Так что для Харальда Эртла из Ensign, Дэнни Онгейса из Shadow и Рольфа Штоммелена из Arrows всё закончилось необычно рано.

Ещё четверо отсеялись уже по итогам квалификационных заездов, причём трое из них были очень известными гонщиками: Артуро Мерцарио, выступавший за собственную команду Merzario, Клей Регаццони на Shadow и Йохен Масс на ATS. Четвёртый отсеянный – местный пилот, которого, по традиции, пригласили в ATS – Михаэль Блекемолен. Голландцу не помогло даже то, что он смог на полсекунды опередить Масса на такой же машине, но ATS HS1 была просто катастрофически медленной.

В воскресенье выяснилось, что Мерцарио всё же может выйти на старт – Руперт Киган, впервые за долгое время прошедший квалификацию, на утреннем warm-up разбил свой Surtees в Восточном Тоннеле и сломал руку. В оправдание британца можно сказать лишь, что с утра в Зандфорте прошёл дождь, так что трасса была скользкой. Так или иначе, освободившееся место на стартовой решётке занял Артуро.

Ещё одним инцидентом на утренней разминке стал отказ мотора на Ligier Лаффита. К гонке заменить его механики успели, а вот настроить и отрегулировать – нет. Это дорого стоило французу – на старте он вырвался было на третье место, но уже на втором круге оказался четвёртым, затем пятым, шестым, седьмым, и закрепиться смог только на девятой позиции. Гонка получилась для Жака очень тяжёлой, рассчитывать ему приходилось только на сходы соперников.

Главным событием на старте оказалось столкновение Дидье Пирони и Риккардо Патрезе. Обе машины вылетели, отрикошетили от отбойника и снова оказались на трассе. Каким-то чудом в две замершие прямо на траектории машины никто не врезался, но Дерек Дэли при этом не смог избежать контакта с Аланом Джонсом, после чего отправился в боксы для ремонта.

Для Патрезе и Пирони гонка на этом закончилась, а Arrows Патрезе маршалы долго не могли убрать с трассы. Останавливать гонку никто и не пытался, ограничившись жёлтыми флагами. Когда через несколько кругов трассу расчистили, борьба закипела с новой силой, но фактических смен позиций было очень немного. На третьем месте спокойно ехал Лауда, его преследовали Ройтеман, Уотсон, Фиттипальди и Вильнёв (после того, как вся эта группа обогнала Лаффита), а за девятую позицию сражались Хант, Депайе и Джонс.

Долгое время ситуация оставалась неизменной и лишь на середине дистанции, когда шины на Ferrari Ройтемана совсем износились, аргентинец пропустил Уотсона и Фиттипальди, а спустя ещё 10 кругов – и своего напарника Вильнёва. Даже непродолжительный дождь на 45 круге никак не повлиял на расклад сил – пилоты лидирующей группы просто следовали к финишу.

Какая-то борьба намечалась разве что в первой тройке. Со старта пилоты Lotus умчались вперёд, и единственным, кто был способен поддерживать их темп, оказался Лауда. На середине дистанции он начал приближаться к Петерсону, тот тоже прибавил и почти догнал Андретти. В боксах Lotus возникло беспокойство – они совсем не хотели, чтобы их пилоты выясняли отношения между собой. Но у Ронни не было другого выхода – Лауда уже практически висел на его заднем антикрыле. Андретти же не мог ехать быстрее, так как на его машине треснула выхлопная труба.

Проблема решилась сама собой, когда на Brabham Лауды возникли вибрации и Ники снизил темп. Затем его скорость восстановилась, но оба гонщика Lotus за это время успели оторваться. Петерсон по-прежнему вплотную преследовал Андретти, но был верен своему слову и не пытался атаковать напарника. Марио одержал победу, упрочив свои позиции в чемпионате и позволив команде догнать Ferrari по числу побед в истории – по 71. Петерсон финишировал вторым, обеспечив Lotus четвёртый командный дубль по ходу сезона, благодаря которому она гарантировала победу в Кубке конструкторов.

Удивительно, но хотя преимущество Lotus 79 было видно невооружённым глазом, а Андретти будет выступать в чемпионате мира ещё несколько лет, больше итало-американец никогда не побеждал в Формуле 1. Более того – с тех пор представители США никогда не выигрывали гонки в главной гоночной серии планеты. Для Петерсона этот финиш и вовсе оказался последним – две недели спустя, на Гран При Италии в Монце, он погиб.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.