Гран При Германии: Обзор гонки

Блицкриг

Судьба Гран При Германии была по большому счету решена уже после первого круга, когда Льюис Хэмилтон смог на секунду и восемь десятых оторваться от Фелипе Массы, и это на трассе, где два года назад Ferrari начисто переиграла тогдашних фаворитов из Renault.

Первая тройка сохранила позиции на старте, хотя Хейкки Ковалайнен и попытался выйти на второе место, а следом возмутителем спокойствия оказался лишь Роберт Кубица, который в толчее после шпильки разом обошел увлекшихся борьбой Ярно Трулли с Фернандо Алонсо – и переместился на четвертое место. После этого гонщики добрых двадцать минут вели борьбу преимущественно с секундомером – с переменным успехом.

Хэмилтон спокойно выстраивал фундамент будущего успеха, хоть и не так стремительно, как на первом круге, но верно уезжая от Массы. Райкконена по ходу уик-энда преследовали проблемы с балансом, после неудачной квалификации и не лучшего старта финн на многое не претендовал, хотя и обогнал на четвертом круге Алонсо, который тоже явно находился не в своей тарелке.

После 17-ти кругов интересные эпизоды можно было пересчитать по пальцам. Закрутило Williams Казуки Накаджимы, после чего японец оказался предпоследним; Дэвид Култхард отыграл две позиции из пяти, что потерял на первом же круге, да Адриан Сутил, несмотря на ошибку в дебюте, смог догнать и обойти напарника. Лучший круг и 11-секундный отрыв позволяли поклонникам Льюиса Хэмилтона спокойно ждать первой волны пит-стопов.

Еще до гонки специалисты Bridgestone предупреждали, что выбор шин вряд ли существенно скажется на темпе гонщиков, так что остановки в боксах не должны были сильно повлиять на расположение пилотов. И действительно – в первой десятке лишь Кими Райкконен смог пересидеть на трассе Ярно Трулли, да Себастьян Феттель выиграл одну позицию у Алонсо.

Однако, в который уже раз, вернувшиеся в гонку лидеры столкнулись с тем, что их соперники, поверженные накануне во второй части квалификации, продолжали как ни в чем не бывало наматывать круги, имея в баках достаточный запас топлива. Это позволило Глоку выйти на третье место, а Хайдфельду – на четвертое, правда Ника почти сразу опередил Хейкки Ковалайнен.

Прошло еще добрых пять кругов, прежде чем возмутители спокойствия отправились на пит-лейн. Хотя середина дистанции и приближалась неумолимо, и для BMW Sauber, и для Toyota это все же была сильно отложенная, но не единственная остановка. Тем не менее, обоим гонщикам удалось заметно поправить свое положение – если не в плане позиций, то уж точно в плане отрыва от принципиальных соперников.

Зрители поскучали еще совсем чуть-чуть (на этот раз их повеселили разве что устроившие красочный междусобойчик гонщики Honda), когда в самом конце 36-го круга гонка пошла по незапланированному сценарию. Поломка задней подвески на выходе из последнего поворота бросила автомобиль Тимо Глока прямиком на бетонную стенку пит-лейн. Красно-белая машина со всего хода протаранила ограждение, засыпав обломками стартовую прямую, и замерла лишь через несколько сотен метров.

«Прямо перед аварией Тимо забрал в повороте чуть шире обычного, - сказал чуть позже руководитель тойотовской группы шасси Паскаль Васселон. – Но машина влетела в барьер задней частью, которая была полностью разрушена, что затрудняет для нас анализ произошедшего. Нам нужно посмотреть на данные телеметрии нескольких последних кругов и тщательно изучить видео – тогда, быть может, причины случившегося станут более понятны».

Глока отправили к медикам (к счастью, все обошлось), а гонщиков собрала за собой машина безопасности. Причем в тот момент, когда серебристый Mercedes Бернда Майландера уже выехал на трассу, а боксы еще не были закрыты, туда успели юркнуть Нельсиньо Пике и Дженсон Баттон. Британцу не повезло – после этого он оказался последним, в круге позади лидеров, и подняться выше так и не сумел.

А вот бразильскому гонщику Renault пит-стоп на середине дистанции оказался на руку, ибо когда через три круга боксы открыли вновь – туда разом устремились все. Кроме троих: лидировавшего Льюиса Хэмилтона, заправившегося относительно недавно Ника Хайдфельда – и Пике! Разумеется, именно эта тройка и вышла на лидирующие позиции. Дальше расположились Масса и опередивший Ковалайнена Роберт Кубица. А вот для Райкконена гонка была проиграна еще раз, и теперь уже окончательно – финну пришлось ждать, пока команда обслужит напарника по команде, и с пятой позиции опустился на 11-ю…

Хитросплетения законов
На себе познать некоторые особенности трактовки гоночных правил пришлось в Германии Джанкарло Физикелле. Итальянец финишировал на вполне достойном по меркам Force India 14-м месте, но позже был оштрафован на 25 секунд – и перемещен на две строчки вниз. Как оказалось, после аварии Глока итальянец провел свой пит-стоп еще до того момента, как круговым разрешили обогнать лидеров. А раз так, то он – кто бы мог подумать! – не имел после этого права возвращаться в лидирующий круг. Кстати, в Williams об этом удивительном правиле знали – и смогли уберечь от судейских санкций Казуки Накаджиму.

Еще до рестарта из-за утечки масла сошел не слишком заметный на этот раз Марк Уэббер («Первая поломка в сезоне – и хочется верить, что последняя», - прокомментировал австралиец), а после – гонка приобрела совершенно новое звучание. Льюис вновь помчался в отрыв, за ним, радуясь долгожданному оперативному простору, устремился Хайдфельд, а вот Пике, вопреки ожиданиям, вовсе не стал легкой жертвой Массы. Фелипе не мог угнаться за юным земляком, посеяв сомнение о количестве топлива в баках Renault. Позади же перестановок было достаточно.

Пит-стоп для лидера
Ferrari по-прежнему лидирует в Кубке Конструкторов, но стратеги команды вторую гонку подряд оказываются под огнем критики. Одновременный пит-стоп двух гонщиков после выезда машины безопасности, стоил Райкконену верных очков. Вот только была ли у команды альтернатива? Ferrari оказалась единственной командой, чьи пилоты в момент аварии Тимо Глока шли по трассе почти рядом. В McLaren предпочли оставить Льюиса на трассе – и потом ему пришлось немало поднапрячься, чтобы не проиграть гонку. Если бы то же самое попытался проделать Фелипе или Кими – кто знает, не закончилось бы все еще хуже?..

После нескольких кругов героической обороны уступил-таки натиску Ковалайнена Роберт Кубица, а Кими Райкконен, совершив четыре обгона за пять кругов, вернулся в призовую восьмерку. Особенно красиво был повержен Алонсо – испанец до последнего упирался в шпильке, за что был наказан еще и расторопным Нико Росбергом, проскочившим вперед вслед за Кими.

После этого ненадолго в центре внимания оказались не поделившие дорогу ветераны – Дэвид Култхард сотворил аварию, не оставив места в повороте Рубенсу Баррикелло. А потом пришла пора для финального пит-стопа лидера. К этому моменту Хэмилтон выигрывал у Хайдфельда пять секунд, у Пике – без малого 14, у Массы – чуть больше 15. Неудивительно, что в лидерах британцу удержаться не удалось – гонку он продолжил только пятым. Вскоре, показав между делом лучший круг, одну позицию из-за собственной остановки ему уступил немец из BMW Sauber, но еще раньше лидеру чемпионата дал дорогу его собственный напарник.

Хейкки никак не стал комментировать этот поступок после финиша, да и выглядело все, как небольшая пилотская ошибка – но сомневаться в истинных причинах этого шага не приходится. Ну а окрыленный Льюис на свежей резине мгновенно догнал Массу, который так и не смог угнаться за Пике. Британец красиво проскочил мимо в шпильке, а парой кругов спустя на кураже одолел там же и неожиданного лидера. Примечательно, что на этом же 60-м круге имели место и еще два обгона: Кими Райкконен отобрал у Роберта Кубицы шестое место, а Ярно Трулли после небольшой ошибки в Mercedes Arena уступил восьмое Себастьяну Феттелю. После этого порядок гонщиков в восьмерке сильнейших был сформирован окончательно.

Теневой успех
Единственным из пилотов, ни разу не упомянутым в этом обзоре, неожиданно оказался Себастьен Бурдэ. Между тем, проехал француз очень неплохо. Десятое время на круге, седьмая позиция по ходу дистанции, двенадцатая на финише. Причем Фернандо Алонсо Себ уступил всего полсекунды, а ставшему девятым Ярно Трулли – менее двух. Так что его выступление можно и нужно признать успешным. И лишь одно обстоятельство чуть портит общую картину – результат, которого на точно такой же машине смог добиться Себастьян Феттель.


Немецкий этап неожиданно оказался для Льюиса Хэмилтона легкой прогулкой. Все четверо гонщиков из группы лидеров набрали очки, Ник Хайдфельд приблизился к квартету соперников, да и спор в Кубке Конструкторов заметно обострился, но гонка, в первую очередь, запомнится дебютным подиумом Нельсиньо Пике. Для бразильца, появившегося на свет в Хайдельберге, что совсем рядом с трассой, второе место стало отличным подарком к 23-летию.

Текст: Александр Кабановский