Великобритания'60: Высшие круги

Лэнс Ревентлоу
Гонка #91: 16 июля 1960 года. Гран При Великобритании, Сильверстоун
Поул Джек Брэбэм (Cooper) – 1:34,6 (179,277 км/ч)
Лучший круг Грэм Хилл (BRM) – 1:34,4 (179,657 км/ч)
Победитель Джек Брэбэм (Cooper) – 2:04:24,6 (174,944 км/ч)

Сезон 1960 года начался для действующего чемпиона Джека Брэбэма неудачно – в Аргентине он сошёл, в Монако был дисквалифицирован за постороннюю помощь на трассе. Зато потом всё шло гладко – австралиец выиграл три Гран При подряд. Его единственным соперником, кроме напарника по Cooper Брюса Макларена, был Стирлинг Мосс.

Британец, как и в предыдущем сезоне, выступал за независимую команду Rob Walker Racing, но если на первом Гран При в его распоряжении была такая же машина Cooper T51 с двигателем Climax, то уже на следующем этапе их пути разошлись. В Cooper пересели на более совершенную модель T53, тогда как в Rob Walker Racing перешли на шасси другого производителя, Lotus 18, демонстрировавшее блестящие результаты.

И кто знает, чем закончилась бы эта дуэль, если бы не авария на тренировке перед Гран При Бельгии в Спа, когда на прямой перед Burnenville от его машины отлетело колесо. Мосса выбросило из машины, он получил множество травм – переломы ног, рёбер, нескольких позвонков и носа, а также сотрясение мозга. Гран При Великобритании проходил всего месяц спустя, и хотя Мосса уже выписали из больницы, принимать участие в гонке он, разумеется, не мог. Тем не менее, Стирлинг приехал в Сильверстоун, и даже дал старт гонке национальным британским флагом.

Лишившись своего главного соперника, Брэбэм семимильными шагами шёл к титулу. После победы на предыдущем этапе в Реймсе Джек догнал в личном зачёте своего напарника Макларена, а благодаря большему числу побед стал лидером чемпионата. Нетрудно догадаться, что в Кубке конструкторов уверенно лидировала Cooper – она опережала по очкам Lotus ровно в два раза.

Джек Брэбэм на трассе в Сильверстоуне, 1960 год

А где же Ferrari? Увы, в этом сезоне команда оказалась совершенно неконкурентоспособна. Новая Ferrari 246 была, в общем-то, не так уж плоха, но упорное нежелание Энцо Феррари отказаться от переднемоторной компоновки своих машин практически лишило её шансов на успех.

Правда, одну Ferrari с расположенным сзади двигателем, 246 P, в Монако всё же выставили на старт, и несмотря на сырую конструкцию, выглядела она вполне неплохо. Хотя она досталась слабейшему из пилотов Скудерии, Ричи Гинтеру, в квалификации он уступил лучшему из напарников на Ferrari 256 F1 Вольфгангу фон Трипсу всего 0,3 секунды, а Фила Хилла опередил. Но до самого последнего Гран При в гонках её больше не использовали.

В Гран При принимала участие и команда Лэнса Ревентлоу – Reventlow Automobiles Inc. Экстравагантный американец привлекал большое внимание в паддоке, ведь он был сыном одной из самых знаменитых женщин США начала века, Барбары Хаттон, наследницы многомиллионного состояния Фрэнка Вулворта.

Отцом Лэнса был немецкий аристократ, и полностью его имя звучало как граф Лоуренс фон Хаугвиц-Харденберг-Ревентлоу. Правда, родители развелись, когда Лэнсу было всего два года, и в юности основное влияние на него оказали два отчима, знаменитый американский актёр Кэри Грант и известный гонщик князь Игорь Трубецкой. Именно от Трубецкого Ревентлоу заразился страстью к гонкам, которая и привела его в итоге в Формулу 1.

Лэнс Ревентлоу за рулём Scarab F1

Это был весьма амбициозный проект – Ревентлоу не просто пришёл в Формулу 1 с собственной командой, но и впервые в истории выставил на старт полностью американскую машину – Scarab F1, созданную специально для этого проекта конструкторами Томом Барнесом и Диком Троутманом. В качестве силовой установки использовался двигатель собственной конструкции на основе гоночного мотора Offenhauser. За руль сели сам Ревентлоу и его друг Чак Дай, одновременно выступавший главным механиком.

Дебют состоялся в 1960 году в Монако, но превратился в настоящую катастрофу. Машина оказалась чрезвычайно медленной, и ни Дай, ни Ревентлоу не смогли пройти квалификацию, уступив времени поула более десяти секунд. Ещё несколько попыток выйти на старт тоже закончились безрезультатно. И лишь в Бельгии, где на старт были допущены все пилоты, две машины Scarab F1, наконец, смогли принять участие в гонке. Но Ревентлоу проехал только один круг, а Дай – 16, на обеих машинах отказал двигатель.

Отчаявшись добиться скорости от Scarab, к Гран При Великобритании Ревентлоу отослал оба шасси обратно в США для модернизации, а сам купил машину Cooper, да ещё и заручился поддержкой самой команды Джона Купера. Правда, шасси было старым, T51, и только одно. Ревентлоу с Даем договорились, что в квалификации будут пилотировать его по очереди, а на старт выйдет тот, кто покажет лучшее время. Лэнс Ревентлоу проехал круг по Сильверстоуну за 1:46,4. Дай сделал то же самое на четыре секунды быстрее.

Чак Дай за рулём Cooper в Великобритании

Как ни любил гонки Ревентлоу, но в здравомыслии ему отказать было нельзя. Сделав правильные выводы из этого сокрушительного поражения, Лэнс не только отдал шасси Чаку, но и больше никогда не пытался участвовать в гонках Формулы 1. А ещё через пару лет окончательно повесил шлем на гвоздь, сосредоточившись на бизнесе.

В то же время нужно отметить, что даже время Чака Дая уступало поулу Джека Брэбэма почти восемь секунд. Австралиец оказался вне конкуренции – занявший в квалификации второе место Грэм Хилл на BRM проиграл ему 1,2 секунды, а напарник Брэбэма по Cooper, Брюс Макларен – 1,4 секунды. Лучшим из пилотов Lotus стал Иннес Айленд, он квалифицировался пятым, на две позиции выше Вольфганга фон Трипса из Ferrari.

Обратил на себя внимание Рой Сальвадори, показавший 13-е время на машине Aston Martin. Знаменитый британский автопроизводитель пробовал свои силы в Формуле 1 ещё в 1959 году, приняв участие в нескольких Гран При, но Aston Martin DBR4 оказалась машиной не слишком быстрой. В компании взяли паузу, и в 1960-м привезли на Гран При Великобритании модернизированную версию шасси, Aston Martin DBR5.

Рой Сальвадори за рулём Aston Martin DBR5 в Сильверстоуне

Показанное Сальвадори 13-е время подтвердило определённый прогресс, но поулу Рой проиграл почти пять секунд, а его напарник Морис Трентиньян – все девять. Неудивительно, ведь по сути это была всё та же переднемоторная DBR4, но несколько облегчённая и уменьшенная, а двигатель получил прямой впрыск и стал чуть мощнее. Поняв, что для успеха потребуется приложить слишком много усилий, в компании решили свернуть программу. Гонка в Сильверстоуне оказалась единственной для DBR5, и последней – для Aston Martin в Формуле 1.

В субботу, когда состоялась гонка, погода в Сильверстоуне стояла пасмурная, но дождь так и не пошёл. Мало что предвещало серьёзную борьбу за победу – слишком быстр был Брэбэм и его Cooper. Но если кто-то и питал какие-то иллюзии относительно имени победителя, то их окончательно развеял старт – в то время как пелотон устремился к первому повороту, Грэм Хилл остался на стартовой решётке! Также заглохли Тони Брукс и Генри Тэйлор, но они на высокие места и не претендовали, тогда как Хилл начинал гонку вторым.

Спустя несколько секунд Грэму, наконец, удалось завести мотор его BRM, но все пилоты к тому времени уехали далеко вперёд. Брэбэм уверенно лидировал, вторым ехал его напарник Макларен, опережавший Боньера и Айленда. Всё выглядело так, будто лидерам осталось только доехать до финиша, но Грэм Хилл был с этим не согласен. Британец начал поистине героический прорыв сквозь пелотон.

Первый ряд стартового поля Гран При Великобритании 1960 года: Брэбэм, Хилл, Макларен, Боньер

На первом круге Хилл был 22-м, на втором 18-м, на третьем 14-м, на четвёртом 12-м. В течение ещё нескольких кругов он опередил Сальвадори, Мастена Грегори, фон Трипса и Фила Хилла. Вскоре на BRM Дэна Гёрни начались проблемы с коробкой передач – и вот Грэм Хилл уже седьмой. Его следующим соперником, как ни странно, стал Боньер, который, на таком же BRM двигался по сетке в прямо противоположном направлении. На 19-м круге Хилл опередил и его, выбравшись на шестое место. А ведь позади всего четверть дистанции!

На 24 круге жертвой Хилла стала машина Cooper – откатившийся назад Брюс Макларен недолго смог сопротивляться напору Грэма. Ещё несколько кругов – и позади остались два Lotus, Джима Кларка и Джона Сёртиза. На третий Lotus, Иннеса Айленда, у Грэма ушло всего пять кругов. Благодаря этому Хилл оказался вторым, и бросился в погоню за Брэбэмом. Гонка ещё даже не достигла своего экватора.

Отрыв лидера чемпионата был велик, но Грэм Хилл нёсся по трассе с умопомрачительной скоростью. По ходу гонки он намного превзошёл собственное время в квалификации. Больше того – его лучший круг был быстрее времени поула, а Брэбэм даже близко не подобрался к этой планке. Никто не знал, что машина BRM способна ехать по этой трассе так быстро – даже сам Грэм.

Финиш Джека Брэбэма на Гран При Великобритании 1960 года

К 46-му кругу Хилл сократил отставание до семи секунд, к 51-му – до полутора. Когда Брэбэм в следующий раз пересёк отметку начала круга, Грэм уже ехал вплотную позади него. Джек делал всё, что мог, но сопротивлялся атакам окрылённого британца меньше трёх кругов! На 55-м круге, к всеобщему ликованию трибун, Грэм Хилл возглавил гонку – впервые в своей карьере.

Однако до финиша оставалось ещё 22 круга, и их нужно было преодолеть. Оказавшись позади Грэма, Брэбэм приложил максимум усилий, чтобы не дать ему оторваться. А вскоре на BRM лидера начались проблемы с тормозами – британцу приходилось несколько раз «качать» педаль, чтобы они сработали. Постепенно проблемы усугублялись, и всего за шесть кругов до финиша в Copse педаль просто провалилась. Хилл вылетел с трассы и сошёл, к глубокому разочарованию – своему, команды, зрителей на трибунах и всей Британии.

Австралийцу Брэбэму ничего не оставалось, как выиграть четвёртый Гран При подряд – финишировавший вторым Сёртиз уступил ему почти 50 секунд. В одном круге с лидером гонку закончил ещё только Иннес Айленд. Брюс Макларен добрался до финиша четвёртым, благодаря чему команда Cooper стала первой в истории, сумевшей гарантировать победу в Кубке конструкторов за три этапа до окончания чемпионата. Это был уже второй подряд титул Cooper в этом зачёте – но и последний.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё