Сан-Марино'87: На пике противостояния

Нельсон Пике на трассе в Имоле
Гонка #438: 3 мая 1987 года. Гран При Сан-Марино. Имола
Поул Айртон Сенна (Lotus) – 1:25,826 (211,404 км/ч)
Лучший круг Тео Фаби (Benetton) – 1:29,246 (203,303 км/ч)
Победитель Найджел Мэнселл (Williams) – 1:31:24,076 (195,201 км/ч)

Говоря о внутрикомандных битвах восьмидесятых, болельщики Формулы 1 обычно вспоминают противостояние Проста и Сенны в McLaren, чуть реже – Проста и Лауды там же или Вильнёва и Пирони в Ferrari. Но не менее напряжённым было соперничество Нельсона Пике и Найджела Мэнселла в Williams. Пик его пришёлся на 1987 год.

В 1987-м FIA начала борьбу с мощностью моторов – и, как следствие, с турбонаддувом как таковым. После годичного запрета командам вновь разрешили использовать атмосферные двигатели – допустимый рабочий объём вырос до 3,5 литров, а давление турбины ограничили четырьмя атмосферами. На сцену вернулись моторы Ford Cosworth, на этот раз DFZ – обновлённой версии DFY.

Равенства всё равно не получилось. Конечно, турбомоторы больше не развивали в квалификациях той сумасшедшей мощности, что была годом раньше, когда команды даже не могли её точно измерить. Но они всё равно имели огромное преимущество над DFZ, выдававшим всего около 575 л.с. К тому же введённые ограничения уменьшили мощность только квалификационных версий двигателей, а в гонках турбомоторы 1987 года даже превосходили предшественников. К примеру, силовая установка Ferrari развивала 880 л.с. – больше, чем когда-либо в истории марки.

Тем не менее, определённый интерес к атмосферным моторам был. Во-первых, они оказались намного дешевле турбированных. Во-вторых, для выступавших на таких двигателях команд и пилотов были введены дополнительные зачёты – Кубок Колина Чэпмэна и Кубок Джима Кларка соответственно. И в-третьих, FIA анонсировала запрет на турбомоторы с 1989 года, так что был смысл готовиться к переменам заранее. Лидеры, разумеется, остались верны турбомоторам, а сильнейшей командой с атмосферными двигателями стала Tyrrell (она и выиграла в итоге Кубок Колина Чэпмэна, с огромным преимуществом).

Мартин Брандл принёс Zakspeed единственные очки в истории команды

Первая же гонка сезона, в Бразилии, продемонстрировала превосходство машин Williams в скорости, но не в надёжности. Мэнселл и Пике заняли два первых места на старте, но на дистанции столкнулись с техническими проблемами (в частности, перегревался двигатель Honda), так что гонку выиграл Прост. Пике финишировал вторым, а Мэнселл – и вовсе шестым.

Второй этап сезона проходил спустя три недели в Имоле. Гран При Сан-Марино традиционно предъявлял к моторам особые требования – из-за постоянных разгонов и торможений расход топлива здесь оказывался одним из самых высоких в сезоне, и каждый год последние круги дистанции собирали свою жатву машин с пересохшими баками. Впрочем, в квалификации о расходе топлива можно было не беспокоиться, так что гонщики выступали в полную силу.

В пятницу лучшее время показал Нельсон Пике, но почти сразу после этого он проколол шину и на огромной скорости вылетел в Tamburello. От удара задняя часть машины оказалась полностью разрушена. Сам гонщик жаловался лишь на боли в лодыжке и был готов сесть за руль, но после осмотра врач Формулы 1 Сид Уоткинс запретил ему выходить на старт, так что оставшуюся часть уик-энда бразилец выступал в роли комментатора для итальянского телевидения.

Как выяснится много позже, профессор был прав – после этой аварии Пике страдал от головных болей и головокружений. По ходу сезона он даже тайно посещал врачей – если бы об этом стало известно, ему, вероятно, пришлось бы завершить карьеру уже тогда. Тем не менее, он покинул чемпионат только в 1991-м, хотя по собственному признанию, никогда больше не был готов к выступлениям на 100%.

Микеле Альборето

На проблемы с новыми шинами жаловались и другие пилоты, так что Goodyear (по окончании 1986 года Pirelli покинула чемпионат и американские шинники оказались единственным поставщиком) в срочном порядке организовали доставку других шин, с прежним составом резины, из Англии, и уже в субботу утром они были доступны командам. Правда, для этого пришлось обойти некоторые формальности, так как у итальянской таможни в тот день был выходной.

В субботу результат Пике всего на полторы десятых сумел превзойти Айртон Сенна, на Lotus которого стоял такой же турбомотор Honda. Этот поул стал первым в истории для машин с активной подвеской – на Williams она появится гораздо позже. Мэнселл показал второе время – ему тоже удалось проехать круг быстрее вчерашнего результата Пике, но всего на 0,051 секунды. Остальные, начиная с Алена Проста на McLaren Porsche, не смогли этого сделать.

Для напарника Сенны, японца Сатору Накаджимы, всё складывалось не так здорово. В квалификации он показал 13-й результат, а в воскресенье потерял и его – из-за отказа аккумулятора пришлось стартовать с пит-лейн. Правда, в конечном счёте это даже обернулось небольшим преимуществом – с первой попытки начать гонку не удалось из-за заглохших машин Брандла, Бутсена и Чивера, пилотов отправили на второй прогревочный круг, а дистанцию сократили. Накаджима всё это время оставался в боксах и перед стартом располагал большим запасом топлива, чем соперники.

Старт выиграл Сенна, но спустя круг Мэнселл его опередил. Вскоре Сенну обогнал и Прост, но на 15-м круге сошёл из-за отказа генератора. Сенну опередил Альборето на Ferrari, а затем начал прессинговать Бергер – пока тоже не сошёл. Мэнселл умчался вперёд, ненадолго потеряв лидерство лишь после пит-стопа. В этот момент гонку, к радости тифози, возглавил Альборето, но спустя пару кругов итальянец тоже отправился в боксы. Когда же шины сменил и Сенна, Мэнселл вернулся в лидеры и больше первую позицию никому не отдал.

Найджел Мэнселл

Второе место долгое время удерживал ещё один итальянец, Рикардо Патрезе, выступавший за Brabham, но его двигатель BMW оказался слишком прожорлив, так что на последних кругах пришлось сбросить скорость. Из-за аналогичных проблем не смог финишировать Дерек Уорик, занимавший перед этим пятую позицию. Незадолго до конца гонки сошёл ехавший четвёртым Тео Фаби – на Benetton сломалась турбина. На счету итальянца остался лучший круг в гонке – второй из всего лишь двух за всю карьеру. Интересно, что первый он тоже установил на итальянской трассе – годом раньше в Монце.

На финише Мэнселл опередил Сенну почти на полминуты. Бразилец обогнал Альборето, на Ferrari которого под конец гонки возникли проблемы с турбиной, но Микеле всё же поднялся на подиум. Четвёртым гонку закончил Стефан Йохансон на McLaren. Пятым финишировал Брандл – это был единственный результативный финиш в истории немецкой команды Zakspeed.

Шестое место занял Сатору Накаджима – хотя он не проезжал прогревочный круг и отставал на круг, на его Lotus на последнем круге тоже закончилось топливо. Но опережать его оказалось некому – Даннер и Стрейфф проигрывали два круга. Так что Накаджима был классифицирован шестым и заработал первые очки японских гонщиков в истории Формулы 1.

Благодаря победе, Мэнселл захватил лидерство в чемпионате, но ни о каком отрыве, конечно, говорить ещё не приходилось. Уже на следующем Гран При его напарник Пике вернётся за руль, и их сражение начнётся заново. Завершится, впрочем, так же – аварией и пропуском Гран При, но на этот раз пострадавшим будет Мэнселл.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё