Франция'84: Битва моторов

Ники Лауда на Гран При Франции 1984 года
Гонка #393: 20 мая 1984 года. Гран При Франции. Дижон-Пренуа
Поул Патрик Тамбэ (Renault) – 1:02,200 (224,971 км/ч)
Лучший круг Ален Прост (McLaren) – 1:05,257 (214,432 км/ч)
Победитель Ники Лауда (McLaren) – 1:31:11,951 (202,024 км/ч)

После четырёх первых гонок сезона 1984 года у чемпионата был явный фаворит – и им снова стал Ален Прост. Теперь француз выступал за McLaren с двигателями Porsche (брендированными TAG), но, как и в Renault годом ранее, демонстрировал великолепную форму. Благодаря двум победам и одному подиуму он опережал ближайшего из преследователей, нового пилота Renault Дерека Уорика, на 11 очков, а своего напарника, двукратного чемпиона мира Ники Лауду – на 15.

Пятый этап проходил во Франции, на трассе Дижон-Пренуа. В последний раз она принимала национальный французский этап в 1981 году, но Формула 1 приезжала и в 1982-м – здесь состоялся Гран При Швейцарии. Именно тогда Ален Прост на Renault установил рекорд этой короткой, но быстрой трассы, проехав в квалификации круг за 1:01,380. Однако в 1984-м на машинах без граунд-эффекта такие достижения, конечно, были нереальны.

Проведение гонки в Дижоне стало возможным только благодаря манёвру, который совершил директор трассы Франсуа Шамбеллан – вместо того, чтобы платить FOCA взнос в размере 900 тысяч долларов (которых у него не было), он просто сдал автодром в аренду Берни Экклстоуну на время Гран При. Организацией гонки, таким образом, занимался сам Экклстоун, точнее – компания All Sports Management. Опыт, впрочем, был разовым – Дижон принимал гонку Формулы 1 в последний раз.

Главной темой для разговоров перед Гран При и даже уже по ходу уик-энда стало ограничение на количество топлива. В FISA объявили о намерении ввести с 1985 года новую норму в 195 литров на гонку, вместо действовавших в 1984-м 220 литров. Мера вызвала бурное возмущение команд – ведь всего парой недель раньше, в Имоле, сразу несколько гонщиков не смогли добраться до финиша из-за того, что у них кончилось топливо!

Кейо Росберг на Гран При Франции 1984 года

Единственным человеком, поддержавшим эту инициативу, стал Кен Тиррелл, команда которого упорно использовала атмосферные двигатели Ford Cosworth (теперь не DFV, а DFY) – остальные же уже перешли или переходили на турбомоторы и требовали сохранить действующее ограничение. А Renault и Alfa Romeo – даже поднять планку до 250 литров, ведь их двигатели были самыми прожорливыми.

Пилотам этих команд приходилось постоянно сбрасывать газ по ходу гонки, чтобы сэкономить топливо, что сказывалось на результатах. После Гран При Сан-Марино директор Renault Sport Жерар Ляррусс признался, что попросил Уорика поднять ногу с педали газа уже после десяти кругов! Чтобы решить эту проблему, в Renault готовы были даже прервать свои выступления на всё лето – и сообщения об этом привели к слухам, что французский концерн может и вовсе покинуть чемпионат.

Впрочем, несмотря на все эти проблемы, на счету пилотов Renault уже были и очки, и подиумы. У клиентов BMW проблемы оказались куда серьёзнее – три команды использовали эти моторы, включая Brabham Экклстоуна, и к Гран При Франции ни одной из них не удалось даже добраться до финиша! Пытаясь как-то решить проблемы с надёжностью, в Дижоне баварцы представили существенно доработанную версию двигателя с новым впускным коллектором.

Результаты квалификации определились уже в пятницу, так как в субботу весь день шёл дождь. Поул завоевал Патрик Тамбэ на Renault, на 0,136 секунды опередивший Элио де Анжелиса на Lotus-Renault. Нельсону Пике на Brabham удалось показать третье время, Кейо Росбергу на Williams-Honda – четвёртое. Ален Прост оказался пятым, уступив 0,782 секунды. Найджел Мэнселл на второй Lotus проиграл уже целую секунду, а пилоты Ferrari, Микеле Альборето и Рене Арну – более двух.

Ligier Андреа де Чезариса на Гран При Франции 1984 года

Больше всех, однако, не повезло гонщику Ligier Француа Эсно. Новичок сезона очень неплохо показал себя на домашней трассе, завоевав 14-ю строчку, но… Время его напарника и лидера Ligier Андреа де Чезариса в пятницу было аннулировано, так как бортовой огнетушитель на его JS23 оказался пустым. В субботу на мокрой трассе Эсно проиграл Тамбэ целых 20 секунд. В результате он оказался 27-м, в то время как на старт могли выйти только 26 машин. Чтобы дать лидеру команды возможность принять участие в гонке, Ги Лижье приказал отозвать вторую заявку…

В воскресенье в Дижоне было пасмурно, но дождя синоптики не обещали. На трибунах собралось 80 тысяч зрителей – не так много по меркам Гран При того времени, но когда Дижон-Пренуа в предыдущий раз, в 1981 году, принимала Гран При Франции, их было всего 56 тысяч.

На стартовый сигнал лучше отреагировал де Анжелис, но Тамбэ всё же смог сохранить лидерство в первом повороте. На третье место вырвался Мэнселл, а Пике откатился на пятое, пропустив ещё и Росберга. Прост оказался только седьмым, позади своего главного на тот момент конкурента – Уорика. Лауда – и вовсе 10-м.

Уже на первых кругах Тамбэ немного оторвался от де Анжелиса, после чего долгое время уверенно контролировал ситуацию. Вся борьба шла позади – Лауда стремительно прорывался наверх, опережая одного соперника за другим. Росберг пропустил сначала Уорика, а затем также Пике, Проста и Лауду. На пятом круге Прост опередил Пике, на шестом – Уорика. На 12-м в очередной раз сломался мотор BMW, Пике сошёл – и Лауда уже был шестым.

Патрик Тамбэ и Ники Лауда на Гран При Франции 1984 года

К этому моменту в Renault поняли, что их главные соперники вовсе не де Анжелис и Мэнселл, занимавшие второе и третье место, а пилоты McLaren. В квалификации они выступили не слишком удачно, но в гонке их темп оказался куда выше, чем у конкурентов. На 13-м круге Прост опередил Мэнселла и вышел на третье место. Через четыре круга и Лауда обогнал Найджела, а перед этим – ещё и Уорика. На 17-м Прост оставил позади и де Анжелиса, после чего устремился в погоню за Тамбэ. Лауде на аналогичную задачу опять потребовалось лишь четыре круга.

Всего через пару кругов Прост догнал лидера. Атаковать его оказалось непросто – на прямых машина Renault по-прежнему была быстра. Тем не менее, обгон явно назревал, но на 28 круге Ален выехал за пределы трассы, и стало очевидным, что на его машине проблемы с суппортом левого переднего тормоза. Французу удалось добраться до боксов для замены шин, но операция заняла 41 секунду, и он вернулся только 11-м, позади Лаффита и Сенны.

Тамбэ уже не чувствовал острого прессинга и смог перевести дух, но ненадолго – к 30-му кругу Лауда оказался позади. Тамбэ умело оборонялся и быстро отрывался на прямых, так что круг за кругом сохранял лидерство, но настрой у Лауды был боевой – он наглядно продемонстрировал это при обгоне Лаффита на круг. Жак быстро пропустил Тамбэ, но Лауду не увидел и заблокировал траекторию. Ники не стал ждать или возмущаться – он тут же атаковал Жака по внешнему радиусу, выехав за пределы трассы!

Прост постепенно пробивался наверх. Он быстро обогнал Лаффита, Сенну, Арну и Фаби, после чего вновь догнал де Анжелиса – правда, уже в борьбе за шестое место. После нескольких кругов преследования француз вышел вперёд, затем отыграл ещё одну позицию благодаря пит-стопу Росберга – и был уже пятым.

Подиум Гран При Франции: Тамбэ, Лауда, Мэнселл

А Лауда к тому моменту уже возглавил гонку – на 41-м круге, воспользовавшись проблемами с тормозами у Тамбэ, австриец опередил его и умчался вперёд. Пилоту Renault ничего не оставалось, как ехать в боксы на свой пит-стоп. Он вернулся на трассу вторым, но проигрывая Лауде 35 секунд. Казалось бы, отличный запас, и Ники спокойно отправился на смену шин. Однако на пит-стопе возникла заминка, механики McLaren провозились более 17 секунд, так что вернулся на трассу Лауда снова вторым!

В это же время на 55-м круге произошла серьёзная авария – столкнулись Мэнселл, Уорик и отстававший на круг Марк Зурер на Arrows. Найджелу удалось продолжить движение, а Уорик и Зурер сошли – к тому же, Дерек не мог покинуть кокпит, так как ногу повредил кусок подвески его Renault. Чтобы помочь ему выбраться, маршалам потребовалось целых два круга, после чего англичанина отправили в медицинский центр.

На 58 круге Прост, поднявшийся было на четвёртое место, снова был вынужден отправиться в боксы – из-за сильных вибраций левое переднее колесо грозило соскочить со ступицы. Пит-стоп продолжался целую минуту, так что на трассу француз вернулся 10-м. Тем временем его напарник Лауда снова догнал Тамбэ, и на 62 круге провёл успешную атаку. В этот момент машины McLaren были намного быстрее Renault – Ники ехал на секунду быстрее Патрика.

Создав отрыв, Лауда сбросил скорость и уверенно довёл гонку до победы – второй в сезоне. Тамбэ финишировал вторым, Мэнселл – третьим, перед Арну, де Анжелисом и Росбергом. Прост так и не успел догнать финна до финиша и не смог заработать очки. Это значит, что в чемпионате у него появился новый преследователь – напарник по McLaren Ники Лауда, и хотя Ален всё ещё оставался впереди, битва обещала быть жаркой.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости