Мексика'89: Предварительный отбор

Айртон Сенна на Гран При Мексики 1989 года
Гонка #472: 28 мая 1989 года. Гран При Мексики. Мехико
Поул Айртон Сенна (McLaren MP4-5) - 1:17,786 (204,608 км/ч)
Лучший круг Найджел Мэнселл (Ferrari F1-89) - 1:20,420 (197,906 км/ч)
Победитель Айртон Сенна (McLaren MP4-5) - 1:35:21,431 (191,941 км/ч)

Первая эра турбомоторов в Формуле 1 завершилась в 1988-м – со следующего сезона все машины должны были оснащаться только атмосферными двигателями объёмом не более 3,5 литров. Главной причиной запрета турбонаддува называлась борьба за безопасность – мощность двигателей достигла умопомрачительных значений, но результат оказался весьма неожиданным.

Отказ от дорогих турбин, наряду с ростом популярности Формулы 1, сделал чемпионат очень привлекательным для команд и пилотов, и сезон 1989 года побил рекорды по числу участников. На некоторые Гран При заявлялись до 39 гонщиков, а всего за сезон попробовали свои силы на трассах 49 пилотов и 20 команд!

Выпускать на трассу такое количество машин, разумеется, никто не собирался – даже для квалификации их было слишком много, сессия превратилась бы в хаос. Чтобы отсеять наименее конкурентоспособных, проводилась специальная сессия – предквалификация. Участвовали в ней не все пилоты и команды, а лишь те, на счету которых были худшие результаты за последние шесть месяцев (или не было никаких).

Максимальное число участников предквалификации не ограничивалось, но обычно в 1989-м их было около десяти. Из них в следующую стадию, в квалификацию, попадали лишь четверо лучших, но участие в гонке им не гарантировалось – в квалификации отсеивались ещё четверо. В итоге на старт каждого Гран При выходили 26 машин, даже если заявлено было под 40.

Найджел Мэнселл (Ferrari) и Нельсон Пике (Lotus), 1989 год

Ярким примером применения этой схемы может служить четвёртый этап чемпионата 1989 года, Гран При Мексики. Несмотря на значительную удалённость от Европы, на автодром имени братьев Родригес приехали 20 команд и 39 пилотов. Тринадцати из них пришлось продемонстрировать свои навыки в предквалификации. В их число вошли гонщики Brabham, BMS Scuderia Italia, Onyx, EuroBrun, Osella, Rial, Zakspeed, AGS и Coloni.

Среди тех, кому в Мексике пришлось проходить через сито предварительной квалификации, были не только новички и аутсайдеры, но и достаточно известные пилоты – к примеру, за рулём одной из машин Onyx сидел Стефан Йохансон, а Brabham – Мартин Брандл. Кроме того, в числе тех, кто участвовал (безуспешно) в этой предварительной стадии, были такие известные в будущем пилоты, как Бертран Гашо, Никола Ларини, Агури Сузуки, а также будущий пятикратный чемпион DTM Бернд Шнайдер.

В итоге к участию в дальнейших сессиях в Мексике были допущены Брандл и Модена из Brabham, выступавший за BMS Scuderia Italia Алекс Каффи, а также Йохансон. Все они неплохо выступили и в квалификации: Каффи, Брандл и Йохансон заняли на стартовой решётке места с 19 по 21-е. Команда Йохансона Onyx, таким образом, впервые в своей истории пробилась на старт. Но главный сюрприз преподнёс Модена, пробившись на девятое место!

Айртон Сенна завоевал 33 поул за карьеру, повторив рекорд Джима Кларка. Вторым оказался Ален Прост – в 1989 году пилотам McLaren по-прежнему не было равных. Они же перед началом Гран При делили первое место в личном зачёте – на счету обоих пилотов было по 18 очков. Третье время показал пилот Ferrari Найджел Мэнселл – благодаря во многом неожиданной победе на первом этапе, он был ближайшим преследователем гонщиков McLaren в личном зачёте.

Айртон Сенна, Найджел Мэнселл, Герхард Бергер и Ален Прост ведут борьбу на Гран При Мексики 1989 года

Старт выиграл Сенна, на второе место вырвался Мэнселл. В конце первого круга машину Стефано Модены развернуло, и это привело к столкновению Оливье Груйяра, Алекса Каффи и Ивана Капелли. Появились красные флаги, гонку остановили, и спустя несколько минут её пришлось начинать заново.

Сенна вновь захватил лидерство, а Просту на этот раз удалось отстоять вторую позицию. Пару пилотов McLaren преследовали два гонщика Ferrari – Бергер и Мэнселл. На шестом круге Найджел опередил напарника, спустя ещё 10 кругов Бергер сошёл – возникла течь в гидравлике коробки передач. А после того, как на 19-м круге Прост отправился в боксы за новыми шинами, Мэнселл вышел на второе место.

Для британца всё складывалось неплохо, но на второй половине дистанции на его Ferrari возникли точно такие же проблемы, как и у напарника. Мэнселл сошёл, и на второе место поднялся Риккардо Патрезе на Williams. Итальянец и в первых Гран При сезона демонстрировал неплохую скорость, однако из-за ненадёжности машин и новых моторов Renault никак не мог преобразовать её в очки. На этот раз всё завершилось успешно – Риккардо увидел клетчатый флаг вторым, после Сенны. Третьим стал Микеле Альборето на Tyrrell – и для него, и для команды этот результат так и остался лучшим в сезоне.

Ален Прост финишировал пятым, пропустив ещё и Алессандро Наннини из Benetton. Шестое место занял Габриэле Тарквини. Это был первый результативный финиш итальянца в Формуле 1, и второй – для его команды AGS (Automobiles Gonfaronnaises Sportives). Больше ни пилот, ни команда в зачётную шестёрку не попадали, хотя выступали в чемпионате ещё несколько лет. Сегодня Тарквини известен в первую очередь как чемпион кузовных серий BTCC, ETCC и WTCC.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости