Гран При Индии

Гран При Индии

Гран При Индии: Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: первый ряд - Мониша Кальтенборн, Виджей Малья. Второй ряд - Жан Франсуа Кобе, Адам Парр, Франц Тост

Участники: Виджей Малья (Sahara Force India), Мониша Кальтенборн (Sauber), Жан Франсуа Кобе (Renault F1 Sport), Адам Парр (Williams), Франц Тост (Toro Rosso)

Вопрос: Вопрос ко всем – каковы первые впечатления от этой страны и местного автодрома? Франц, начнем с вас…
Франц Тост: Я приехал только вчера и не успел толком познакомиться с Индией, однако что касается трассы, первые впечатления самые положительные! Организаторы проделали фантастическую работу, конфигурация выглядит очень интересно. Длинные прямые, медленные и скоростные повороты – наши гонщики в восторге! Кроме того, здесь есть несколько мест для атаки.

Для Формулы 1 крайне важно то, что мы открываем для себя новые рынки вроде Индии, Китая, России, стран аравийского полуострова и Южной Америки. С ними связаны большие планы на будущее, именно там мы можем привлечь новых спонсоров. Спасибо Берни Экклстоуну – именно он ведет переговоры и привозит чемпионат в новые места.

Адам Парр: Согласен с Францем. Могу лишь добавить, что Индия была и остается многогранной страной. Нам приятно находиться здесь и представлять чемпионат мира. Спасибо организаторам за фантастический уик-энд и популяризацию Гран При среди местного населения – благодаря им нам был оказан весьма радушный прием.

Жан Франсуа Кобе: Для Renault Индия является одним из важнейших перспективных рынков наряду с Россией и Бразилией. На юге страны мы строим большой завод, для нас большая честь выступать здесь. Надеюсь, в этот уик-энд машина с нашим мотором финиширует первой!

Вопрос: Мониша, должно быть, вы разделяете общее восхищение?

Мониша Кальтенборн: Разумеется! Для начала хочу сказать, что я полностью согласна со словами Франца и Адама об этой трассе. Нас встретили очень приветливо, и я приятно удивлена тем, насколько качественно местные СМИ освещают события уик-энда. Они предоставляют зрителям максимально полную информацию о правилах, каких-то технических аспектах – это здорово! Лично мне прежде не доводилось наблюдать столь подробных репортажей. Кроме того, приятно, наконец, связать работу со своей родной страной – для меня этот домашний уик-энд совершенно особенный.

Вопрос: Виджей, вы наверняка гордитесь тем, что сегодня увидели?
Виджей Малья: Мое мнение уж точно не будет беспристрастным! Тридцать лет назад я проехал здесь за рулем Формулы, однако никогда не мог представить себе, что в один прекрасный день увижу национальный Гран При Формулы 1! Во время моего пребывания на посту главы индийской федерации мы на протяжении практически трех десятилетий развивали различные гоночные серии, и сегодня наша мечта, наконец, стала реальностью. Когда я приобрел команду Spyker и переименовал её в Force India, в этом был определенный смысл, поскольку мы хотели, в конечном итоге, увидеть Индию в расписании чемпионата. С 2008 года индийская команда выступает в Гран При, а теперь один из этапов состоится здесь, неподалеку от Дели – это фантастика!

Вопрос: Технический вопрос. Под занавес сезона резерв восьми моторов почти исчерпан, а сегодня мы увидели пару отказов. Как обстоят дела в ваших командах?
Франц Тост: Пока моторы Ferrari работают без нареканий – у нас не было ни единой поломки, и я надеюсь, так будет до конца сезона. Равно, как и с KERS.

Вопрос: Адам, а вас сегодня мотор подвел…
Адам Парр: У нас осталось еще два мотора, до конца сезона должно хватить. Да, в последних трех Гран При у нас были определенные проблемы с надежностью, и наши партнеры делают все возможное, чтобы исправить ситуацию.

Вопрос: Жан Франсуа, а вы, пожалуй, можете говорить от лица трех команд…

Жан Франсуа Кобе: Кажется, на три команды у нас остался один запасной мотор, но с точки зрения надежности в этом году мы выглядим неплохо – не думаю, что могут быть какие-то проблемы.

Мониша Кальтенборн: По сравнению с прошлым годом, в нынешнем сезоне с точки зрения моторов мы чувствуем себя намного увереннее. Надеюсь, ситуация не изменится, и у нас не будет никаких проблем с надежностью.

Вопрос: То есть, вы не предполагаете никаких сложностей?

Мониша Кальтенборн: Надеюсь, нет.

Виджей Малья: На домашней трассе Sahara Force India рассчитывает сделать заметный шаг вперед, поэтому для этой гонки мы постарались приберечь два свежих мотора.

Вопрос: А если говорить о последующих гонках?

Виджей Малья: Там тоже всё будет в порядке.

Вопрос: Франц, ваша команда неплохо провела прошлые гонки, можно ли считать это намеком на хорошую форму в следующем сезоне?
Франц Тост: Надеюсь. Сейчас машина едет действительно неплохо, команда добилась существенного прогресса. В Сузуке мы опробовали некоторые новинки, а если судить по сегодняшним результатам, в квалификации мы можем претендовать на позиции в районе первой десятки, чтобы потом иметь шанс заработать очки в гонке. Пока всё идет по плану, а что касается следующего сезона – да, мы уже работаем над новой машиной, а основные компоненты планируем опробовать в рамках молодежных тестов в Абу Даби.

Вопрос: Адам, перед вами стоит задача сформировать новую техническую команду. Как продвигается эта работа?
Адам Парр: Новая техническая команда состоит из Майка Кофлэна, пришедшего к нам в июне, главы отдела аэродинамики Джейсона Сомервилля, подписавшего контракт в августе, и главного гоночного инженера Марка Гиллана. Их появление в нашем коллективе позволит Williams добиться прогресса.

Это очень опытные специалисты в области аэродинамики – особенно если говорить о Джейсоне и Марке, которые вместе работали на должностях директора и заместителя директора в аэродинамическом подразделении Toyota и прекрасно понимают, как должна вести себя машина на трассе и в аэродинамической трубе. Они уже непосредственно влияют на производственный процесс, сотрудники видят позитивные перемены и четкую организацию работы – в общем, эффект позитивный.

По мнению Майка, Джейсона и Марка, наше оборудование и ресурсы позволяют добиться гораздо лучших результатов, чем сейчас. Да, есть направления, в которые нужно инвестировать – мы сделаем это при первой возможности и рассчитываем на серьёзный прогресс в следующем году.

Вопрос: Жан Франсуа, сегодня мы наблюдали пару отказов двигателей – правда, должен сказать, речь шла не о ваших моторах. Расскажите, чем так сложна эта трасса – не в ней ли самой причина сегодняшних неполадок?
Жан Франсуа Кобе: Не думаю, что дело в трассе. Причина – в концовке сезона, команды пытаются использовать нестандартные подходы в преддверии следующего года.

Вопрос: Но есть ли какие-то специфические характеристики, за счет которых эта трасса особенно сложна для моторов?
Жан Франсуа Кобе: Не думаю, что здесь есть какие-то технические сложности – в Монце или Спа моторам приходится намного труднее.

Вопрос: Мониша, перед этой гонкой Sauber подписала соглашение с одной крупной индийской компанией. Насколько сложно было заполучить нового спонсора? Это входило в планы команды перед Гран При Индии?
Мониша Кальтенборн: Как любая другая команда, мы хотели привлечь индийских спонсоров. Странно, что их до сих пор так мало в Формуле 1, хотя финансовые возможности национальных компаний более, чем широки. Мы приложили немало усилий и в итоге подписали соглашение с одним из крупнейших индийских брендов Amul. Нужно продолжать в том же духе, а гоночный уик-энд – лучшая возможность представить себя и показать потенциальным спонсорам, что такое Формула 1.

Вопрос: Виджей, за последнее время в Force India произошли значительные перемены – не могли бы рассказать об этом подробнее?
Виджей Малья: Мы активно работали над скоростью машины и смогли привлечь важного партнера в лице Sahara Group. Эта компания поддерживает различные виды спорта, в том числе национальную сборную по крикету – мы начали переговоры, и они согласились инвестировать в нашу команду 100 миллионов долларов в обмен на 42,5% акций без каких-либо изменений в её руководящем составе. Команда отныне называется Sahara Force India, шасси остается прежним, я занимаю пост руководителя, однако с дополнительным финансированием наши возможности значительно увеличатся. Но главное – приход одного серьезного спонсора подвигнет остальных сделать то же самое.

Вопрос: Здесь вы объявили итоги своей гоночной программы «Один из миллиарда»…

Виджей Малья: Индийские журналисты постоянно спрашивали меня о том, собираюсь ли я посадить в кокпит местного гонщика, и я отвечал: «Что ж, мы найдем одного». Пару лет назад я сказал, что среди 1,2 миллиардов жителей должен быть ещё один Льюис Хэмилтон, мы запустили национальную программу отбора, провели несколько картинговых состязаний по всей стране и в итоге выбрали десять наиболее талантливых ребятишек. Мы отправили их на стажировку в Сильверстоун и Милтон-Кинс, а вчера объявили имена трех финалистов, каждому из которых оплатим дальнейшее обучение и прохождение всех дополнительных тренингов. Сейчас им нет и четырнадцати – можно надеяться, что через пять-шесть лет Индия получит своего гонщика Формулы 1.

Вопросы с мест

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Адам, пять миллионов жителей Финляндии горят желанием узнать, есть ли хоть какой-нибудь шанс увидеть Кими Райкконена в кокпите Williams в следующем году?
Адам Парр: Боюсь, на этот вопрос у меня только один ответ – сейчас за Williams выступают Пастор Мальдонадо и Рубенс Баррикелло, а если эта ситуация изменится, мы сделаем заявление.

Вопрос: (Убальд Паркар – F1 Pulse) Жан Франсуа, вы сказали, что Индия является стратегическим рынком для Renault. Не могли бы вы пояснить, как Renault собирается укрепить здесь свои позиции, ведь Red Bull Racing ассоциируется с Infinity, Lotus Renault - в большей степени с Lotus, а другая команда Lotus пока не заработала ни одного очка…
Жан Франсуа Кобе: Мы – поставщики моторов, команды называются Red Bull Renault, Lotus Renault, Team Lotus Renault. Мы продвигаем собственный бренд за счет сотрудничества с брендом Red Bull, и, по сути, работаем в двух областях: технической с Renault и маркетинговой с Infinity.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Вопрос к представителям команд. Некоторое время назад активно муссировались слухи, что некоторые команды не соблюдают Соглашение об ограничении ресурсов и этот документ может быть признан несостоятельным. Ваши команды относятся к «середнякам» пелотона – как может отразиться на них отмена Соглашения?
Франц Тост: Расходы Toro Rosso и численность её сотрудников намного меньше цифр, предписанных Соглашением, поэтому описанная вами ситуация не имеет к нам отношения. Однако, команды должны вместе найти способ снижения затрат на участие, и Соглашение об ограничении ресурсов – достойное начало. За последние годы ведущие команды значительно урезали свои бюджеты, а чем все это закончится – мне трудно сказать. Лично мы будем придерживаться принятых ограничений.

Адам Парр: Во-первых, нет никаких доказательств того, что кто-либо из команд нарушал Соглашение. Слухи – да, появлялись, но подтверждений не было, а мы должны доверять своим коллегам. Во-вторых, все в Формуле 1 желают снизить затраты – вчера я беседовал с Кристианом Хорнером, Стефано Доменикали, они придерживаются таких же взглядов. Вопрос лишь в том, какой способ оптимален – думаю, большинство команд, вне зависимости от своих частных перспектив, согласится с тем, что мы можем работать эффективнее. Какие-то разночтения неудивительны: процесс снижения расходов запущен недавно, контролировать его непросто, и в такой ситуации нам важно собраться вместе – скажем, в Абу Даби – и выработать необходимое решение. Главное – нет никаких разногласий по поводу необходимости подобных перемен.

Мониша Кальтенборн: Нет никаких доказательств, что кто-то нарушает условия Соглашения. Как уже было сказано, данный документ – важный и разумный шаг. Все понимают, что в нынешних условиях это единственно возможный вариант, а на выработку решения потребуется время. Когда в чемпионате столько конкурентоспособных команд, появляются различные точки зрения, а это естественная почва для дискуссии. Споры вполне объяснимы, но я не сомневаюсь, что проблема в итоге будет решена.

Виджей Малья: Адам хорошо описал ситуацию, я позволю себе продолжить его мысль. Согласен, нет оснований считать, что кто-то выходит за рамки Соглашения, равно как нет никаких намеков на раскол FOTA. Все команды – от лидеров до новичков – желают разумно тратить свои деньги, и если найдется способ повысить эффективность нашей работы и снизить издержки, мы с радостью поддержим его. Мы в Force India четко придерживаемся установленных рамок.

Вопрос: (Шридхар Потдар – Sakaal Media House) Господин Малья, купив команду Spyker вы заявили, что не стремитесь стать лучшими среди остальных. Как вам известно, в Формуле 1 есть две команды, постоянно соперничающие за звание быстрейшей, и остальные, оспаривающие места с третьего до последнего. В первый год ваша команда набиралась опыта, а затем начала постепенно отыгрывать позиции. Вам не кажется, что страсть к гонкам, пожалуй, главная сила Force India?
Виджей Малья: Я приобрел команду в конце 2007 года, но в 2008-м мы, по сути, были наблюдателями, поскольку бывшая Spyker, пусть и переименованная в Force India, продолжала работать по старым принципам. Потом мы произвели кое-какие преобразования и обозначили трехлетний план развития, которому неотступно следуем. Наш прогресс целиком и полностью объясняется усилиями сотрудников, вложивших в команду все свои силы, и мне приятно осознавать, что нам удалось выполнить все задачи, которые мы перед собой ставили.

Вопрос: (Панагиотис Сейтанидис – Alpha TV) Господин Малья, вы сказали, что визит Формулы 1 в Индию можно назвать сбывшейся мечтой. Насколько приятно не только увидеть потрясающую трассу, но и услышать позитивные отзывы от гонщиков и команд?
Виджей Малья: Вокруг проекта ходило немало слухов, многие сомневались в его перспективах, однако мы доказали ошибочность таких предположений. Вчера я проехал по трассе, поговорил с гонщиками – им действительно понравилась конфигурация! Это целостный, завершенный образ. Будучи членом Всемирного совета по автоспорту, я читал отчет Чарли Уайтинга, инспектировавшего автодром со стороны FIA, и мне было приятно видеть столь лестную оценку. Строители успели вовремя, этап начался – это действительно похоже на осуществление мечты!

Вопрос: (Мэтт Юсон – Matt Youson & Associates) Виджей, помимо этапа Формулы 1 в Индии пройдет общее собрание FIA и церемония награждения по итогам года. Как это повлияет на потенциал индийского автоспорта?
Виджей Малья: На заседании Всемирного совета по автоспорту я предложил провести здесь общее собрание FIA и церемонию награждения по итогам года, Совет поддержал мою инициативу, Министерство туризма Индии предоставило всестороннее содействие – в итоге нас ждут несколько важных событий с интервалом всего в несколько месяцев!

Национальный Гран При, собрание FIA и церемония награждения, на которой будут вручены чемпионские кубки – в том числе Себастьяну Феттелю и Red Bull Racing – вне всяких сомнений будут способствовать дальнейшему развитию автоспорта в Индии. Мы молодая активная нация, у нас много талантливой молодежи, а эта гонка – Адам уже говорил о популяризации Формулы 1 в местных СМИ – позволит нам прочно закрепиться в календаре и обеспечить чемпионату солидную зрительскую аудиторию.

Вопрос: (Картикей Мехрота – Bloomberg News) Господин Малья, рассчитываете ли вы, что правительство поможет компенсировать расходы, связанные с организацией Гран При? Вы уже говорили о содействии со стороны министерства туризма…
Виджей Малья: Министерство туризма содействует проведению собрания FIA и церемонии награждения нефинансовыми методами. В нашей стране, где огромное количество людей живет за чертой бедности, было бы, по меньшей мере, наглостью прийти к чиновникам с требованием субсидировать затраты на гонку. Инициатива постройки автодрома полностью принадлежит Jaypee Group, они инвестировали немало средств и реализовали проект без привлечения каких-либо правительственных грантов.

Вопрос: (Франсуа Трембле – Pole Position, Canada) Многим болельщикам по всему миру не нравится, что за титул все время сражаются одни и те же команды. Можно ли каким-то образом повысить конкурентоспособность менее обеспеченных команд? Скажем, чем ниже ты финишируешь, тем больше частных тестов можешь провести…
Франц Тост: Не думаю, что разрешение проводить больше тестов позволит середнякам или командам из последних рядов пелотона опередить лидеров. Успех всегда обусловлен сочетанием факторов. Взгляните на Red Bull Racing – у них потрясающая команда инженеров во главе с Эдрианом Ньюи и фантастические гонщики, весь этот коллектив работает, как единое целое, однако для подобного эффекта им потребовалось, по меньшей мере, несколько лет.

Нельзя просто предоставить аутсайдеру больше возможностей для тестов и полагать, что он вдруг обгонит лидеров. Конкурентоспособность команды всегда имеет несколько причин, и если за титул все время сражаются одни и те же участники, значит, они смогли собрать всё воедино. На это тоже требуется время, да и в конце концов, всегда найдется команда, у которой будет лучшая инфраструктура, лучшие инженеры и лучшие гонщики.

Вспомните, ведь до господства Red Bull Racing была эра Ferrari, McLaren, Williams. В этом году мы наблюдали немало интересных гонок, и пусть Себастьян Феттель и его команда досрочно завоевали титул, борьба на трассе всякий раз получалась невероятно захватывающей. Думаю, как раз это хотят видеть болельщики – атаки и обгоны, а финансовый вопрос их волнует в последнюю очередь.

Адам Парр: Никто не рассчитывает на какие-либо послабления на трассе – было бы странным ожидать чего-то подобного. Но над чем действительно нужно задуматься, так это над инфраструктурой вне автодромов, в частности - экономикой. Лично я не считаю, что кому-то необходимы дополнительные льготы, если в спорте действует четкий механизм контроля над бюджетами команд.

Жан Франсуа Кобе: Поскольку регламент на двигатели «заморожен», надежность моторов находится на примерно одинаковом уровне, а в следующем сезоне выдувные диффузоры попадут под запрет, нам лучше дождаться 2014 года, когда вступят в силу новые правила. Участникам придется проявить немалую сообразительность – не исключено, что мы увидим совершенно иную Формулу 1, и отрывы будут совсем не такими, как сейчас.

Мониша Кальтенборн: Подобные меры вроде дополнительных тестов лишь навредят спорту. Если говорить о нашей команде, мы знаем свои сильные стороны и подчас можем работать эффективнее лидеров. Нужно использовать свои преимущества, внимательно следить, за счет чего планируется снижать расходы, дождаться своего шанса и затем его не упустить.

Виджей Малья: Я помню, как Toro Rosso выиграла гонку в Монце – тогда мы считали её таким же аутсайдером, а на деле всё получилось иначе. В спорте бывает всякое, но я соглашусь с Францем: для успеха нужно собрать всё воедино – технические компетенции, сплоченный коллектив и талантливых гонщиков. Дело не в деньгах – за них не купишь скорость. Если взглянуть на историю различных команд, их позиции в прошлом и результаты в настоящем, фактор непредсказуемости спорта становится очевидным. Впрочем, что касается Sahara Force India, мы намерены и впредь двигаться к верхушке пелотона и не собираемся останавливаться на достигнутом.

Вопрос: (Дитер Ренкен – The Citizen) Виджей, совсем недавно пакет акций команды распределился следующим образом: 42,5% принадлежит Sahara Group, 42,5% вам лично и 15% - датской стороне. Вы говорите о команде как о Sahara Force India, и на этой неделе ваша пресс-служба разослала пресс-релиз с просьбой называть ее именно так, а не иначе. Вы обращались в FOM с запросом об официальной смене названия? Насколько мне известно, в ближайшее время должно состояться соответствующее заседание Комиссии по Формуле 1. Поясните, какой статус имеет Sahara в названии команды?
Виджей Малья: Запроса нет, поскольку название шасси осталось прежним. Это как Vodafone McLaren Mercedes – мы не поменяли собственника, не поменяли шасси, так что нам не нужно чье-либо одобрение. Но, разумеется, мы уведомили FOM, и там согласились с нашими доводами.

Вопрос: (Атул Патерия – Dainik Jagran) Господин Малья, накануне дебютного Гран При британская The Independent назвала Индию "странным местом" для проведения этапа, ведь почти 30% населения живут менее, чем на один фунт в день...
Виджей Малья: В каждой стране есть богатые и бедные. Да, у нас немало малоимущих, однако это не означает, что Индия – отсталое государство. Наша экономика демонстрирует стабильный рост, правительство делает всё, чтобы помочь беднейшим слоям населения, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В середине 90-х мы приняли решение интегрироваться в мировую экономику и отойти от принципов тотального государственного планирования и контроля – нужно продолжать эту политику. Мы приняли Игры Содружества, теперь проводим этап Формулы 1 – в будущем в Индии пройдёт немало мероприятий всемирного масштаба, поскольку мы уже во многом являемся экономикой мирового уровня. Конечно, у нас тоже есть серьезные проблемы, но мы делаем все, чтобы их решить.

Адам Парр: Почему-то принято считать – и в этом есть, в том числе, вина газеты The Independent – что Формула 1 – это элитный вид спорта. На самом деле, любой международный вид спорта, в котором атлеты и команды должны выступать на самом высоком уровне, можно назвать элитным, но разве что в этом смысле данный эпитет применим для Формулы 1. Взгляните на людей в паддоке: практически все вышли из среднего класса, каждый привык много работать, если сравнить наши доходы – Виджей, не возражаешь? – с зарплатой игроков Индийской крикетной премьер-лиги или английской футбольной премьер-лиги, распределение будет выглядеть более демократичным. Поэтому в преддверии дебютного Гран При Индии важно еще раз подчеркнуть: Формула 1 – не элитный вид спорта, это мировой спорт, в котором участвуют тысячи людей, за которым наблюдают более шестисот миллионов болельщиков.

Вопрос: (С.С. ШриКума – The New Indian Express, Bangalore) Господин Малья, на какие результаты в предстоящей гонке вы рассчитываете?
Виджей Малья: В домашней гонке мы хотим добиться максимально возможного результата, так что придется сработать как минимум на 100%, а то и на 110%.

Вопрос: (С.С. ШриКума – The New Indian Express, Bangalore) Расписание чемпионата пополняется новыми этапами. Какое количество гонок, по-вашему, можно считать оптимальным?
Адам Парр: Франц точно скажет – по одной гонке в день!

Франц Тост: Зачем же? В году пятьдесят две недели – значит, можно устроить двадцать шесть гонок, в каждый второй уик-энд! На самом деле, двадцать Гран При вполне достаточно, данной цифры и стоит придерживаться.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости