Сан-Марино'90: Моторы Subaru

Риккардо Патрезе на подиуме Гран При Сан-Марино'90
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 13 мая 1990 года Место: Имола (Гран При Сан-Марино)

Фабула

Гонка получилась богатой на перестановки среди лидеров. С первого ряда стартовали два пилота McLaren, и поначалу вперед вышел Герхард Бергер. Но ошибка австрийца с переключением передач отбросила его на третье место – позади собственного напарника Айртона Сенны и гонщика Williams Тьерри Бутсена. Впрочем, оба достаточно быстро сошли – Волшебник вылетел из-за камня, повредившего колесный диск, а у бельгийца сгорел мотор.

Так Герхард Бергер вернулся в лидеры, но к середине гонки на него здорово насел Найджел Мэнселл из Ferrari. Отчаянный британец попробовал атаковать в связке Tamburello-Villeneuve, но зацепил колесами обочину и потерял контроль над машиной. Биг Найдж продолжил движение, но попавшие в воздухозаборник песок и камешки «приговорили» мотор.

Однако и Бергеру победить не удалось. Из-за технических проблем он вынужден был cбросить скорость и пропустить вперед Риккардо Патрезе – для гонщика Williams этот успех стал первым с 1983 года! К тому же, отличиться итальянец смог на родной земле.

Памятные моменты

Еще один итальянский пилот – выступавший за Minardi Пьерлуиджи Мартини – показал в пятничной квалификации отличный девятый результат, но после этого угодил в серьезную аварию в повороте Acque Minerale. У машины треснул монокок, а гонщик повредил ступню и прекратил на этом участие в уик-энде.

Tyrrell 019

Команда Tyrrell представила новую модель 019 конструкции Харви Постлтуэйта с революционным «вздернутым носом». В течение нескольких лет эту схему переняли все без исключения конструкторы чемпионата мира. В Имоле, правда, пилот Tyrrell Сатору Накаждима уже на старте стал участником столкновения, после которого у его автомобиля оторвало двигатель.

Фокус: Subaru (моторы)

Карло Кити. Мотор Subaru 1235 3.5 B12

В рассказанной нами недавно истории про Энцо Колони и его команду есть один эпизод, который заслуживает более детального рассмотрения. Относится он к событиям 1989-90 годов. Тогда, глядя на земляков из Хонды и Ямахи, двигатели для Формулы 1 решила производить и компания Subaru. Причем не какие-нибудь, а 12-цилиндровые «оппозитники»! В 70-е такие с успехом использована команда Ferrari, но с тех пор все давно перешли на V-образные моторы. Однако именно «оппозит» ставился на все дорожные Subaru, потому данный вопрос обсуждению не подлежал.

В качестве дочернего ателье японцы избрали итальянскую компанию Motori Moderni, которая в середине 80-х поставляла тяжелые и ненадежные турбо-движки команде Minardi. Глава этого предприятия Карло Кити давным-давно проектировал технику для самого Энцо Феррари, но в последнее время его творческий гений явно буксовал.
И тем не менее, гигантский мотор «1235» был построен. Он оказался широким, не слишком мощным и невероятно тяжелым. Джанкарло Минарди после первых же пробных тестов решительно заявил, что на его машинах он стоять не будет. И именно тут на сцене и появился Энцо Колони. Как известно, за столом переговоров он умел творить настоящие чудеса. Так случилось и на этот раз.

Компания Fuji Heavy Industries (владелец Subaru), объявила о покупке 51% акций команды Coloni, сам Энцо занял пост вице-босса, но фактически остался руководителем предприятия. Ну а его славный коллектив в первый и единственный раз получил статус заводского.

Всю зиму механики в Перудже пытались впихнуть 60-клапанное детище Кити в шасси С3. То, что вышло в итоге, более всего напоминало танк – широкая и низкая машина впервые была полностью собрана лишь за день до начала дебютного этапа сезона-90 в американском Финиксе и – как гласит легенда – обкатана на парковке супермаркета неподалеку.

Бертран Гашо. Гран При Сан-Марино'90. Subaru Coloni

Однако пройти в нормальном темпе хоть один быстрый круг единственному пилоту Coloni-Subaru Бертрану Гашо так и не удалось, и он оказался за бортом уже после предквалификации в пятницу утром. Потом история повторилась снова. И снова. И еще трижды. Причем в лучшие дни зелено-бело-красная машина уступала результатам лидеров по 10-12 секунд, а бывало – что и по несколько минут! В Имоле бельгиец выжал из тяжелого и практически неуправляемого автомобиля все, на что был способен, показав в предквалификации пятый результат. Но в следующий раунд, к сожалению, допускали только четверых лучших.

Уже в начале лета, видя, как складывается судьба их проекта, в Subaru поспешили без лишнего шума передать команду обратно в собственность Энцо Колони и стремительно ретироваться в сторону первенства WRC. Ну а удивительный мотор «1235» так и остался одним из курьезов Формулы 1.

Цифры

Кроме Subaru в истории Формулы 1 было четыре мотора, ни разу не прошедших квалификацию, причем в некоторых случаях речь идёт не об уникальном моторе, а о перемаркировке двигателя под конкретную задачу…

Моторы, не прошедшие квалификацию...

Мотор Команда Год Гран При
Life F35 3.5 W12 Life Racing Engines 1990 12
Subaru 1235 3.5 B1 Subaru Coloni Racing 1990 8
De Tomaso 1.5 B8 Scuderia de Tomaso 1962 1
BPM Piero Dusio 1952 1
Milano 'Speluzzi' 1.5 L4C Scuderia Milano 1950 1

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости